ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110(2)/13 от 30.04.2013 Аркадакского районного суда (Саратовская область)

Дело №2-110(2)/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Киреевой В.В.,

при секретаре Кузине А.В.,

с участием: заместителя прокурора Турковского района Кривошеева Д.Д.,

представителей ответчиков - администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Чернавского муниципальных образований - глав администраций ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам заместителя прокурора Турковского района в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности на администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований Турковского муниципального района о возложении обязанности по определению места под размещение мусора и бытовых отходов,

установил:

01 апреля 2013 года заместитель прокурора Турковского района в интересах неопределённого круга лиц - жителей Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с исковым заявлением, в котором просит возложить на них обязанность в срок до 31 декабря 2013 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах на территории муниципальных образований в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, определить места под размещение мусора и бытовых отходов и обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

В обоснование своих требований заместитель прокурора указал, что прокуратурой Турковского района в марте 2013 года была проведена проверка исполнения законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения. В частности: вывоз мусора и бытовых отходов производится жителями указанных муниципальных образований самостоятельно, места под размещение бытовых отходов до настоящего момента не определены, схемы расположения контейнеров по сбору ТБО и мусора от населения не разработаны, договора со специализированной организацией на предоставление услуг по вывозу мусора не заключены.

В судебном заседании заместитель прокурора Кривошеев Д.Д. отказался от части требований, указанных в исковом заявлении, а именно: возложить на администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований Турковского муниципального района обязанность в срок до 31 декабря 2013 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах на территории Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиям и обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, уточнив их, просил суд обязать ответчиков в срок до 31 декабря 2013 года определить места под размещение мусора и бытовых отходов для обеспечения их сбора и вывоза.

Судом отказ заместителя прокурора от части иска принят, и вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части требований.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, заместитель прокурора пояснил, что прокуратурой Турковского района на протяжении 2011-2012 года принимались неоднократные меры прокурорского реагирования, в адрес органов местного самоуправления вносились представления об устранении нарушений законодательства в части исполнения законодательства по организации и вывоза мусора. Однако до настоящего времени органы местного самоуправления указанные нарушения не устранили. Места под размещение мусора и бытовых отходов так и не определены, а имеющиеся на территории указанных муниципальных образований свалки должным образом не оформлены: отвод земельного участка под них не оформлен, разрешения на размещение отходов на свалках отсутствуют, утилизация и переработка бытовых отходов не производится. Сложившаяся ситуация ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории указанных муниципальных образований, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации Студеновского муниципального образования Турковского муниципального района не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном заявлении указал, что заявленные требования заместителя прокурора Турковского района признает в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчиков - главы администраций Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Чернавского муниципальных образований ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7 требования прокурора признали и пояснили, что органы местного самоуправления осуществляют действия, направленные на устранение нарушений, выразившихся в отсутствии мест под размещение мусора и бытовых отходов. Однако в настоящий момент бюджеты муниципальных поселений не обладают достаточными средствами, которые позволили бы надлежащим образом оформить (произвести отвод земельного участка, получить разрешение на размещение отходов) и привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями места под размещение мусора и бытовых отходов. В связи с чем, в настоящий момент вывоз мусора и бытовых отходов производится населением муниципальных образований самостоятельно и за счет собственных средств.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерально­го закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Исходя из содержания ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потреб­ления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоро­нению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ор­ганизацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), опре­деляется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитар­ным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно п. 18 ч.1 ст.3 Уставов Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований к вопросам местного значения поселений относится и определение места под размещение мусора и бытовых отходов для их сбора и вывоза.

Таким образом, действующее за­конодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.3 - 2.1.5 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитар­ные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88) объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и мик­рорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предпри­ятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

На территории домовладений должны быть вы­делены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транс­порта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно ограж­денной зелеными насаждениями.

Для определения числа устанавливае­мых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующего­ся мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наи­большего их образования. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.

В судебном заседании установлено, что администрациями Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований указанные требования не выполняются надлежащим образом. Муниципальные образования не имеют контейнеров для сбора мусора, на территории указанных муниципальных образований схемы расположения контейнеров по сбору ТБО и мусора не разработаны, а договоры со специализированными организациями на предоставление услуг по вывозу мусора не заключены. Сбор и вывоз бытовых отходов осуществля­ется силами и за счет собственных средств населения муниципальных образований, что подтверждается как объяснениями глав муниципальных образований в судебном заседании, так и письменными сообщениями администраций данных муниципальных образований. В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что сложившаяся ситуация возникла в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципальных образований.

Вместе с тем суд не может признать состоятельными доводы представителей ответчиков об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципальных образований, поскольку возложенная на органы местного самоуправления обязанность по организации и вывозу мусора, не должна ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования местного бюджета.

Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что исковое заявление заместителя прокурора законно и обосновано, его доводы подтверждены в суде доказательствами, и поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Турковского района в интересах неопределённого круга лиц - жителей Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований о о возложении обязанности на администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований в части определения мест под размещение мусора и бытовых отходов удовлетворить.

Обязать администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований Турковского муниципального района Саратовской области в срок до 31 декабря 2013 года в населенных пунктах на территории данных муниципальных образований определить места под размещение мусора и бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими тре­бованиями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд.

Председательствующий: В.В. Киреева