Дело №2-110(2)/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аркадакский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Киреевой В.В.,
при секретаре Кузине А.В.,
с участием: заместителя прокурора Турковского района Кривошеева Д.Д.,
представителей ответчиков - администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Чернавского муниципальных образований - глав администраций ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам заместителя прокурора Турковского района в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности на администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований Турковского муниципального района о возложении обязанности по определению места под размещение мусора и бытовых отходов,
установил:
01 апреля 2013 года заместитель прокурора Турковского района в интересах неопределённого круга лиц - жителей Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с исковым заявлением, в котором просит возложить на них обязанность в срок до 31 декабря 2013 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах на территории муниципальных образований в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, определить места под размещение мусора и бытовых отходов и обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В обоснование своих требований заместитель прокурора указал, что прокуратурой Турковского района в марте 2013 года была проведена проверка исполнения законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения. В частности: вывоз мусора и бытовых отходов производится жителями указанных муниципальных образований самостоятельно, места под размещение бытовых отходов до настоящего момента не определены, схемы расположения контейнеров по сбору ТБО и мусора от населения не разработаны, договора со специализированной организацией на предоставление услуг по вывозу мусора не заключены.
В судебном заседании заместитель прокурора Кривошеев Д.Д. отказался от части требований, указанных в исковом заявлении, а именно: возложить на администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований Турковского муниципального района обязанность в срок до 31 декабря 2013 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах на территории Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиям и обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, уточнив их, просил суд обязать ответчиков в срок до 31 декабря 2013 года определить места под размещение мусора и бытовых отходов для обеспечения их сбора и вывоза.
Судом отказ заместителя прокурора от части иска принят, и вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части требований.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, заместитель прокурора пояснил, что прокуратурой Турковского района на протяжении 2011-2012 года принимались неоднократные меры прокурорского реагирования, в адрес органов местного самоуправления вносились представления об устранении нарушений законодательства в части исполнения законодательства по организации и вывоза мусора. Однако до настоящего времени органы местного самоуправления указанные нарушения не устранили. Места под размещение мусора и бытовых отходов так и не определены, а имеющиеся на территории указанных муниципальных образований свалки должным образом не оформлены: отвод земельного участка под них не оформлен, разрешения на размещение отходов на свалках отсутствуют, утилизация и переработка бытовых отходов не производится. Сложившаяся ситуация ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории указанных муниципальных образований, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Студеновского муниципального образования Турковского муниципального района не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном заявлении указал, что заявленные требования заместителя прокурора Турковского района признает в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчиков - главы администраций Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Чернавского муниципальных образований ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7 требования прокурора признали и пояснили, что органы местного самоуправления осуществляют действия, направленные на устранение нарушений, выразившихся в отсутствии мест под размещение мусора и бытовых отходов. Однако в настоящий момент бюджеты муниципальных поселений не обладают достаточными средствами, которые позволили бы надлежащим образом оформить (произвести отвод земельного участка, получить разрешение на размещение отходов) и привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями места под размещение мусора и бытовых отходов. В связи с чем, в настоящий момент вывоз мусора и бытовых отходов производится населением муниципальных образований самостоятельно и за счет собственных средств.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Исходя из содержания ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно п. 18 ч.1 ст.3 Уставов Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований к вопросам местного значения поселений относится и определение места под размещение мусора и бытовых отходов для их сбора и вывоза.
Таким образом, действующее законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.3 - 2.1.5 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88) объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
В судебном заседании установлено, что администрациями Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований указанные требования не выполняются надлежащим образом. Муниципальные образования не имеют контейнеров для сбора мусора, на территории указанных муниципальных образований схемы расположения контейнеров по сбору ТБО и мусора не разработаны, а договоры со специализированными организациями на предоставление услуг по вывозу мусора не заключены. Сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется силами и за счет собственных средств населения муниципальных образований, что подтверждается как объяснениями глав муниципальных образований в судебном заседании, так и письменными сообщениями администраций данных муниципальных образований. В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что сложившаяся ситуация возникла в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципальных образований.
Вместе с тем суд не может признать состоятельными доводы представителей ответчиков об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципальных образований, поскольку возложенная на органы местного самоуправления обязанность по организации и вывозу мусора, не должна ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования местного бюджета.
Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что исковое заявление заместителя прокурора законно и обосновано, его доводы подтверждены в суде доказательствами, и поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Турковского района в интересах неопределённого круга лиц - жителей Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований о о возложении обязанности на администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований в части определения мест под размещение мусора и бытовых отходов удовлетворить.
Обязать администрации Бороно-Михайловского, Рязанского, Перевесинского, Студеновского, Чернавского муниципальных образований Турковского муниципального района Саратовской области в срок до 31 декабря 2013 года в населенных пунктах на территории данных муниципальных образований определить места под размещение мусора и бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд.
Председательствующий: В.В. Киреева