ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1100/20 от 10.09.2020 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2-1100/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 года Томский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Точилина Е.С.

при секретаре Кулманаковой К.С.,

помощник судьи Кованцева А.С.,

с участием:

представителя ответчика ФИО1 ФИО2,

представителя третьего лица

Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО1, Администрации муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области о признании недействительным договора аренды, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании объекта недвижимости самовольной постройкой, возложении обязанности снести объект и освободить земельный участок, внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости,

установил:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Томский районный суд Томской области с иском к ФИО1, Администрации муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области, в котором просило признать недействительным договор аренды земельного участка от (дата) (в редакции соглашения от (дата)) земельного участка с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства, площадь <данные изъяты> истребовать из незаконного владения муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области и ФИО1 в пользу истца земельный участок кадастровый , площадью <данные изъяты>, место расположения земельного участка: <адрес> полностью входящий в состав земельного участка лесного фонда урочище «Вершининское», Богашевского сельского участкового лесничества Томского лесничества Томской области в части выдела 45 квартала 25, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

Признать объект недвижимости с кадастровым самовольной постройкой и обязать ФИО1 снести данный объект и освободить спорный земельный участок; указать, что решение суда являет основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым к землям лесного фонда, а также о погашении записи о правах аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым

В обоснование требований указало, что (дата) между Администрацией муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области и ФИО, был заключен договор аренды земельного участка от (дата), с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства, площадь <данные изъяты>. Срок аренды участка с (дата) по (дата). Соглашением о перемене стороны в договоре аренды земельного участка от (дата) произведена замена арендатора на ФИО1 Истец, полагает, что земельный участок с кадастровым номером находится в незаконном пользовании ФИО1, так как был незаконно предоставлен Администрацией муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области в аренду ответчику. По мнению Федерального агентства лесного хозяйства, подписанный договор между указанными лицами является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку спорный земельный участок частично пересекается с землями лесного фонда. В результате графического совмещения материалов лесоустройства со спорным земельным участком было выявлено, что границы указанного земельного участка полностью пересекаются с землями лесного фонда Томского лесничества Богашевского участкового лесничества урочище «Вершининское» квартал , часть выдела 45. Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра, таксационное описание, карта-схема лесничества, свидетельство о государственной регистрации права. Факт наложения границ оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда подтверждается заключением ФГБУ «Рослесинфорг» . Постановка на кадастровый учет спорного земельного участка была произведена в нарушение статей 39, 45, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН, на спорном земельном участке располагается объект, имеющий кадастровый , который является самовольной постройкой.

Истец Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Ответчик Администрация муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Ответчик ФИО1 надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков, третьего лица, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 – ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что постройка, которую просит снести истец, отсутствует. Указала, что с момента принятия поселением Генерального плана начал течь срок исковой давности, поэтому на настоящий момент он пропущен. Обратила внимание на то, что первоначально право на земельный участок возникло до (дата), поэтому приоритет имеют сведения ЕГРН, а не сведения лесного реестра. Границы земельного участка лесного фонда не поставлены кадастровый учет, а по тем данным, которые есть у Департамента лесного хозяйства, невозможно определить, насколько они достоверны.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования. Пояснил, что противоречия существуют не только между данными ЕГРН и лесного реестра, но и между данными ЕГРН, в которых содержатся сведения об обоих земельных участках. Лесной кодекс Российской Федерации требовал, чтобы границы земельных участков были установлены, но не было возможности. Сведения о границах земель лесного фонда не внесены, потому что объем земель лесного фонда является очень большим.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, в том числе кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.

Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При этом согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Из материалов дела следует, что (дата) между арендодателем Администрацией Богашевского сельского поселения и арендатором ФИО был заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого арендатор получил в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым находящийся по адресу: <адрес> для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты>

Данный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (дата).

(дата) между ФИО и ФИО1 заключено соглашение о перемене стороны в договоре аренды земельного участка, по условиям которого, арендатором земельного участка по договору от от (дата) стал ФИО1

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет (дата), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства.

Таким образом, право первоначального правообладателя на спорный земельный участок возникло до 1 января 2016 года, в связи с чем данный земельный участок в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесен к землям лесного фонда и изъят у ответчиков по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются. Спорный земельный участок к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относится.

Кроме того, в исковом заявлении истец ссылается, что границы спорного земельного участка полностью пересекаются с землями лесного фонда, предоставив в подтверждение заключение Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 16.07.2019 № 51.

Суд находит, что представленное истцом заключение от 16.07.2019 № 51 не является безусловным и достаточным доказательством, подтверждающим факт наложения границ спорного земельного участка на границы участка земель лесного фонда, поскольку оно представлено в виде простой схемы, в нем отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах. Из иных представленных истцом документов также невозможно с достоверностью подтвердить факт отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда. Ходатайств о проведении судебной экспертизы в целях определения наличия либо отсутствия пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда стороны не заявляли.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации в государственном лесном реестре содержится документированная информация о лесных участках и об их границах.

Согласно приказу Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Истец указывает, что спорный земельный участок отнесен к землям лесного фонда на основании таксационного описания, карты-схемы лесничества.

Вместе с тем уточнение границ участков лесного фонда должно производиться по результатам кадастровых работ, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности2.

Истцом в материалы дела не представлено доказательств проведения в отношении лесного участка – выдела 45 квартала 25 урочище «Вершининское», Богашевского сельского участкового лесничества Томского лесничества Томской области кадастрового учета.

Таким образом, достоверных доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель лесного фонда не представлено, поскольку лесной участок, в состав которого, по мнению истца, вошел спорный земельный участок, не имеет установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства границ, а представленное истцом заключение не содержит сведений о том, на основании каких документов были определены границы лесного участка.

При этом границы земельного участка, находящегося в правообладании ответчиков существуют, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.

Принимая во внимание, что границы земель лесного фонда не закреплены в ЕГРН, доводы представителя третьего лица о том, что имеются противоречия в сведениях данного реестра, являются несостоятельными.

Также суд полагает, что заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, который начал течь с момента опубликования Генерального плана поселения.

Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Решением Совета Богашевского сельского поселения от (дата) утвержден Генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение».

Из решения Томского областного суда от (дата) следует, что указанным документом территориального планирования установлены границы, в том числе населенного пункта д. Некрасово. Все участки, включенные в границы данного населенного пункта, стали землями населенного пункта. Вместе с тем в границы населенного пункта также были включены земли лесного фонда, расположенные, в том числе, в выделах 21-49 квартала 25 урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества.

Генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение» признан недействующим с момента вступления решения Томского областного суда от (дата) в законную силу, т.е. с (дата) (с момента принятия апелляционного определения Верховным Судом Российской Федерации).

Решение Совета Богашевского сельского поселения от (дата) и утвержденный им Генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение» были опубликованы в печатном издании от (дата) и размещены на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым поставлен на кадастровый учет (дата) и относится к категории земель: земли населенных пунктов.

Следовательно, земельный участок с кадастровым был образован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен по договору аренды в период действия Генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение, согласно которому данный участок относился к землям населенных пунктов.

Принимая во внимание, что Генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение» был официально опубликован, то о нарушении своих прав и включении земель лесного фонда в земли населенного пункта, из которых впоследствии образовался и был предоставлен земельный участок ответчику ФИО1, Федеральное агентство лесного хозяйства должно было узнать с даты опубликования, т.е. с (дата).

Таким образом, на момент подачи искового заявления прошло более шести лет, что свидетельствует о пропуске истцом срока исковой давности.

О восстановлении пропущенного срока исковой давности истец не просил, доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, по которым Федеральное агентство лесного хозяйства на протяжении более шести лет не обращалось с требованиями об истребовании земельного участка земель лесного фонда из незаконного владения муниципального образования «Богашевское сельское поселение», в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для истребования у ответчиков спорного земельного участка.

В связи с этим иные исковые требования о признании недействительным договора аренды, признании объекта недвижимости самовольной постройкой, возложении обязанности снести объект и освободить земельный участок, внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО1, Администрации муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области о признании недействительным договора аренды земельного участка от (дата) (в редакции соглашения от (дата)) в отношении земельного участка с кадастровым ; истребовании данного земельного участка из чужого незаконного владения, признании объекта недвижимости с кадастровым самовольной постройкой и возложении обязанности снести объект и освободить земельный участок; внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Точилин Е.С.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.09.2020