ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11019/2013 от 13.01.2014 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

2- 748/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2014г.                             гор. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Будановой Р.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Герасимова ФИО9 к Комитету по управлению городским имуществом и землеустройству администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы, процентов за пользование чужими денежными средствами,

У С Т А Н О В И Л:

    Герасимов ФИО10 обратился в суд с исковыми требованиями к Комитету по управлению городским имуществом и землеустройству администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы, процентов за пользование чужими денежными средствами, указав следующее.

    Истец является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>., вид разрешенного использования участка- под овощной базой. В ДД.ММ.ГГГГ им был получен кадастровый паспорт на указанный земельный участок. В ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что показатель кадастровой стоимости, применяемый в расчетах арендной платы ответчика, расходится с показателем кадастровой стоимости, установленным постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. № 508-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области». Указанным постановлением для данного вида разрешенного использования установлен удельный показатель кадастровой стоимости <данные изъяты>., однако ответчик использовал показатель, равный <данные изъяты>

    Герасимов ФИО11 обращался в Комитет по управлению городским имуществом и землеустройству администрации г. Ульяновска с заявлением о возврате излишне уплаченной арендной платы или о проведении перерасчета арендной платы. Ответчик в своем ответе указал, что вид использования арендуемого земельного участка относится к категории земель под объектами торговли, в связи с чем им применялся соответствующий удельный показатель кадастровой стоимости. Поскольку в полученных кадастровых паспортах указан вид разрешенного использования - под овощной базой, и показатель кадастровой стоимости установлен ниже применяемого при расчетах ответчиком, истец просил взыскать в его пользу на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы за земельный участок.

    Согласно уточненному исковому заявлению, представленному истцом в ходе настоящего судебного разбирательства, последний просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Основание и предмет как первоначально заявленных, так и уточненных в ходе судебного разбирательства требований является сумма арендной платы, внесенная истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в завышенном по сравнению с требованиями действующего законодательства размере. В обоснование заявленных требований истцом и его представителями приведены следующие доводы.

    Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а следовательно, арендная плата за пользование объектом должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренной договором.

    Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

    Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Кодекса).

    Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование земельным участком должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

    Соответственно стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.

    Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором законом либо в установленном законом порядке.

    В данном деле изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов представляет собой исполнение согласованного сторонами условий договора, в частности пункта 3.4 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым обязанность произвести перерасчёт арендной платы в случае изменения показателей, определяющих её размер, возложена на арендодателя, и которая Комитетом по управлению городским имуществом и землеустройству администрации г. Ульяновска не была исполнена надлежащим образом и в установленный срок, поскольку в период ДД.ММ.ГГГГ. удельный показатель кадастровой стоимости равный <данные изъяты> для данного вида разрешенного использования установлен постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении результатов государственной Кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» и постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области.

    С ДД.ММ.ГГГГ процент от кадастровой стоимости земельного участка, применяемый в расчетах, для группы участков «прочие земельные участки», в которую входят земли под зданиями и сооружения, используемыми для заготовки, хранения и переработки плодоовощной продукции, а также земельные участки для размещения объектов торговли составляет 2%.

    При расчете суммы арендных платежей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. данный показатель – процент от кадастровой стоимости ответчиком применялся правильно.

    Показатель кадастровой стоимости- есть результат проведения государственной кадастровой оценки земель.

    Статьей 66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

    В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. По итогам проведенной оценки - Территориальный орган Федерального агентства представляет результат проведенной кадастровой оценки на утверждение органу исполнительной власти субъекта.

    С ДД.ММ.ГГГГ года полномочиями в данной области Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости обладало в силу пункта 5.3.5 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ №418 от 19.08.2004г.   

    С ДД.ММ.ГГГГ данные полномочия были предоставлены Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии - пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ №457 от 01.06.2009г. - Федеральная служба наделена полномочиями по организации и проведения государственной кадастровой оценки земель.

    Таким образом, законодательно определено, что полномочиями по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ года наделены территориальные органы исполнительной власти - УФАКОН до ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Собственникам и лицам, осуществляющим права собственников земельных участков - право определять кадастровую стоимость земельных участков Законом не предоставлено.

    В случае несогласия с данными результатами - собственник земельного участка вправе разрешить данный спор в судебном порядке (пункт 12 Правил).

    Ответчик же, несмотря на утвержденные Постановлением Правительства Ульяновской области № 508-П от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства Ульяновской области № № от ДД.ММ.ГГГГ. результаты государственной кадастровой оценки, которыми спорный земельный участок отнесен по виду разрешенного использования к «земельным участкам, предназначенным для размещения зданий, строений и сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровых паспортах земельного участка за ДД.ММ.ГГГГ.) полагает, что вправе самостоятельно определить кадастровую стоимость земли, применяя в формулах расчета арендной платы по своему усмотрению показатель кадастровой стоимости для «участков предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Это противоречит указанным выше нормативным актам, регулирующим порядок определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и является действиями Администрации МО «город Ульяновск» за пределами своих полномочий.

    Таким образом, нормативно урегулированный процесс определения кадастровой стоимости каждого земельного участка исключает вольное применение собственником участка показателя кадастровой стоимости на свое усмотрение. Следовательно, действия администрации города Ульяновска, выраженные в применении в формулах расчета показателя кадастровой стоимости земельного участка не утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области, а на свое усмотрение являются незаконными, в связи с чем требования о взыскании неосновательного обогащения основаны на правильном применении Закона.

    Доводы о целевом использовании земельного участка не являются основополагающими в настоящем деле, а влияют лишь на применение в формуле расчета арендной платы коэффициента в виде % от кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку с 01.01.2009г. (даты, с которой заявлен иск) коэффициент в виде % от кадастровой стоимости земельного участка для группы участков «прочие земельные участки», в которую входят земли под зданиями и сооружения, используемыми для заготовки, хранения и переработки плодоовощной продукции, а также земельные участки для размещения объектов торговли составляет 2%, указанные доводы в принципе для рассматриваемого спора не являются юридически значимыми.

    Кроме того, вид разрешенного использования спорного земельного участка уже определен в установленном законом порядке — при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области. Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости. На арендуемом участке расположены объекты недвижимости, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка - «под овощной базой». Кроме того, использование этой недвижимости осуществляется в соответствии с данным целевым назначением. Расчет арендной платы истца за период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. основан на пункте 1 постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от 18.01.2012г., утверждающий результаты кадастровой оценки земель применительно с 01.01.2011г. в указанном ниже размере.

    Представитель администрации города, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска Сайганова Е.В. исковые требования не признала, дав суду следующие пояснения.

    На основании Постановлений мэра г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №№ Герасимову ФИО12 передан в аренду до ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок площадью <данные изъяты>м., находящийся по адресу: <адрес> в Ленинском районе, для использования: под овощной базой.

    Между Комитетом и Герасимовым ФИО14 заключен договор аренды земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Договор зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    ДД.ММ.ГГГГ года права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года перешли от Герасимова ФИО13 к Герасимову ФИО15 Соглашение о передаче прав и обязанностей зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (уведомление №

    В кадастровом плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, приложенном к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствует нормативная цена земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

    В этой связи Комитетом расчет арендной платы за земельный участок по договору аренды №№ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производился в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области», Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Порядке определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

    Комитет при расчете арендной платы за земельный участок по договору аренды №№ от ДД.ММ.ГГГГ года применял среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для вида разрешенного использования земельного участка, предназначенного для размещения объектов торговли, поскольку на арендуемом земельном участке осуществлялась торговая деятельность.

    Считает применение среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для вида разрешенного использования земельного участка, предназначенного для размещения объектов торговли, правильным по следующим основаниям.

    Пунктом 2.5 постановления Правительства Ульяновской обл. от 25.12.2007 N 510 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" предусматривалось, что при осуществлении арендатором одновременно нескольких видов экономической деятельности и (или) нескольких видов разрешенного использования при определении размера арендной платы применяется наибольший размер процента от кадастровой стоимости земельного участка, применяемый для расчета арендной платы.

    Осуществление на земельном участке по указанному адресу торговой деятельности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: договором доверительного управления недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому истец передал в доверительное управление ООО «УК «<данные изъяты>» принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество; постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № № о выдаче ООО «Радость» разрешения на право организации розничного селькохозяйственного рынка на ул. Урицкого, д. 27 в Ленинском районе; а также аналогичными постановлениями Главы города, принятыми в ДД.ММ.ГГГГ.; реестром розничных рынков на территории Ульяновской области, размещенном на сайте Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области; приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № которым ООО «<данные изъяты>» (<адрес>) был включен в план организации розничных рынков на территории Ульяновской области и рядом других доказательств. Кроме того, спорный земельный участок расположен в зоне Ц2. Объекты, разрешаемые к размещению в данной зоне, поименованы в Правилах землепользования и застройки г. Ульяновска. Расширенный перечень содержится в Приложении 1 указанных Правил. Согласно данному перечню крытые и открытые рынки, рыночные павильоны (которые также расположены на территории базы) торгово-складские комплексы, в т.ч. объекты торговли сезонного характера относятся к объектам торговли, досуга и развлечений (расчет Администрацией производился согласно указанному назначению). Объект - овощная база - не поименован в правилах в указанной зоне. Таким образом, такой вид разрешенного использования не соответствует градостроительным регламентам, установленным в г. Ульяновске.

    Представители Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управления Россельхознадзора по Ульяновской области, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие

    Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ г. мэром г. Ульяновска было вынесено постановление № № о передаче Герасимову С.С. в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> в Ленинском районе (земли поселений) под овощной базой.

    Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству

администрации г. Ульяновска с Герасимовым ФИО16 был заключен ДД.ММ.ГГГГ. договор аренды земельного участка № № согласно которому Герасимову ФИО17 был передан в аренду вышеуказанный земельный участок сроком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

    Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ. все права и обязанности арендатора по указанному договору аренды переданы от Герасимова ФИО19 к Герасимову ФИО18 Соглашение о передаче прав и обязанностей зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (уведомление №№).

    Размер арендной платы по договору аренды за период с ДД.ММ.ГГГГ годы рассчитывался по следующей формуле: Апл = S х Пкст х %, где: Апл- сумма годовой арендной платы за арендуемый земельный участок; Пкст- показатель кадастровой стоимости; S- площадь земельного участка; %- процент от кадастровой стоимости.

    Комитет по управлению городским имуществом и землеустройству администрации г. Ульяновска при расчете арендной платы по вышеуказанному договору аренды земельного участка за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год применял удельный показатель кадастровой стоимости по такому виду разрешённого использования, как земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, а именно: в ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты>./кв.м., в ДД.ММ.ГГГГ    годах - <данные изъяты> руб./кв.м.

    ДД.ММ.ГГГГ Герасимов ФИО20 обратился в Комитет по управлению городским имуществом и землеустройству администрации г. Ульяновска с заявлением о разъяснении порядка начисления арендной платы за земельный участок, указывая, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет <данные изъяты> руб./кв.м., и представил кадастровый паспорт на земельный участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. с указанием данного удельного показателя кадастровой стоимости участка.

    Комитетом по управлению городским имуществом и землеустройству администрации г. Ульяновска произведено начисление арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, который свидетельствует о применении ответчиком с указанного периода времени кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № № При этом, данная кадастровая стоимость была внесена в государственный земельный кадастр ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно п. 3.2 условий договора аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ. арендная плата вносится арендодателем за первое полугодие до ДД.ММ.ГГГГ, за второе полугодие- до ДД.ММ.ГГГГ текущего года путем перечисления по указанным в договоре реквизитам.

    Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь идет о начислении истцу с ДД.ММ.ГГГГ. арендной платы с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>, поскольку размер ежемесячных арендных платежей с применением данного показателя арендодателем установлен до начала срока, с которым по условиям договора аренды связано внесение арендных платежей за первое полугодие <данные изъяты>

    В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

    В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Кодекса).

    Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

    Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).

    Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющий последовательность и сроки осуществления действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между названными органами власти, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

    Согласно пункту 3 Регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.

    Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

    Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов.

    Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденные в целях разъяснений положений Методических указаний совместным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 и действующие до издания Приказа Росреестра от 03.07.2012г. № п/276 позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.

    Указанными нормативными актами предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов производится в разрезе 16 видов разрешенного использования.

    Статьей 22 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.

    Правоустанавливающим документом на землю в соответствии со ст. 14,26 ЗК РФ, ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является свидетельство о государственной регистрации, которое выдается правообладателю, арендатору.

    В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    В соответствии со ст. 22 Закона о государственном кадастре в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

    Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Закона о кадастре.

    Согласно ч.3 ст. 20 указанного закона с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных законом иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на представленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

    В кадастровом плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, приложенном к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствует нормативная цена земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а вид разрешенного использования указан- под овощной базой.

    В кадастровых планах земельного участка, составленных ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., выданных службой государственного кадастрового учета недвижимости, кадастровая стоимости земельного участка указана <данные изъяты>; удельный показатель кадастровой стоимости – <данные изъяты>.; вид разрешенного использования – под овощной базой; в графе сведения о правах, правообладателях участка указано- АПК «<данные изъяты>», вид права- постоянное пользование, обременение- ограничение правом аренды до ДД.ММ.ГГГГ. в пользу Герасимова С.С. (постановление мэра гор. Ульяновска № № от ДД.ММ.ГГГГ.).

    Анализ фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств свидетельствует о наличии в рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимости в ДД.ММ.ГГГГ и последующих периодах установленной законодателем процедуры государственной кадастровой оценки земель.

    Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости содержатся дополнительные (т.е. не относящиеся к уникальным) сведения о земельном участке, в том числе о категории земель и о разрешенном использовании земельного участка. Статья 22 указанного Федерального закона включает в состав необходимых для кадастрового учета документов копию документа, подтверждающего установленное в соответствии с федеральным законом разрешенное использование земельного участка. Соответственно в эти документы должны вноситься сведения о видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом. Часть 2 ст. 16 указанного Федерального закона устанавливает правило, что кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений (сюда входит и разрешенное использование земельных участков - п. 14) осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. При этом ч. 3 ст. 16 указанного Федерального закона дополняет, что кадастровый учет в связи с изменением некоторых сведений, в том числе с изменением разрешенного использования земельного участка, осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

    Форма кадастрового паспорта земельного участка была утверждена приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 02.08.2013г. № 135).

    Данным нормативным актом утверждены обязательные сведения, которые указываются в кадастровом паспорте земельного участка. К таковым, в том числе относятся: вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости; последние по дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка; последние по дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о величине удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка; имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о правах на земельный участок (вид права, правообладатель, доля в праве) и пр.

    Как уже отмечалось, сведения по разрешенному использованию земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, которые в орган кадастрового учета представляет правообладатель либо арендатор земельного участка.

    В представленных в материалы дела кадастровых паспортах земельного участка по адресу: <адрес> содержатся недостоверные сведения, что свидетельствует в общем о недействительности сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости об этом земельном участке.

    Согласно представленным в материалы дела документам, ОГУП АПК «Свияга» ДД.ММ.ГГГГ. отказалось от права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком согласно заявлению от 16.09.2003г. № 410, что в последующем явилось основанием издания мэром гор. Ульяновска постановления о передаче Герасимову С.С. в аренду вышеуказанного земельного участка.    

    При этом, права арендатора по договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ по соответствующему соглашению ДД.ММ.ГГГГ. были переданы Герасимова ФИО23 Герасимову ФИО22

    Таким образом, ОГУП АПК «Свияга» утратило свои права на спорный земельный участок в ДД.ММ.ГГГГ., Герасимов ФИО24 не является правообладателем участка с ДД.ММ.ГГГГ Несмотря на это, в кадастровых паспортах земельного участка, выданных ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. и в более поздние даты указанные лица указываются в качестве правообладателей участка. При этом, из представленных кадастровых паспортов земельного участка можно сделать однозначный вывод о том, что в государственном кадастре недвижимости не содержится сведений о правообладателе участка- администрации города Ульяновска (выступившей арендодателем спорного участка в ДД.ММ.ГГГГ.) и арендаторе этого участка с ДД.ММ.ГГГГ. Герасимове ФИО25.

    Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о разрешенном виде использования участка- под овощной базой также являются недостоверными, более того, они противоречат установленному законодателем перечню видов разрешенного использования, в котором такого наименования- под овощной базой не имеется вообще.

    Как уже отмечалось, действующими в спорный период времени нормативными актами предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов производится в разрезе 16 видов разрешенного использования. К пятому виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; к девятому виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического производственного снабжения, сбыта и заготовок.

    Внесенные в кадастровый паспорт земельного участка сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателем кадастровой стоимости земельного участка также не соответствуют действительности, являются недостоверными, поскольку кадастровая стоимость земельного участка определялась на основе неполных и недостоверных сведений о данном участке. Неполнота сведений заключается в том, что действующий арендатор земельного участка Герасимов ФИО26 не представил в орган кадастрового учета сведения о всех правообладателях данного участка; не были представлены имеющиеся к тому времени правоустанавливающие документы на участок, на основании которых определяется вид разрешенного использования земельного участка. Недостоверными являются внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка- под овощной базой; сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателем кадастровой стоимости земельного участка.

    При определении кадастровой стоимости земельного участка органом кадастрового учета не учтено осуществление на земельном участке по адресу: <адрес> в спорный период времени торговой деятельности, что подтверждается следующими доказательствами.

    В материалы дела представлен договор безвозмездного пользования имуществом, заключенный ДД.ММ.ГГГГ. между Герасимовым ФИО28 и ФИО29 по которому Герасимов ФИО30 передал ФИО31 имущество- объекты недвижимости по адресу: <адрес> - помещения картофелехранилища; весовой; проходной; здания конторы; склада ГСМ во временное владение и пользование. Согласно договору поручению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО27 поручила ООО «<данные изъяты>» совершать от имени и за счет ФИО33 следующие действия: пользоваться, т.е. управлять и организовывать оптово- розничную торговлю в помещениях картофелехранилища; весовой; проходной; здания конторы; склада ГСМ по вышеуказанному адресу.

    Постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № № ООО «<данные изъяты>» выдано разрешение на право организации розничного селькохозяйственного рынка на <адрес> в Ленинском районе. Аналогичное постановление Главой города Ульяновска было принято ДД.ММ.ГГГГ. № №

    Постановлением Главы города Ульяновска № № от ДД.ММ.ГГГГ. разрешение на право организации розничного сельскохозяйственного рынка по адресу: <адрес> было выдано ООО «Симсельхозторг». Аналогичные постановления были приняты ДД.ММ.ГГГГ. № № ДД.ММ.ГГГГ. № №

    Согласно реестру розничных рынков на территории Ульяновской области, размещенному на сайте Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» (тип рынка- сельскохозяйственный, адрес рынка- <адрес>) включены в перечень рынков на территории города Ульяновска.

    Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от № № № ООО «Симсельхозторг» и ООО <данные изъяты>» (<адрес>) были включены в план организации розничных рынков на территории Ульяновской области.

    Кроме того, факт осуществления торговой деятельности на земельном участке по вышеуказанному адресу, включая спорный период времени, является общеизвестным и очевидным.

    Доводы истца и его представителей, отрицавших осуществление торговой деятельности на спорном земельном участке, суд находит несостоятельными. В представленных ответчиком актах обследования земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. отражено наличие на спорном земельном участке торговых палаток; помещения кафе, автосервиса, автомойки. Кроме того, общеизвестно, что жители города Ульяновска и Ульяновской области активно пользуются сельскохозяйственным рынком, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> каковым он фактически и является.

    Расчет арендной платы, производимый ответчиком суд находит законным и обоснованным.

    Комитет при расчете арендной платы за земельный участок по договору аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ применял удельный показатель кадастровой стоимости по видам разрешенного использования как земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли.

    Общеизвестный факт, что овощная база по адресу: гор. Ульяновск, <адрес> используется не только для хранения овощей и фруктов, там также производится их реализация и продажа; на участке функционирует кафе, предоставляются услуги автосервиса, автомойки.

    При таких обстоятельствах применение Комитетом удельного показателя кадастровой стоимости по видам разрешенного использования- для размещения объектов торговли, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008г. № 508-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» суд находит правомерным.

    Оснований для перерасчета арендной платы за требуемый истцом период суд не усматривает.

    Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Герасимова ФИО32 к Комитету по управлению городским имуществом и землеустройству администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы, процентов за пользование чужими денежными средствами оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ:                                  С.В. ПЕРШИНА