ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1101/14 от 27.01.2014 Новгородского районного суда (Новгородская область)

 дело № 2-1101/14 Великий Новгород

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 27 января 2014 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,

 при секретаре Сотниковой А.А.,

 с участием представителя заявителя Самсоновой Н.Н.,

 представителя заинтересованного лица Администрации Новгородского муниципального района Тимофеева А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильевой ... об оспаривании решений Администрации Новгородского муниципального района,

 у с т а н о в и л :

 Васильева Т.А. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, указав в обоснование, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... и земельного участка с кадастровым номером ... (далее - земельные участки). 27.07.2013 года через Многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг Васильева Т.А. обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района (далее – Администрация) с заявлениями об изготовлении схем раздела указанных участков. Письмами от 06.08.2013 г. ... Администрация отказала Васильевой Т.А. в удовлетворении заявлений в связи с отсутствием основания для раздела сформированных земельных участков. 27.09.2013 г. заявитель дополнительно обратилась в Администрацию с просьбой разъяснить причину отказа в разделе земельных участков. Письмом от 21.10.2013 г. ... Администрация сообщила ей, что пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлена возможность, а не обязанность принятия решения о разделе земельного участка органом местного самоуправления. Васильева Т.А. полагает, что ее права нарушены и просит признать незаконными отказы Администрации от 06.08.2013 г. ..., от 21.10.2013 г. ..., обязать Администрацию изготовить, утвердить и выдать схемы о разделе земельных участков с кадастровыми номерами ...

 Определением суда от 14.01.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Григоровского сельского поселения, Администрация Новоселицкого сельского поселения. Представители указанных заинтересованных лиц в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Заявитель Васильева Т.А. в суд не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

 Руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

 В судебном заседании представитель заявителя Самсонова Н.Н. требования поддержала, пояснила, что раздел земельных участков необходим Васильевой Т.А. для передачи членам ее семьи прав арендатора на часть (половину) каждого из обозначенных участков. Самсонова Н.Н. полагает, что раздел участков не нарушает субъективных прав публичного образования, а имеет своей целью соблюдение интересов арендатора, как лица, имеющего такие же права, как и собственник земельного участка. Отказы Администрации противоречат положениям статей 11.3 и 11.9 ЗК РФ.

 Представитель Администрации Тимофеев А.А. полагал, что требования заявителя являются необоснованными, поскольку земельные участки сформированы в соответствии с законом. Раздел земельных участков влечет изменение объекта арендных отношений. Закон не обязывает собственника земельного участка производить его раздел по требованию арендатора. Оспариваемые отказы Администрации не нарушают прав заявителя.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

 Из материалов дела следует, что ... г. между Администрацией Новгородского муниципального района и Гавриловым В.Н. заключен договор ... аренды земельного участка площадью 3 500 кв.м. с ... Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

 .... Гаврилов В.Н. передал, а Васильева Т.А. приняла на себя права и обязанности по договору аренды ..., что подтверждается договором уступки прав и обязанностей арендатора.

 .... между Администрацией Новгородского муниципального района и Афиногеновой Т.М. заключен договор ... аренды земельного участка площадью 2 991 кв.м. ... Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное для ведения личного подсобного хозяйства.

 ... Афиногенова Т.М. передала, а Васильева Т.А. приняла на себя права и обязанности по договору аренды ... что подтверждается договором уступки прав и обязанностей арендатора.

 27.07.2013 г. заявитель через ГОАУ ... обратилась в Администрацию с заявлениями об изготовлении схем раздела указанных участков, представив необходимые документы (расписки № ...).

 Письмами от 06.08.2013 г. ... Администрация сообщила заявителю об отказе в изготовлении схем раздела земельных участков, поскольку данные участки были сформированы и согласованы по заявлению определенной площадью, для ведения личного подсобного хозяйства, оснований для раздела уже сформированных земельных участков не имеется.

 27.09.2013 г. заявитель дополнительно обратилась в Администрацию с просьбой разъяснить причины отказа в разделе земельных участков.

 Письмом от 21.10.2013 г. ... Администрация сообщила, что пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлена возможность, а не обязанность принятия решения о разделе земельного участка органом местного самоуправления.

 Оценивая законность указанных отказов Администрации, суд приходит к следующему.

 Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 Статьей 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 Согласно части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; иных предусмотренных федеральными законами случаев.

 Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются, в том числе, при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

 На основании п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

 Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (часть 6 статьи 11.2 ЗК РФ).

 Положение приведенной нормы указывает на то, что на основании решения суда могут быть образованы земельные участки независимо от согласия собственников земельных участков, когда в законе установлены случаи образования земельных участков в «обязательном порядке».

 Пункт 1 ст. 201 ГК РФ предусматривает право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

 Поскольку земельные участки сформированы в установленном законом порядке, у Васильевой Т.А. возникло право пользования земельными участками в установленных границах, которое реализовано путем заключения соглашений об уступке прав и обязанностей арендатора по договорам аренды.

 Ссылку заявителя на п. 7 ст. 36 ЗК РФ, как норму, обязывающую орган местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, суд находит несостоятельной.

 В рассматриваемом случае заявителем ставится вопрос о формировании (определении границ) новых земельных участков путем раздела существующих земельных участков, которые на момент подачи Васильевой Т.А. 27.07.2013 г. заявлений в ГОАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» уже поставлены на кадастровый учет и являются объектами аренды. Кроме того, на земельных участках отсутствуют какие-либо объекты недвижимости.

 В силу ст. 3 ГПК РФ, норм главы 25 ГПК РФ по делам данной категории заявитель обязан доказать в чем заключается нарушение его прав оспариваемым решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица.

 Из материалов дела следует, что заявитель оспаривает решения Администрации в целях реализации права на уступку прав и обязанностей арендатора на часть каждого из земельных участков членам своей семьи.

 При этом заявитель не лишена возможности как передать арендованные земельные участки в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка, так и расторгнуть договоры аренды в установленном законом порядке.

 В силу положений ст. 258 ГПК РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления является установленный факт нарушения прав и свобод заявителя оспариваемым актом, либо несоответствие его закону или иному нормативному акту. Таких обстоятельств судом не установлено.

 Кроме того, суд полагает, что заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на оспаривание отказов Администрации от 06.08.2013 года ..., поскольку с заявлением в суд заявитель обратилась лишь 27.12.2013 г. Срок на оспаривание письма Администрации от 21.10.2013 г. ... заявителем не пропущен, однако данное письмо носит разъяснительный характер и не влечет для Васильевой Т.А. правовых последствий.

 С учетом обстоятельства дела, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

 Руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 Заявление Васильевой ... о признании незаконными отказов Администрации Новгородского муниципального района в разделе земельных участков от 06.08.2013 г. ..., от 21.10.2013 г. № ... обязании Администрации Новгородского муниципального района изготовить, утвердить и выдать схемы раздела земельного участка с кадастровым номером ... и земельного участка с кадастровым номером ... – оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

 Председательствующий                          Галкина Н.А.

 Мотивированное решение составлено: 31 января 2014 года.