ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1101/15 от 10.02.2016 Уваровского районного суда (Тамбовская область)

«КОПИЯ»

Дело № 2-32/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2016 года г. Уварово Тамбовской области

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Нистратовой В.В.,

с участием помощника Уваровского межрайпрокурора Воронина С.В.,

при секретаре Алексашиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области о принятии мер к определению гарантирующего поставщика услуг водоснабжения на территории села Павлодар Уваровского района Тамбовской области,

У С Т А Н О В И Л:

Уваровский межрайонный прокурор Тамбовской области А.В.Букин в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением кадминистрации Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области о принятии мер к определению гарантирующего поставщика услуг водоснабжения на территории села Павлодар Уваровского района Тамбовской области.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор ссылается на следующее.

Уваровской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об обеспечении населения качественной питьевой водой, а также по заявлению Покидышева Ю.Г. по вопросу водоснабжения, которая показала, что в указанной сфере администрацией Павлодарского сельсовета допускаются существенные нарушения. Статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию водоснабжения населения в границах поселения относит к вопросам местного значения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Согласно ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующей является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение,определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Статьей 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Существенными условиями договора водоснабжения являются: предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям); сроки осуществления подачи воды; качество воды; порядок контроля качества воды; условия прекращения или ограничения подачи воды; порядок осуществления учета поданной воды; сроки и порядок оплаты по договору; границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей; права и обязанности сторон по договору; ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения; порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору; порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды; иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Оплата питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду. Установлено, что администрацией Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области гарантирующая организация не определена, договоры водоснабжения не заключаются, сбор денежных средств с населения осуществляется, как правило, в добровольном порядке и расходуется в основном на оплату электроэнергии, необходимой для работы водонапорной башни. При этом возникают различного рода конфликтные ситуации, связанные с несвоевременным устранением неполадок в случае аварийных ситуаций, а также невозможностью взыскания денежных средств с потребителей воды, в том числе с юридических лиц. 14 мая 2015 года Уварвоским межрайонным прокурором в адрес главы Павлодарского сельсовета Уваровского района вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены, гарантирующая организация не определена. Просит обязать администрацию Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области принять меры к определению гарантирующего поставщика услуг водоснабжения на территории <адрес>.

В судебном заседании помощник Уваровского межрайпрокурора Воронин С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным обстоятельствам. Уточнил требования и просил суд обязать администрацию Павлодарского сельсовета определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - глава администрации Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области С.В. Пучкова в судебном заседании полностью признала исковые требования Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указав, что признание иска сделано добровольно, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Представитель территориального отдела в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области Чарыкова О.В. в судебном заседании считала заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав помощника Уваровского межрайпрокурора Воронина С.В., главу Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Пучкову С.В., заключение представителя территориального отдела в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области Чарыкову О.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-­эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 6 статьи 2Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу статьи 12 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет" (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет"). Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны по требованию гарантирующей организации, с которой заключены указанные в части 5 настоящей статьи договоры, при наличии технической возможности оборудовать приборами учета воды точки присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создать места отбора проб воды и обеспечить доступ представителям указанной гарантирующей организации или по ее указанию представителям иной организации к таким приборам учета и местам отбора проб воды.

По договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (статья 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Устава Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельсовета обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В судебном заседании установлено и следует из материалов гражданского дела, что администрацией Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения не определена, договоры водоснабжения не заключаются, сбор денежных средств с населения осуществляется, как правило, в добровольном порядке и расходуется в основном на оплату электроэнергии, необходимой для работы водонапорной башни, что влечет обращения (жалобы) жителей села Павлодар Уваровского района в прокуратуру.

Учитывая значимость услуги по водоснабжению, суд находи заявленные Уваровским межрайонным прокурором Тамбовской области исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку обязанность организации надлежащего оказания услуги по водоснабжению населения на территории поселения возложена законом на администрации Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области.

Отсутствие надлежащей организации водоснабжения на территории села Павлодар Уваровского района Тамбовской области влечет за собой нарушения прав неопределенного круга лиц на бесперебойное обеспечение водой.

В силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку признание иска сделано ответчиком добровольно и, как установлено, не нарушает ничьих прав и охраняемых законом интересов, оно принимается судом, а уточненные исковые требования Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области А.В.Букина подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173 ч.3, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области обязать администрацию Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области принять меры к определению гарантирующего поставщика услуг водоснабжения на территории села <адрес>.

Обязать муниципальное образование - администрацию Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения Павлодарского сельсовета Уваровского района Тамбовской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уваровский районный суд Тамбовской области.

Судья В.В.Нистратова

Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2016 года

Судья В.В.Нистратова