РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2020 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудакова Д. Б., представителя ответчика администрации Байкальского городского поселения ФИО1, действующей на основании доверенности от "ДАТА", рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-66/2020 по исковому заявлению прокурора Слюдянского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Байкальского городского поселения о понуждении к исполнению законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Слюдянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к администрации Байкальского городского поселения о понуждении к исполнению законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В обоснование иска указано, что прокуратурой Слюдянского района проведена проверка исполнения администрацией Байкальского городского поселения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что Байкальское городского поселение является собственником сооружения (золошлакоотвала (карта № ***) с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС". Карта № *** является несанкционированной свалкой. Установлено, что все твердые бытовые отходы, образующиеся в пределах Байкальского городского поселения, вывозятся, складируются на несанкционированной свалке-карте № ***, не являющейся объектом, в том числе временного размещения отходов. Твердые коммунальные отходы, размещенные на карте № ***, относятся к 4 классу опасности.
Прокурор Слюдянского района Иркутской области с учётом уточнения исковых требований просил запретить администрации Байкальского городского поселения деятельность по размещению твердых коммунальных отходов в пределах сооружения (золошлакоотвала (карта № ***) с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС"; обязать администрацию Байкальского городского поселения в срок до "ДАТА" устранить нарушения путем очистки несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: "АДРЕС" (карта № ***).
В судебном заседании помощник прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудаков Д.Б. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что администрация Байкальского городского поселения должна как собственник сооружения и как муниципальное образование в срок до "ДАТА" очистить несанкционированную свалку, расположенную по адресу: "АДРЕС" (карта № ***), так как данного времени достаточно для устранения допущенных нарушений, этот срок является реальным. Доказательств невозможности исполнения решения суда ответчиком не представлено.
Представитель ответчика администрации Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила суду, что заявленное истцом требование о запрещении администрации Байкальского городского поселения осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на карте № *** является абсурдным, так как ответчик таким видом деятельности не занимается. По результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Зона 2 «Юг» наделено ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"». "ДАТА" между ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Иркутской области (Зона 2 «Юг»). Данное обстоятельство предполагает исключительное право ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» на обращение с ТКО на территории Иркутской области (Зона 2 «Юг»). В соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами деятельностью по обустройству полигона на территории муниципального образования Слюдянский район занимается администрация муниципального района. Введение в эксплуатацию нового полигона в с.Быстрое за пределами Байкальской природной территории определено на 1 полугодие 2021 года, после чего все накопленные на санкционированных и несанкционированных свалках отходы, в том числе и отходы, накопленные на карте № ***, должны быть в соответствии с утвержденным проектом рекультивации перемещены на новый полигон. Кроме того, "ДАТА" за исходящим № *** в адрес, в том числе прокурора Слюдянского района, было направлено уведомление о приостановке ввоза и размещения ТКО на площадке временного накопления (карта № ***) с 08:00 часа "ДАТА" в связи с отказом регионального оператора «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» заключить договора на использование и содержание площадки временного накопления отходов. Срок устранения нарушения является неразумным, решение в указанной части является неисполнимым. Инженерно-изыскательские работы карты № *** не проводились, мусор свозится на данную карту № *** с 1966 года, в связи с чем, невозможно установить объем мусора, подлежащий ликвидации.
Третье лицо ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» в судебное заседание не явилось, в письменном отзыве на иск указали, что исковые требования поддерживают в полном объеме, просят рассмотреть гражданское дело в их отсутствие. В письменном отзыве указали, что в настоящее время деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на территории Байкальского городского поселения не ведется. ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2 –ЮГ) на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от "ДАТА"№ *** «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (зона 2)» и законодательства Российской Федерации и дополнительного соглашения № *** от "ДАТА". По результатам проведенных электронных аукционов между ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» и ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» были заключены договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Вышеуказанные договоры полностью охватывают всю территорию зоны деятельности ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"». Во исполнение обязательств по вышеуказанным договорам в декабре 2018 года между ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» и ИП А. был заключен договор на транспортирование отходов, данный договор связан с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления, находящихся в г.Байкальске. В соответствии с данным договором в период с "ДАТА" организацией, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления в г.Байкальске является ИП А.. Собранные твердые коммунальные отходы до ноября 2019 года он складировал на площадке временного накопления, расположенной по адресу: "АДРЕС", кадастровый № ***, площадь 150737 (далее № *** карта АО «БЦБК») на основании соответствующего договора, заключенного между ИП А. и администрацией Байкальского городского поселения. Использование вышеуказанной площадки являлось вынужденной мерой, так как отсутствует возможность осуществлять прямое транспортирование (без осуществления перегрузки) твердых коммунальных отходов с территории г.Байкальска до Ангарского полигона. В период с января по ноябрь 2019 года включительно ИП А. завез на площадку накопления (№ *** карту) 32550,87 куб.м., то есть 8137,718 тонн ТКО. В настоящее время силами ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» данные отходы с площадки временного накопления транспортируются на ангарский полигон. Транспортирование осуществляется с "ДАТА". На текущий момент с площадки было транспортировано 1280.01 тонн, то есть 5120,04 куб.м. Завезенные ИП А. твердые коммунальные отходы ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» обязуется вывезти до "ДАТА". Таким образом, ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» не допускает нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов на территории Слюдянского района Иркутской области. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Поскольку, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, суд, с учетом согласия помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудакова Д.Б., представителя ответчика администрации Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области ФИО1, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"».
Выслушав пояснения помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудакова Д.Б., представителя ответчика администрации Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области ФИО1, проанализировав в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд.
В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Избранный прокурором способ защиты гражданских прав соответствует требованиям закона. Таким образом, обращение в суд прокурора Слюдянского района с настоящим иском суд признает соответствующим требованиям ст.45 ГПК РФ.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Абзацем вторым пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", введенному Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13 этого же Федерального закона).
Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 01.05.1999 N 94-ФЗ РФ "Об охране озера Байкал" Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности (ст. 5 ФЗ РФ N 94-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 6 ФЗ РФ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые территории федерального значения находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с абзацем 46 постановления Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена деятельность по отведению сточных вод и утилизации отходов в части складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I - V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений.
В соответствии с положениями статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 24 - 27 Постановления от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды). Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер. Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов). При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). Рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения. Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из п.20 ч.1 ст.7 устава Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области следует, что к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.39).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. То есть за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Как установлено судом, карта № *** Бабхинской площадки объемом 750 тыс куб.м. построена Байкальским ЦБК в 1983-1986 года для складирования золы от сжигания угля в энергетической котельной ТЭЦ. В 1986-1988 годах она была заполнена на 80% промышленными отходами и подлежала рекультивации в установленном порядке. Городской совет в связи со сложностями в организации свалок отходов принял решение произвести заполнение карты смесью промышленных и бытовых отходов с последующей рекультивацией. На основании акта от "ДАТА", составленного мэр г.Байкальска ФИО2 и генеральным директором АООТ «Байкальский ЦБК» ФИО3, данная карта передана мэрии г.Байкальска для заполнения бытовым мусором площади 4,6 га. (л.д.20-21).
"ДАТА" Слюдянским районным обособленным структурным подразделением Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» составлен технический паспорт сооружения «Золошлакоотвал», пикет 4, 142 км. автодороги Иркутск-Чита, который как указано состоит из карты № ***-котлован, оборудованный на насыпном гравийно-галечниковом грунте с глиняным противофильтрационным защитным слоем, год ввода в эксплуатацию 1966 (л.д.27-31).
Золошлакооотвал (карта № ***), кадастровый № *** кв.м. передана ОАО «БЦБК» передана в собственность Байкальского городского поселения, что подтверждается актом от "ДАТА" (л.д.24-26).
Из кадастрового паспорта от "ДАТА"№ *** земельного участка с кадастровым номером № *** следует, что он расположен по адресу: "АДРЕС", категории земель-земли сельскохозяйственного назначения, площадь 46,5483 га. Сведения о правах на земельный участок отсутствуют. (л.д.32-35).
Постановлением главы администрации Байкальского городского поселения от "ДАТА"№ *** земельному участку общей площадью 465483 кв.м, с кадастровым номером № ***, расположенному на землях населенных пунктов Байкальского муниципального образования (городского поселения) ранее имевшему адрес: "АДРЕС", присвоен новый почтовый адрес: "АДРЕС" (л.д.22).
Постановлением главы администрации Байкальского городского поселения от "ДАТА"№ *** изменено наименование сооружения с кадастровым номером № ***, принадлежащего муниципальному образованию Байкальское городского поселение, расположенного на территории Байкальское городского поселение, расположенного на территории Байкальского городского поселения по адресу: "АДРЕС", с «Золошлакоотвал (карта № ***)» на «Площадка временного накопления коммунальных отходов» (л.д.23).
Байкальское городского поселение является собственником сооружения с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", именуемое как площадка временного накопления коммунальных отходов, год ввода в эксплуатацию 1966, площадь 150737 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "ДАТА" (л.д.107-110).
Судом установлено, что на данном объекты размещались твердые бытовые отходы, образующиеся в Байкальском городском поселении. Факт размещения и нахождения данных отходов в пределах вышеуказанного сооружения подтверждается постановлением старшего следователя СО по Слюдянскому району СУ СК РФ по Иркутской области ФИО4 от "ДАТА" о возбуждении уголовного дела № *** и принятии его к производству (л.д.190-193), протоколом допроса свидетеля Б. (л.д.204-214), заключением ООО ПИЦ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» (л.д.215-218), данный факт также не оспаривался представителем ответчика администрации Байкальского городского поселения ФИО1 в судебном заседании.
Из экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от "ДАТА"№ ***, составленного заместителем директора Байкальского Управления Росприроднадзора ФИО5, следует, что твердые коммунальные отходы, размещенные в пределах данного сооружения, относятся к 4 классу опасности (л.д.10-19).
В заключении ООО ПИЦ «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» указано, что площадь несанкционированной свалки составляет 32286,42 кв.м., объем 865950 куб.м.
Из ответа Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от "ДАТА"№ *** следует, что объект-сооружение с кадастровым номером № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС" ( часть карты № *** ОАО «БЦБК»), наименование-площадка временного накопления коммунальных отходов в государственный реестр объектов размещения отходов не включен. Согласно приложению 3 раздела 5 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от "ДАТА"№ ***, часть карты № *** ОАО «БЦБК» включена в перечень несанкционированных свалок на территории Иркутской области, ликвидация, вывоз которой предусмотрены на полигон, расположенный в Ангарском городском округе п.Юго-Восточный (№ в ГРОРО № ***) в период с 2018 по 2025 годы. (л.д.219-221).
Таким образом, вышеуказанное сооружение не является объектом размещения отходов, является несанкционированным местом размещения отходов. Кроме того, данное сооружение, где размещены отходы, находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, что также не позволяет размещать на нем данные отходы.
Данные сведения также подтверждены ответом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от "ДАТА"№ *** (л.д.222-224), опровергают доводы представителя ответчика администрации Байкальского городского поселения о том, что данное сооружение включено в Государственный реестр объектов размещения отходов.
В ответе Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от "ДАТА"№ *** также указано, что объект сооружение с кадастровым номером земельного участка № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС", в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС) не включен. Министерством направлено обращение "ДАТА"№ *** в Минприроды России о включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды карты № *** с целью ликвидации накопленного ущерба от хозяйственной деятельности прошлых лет. Положительного решения Минприроды России о включении карты № *** в ГРОНВОС в адрес министерства не поступало. В соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами, в том числе с ТКО, в Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от "ДАТА"№ ***, карта № *** является несанкционированной свалкой и подлежит ликвидации, соответственно Объект отсутствует в государственном реестре объектов размещения отходов. В целях исполнения поручений протокола контрольных мероприятий Контрольного управления Президента Российской Федерации в Иркутской области в рамках проведения проверки законодательства и решений Президента Российской Федерации по сохранению экосистемы озера Байкал и его экологическому оздоровлению, утвержденного заместителем начальника Контрольного Управления Президента Российской Федерации ФИО6 от "ДАТА", и обеспечения сохранения уникальной системы озера Байкал, необходима реализация мероприятий по ликвидации отходов, накопленных на карте № ***. Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - министерство) планируется ликвидировать твердые коммунальные отходы (далее ТКО) на карте № *** в рамках мероприятия «Субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов», предусмотренного подпрограммой «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от "ДАТА"№ ***. Ликвидацию ТКО на карте № *** планируется осуществить путем сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов на полигоне, расположенном в п. Юго-Восточный Ангарский округ в ГРОРО № ***, в рамках предоставленной субсидии из областного бюджета Байкальскому муниципальному образованию. Для получения вышеуказанной субсидии администрации Байкальского муниципального образования необходимо предоставить пакет документом в соответствии с пунктом 9 положения о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательствах муниципального образования по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов, утвержденного "ДАТА"№ *** (далее - заявка). Заявка в министерство по настоящее время от администрации Байкальского муниципального образования не поступала. В соответствии с заключением по результатам геодезического исследования территории карты № ***, подготовленным ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», объем накопленных твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) составляет 391 621,0 куб м. При проведении замеров по информации Байкальского муниципального образования выявлен морфологический состав ТКО на карте № ***: бумажные отходы - 20-25%; стекло - 5-10%; металл - 25-30%; пластик - 15-20%; текстиль - 5-10%; строительный мусор - до 10%. Данные морфологического состава не учитывают промышленные отходы, размещенные при эксплуатации ОАО «БЦБК» карты № *** -предположительно зола, опилки, кора и лигнин. Нa основании вышеизложенного определена необходимость уточнения состава и объема Карты № *** путем проведения инженерно-изыскательских работ. Вышеуказанные работы планируется выполнить в 2020 году. Предусмотрены средства областного бюджета на реализацию мероприятия в следующих размерах: год-26 188,0 тыс. рублей; год-435 013,0 тыс. рублей.
Судом установлено, что твердые бытовые отходы, образующиеся в пределах Байкальского городского поселения, вывозились и складировались на вышеуказанном сооружении, которое не является объектом, в том числе временного размещения отходов.
Так, из письма заместителя главы администрации Байкальского городского поселения ФИО7 от "ДАТА"№ *** следует, что площадка временного накопления коммунальных отходов с кадастровым номером № *** по адресу: "АДРЕС", заполнена твердыми коммунальными отходами на 87%. С "ДАТА" Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» производит размещение ТКО на площадке временного хранения (карта № ***). Размещения ТКО на данной площадке допускается на 11 месяцев. В связи с отказом Регионального оператора «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» заключать договор на использование и содержание площадки временного накопления коммунальных отходов, соответственно с "ДАТА" данный период заканчивается. Для недопущения техногенной нагрузки, администрация с 08:00 часа "ДАТА" приостанавливает ввоз и размещение ТКО на площадке временного накопления (карта № ***). На основании вышеизложенного администрация Байкальского городского поселения предлагает Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» приступит к удалению ТКО в объеме 35 тыс.куб.м с № *** карты АО «БЦБК» в период с "ДАТА". Данный объем включен в тариф регионального оператора «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» (л.д.111-112).
Таким образом, указанным письмом подтвержден факт размещения администрацией Байкальского городского поселения на вышеуказанном сооружении твердых коммунальных отходов. Довод представителя ответчика администрации Байкальского городского поселения ФИО1 о том, что в соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с "ДАТА" администрация деятельностью по размещению отходов не занимается, не свидетельствует о том, что фактически администрация данные отходы на данном сооружении не размещает и впоследствии не будет размещать.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым, возложить на администрацию Байкальского городского поселения, как на орган местного самоуправления и как на собственника сооружения с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", обязанность устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами путем запрета размещения данных отходов на указанном сооружении, очистки несанкционированного места размещения отходов.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока исполнения решения в части очистки места несанкционированного размещения отходов до "ДАТА", с учетом обстоятельств дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения. Указанный срок является разумным и объективно позволяет ответчику исполнить решение суда при совершении необходимых своевременных и разумных действий по его исполнению, в том числе в части включения в соответствующие государственные программы на уровне субъекта Российской Федерации и Российской Федерации. Факт отсутствия в бюджете денежных средств на данные мероприятия не может свидетельствовать об освобождении ответчика от данной обязанности, при этом доказательств отсутствия достаточности денежных средств для исполнения решения суда в установленные сроки также не представлено. Доказательств невозможности исполнения возложенных решением суда обязанностей также не представлено.
Кроме того, в случае невозможности исполнить решение суда в указанные сроки, ответчик не лишен права обратиться в суд об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Слюдянского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Байкальского городского поселения о понуждении к исполнению законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Запретить администрации Байкальского городского поселения деятельность по размещению твердых коммунальных отходов в пределах сооружения-площадки временного накопления коммунальных отходов с кадастровым номером № ***, расположенной по адресу: "АДРЕС".
Обязать администрацию Байкальского городского поселения в срок до "ДАТА" устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами путем очистки несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов-площадки временного накопления коммунальных отходов с кадастровым номером № ***, расположенной по адресу: "АДРЕС".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 10 марта 2020 года 16 часов 00 минут.
Судья: