к делу №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи: Одинцова В.В.
при секретаре ФИО9
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» к ФИО6, ФИО1 о признании права отсутствующим, освобождении земельного участка и восстановлении объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» обратилось в суд с иском к ФИО6, ФИО1 о признании права отсутствующим, освобождении земельного участка и восстановлении объекта недвижимости.
В обоснование иска указав, что ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» является бюджетным учреждением, осуществляющим комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов на территории <адрес>.
Учреждение распоряжается вверенным ему имуществом на праве оперативного управления, в отношении земельных участков ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» наделено правом постоянного (бессрочного) пользования. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация.
На территории Республики Адыгея, <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, находящийся в ведении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества - «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441».
В ходе осуществления возложенных на учреждение функций выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5477, 01:05:2900013:5478, 01:05:2900013:5479 с объектом: «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441», расположенным в <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО2.
Из земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:5478 образован объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:11318, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ.
Спорные земельные участки, согласно сведениям из выписок ЕГРН, находятся в собственности ФИО3 (ЗУ КН 01:05:2900013:<адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес> а), ФИО4 (ЗУ КН 01:05:2900013:<адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес> а), ФИО5 (ЗУ КН 01:05:2900013:11318, образованный из ЗУ КН 01:05:2900013:5478, <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>). Право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:5479 зарегистрировано за ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации 01:05:2900013:5479-01/001/2017-2. Право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:5477 зарегистрировано за ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации 01-01/004-01/004/102/2015-242/2. Право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:11318 зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации КУВИ-001/2019-7977951.
В результате постановки спорных земельных участков на кадастровый учет произошло нарушение Земельного и Водного кодексов РФ, так как участки расположились в границах водооградительного вала противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки.
Регулирование правоотношений по владению, использованию и распоряжению землями, на которых расположены водные объекты, должно осуществляться с соблюдением требований не только земельного, но и водного законодательства.
Из названного вытекает, что спорные земельные участки находятся в пределах особой зоны или же частично расположены в особой зоне. Исходя из вышеприведенных норм права, нахождение земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5477, 01:05:2900013:11318, 01:05:2900013:5479 в границах водооградительного вала недопустимо в связи с возникновением ограничения оборотоспособности.
Кроме того, поскольку дамбы (валы водооградительные) являются ограждениями, находящимися на земельном участке, то фактически образуют с землей единое целое, предполагающее использование их по общему назначению. Дамба, по своим физическим характеристикам, представляет собой искусственно созданную часть водного объекта и подчиняется правилам статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.
Нарушение целостности гидротехнического сооружения - дамбы (вал водооградительный) обвалования <адрес> может привести к просадке тела дамбы, оползням и возникновению чрезвычайной ситуации, связанной с затоплением территории а. Новая Адыгея, Республики Адыгея водами <адрес>.
Нахождение спорных земельных участков в границах гидротехнического объекта «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441» нарушает права учреждения, а также права Российской Федерации, как собственника указанного гидротехнического объекта.
За ответчиками зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5477, 01:05:2900013:11318, 01:05:2900013:5479, необходимые истцу для эксплуатации гидротехнического сооружения согласно правоустанавливающим документам и специальном нормам в области безопасности ГТС.
Указанное будет препятствовать регистрации прав учреждения и Российской Федерации на гидротехническое сооружение «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441» и земельные участки, на которых расположен данный гидротехнический объект.
Представитель истца в судебном заседании уточнила исковые требования, пояснила, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:5477 снят с кадастрового учета и на основе этого участка 03.06.2019г. сформированы участки с кадастровыми номерами 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, право-обладателем которых является ФИО6, связи с чем просила признать отсутствующим право собственности ФИО6 на земельные участки с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5479, 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, расположенные по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318, расположенный по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес> недействительным образование земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:5479, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; образование земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, расположенные по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; образование земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес> недействительным кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:5479, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, расположенных по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, 01:05:2900013:11318, 01:05:2900013:5479. Указать, что решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея является основанием для ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> является основанием для внесения сведений в ЕГРН об исключении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, 01:05:2900013:11318, 01:05:2900013:5479, расположенных по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>ФИО6 восстановить разрушенный участок дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5479, 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, обязать ФИО1 восстановить разрушенный участок дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в границах земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318.
Представитель ответчиков ФИО6 – ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчик ФИО1 извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. О причинах неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третье лица администрация МО «<адрес>» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилось.
Представитель третьего лица ФИО4 – ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать.
Третье лицо ФИО3 надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» является бюджетным учреждением, осуществляющим комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов на территории <адрес>.
На территории Республики Адыгея, а. Козет, по левому берегу реки Кубань, расположена водооградительная дамба противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки, находящаяся в ведении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» на основании распоряжения комитета по управлению государственным имуществом <адрес>.
Учреждение распоряжается вверенным ему имуществом на праве оперативного управления, в отношении земельных участков Учреждение наделено правом постоянного (бессрочного) пользования. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.
В ходе осуществления возложенных на учреждение функций выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5477, 01:05:2900013:5478, 01:05:2900013:5479 с объектом: «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441», расположенным в <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО2.
Из земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:5478 образован объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:11318, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:5477 снят с кадастрового учета и на основе этого участка 03.06.2019г. сформированы участки с кадастровыми номерами 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, право-обладателем которых является ФИО6
Таким образом, спорные земельные участки, согласно сведениям из выписок ЕГРН, находятся в собственности:
ФИО6, земельные участки с кадастровыми номерами 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, РА, <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес> а., Право собственности в отношении указанных земельных участков зарегистрировано за ФИО6 03.06.2019г.
ФИО5, земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:11318, образованный из ЗУ КН 01:05:2900013:5478, <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>. Право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:11318 зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации КУВИ-001/2019-7977951.
Факт наложения границ земельных участков является нарушением прав Учреждения, так как фактически используемые ответчиками земельные участки в настоящее время принадлежит истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Водооградительный вал пересекает спорные земельные участки находятся в пределах особой зоны или же частично расположены в особой зоне. Нахождение спорных земельных участков в пределах водооградительного вала недопустимо в связи с ограничением оборотоспособности земельных участков в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.ч.1-4 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно п.52 Постановления Пленума Верховного и Высшего Арбитражного судов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из изложенного следует, что предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и, несмотря на кажущуюся универсальность, подлежит использованию весьма ограниченно: такой иск может быть заявлен только в случае невозможности защиты права истца посредством использования таких способов защиты, как признание права или истребование имущества из чужого незаконного владения.
Рассматриваемый способ защиты права, в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Истец просит признать отсутствующим право собственности ФИО6, ФИО1 на принадлежащие им земельные участки, ссылаясь, на то происходит наложение и земельные участки находятся в границах водооградительной дамбы.
Исходя из разъяснений п.52 Постановлении Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», которая указывает, что иск о признании права собственности отсутствующим может быть заявлено в случае если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, истцу было предложено представить доказательства существования зарегистрированного им права на оспариваемые объекты –выше указанный земельный участок и жилой дом.
Письменных доказательств существования зарегистрированного права на оспариваемые объекты истцом не представлено.
Доводы истца, о том, что земельный участок находится у него в собственности, надлежащими доказательствами не подтвержден.
Доводы о том, что водооградительная дамба противопадковой системы обвалования рек Кубани и Протоки находится у него на праве оперативного управления, является сооружением и образует с землей единое целое, также не подтвержден доказательствами.
В подтверждение своих прав на водооградительный вал истец представил суду выписку из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441 имеет назначение- сооружение, кадастрового номера -нет, номера регистрации права собственности РФ- нет, правообладатель Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>», документы-основания возникновения права собственности РФ - Постановление правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, документы-основания возникновения иного вещного права- распоряжение о закреплении гос.имущества от ДД.ММ.ГГГГ№.
Также истцом представлено суду распоряжение о закреплении гос.имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, которое явилось основанием для передачи имущества истцу, и согласно которому ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> предписано заключить договор о закреплении за ФГСП «Кубаньводэксплуатация» госимущества, числящегося на балансах предприятия «Краснодарреммелеорация» и 18 предприятий, включенных Минсельхозпродом РФ в ФГСП «Кубаньводэксплуатация» на правах структурных подразделений-филиалов.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом <адрес> за Федеральным государственным сельскохозяйственным предприятием по эксплуатацию мелиоративных и водохозяйственных объектов «Кубаньводэксплуатация» между Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> и ФГСП «Кубаньводэксплуатация».
В соответствии с п.1.2 комитет передал, а Предприятие приняло в полное хозяйственное ведение государственное имущество по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являющегося федеральной собственностью, в соответствии с приложением -являющегося неотъемлемой частью договора.
В соответствии с п. 6.6. срок действия договора устанавливается 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
В материалы дела также представлена расшифровка основных средств на ДД.ММ.ГГГГ по Управлению эксплуатации Федоровского гидроузла, где в наименовании основных средств под номером № значится- Вал водооградительный ПК 59-441.
Порядок регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество до 2017 года регулировал закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с положениями абз. 2 п. 1 ст. 2 закона «О государственной регистрации...» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Из изложенного следует, что выписка из реестра соответствующего уровня собственности может рассматриваться в качестве надлежащего документа, подтверждающего право государственной или муниципальной собственности на объект.
Однако выписка не может признаваться правоустанавливающим документом, аналогичным по юридической силе свидетельству о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее -ЕГРП).
В соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, под реестром понимается информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета имущества и предоставления сведений о нем (при этом ведется реестр в целях организации учета федерального имущества в соответствии с законодательством РФ), а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом. Правоустанавливающего значения, как следует из содержания положения, сведения, содержащиеся в реестре, не имеют.
Кроме этого, выписка из реестра может рассматриваться в качестве одного из доказательств, подтверждающих возникновение государственной или муниципальной собственности, но при этом должна оцениваться не как свидетельство о государственной регистрации права, выданное на основании данных ЕГРП. Кроме этого, как видно из абз.5 п. 3 названного постановления Пленума ВАС РФ, при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности, руководствоваться не выписками и реестрами как таковыми, а приложениями №, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на основе которых, в частности, эти реестры формировались.
В случае, если имущество попало в реестр государственной или муниципальной собственности по основаниям, отличным от вышеприведенных, в рамках других процедур, то общие правила Гражданского Кодекса РФ и Федерального закона «О государственной регистрации прав» должны соблюдаться и суды должны делать выводы о возникновении права собственности у государства и муниципальных образований на основе общих норм.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса). Ст. 131 Гражданского кодекса предусматривает государственную регистрацию права собственности.
Из представленных доказательств истцом не следует, что у него возникло и имеется в настоящее время права на объекты, в отношении которых он просит признать отсутствующим право.
Сведения о принадлежности сторонам одного и того же объекта недвижимости, отсутствуют.
На основании изложенного, суд считает избранный истцом способ защиты своих прав, как признание отсутствующим у ответчиков права собственности на спорные земельные участки, ненадлежащим, так как истцу и ответчику на праве собственности принадлежат разные объекты недвижимости; полное наложение границ указанных земельных участков отсутствует.
Доводы о том, что водооградительный вал ПК 59-441 находится у истца на праве оперативного управления не подтверждается представленными письменными доказательствами.
Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, указанное как основание возникновения права на имущество, подтверждает передачу имущества в 1995 году Федеральному государственному сельскохозяйственному предприятию по эксплуатацию мелиоративных и водохозяйственных объектов «Кубаньводэксплуатация», на срок до 1999 года.
При этом доказательств того, что ФГСП «Кубаньводэксплуатация» и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» являются одним и тем же юридическим лицом, или ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз возникло в результате реорганизации ФГСП «Кубаньводэксплуатация» суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Более четких количественных и качественных характеристик таких объектов как сооружения, а также иных критериев, позволяющих отнести их к объектам недвижимого имущества, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества, действующее законодательство не содержит.
Согласно письму Департамента недвижимости Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>, при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации на сооружения следует учитывать следующее.
Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.55 ГрК РФ, удостоверение выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, сооружение должно создаваться с соблюдением ряда условий - наличие земельного участка, предоставленного в установленном порядке, и разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч.ч.1,12 ст.24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Как видно из выписки и реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, водооградительный вал является сооружением, однако документов позволяющих идентифицировать указанный объект, в частности технический план с указанием характеристик сооружения, кадастровый паспорт на объект, документов подтверждающих выделение земельного участка в установленном законом порядке для строительства вала, суду не представлены.
Кроме этого, границы земельного участка не установлены, сведения о координатах участка не внесены в кадастр, сведения об особых зонах в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Согласно уведомлению Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о сооружении (дамба) Федоровского гидроузла, расположенного по адресу: <адрес>, между Восходом-2 и аулом Козет отсутствуют.
Суд, оценивая представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств явившихся основанием для внесения истца в реестр федерального имущества в качестве правообладателя.
Иных доказательств, подтверждающих и позволяющих индентифицировать объекты недвижимости –водооградительный вал и земельный участок под ним суду не представлено.
Истец заявил требования о признании отсутствующим права на земельные участки с кадастровыми номерами 01:05:2900013:5479, 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000; 01:05:2900013:11318, но при этом в качестве доказательств приложил распоряжение комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от 20.12.1994г. № «О закреплении государственного имущества за федеральным государственным сельскохозяйственным предприятием по эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных объектов «Кубаньводэксплуатация», письмо МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-пр. «О реорганизации ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» и присоединении к нему ФГБУ ЭГТСКП, приказ Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральном государственном учреждении по эксплуатации гидротехнических сооружении рек Кубани и протоки в <адрес>», выписку из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, инвентарная карточка учета нефинансовых активов №.
Представленные доказательства суд не может признать в качестве правоустанавливающих документов.
На основании изложенного суд считает установленным отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании отсутствующим права на земельные участки с кадастровым номером 01:05:2900013:5479, 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000; 01:05:2900013:11318.
Как видно из представленных материалов дела, не имеется сведений о наличии водооградительного вала в пределах земельных участков ответчиков, а также сведений о нахождении в пределах участка зон с особыми условиями использования территории. Из указанного следует, что доказательств нахождения в границах участков ответчиков сооружений, имеющих особые условия использования территории с установленными границами, суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» не имеется и в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» к ФИО6, ФИО1 о признании права отсутствующим, освобождении земельного участка и восстановлении объекта недвижимости о:
признании отсутствующим право собственности ФИО6 на земельные участки с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5479, 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, расположенные по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>, ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318, расположенный по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>;
признании недействительным образование земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:5479, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; образование земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, расположенные по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; образование земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>;
признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:5479, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, расположенных по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>; земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318, расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>;
исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, 01:05:2900013:11318, 01:05:2900013:5479.
обязании ФИО6 восстановить разрушенный участок дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:05:2900013:5479, 01:05:2900013:12998, 01:05:2900013:12999, 01:05:2900013:13000, обязании ФИО1 восстановить разрушенный участок дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в границах земельного участка с кадастровым номером: 01:05:2900013:11318, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Тахтамукайского
районного суда РА В.В. Одинцов