ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1101/2022 от 21.04.2022 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2022 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бездетнова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигало И.В.,

с участием истца Качухашвили А.В., представителя ответчика Щербакова Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2022-001331-24 (производство № 2-1101/2022) по иску Качухашвили А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающему пенсионеру, постоянно проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

у с т а н о в и л :

Качухашвили А.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающему пенсионеру, постоянно проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В обоснование иска ссылалась на то, что в июле 1993 она с детьми приехала в д. <адрес> из Республики Грузия на постоянное место жительства. Со дня приезда и по настоящее время она проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. По приезду в д. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ приказом -к она была принята на работу преподавателем Чернской детской музыкальной школы. До ДД.ММ.ГГГГ она получала ежемесячные денежные выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со ст. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В январе 2005 выплаты прекратили, указав, что они положены лицам, получившим гражданство до ДД.ММ.ГГГГ, а ей гражданство России было принято ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим она обращалась в Чернский районный суд <адрес>, который решением от ДД.ММ.ГГГГ признал за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом независимо от даты принятия гражданства РФ. После увольнения с работы ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику за установлением ЕДВ в повышенном размере как неработающему пенсионеру в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В назначении указанных выплат ответчиком ей было отказано со ссылкой на отсутствие документального подтверждения ее проживания на территории населенных пунктов, пострадавших от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как гражданство она получила ДД.ММ.ГГГГ. С данными выводами истец не согласна, просила признать за ней право на получение ЕДВ в повышенном размере пенсий и пособий как неработающему пенсионеру в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ответчика назначить ей указанную выплату с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Качухашвили А.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Тульской области по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании заявленные истцом требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, полагал, что решение -ОН от ДД.ММ.ГГГГ вынесено обоснованно, поскольку истец является гражданином РФ с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем нормы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ в период ее проживания на загрязненной территории до ДД.ММ.ГГГГ на нее не распространялись, в связи с чем в соответствии с п. 3 ст. 19 названного Закона установление ЕДВ в повышенном размере как для проживающей до ДД.ММ.ГГГГ на нее не распространяются.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ истице назначена досрочная пенсия как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Качухашвили А.В. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как неработающему пенсионеру, проживающему в зоне радиоактивного загрязнения.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ-он ей было отказано в установлении ЕДВ в повышенном размере по тем основаниям, что Качухашвили А.В. проживает на загрязненной территории с ДД.ММ.ГГГГ, приобрела гражданство РФ с ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о невыполнении условия о проживании в зоне загрязнения на ДД.ММ.ГГГГ. До получения гражданства период проживания на загрязненной территории, по мнению ответчика, принят во внимание быть не может, поскольку право для получения льгот и компенсаций предоставляется только гражданам РФ.

С данными выводами суд не может согласиться по следующим основаниям.

Статья 3 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии с п. 8 части первой ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 18, пп. 3 ч. 2 ст. 19 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 7, 8 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям инвалидам в зависимости от времени проживания.

Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория <адрес> отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ территория <адрес> также отнесена к зонам с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и" пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от ДД.ММ.ГГГГпа, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

П. 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н указано, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).

Как следует из паспорта истицы Качухашвили А.В., она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

В соответствии с удостоверением серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, истица Качухашвили А.В. проживает в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в п <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно трудовой книжке истицы и материалов ее пенсионного дела, с ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу преподавателем Чернской детской музыкальной школы, находящейся в <адрес>, относящемся к зоне радиоактивного загрязнения – зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Вступившим в законную силу решением Чернского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также установлено, что истец Качухашвили А.В. проживала в д. <адрес> с июля 1993, при этом д. <адрес> Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ также отнесена к территориям зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Давая оценку представленным истицей доказательствам, суд приходит к выводу о том, что истцом документально подтвержден факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ответчика о том, что на ДД.ММ.ГГГГ истица не являлась гражданином РФ, в связи с чем на нее не распространялись льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являются несостоятельными.

Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации проверяя конституционность ряда положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в своем Постановлении от 01.12.1997 г. за N 18-П указал, что принимая данный Закон, направленный на защиту прав и интересов граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях.

Вместе с тем законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Однако такие решения не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, в том числе установленные статьей 42 Конституции Российской Федерации. С этой точки зрения признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться.

При этом действующим законодательством какое-либо ограничение права на льготы и компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зависимости приобретения гражданства Российской Федерации на период проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не предусмотрено.

Факт проживания истицы Качухашвили А.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом до ДД.ММ.ГГГГ установлен документально.

При таких обстоятельствах у истца имеется право на установление ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающему пенсионеру, постоянно проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, которая подлежала установлению, согласно ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907, определен порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения (далее - компенсация), предусмотренной пунктами 1 и 3 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2 статьи 19 и пунктами 1 и 3 части первой статьи 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территориях зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и зоны отселения, а также гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне), указанным в пунктах 7 - 10 части первой статьи 13, и гражданам, указанным в частях второй и четвертой статьи 22 указанного Закона (далее - получатель компенсации).

Компенсация получателю компенсации (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении компенсации (далее - заявление), форма которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления компенсации, по перечню согласно приложению.

Предоставление компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Судом установлено и следует из материалов пенсионного дела истицы Качухашвили А.В., что она обратилась за предоставлением компенсации ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем данная компенсация должна быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь положениями ст. ст. 192-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Качухашвили А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающему пенсионеру, постоянно проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Качухашвили А.В. право на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающему пенсионеру, постоянно проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Тульской области назначить Качухашвили А.В. ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсий и пособий неработающему пенсионеру, постоянно проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, с 01.09.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца с момента провозглашения путем подачи жалобы в Советский районный суд г. Тулы.

Председательствующий