ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11022/2015 от 25.02.2016 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2016 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе

председательствующего судьи Плотниковой О.Л.,

при секретаре Невзоровой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-928/2016 по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Государственная компания «Северавтодор» и казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности по приведению шумовых полос на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижневартовского района обратился в суд с вышеуказанным иском, который впоследствии был уточнен, мотивируя свои требования тем, что при проведении проверки по обращениям жителей г.Нижневартовска по поводу законности обустройства шумовых полос на автодороге Нижневартовск-Излучинск, Сургут-Нижневартовск были выявлены нарушения закона, которые выразились в том, что участки автомобильной дороги общего пользования Сургут-Нижневартовск км 180+930 – км 181+540; км 196+600 – км197+500, оборудованы шумовыми полосами, обозначенными дорожными знаками 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости 70 км/ч» и табличкой 8.2.1 «Зона действия», также участки км 181,182,197 оборудованы тросовыми ограждениями, однако шумовые полосы выполнены путем фрезерования ( нарезки поперечных канавок в дорожном покрытии) на всю ширину проезжей части, в то время как шумовые полосы могут быть оборудованы перед опасными участками, а их обустройство на всю ширину проезжей части влечет за собой наличие шумовых полос для водителей транспортных средств, фактически проехавших аварийно опасный участок дороги, кроме того наличие тросовых ограждений исключает возможность выезда водителей на встречную полосу движения. Поскольку наличие на автомобильной дороге искусственных неровностей в виде шумовых полос, обустроенных не в соответствии с требованиями ГОСТа и их фактическим назначением создает опасность возникновения аварийных ситуаций для всех участников дорожного движения, то просит возложить обязанность на ответчиков привести шумовые полосы на участках км 181,182,197 автомобильной дороги Сургут-Нижневартовск в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно на участке данной автомобильной дороги км 181,182, на которых установлено осевое тросовое ограждение – км 180+870 – км 181 +540 – шумовые полосы заасфальтировать на км 180+877 ( слева), на км 181+597 ( справа), кроме этого на участке данной автомобильной дороги км 197, на котором установлено осевое тросовое ограждение – км 196+194 – км 196+680 – шумовые полосы заасфальтировать на км 196+543 ( слева), на км 197+157 ( справа).

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Латыпова А.Х. доводы, изложенные в иске, поддержала и на заявленных требованиях настаивала.

Представитель ответчика АО «ГК «Северавтодор» Кокорина С.С. и Рыбкин А.В., представитель ответчика КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» Скоробогатько В.П. в судебном заседании возражений по данным требованиями не заявляли.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, считает иск подлежашим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.3 Федерального закона « О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность па обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 3.8 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 269-ст, определены шумовые полосы как устройство в виде чередующихся поперечных полос на поверхности покрытия дороги, выполненные посредством крупношероховатой поверхностной обработки или другим способом, вызывающие вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающие водителей снижать скорость движения и повышать внимание.

Согласно п.5.1.6, 5.1.7. межгосударственного стандарта ГОСТ 33025 -2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2015 года № 184-ст, поперечные шумовые полосы входят в состав комплекса шумовых полос, который располагается на полосах движения транспортных средств одного направления, при этом расстояние от начала опасного участка до первой и последующей поперечной шумовой полосы и их количество в комплексе шумовых полос устанавливается в зависимости от величины требуемого снижения скорости движения. Продольные шумовые полосы, выполненные методом фрезерования, должны состоять из отдельно чередующихся элементов ширины от 0,20 до 0,40 м и длиной ль 0,10 до 0,20 м, глубина элементов должна составлять от 1,0 до 2,0 см, а интервал между осями соседних элементов должен быть не менн двух длин элементов и не более 1,2 м.

В разделе 8 ГОСТ 33025 -2014 имеются указания по применению в котором определены типовые схемы устройства шумовых полосы, также определено, что в районах, с числом дней образования зимней скользкости в году по среднемноголетним данным более 100, продольные шумовые полосы применяются в случае соответствующего технико-экономического обоснования. Поперечные шумовые полосы должны наноситься на всю ширину полосы движения транспортных средств, при этом не должны пересекаться с горизонтальной дорожной разметкой.

Судом установлено, что в соответствии протоколом №1 заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при правительстве ХМАО – Югры от 19 января 2015 года был разработан и утвержден департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры план реализации решения п.1 вышеуказанного заседания комиссии, из которого следует, что на автодороге Сургут-Нижневартовск, в частности км 181 +121 – км181 +353, км 196+194 – км 196+680 должны быть установлены тросовые ограждения по оси проезжей части, а на км 180+930 – км 181+540; км 196+600 – км197+500, должны быть обустроены поперечные шумовые полосы, при этом определено, что шумовые полосы должны быть выполнены методом нарезки поперечных канавок в дорожном покрытии ( фрезерованием) на всю ширину проезжей части.

Из акта обследования шумовых полос, выполненных на км 180+930 – км 181+540; км 196+600 – км197+500 от 18 ноября 2015 года, составленного госинспекторм ДН ОГИБДД ОМВД России по Нижневартовскому району и мастером геодизистом филиала №1 АО ГК «Северавтодор» следует, что на данных участках автомобильной дороги по всей ширине проезжей части имеются поперечные шумовые полосы.

Таким образом суд считает, что имеющиеся на км 180+930 – км 181+540; км 196+600 – км197+500 шумовые полосы, выполненные по всей ширине проезжей части не соответствуют безопасности дорожного движения, так как выполненные с нарушениями межгосударственного стандарта ГОСТ 33025 -2014 «Дороги автомобильные общего пользования, в связи с чем исковые требования прокурора Нижневартовского района к АО «ГК «Северавтодор» и КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Часть 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Суд учитывая, что действия по асфальтированию дорог носят сезонный характер, также учитывая климатические условия Ханты-Мансийского автономного округа- Югра, полагает возможным определить срок для приведения шумовых полос в соответствии с требованиями действующего законодательства до 01 августа 2016 года.

Руководствуясь ст.ст.198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать акционерное общество «Государственная компания «Северавтодор» и казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» в срок до 01 августа 2016 года привести шумовые полосы на участках км 181,182,197 автомобильной дороги Сургут-Нижневартовск в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766, а также ГОСТ 33025- 2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия», а именно:

на участке автомобильной дороги Сургут-Нижневартовск км 181,182, на которых установлено осевое тросовое ограждение – км 180+870 – км 181 +540 – шумовые полосы заасфальтировать на км 180+877 ( слева), на км 181+597 ( справа);

на участке автомобильной дороги Сургут-Нижневартовск км 197, на котором установлено осевое тросовое ограждение – км 196+194 – км 196+680 – шумовые полосы заасфальтировать на км 196+543 ( слева), на км 197+157 ( справа).

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья подпись

Копия верна:

Судья О.Л. Плотникова