ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1102/2021 от 15.11.2021 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

25RS0008-01-2021-001613-14

Дело № 2-1102/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Дальнереченск ДД.ММ.ГГГГ

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Тур И. А., при секретаре Гуменюк О. Ю., с участием представителя истца прокурора Попковой Е. В., представителя ответчика Столяровой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора к администрации Дальнереченского городского округа Приморского края о возложении обязанности по ремонту дороги,

У С Т А Н О В И Л:

И. о. Дальнереченского межрайонного прокурора обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с требованиями обязать администрацию ДГО Приморского края привести асфальтобетонное покрытие проезжей части по ул. Чапаева, в том числе от ул. Ленина до ул. Калинина в г. Дальнереченск в соответствие с требованиями ГОСТа «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В обоснование доводов истец сослался на результаты прокурорской проверки по обращению жителей г. Дальнереченск в связи с ненадлежащим состоянием дорожного покрытия по ул. Чапаева, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», несмотря на необходимость проведения ремонта дорожного покрытия на участке дороги по ул. Чапаева, в том числе от <адрес>, работы по приведению дорожного полотна в надлежащее состояние до настоящего времени не проведены. Из ответа администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из-за разрушения асфальтобетонного полотна автомобильной дороги более 70%, ямочный ремонт на данном участке не эффективен. Ремонт асфальтобетонного покрытия по <адрес> в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. не запланирован, рассмотрение данного вопроса планируется при формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик в письменных возражениях просит в иске отказать по тем основаниям, что денежные средства на приведение спорного участка дороги в соответствии с требованиями ГОСТ решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Дальнереченского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ г. и плановый период ДД.ММ.ГГГГ г. г.» не предусмотрены. Не оспаривая необходимость проведения ремонта дороги по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>, ссылаясь на «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», утверждённые письмом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № СО-28/1270-ис, указал, что ремонт дорог производится при температуре воздуха не ниже +5оС и приступить к их производству возможно только с наступлением тёплого времени года, однако срок проведения работ истцом не определён. Считает, что разумным для исполнения требований является срок до ДД.ММ.ГГГГ, тогда решение суда не будет обладать признаками неисполнимости.

В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнила, просила провести комплекс мероприятий путём проведения асфальтобетонного покрытия проезжей части по <адрес>, в том числе от <адрес> до <адрес> в г. Дальнереченск, в срок 6 месяцев после вступления решения в законную силу, так как данные работы рекомендовано проводить в тёплое время года.

Представитель ответчика с требованиями не согласна, необходимость проведения ремонта спорного участка дороги не оспаривает, но считает разумным срок выполнения данных работ до ДД.ММ.ГГГГ, так как данные виды работ выполняются в тёплое время года. МКУ «Управление ЖКХ ДГО» запланировано заключение в 2022 г. контракта на ремонт автомобильных дорог, ожидается выделение для этого бюджетных средств. В план работ будет включён спорный участок. Как правило, работы по таким контрактам подрядчики начинают в июне и заканчиваются в ноябре. Работы принимаются по акту по завершению срока контракта, и принять спорный участок до окончания срока контракта будет невозможно. Так как администрация принимает меры к проведению ремонтных работ по асфальтированию дорог, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьёй 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Часть 9 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ предусматривает, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Под термином «дорожная деятельность» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под «содержанием автомобильных дорог» - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под «элементами обустройства автомобильных дорог» - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Часть 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Основные параметры и технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТОм «ГОСТ Р 50597-2017». Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённым Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст).

Пункт 1 ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Дальнереченскую межрайонную прокуратуру поступило коллективное обращение жителей <адрес> в <адрес> в связи с ненадлежащим состоянием проезжей части по <адрес>, в том числе от <адрес> до <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Дальнереченской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по данному обращению, в ходе которой установлено, что ремонт спорного участка не производится с ДД.ММ.ГГГГ г. В результате проверки выявлены нарушения технических требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц общего пользования, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельных сроков приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с данными требованиями. Согласно ответу администрации ДГО из-за разрушения асфальтобетонного полотна автомобильной дороги более 70%, ямочный ремонт на данном участке не эффективен, в связи с чем, работы по ремонту асфальтобетонного покрытия <адрес> (участок от <адрес> до <адрес>) локальными картами либо слоем в 2021 году не запланирован. Данный вопрос планируется рассмотреть при формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ г.

Бездействие ответчика по непринятию мер по приведению дорожного полотна в надлежащее состояния, создающее предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушающее права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам города, явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Судом достоверно установлено, что асфальтобетонное покрытие по <адрес> в <адрес> в том числе от <адрес> до <адрес> с 2016 г. находится в ненадлежащем состоянии и требует ремонта. Поскольку устранение выявленных нарушений в соответствии с положениями Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ находится в компетенции органов местного самоуправления, на администрацию Дальнереченского городского округа следует возложить обязанность по приведению асфальтобетонного покрытия проезжей части по <адрес>, в том числе от <адрес> до <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определённые действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, в соответствии Рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утверждёнными письмом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ис о проведении ремонтных работ дорожного полотна при устойчивых плюсовых температурах воздуха не менее +5оС, с связи с необходимостью проведения работ по заключения контракта на проведение работ, а также с учётом соблюдения баланса интересов сторон, принципа исполнимости решения суда в разумные сроки, суд возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить частично требования Дальнереченского межрайонного прокурора.

Обязать администрацию Дальнереченского городского округа Приморского края привести асфальтобетонное покрытие проезжей части <адрес>, в том числе от <адрес> до <адрес> в <адрес>, в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённым Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И. А. Тур