Дело № 2-58/2022
76RS0008-01-2021-001818-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2022 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М., при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области, УМС администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области о понуждении заключить соглашение, по исковому заявлению ФИО2 к администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области, УМС администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области о понуждении заключить соглашение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Переславский районный суд с иском к ответчикам, просит, с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, утвердить схему перераспределения земельного участка КН площадью 2290 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для личного, подсобного хозяйства, расположенных по адресу
обязать УМС администрации г.о. г. Переславль-Залесский заключить соглашение о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу , согласно утвержденной схеме расположения земельного участка;
признать незаконным разрешение от 07.06.2021 года на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданное администрацией г.о. г. Переславль-Залесский на имя ФИО3.
Требования мотивированы тем, что администрация г.о. г. Переславль-Залесский своим решением от 22.06.2021 года № 3226-у, отказала истцу в перераспределении земельного участка с КН и заключении с истцом соглашения о перераспределении такого земельного участка, указав следующие основания: подпункты 11,12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ – приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Из пояснений администрации г.о. г. Переславль-Залесский, изложенных в том же решении следует, что причиной отказа является: отсутствие возможности определения правового режима спорного участка ввиду того, что решением Ярославского областного суда от 04.10.2018 года по делу № 3а-84/2018, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2019 года № 8-АПГ18-32, признаны частично недействующими Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения, утвержденные решением Собрания представителей Переславского муниципального района от 17.12.2009 года № 226, в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны. Согласно письму Управления архитектуры от 11.06.2021 года № 292, на которое ссылается в своем отзыве ответчик, спорный земельный участок расположен на территории ю. Пригородного сельского поселения Переславского района и находится в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро». Истец считает решение незаконным по следующим основаниям. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены ст. 39.28 ЗК РФ. Согласно ч. 3 названной статьи, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка представлен в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Иных оснований для отказа не предусмотрено. Более того, согласно п. 29 ст. 34 Закона о внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ, после 1 января 2020 года прекращено право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления использовать наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, также основания, предусмотренные законом субъекта РФ. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен статьей 39.29 ЗК РФ. Основания отказа уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков перечислены в п. 9 указанной статьи. Иных оснований для отказа нет. Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. Порядок определен регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Переславль-Залесский от 25.12.2020 года № ПОС.03-2341/20 (ред. От 30.03.2021 № ПОС.03-0564/21). В п. 2.11 Регламента представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Указанные в Регламенте основания для отказа соответствуют основаниям, содержащимся в ЗК РФ. Из текста решения следует, что отказ на обращение был дан по следующим основаниям: - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса (пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ); - приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ). Указанные основания отказа не содержат условия об отсутствии действующих Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения, как основания отказа в перераспределении земельного участка с КН и заключении с истцом соглашения о перераспределении такого земельного участка. Таким образом решение от 22.06.2021 года № 3226-у нарушает п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ необоснованно и должно быть признано незаконным.
В то же время, отсутствие Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения не было принято во внимание администрацией г.о. г. Переславль-Залесский при принятии решения о выдачи ФИО3 разрешения от 07.06.2021 года на использование спорного земельного участка (кадастровый квартал 76:11:041101) в целях размещения подъездной дороги к участку, принадлежащему ФИО3. Оспариваемые решения приняты в июне 2021 года, носят противоречивый характер. Оспариваемое разрешение не содержит указания на правовое основание использования такого земельного участка ФИО3 и не определяет порядок его использования. Разрешение нарушает один из основных принципов землепользования, установленный п.п. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ – платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Срок действия разрешения на использование земельного участка для устройства подъездной дороги – по 06.12.2021 года, то есть разрешение имеет временный характер. В настоящий момент ФИО3 начаты работы по вырубке древесно-кустарниковых насаждений, расположенных в границах проектируемой подъездной дороги, начата планировка (выравнивание) поверхности участка, а в дальнейшем планируется отсыпка дорожного покрытия из насыпного материала. В противном случае, находящийся на земельном участке рыхлый грунт не позволит проезд автомобилей по территории спорного земельного участка к земельному участку ФИО3. выполняемые в данный момент и планируемые ФИО3 мероприятия для устройства подъездной дороги ставят под сомнение временный характер использования спорного земельного участка. Решение администрации стало основанием на проведение ФИО3 работ на земельном участке. Согласно ч. 3 ст. 51 ГрК РФ, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории. Соответственно, отсутствие утвержденных Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения должно было стать также основанием для отказа ФИО3 в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка и выполнение на нем работ по устройству подъездной дороги. Истец также считает, что предоставление ФИО3 разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута незаконно. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлены ст. 39.33 ЗК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации; 7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства); 8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства; 9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. Согласно ч. 4 указанной статьи, указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. Согласно ч. 3 ст. 39.36 виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300. В указанные в Перечне виды входят объекты, которые не требуют получения разрешения на строительство. Спорный земельный участок находится в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро». Согласно п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции - объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. В указанном случае разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория.
Принятое администрацией решение нарушает права и законные интересы истца. Приобретенный в результате перераспределения земельный участок истец планировал использовать в соответствии с разрешенным использованием имеющегося у него на праве собственности земельного участка: для личного подсобного хозяйства, а именно для устройства сада и огорода с целью постоянного проживания в д. Юрино, в окружении природы национального парка «Плещеево озеро». Работы по отсыпке дорожного покрытия из насыпного материала, которые планирует провести ФИО3 на земельном участке для устройства подъездной дороги не позволяет в будущем использовать указанный земельный участок для личного подсобного хозяйства, а именно для устройства сада и огорода без выполнения работ по снятию дорожного покрытия и верхнего плодородного слоя земли. Кроме того, с западной стороны принадлежащего истцу земельного участка, по границе смежного земельного участка с КН , уже проходит подъездная дорога, которая идет в направлении земельного участка ФИО3. В случае устройства ФИО3 еще одной подъездной дороги на основании разрешения, земельный участок истца с трех сторон: с западной, восточной и южной будет окружен подъездными дорогами для проезда автомобильного транспорта, что существенно увеличивает уровень шума, загрязнения воздуха из-за движения транспорта, существенно снижает уровень комфорта, а также потенциально снижает рыночную стоимость земельного участка истца.
Истец считает, что решение не целесообразно, не учитывает наличие уже существующих подъездных автодорог пригодных к использованию ФИО3. Земельный участок ФИО3 не входит в границы д. Юрино. Для подъезда уже организована подъездная дорога. С западной стороны земельного участка ФИО3 и в непосредственной близости от него расположен земельный участок с КН отнесенный к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: для строительства подъездной дороги. Указанный земельный участок находится за границами и может быть использован по его назначению ФИО3 без занятия дорогой спорного земельного участка. Таким образом, для организации дополнительного проезда к земельному участку ФИО3 разумно было использовать земельный участок вид разрешенного использования которого соответствует требуемому, а не передавать для указанных целей территорию , не включающую в себя территорию дачного товарищества.
ФИО2 обратился в суд с иском к ответчикам, просит, с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, утвердить схему перераспределения земельного участка с КН площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу ; обязать УМС администрации г.о. заключить соглашение о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу , согласно утвержденной схемы расположения земельного участка; признать незаконным разрешение от 07.06.2021 на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданное администрации г.о. г. Переславля-Залесского на имя ФИО3.
Требования мотивированы тем, что администрация г.о. г. Переславль-Залесский своим решением от 15.06.2021 года № 3013-у, отказала истцу в перераспределении земельного участка с КН и заключении с истцом соглашения о перераспределении такого земельного участка, указав следующие основания: подпункты 11,12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ – приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Мотивировочная часть искового заявления ФИО2 идентична мотивировочной части искового заявления ФИО1.
Определением Переславского районного суда от 17.12.2021 года гражданские дела объединены в одно производство (Т. 2 л.д.89).
В судебном заседании истец ФИО1, представитель по доверенности ФИО4, представитель по устному ходатайству, заявленному в судебном заседании ФИО5 требования, с учетом уточнений, поддержали по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Письменная позиция (Т. 1 л.д.232-237).
Истец ФИО2 в судебном заседании требования, с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, поддержал, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Письменная позиция (Т. 2 л.д. 143-152,Т. 3 л.д.115-122).
Представитель ответчика администрации г.о. г. Переславль-Залесский в судебном заседании по доверенности ФИО6 в удовлетворении требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (Т. 1 л.д. 52-54).
Представитель ответчика УМС администрации г.о. г. Переславль-Залесский в судебном заседании по доверенности ФИО7 в удовлетворении требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях (Т. 2 л.д.171-172), поддержав доводы представителя администрации г.о. г. Переславль-Залесский.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении требований возражала, указывая, что в отсутствуют дороги общего пользования, для организации подъезда к своему земельному участку обратилась за разрешением на использование земельного участка для строительства подъездной дороги. Строительство планируется от существующего съезда с автодороги Голоперово-Глебовское. После осуществления строительства намерена передать объект в муниципальную собственность. Письменные пояснения (Т. 5 л.д.141-142).
Третье лицо ФИО8 в судебном заседании в удовлетворении требований возражал, поддержав доводы, изложенные ФИО3.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании не участвовала, извещена надлежаще, причины неявки суду не известны. Представитель по доверенности ФИО10 в судебном заседании в удовлетворении требований возражал, поддержав доводы, изложенные ФИО3.
Третьи лица ФИО11, ФИО12, ФИО13 в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причины неявки суду не известны.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Ярославской области, ДНТ «Глебовские дачи» в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. В отзыве на исковое заявление указал на отсутствие согласования социально-экономической деятельности (Т. 3 л.д.140-144).
Представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. В отзыве на исковое заявление решение оставил на усмотрение суда, указывая на отсутствие согласования социально-экономической деятельности (Т. 2 л.д.52-54). Ранее в судебном заседании представитель по доверенности ФИО14 указывала на невозможность использования земельного участка с КН для строительства автодороги, поскольку участков сформирован в непосредственной близости к протекающему ручью.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Истец ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 1500 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для личного подсобного хозяйства, КН расположенного по адресу (Т. 1 л.д.12).
Истец ФИО2 является собственником земельного участка, площадью 2800 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для личного подсобного хозяйства, КН расположенного по адресу (Т. 2 л.д.117-131).
28.05.2021 года ФИО2 обратился с заявлением в администрацию г. Переславля-Залесского о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, на основании ст. 39.28 ЗК РФ просил заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, площадью 200 кв.м. и земельного участка, находящегося в частной собственности, площадью 2800 кв.м., с КН расположенного по адресу (Т. 2 л.д.188).
УМС администрации г.о. г. Переславль-Залесский письмом от 15.06.2021 года № 3009-з уведомила ФИО2 об отказе в заключении соглашения в соответствии с п.п. 3 п. 8, п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ, указав в качестве оснований для отказа п.п. 11,12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Без определения территориальных зон в рамках зонирования территории муниципального образования невозможно определить правовой режим земельных участков в целях их образования и предоставления. Решением Ярославского областного суда от 04.10.2018 года по делу № 3а-84/2018, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2019 года № 8-АПГ18-32, признаны частично недействующими Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения, утвержденные решением Собрания представителей Переславского муниципального района от 17.12.2009 года № 226, в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны. Решение суда вступило в законную силу 27.02.2019 года. Таким образом, с 27.02.2019 года градостроительное зонирование территории Пригородного сельского поселения в границах Национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны не может применяться. Следовательно, в отношении указанной территории не действуют градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земель, что исключает возможность образования и предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. находится в границах охранной зоны национального парка «Плещеево озеро», то есть в границах части территории, в отношении которой с 27.02.2019 года не действуют градостроительное зонирование и градостроительные регламенты. С учетом изложенного, земельный участок согласно подготовленной Вами схеме расположения не может быть образован, так как отсутствует возможность определения правового режима земель, с которыми осуществляется перераспределение. Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Образование земельного участка при невозможности определения правового режима земель, без учета правил землепользования и застройки является нарушением требований п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ (Т. 2 л.д.178-190).
Аналогичный отказ был получен по обращению ФИО1 (№ 3226-з от 22.06.2021 года) (Т. 1 л.д.10-11).
С данными решениями истцы не согласились и обратились в суд с настоящим иском.
Постановлением администрации г. Переславля-Залесского от 25.12.2020 года № ПОС.03-2341/20 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности (Т. 2 л.д.191-200).
Согласно п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствие с п. 2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствие с п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Понятие градостроительного зонирования дано в ст. 1 ГрК РФ, согласно которому градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительное зонирование и градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки (ст. 30). В соответствие с ними определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 ГрК РФ).
В градостроительных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Вид разрешенного использования устанавливается применительно к каждой территориальной зоне (ч.2 ст. 37 ГрК РФ).
При этом, в силу п.5 ч.2 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.Из материалов дела установлено, что Решением Ярославского областного суда от 04.10.2018г. по гражданскому делу №3а-84/2018, оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.02.2019г. №8-АПГ18-32, признаны частично недействующими Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения утвержденные решением Собрания представителей Переславского муниципального района от 17.12.2009г. №226, в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны (л.д.63-81).
До настоящего времени работа по подготовке новых Правил землепользования и застройки, территориального зонирования, градостроительных регламентов, не окончена.
Отсутствие территориального зонирования, градостроительных регламентов, препятствует установлению вида разрешенного использования земельного участка. При отсутствии вида разрешенного использования земельный участок не может быть введен в гражданско-правой оборот, поскольку правой режим такого участка не может быть определен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения приняты ответчиком в соответствие с требованиями Земельного кодекса РФ, уполномоченным лицом, и является законным.
Использование земельного участка предполагает его предоставление на определенном праве в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ. Как установлено судом, в настоящее время земельный участок не может быть образован в соответствие с требованиями закона, т.е. не может являться объектом какого-либо права.
Также истцы просят признать незаконным разрешение от 07.06.2021 года на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданное администрацией г.о. г. Переславль-Залесский на имя ФИО3.
07.06.2021 года администрацией г. Переславля-Залесского ФИО3 выдано разрешение на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов. Разрешается использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1917 кв.м. по адресу (кадастровый квартал ), в целях размещения объекта: подъездная дорога, согласно схеме границ, разработанной ООО «Земля и недвижимость». Срок действия разрешения по 06.12.2021 года (Т. 1 л.д.9).
В соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации; 7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства); 8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства; 9) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.
2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, который содержит, в том числе указание на проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, который содержит, в том числе указание на автомобильные дороги IV и V категории.
Постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ярославской области.
В соответствии с п 3 Постановления, размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган). Форма разрешения приведена в приложении 1 к Порядку и условиям.
4. Заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) по форме согласно приложению 2 к Порядку и условиям подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя: - в уполномоченный орган; - в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление может быть подано в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). В заявлении должны быть указаны: - фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом; - наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом; - фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; - почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; - предполагаемые цели использования земель или земельного участка для размещения объекта в соответствии с перечнем; - кадастровый номер земельного участка - при наличии; - адрес (местоположение) земель или земельного участка; - предполагаемый срок использования земель или земельного участка (не более чем 3 года).
5. К заявлению прилагаются: - копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя); - выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - по собственному желанию заявителя; - схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости) (далее - схема границ); - документы, подтверждающие соответствие объекта видам объектов, включенным в перечень (схема размещения объекта, содержащая наименование, адресные ориентиры, площадь (протяженность) объекта, схема монтажа).
Документ, указанный в абзаце третьем данного пункта, запрашивается уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия в случае, если указанный документ не представлен заявителем самостоятельно.
6. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и направляется заявителю в течение следующего рабочего дня.
7. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: - заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4, 5 данного раздела Порядка и условий; - в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка для размещения объекта, не предусмотренного перечнем; - земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, обременен правами третьих лиц; - размещение объекта приведет к невозможности использования земель, разрешенного использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документами по планировке территории; - размещение объекта нарушает требования строительных норм и правил, технических регламентов в сфере регулирования градостроительной деятельности; - границы испрашиваемых земель (земельного участка), на которых планируется размещение объектов капитального строительства, для которых не требуется получение разрешения на строительство, попадают в границы планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; - опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка; - в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления; - земельный участок, на котором планируется размещение объекта, изъят из оборота; - в радиусе, равном 25 метрам от размещаемого высотного объекта связи (базовой станции), расположены жилые и (или) многоквартирные дома; - земельный участок, на котором планируется размещение объекта, ограничен в обороте и содержание ограничения, установленное действующим законодательством Российской Федерации, запрещает размещение на таком земельном участке объекта, входящего в перечень.
Постановлением администрации г. Переславля-Залесского от 30.12.2020 года № ПОС.03-2403/20 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута» (Т. 1 л.д.109-124).
27 мая 2021 года ФИО3 обратилась в администрацию г.о. г. Переславль-Залесский с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной/муниципальной собственности, имеющего следующие характеристики: - испрашиваемая площадь 1917 кв.м., - местоположение: , - цель использования подъездная дорога, - основные характеристики предполагаемого к размещению объекта: число полос движения – 1, ширина проезжей части 4 м, длина 296 м, расчетная нагрузка на ось 4 т. (Т. 1 л.д.65, Т. 2 л.д.177).
07.06.2021 года за выдано оспариваемое решение (Т. 1 л.д.66).
ООО «Переславль-СанТехМонтаж» подготовлена проектная документация на автомобильные дороги, устройство подъездных путей к участку ФИО3 КН , вблизи д. , класс дороги – V (Т. 1 л.д.94-106).
ФИО3 является собственником земельного участка с КН , площадью 21291 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, по адресу (Т. 1 л.д.142-145). Также является собственником земельных участков с КН , , (Т. 1 л.д.149-152).
ФИО8 является собственником ? доли земельного участка с КН , площадью 12345 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, по адресу (Т. 4 л.д.1).
ФИО15 является собственником земельного участка с КН , площадью 3410 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуальной жилой застройки, по адресу (Т. 2 л.д.1-3).
Третьи лица указывали на отсутствие подъездных дорог к земельным участкам, им принадлежащим.
Из материалов дела следует, что в д. Юрино дорог местного значения общего пользования нет, поэтому улично-дорожная сеть отсутствует. Подъезды к жилым домам осуществляются путём съезда с автодороги регионального значения «Глебовское-Голоперово» к каждому дому или группе домов. Имеющиеся в населенном пункте прогоны и проезды, исторически сложившиеся, для проезда специальной техники (трактора, автомобили и пожарная техника) для обслуживания усадеб жилых домов и для прогона личного, общественного скота на пастбища, к улично-дорожной сети ранее не относились (Т. 4 л.д.17). от автомобильной дороги «Глебовское-Голоперово» через д. Юрино сложилось два проезда к землям сельскохозяйственного назначения, находящимся к северу от данного населенного пункта. Земельные участки для размещения данных проездов не предоставлялись, в улично-дорожную сеть проезды не включались, их содержание органами местного самоуправления не осуществляется. В настоящее время проезд к земельным участкам ФИО8, ФИО16 может быть организован по территории, на использование которой выдано разрешение ФИО17 (Т. 4 л.д.168-169).
Из ответа Департамента дорожного хозяйства Ярославской области следует, что съезд с автомобильной дороги Глебовское-Голоперво км. 4+711 справа в Переславском муниципальном районе является плановым и входит с состав сооружения автомобильной дороги в границах ее полосы отвода (Т. 5 л.д.139).
Границы населенного пункта д. Юрино не установлены (Т. 3 л.д.126-127).
входит в границы охранной зоны национального парка «Плещеево озеро» особо охраняемой природной территории федерального значения (Т. 3 л.д.135).
Истцы, в обоснование своих требований указывали, что ФИО3 имеет возможность подъезда к принадлежащему ей земельному участку, организация еще одного подъезда является нецелесообразным (Т. 1 л.д.57-62).
В материалы дела представлены фотографии фактически существующих подъездов (Т. 2 л.д.247-250, Т. 3 л.д.3-7,10-17,48-52,54, Т. 4 л.д.20-40,170-83), фотоплан (Т. 4 л.д.7), сведения из публичной кадастровой карты (Т. 3 л.д.2,8-9,18-23,53,123, Т. 4 л.д. 6).
Определением суда от 25.04.2022 года по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено АНО «Профессиональное объединение судебных экспертов и оценщиков» (Т. 4 л.д.244-245).
Из заключения № 2022-07-49 от 25.07.2022 года следует, что подъезд к земельному участку ФИО3 возможно осуществить по грунтовой дороге, расположенной вдоль западной границы , проходящей по территории земельных участков с КН
Использование земельного участка с КН для осуществления подъезда, невозможно.
Невозможно осуществить подъезд к земельным участкам с КН минуя земельные участки, находящиеся в частной собственности.
Возможно использовать территорию между земельными участками с КН и при условии проведения проектных работ соответствующими проектными организациями по разработке возможности организации дорог в данном месте.
Отражены самые экономически целесообразные варианты осуществления подъезда – установление сервитутов в отношении земельных участков с КН , , , , , , Т. 5 л.д.29-120).
Земельный участок с КН принадлежит на праве собственности ФИО13 (Т. 4 л.д.81-84).
Земельный участок с КН принадлежит на праве собственности ФИО12 (Т. 4 л.д.86-87).
Земельный участок с КН ранее предоставлялся по договору аренды ДНТ «Глебовские дачи» по 13.06.2018 года (Т. 1 л.д.30-44, Т. 2 л.д.34-42, Т. 4 л.д.184-201).
Земельный участок с КН принадлежит на праве собственности ФИО18 (Т. 1 л.д.45-51).
Земельный участок с КН принадлежит на праве собственности ФИО9 (Т. 2 л.д.1-3).
Земельный участок с КН принадлежит на праве собственности ФИО19 (Т. 2 л.д.201-217).
Земельный участок с КН принадлежит на праве собственности ФИО18 (Т. 3 л.д.60).
Земельный участок с КН принадлежит на праве собственности ФИО19 (Т. 3 л.д.246).
ФИО3 также указывала на невозможность осуществления подъезда к земельному участку в ином, ранее испрашиваемому ею месте (Т. 5 л.д.129-139).
По обращению ФИО18 принадлежащие ей земельные участки были включены в границы населенного пункта д. Юрино (Т. 2 л.д.60-79, Т. 4 л.д.208-209).
Представитель ФИО15 в судебном заседании по доверенности ФИО10 указывал, что осуществить подъезд к земельным участкам, включенным в границы д. Юрино, в ранее согласованном месте невозможно, по причине формирования в данном месте земельного участка с КН (Т. 5 л.д.140). Данная схема судом принимается, поскольку соответствует иным письменным материалам дела и пояснениям сторон о формировании земельного участка с КН
ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» в ответ на обращение ФИО3 указал, что деятельность по размещению подъездной дороги на испрашиваемом земельном участке, находящимся в муниципальной собственности согласно схеме границ, разработанной ООО «Земля и недвижимость», не может нанести невосполнимый ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам национального парка «Плещеево озеро» (Т. 1 л.д.249).
Довод истцов о необходимости получения разрешения на строительство в отношении объекта, планируемого к возведению ФИО3, судом не принимается, поскольку для строительства дороги V категории получения разрешения на строительство не требуется. Довод о том, что обеспечения подъезда ко всем земельным участкам требуется строительство дороги иной категории, судом не принимается, поскольку ФИО3 был подготовлен проект именно на дорогу V категории, разрешение ФИО3 на строительство иного объекта не испрашивалось.
Довод истцом, ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», Министерства природных ресурсов и экологии РФ о необходимости согласования социально-экономической деятельности (Т. 3 л.д.135), судом не принимается.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Перечень видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, необращение ФИО3 за согласованием социально-экономической деятельности, не свидетельствует о незаконности оспариваемого разрешения, поскольку не является документом, необходимым для его получения. Ответчиком выдано разрешение в соответствии с установленным порядком его выдачи.
Довод истцом о невозможности выдачи оспариваемого разрешения при отсутствии Правил землепользования и застройки, судом не принимается, поскольку в данном случае не осуществляется предоставление земельного участка, как объекта недвижимого имущества.
Истцы ссылались на нарушение прав на владение, пользование земельным участком, находящимся именно на территории охранной зоны Национального парка «Плещеево озеро», на ухудшение экологии, нарушении эко-системы, ухудшение состояния земельных участков (Т. 3 л.д. 110-114). Данный довод судом не принимается, поскольку противоречит ответу Национального парка «Плещеево озеро» на обращение ФИО3 (Т. 1 л.д.249). Также судом учитывается, что является населенным пунктов, функционирование которого предполагает использование в целях застройки, размещения объектов инфраструктуры земельных участков, входящих в границы населенного пункта. В силу ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в охранной зоне национального парка, не изъяты из оборота.
Довод истцов о возможности осуществления подъезда к земельному участку ФИО3, минуя земельные участки, находящиеся в частной собственности, опровергнут заключением эксперта. Эксперт пришел к выводу о возможности осуществления подъезда лишь путем установления сервитута, то есть с ограничением прав собственников земельных участков правами третьих лиц.
Именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению населенного пункта улично-дорожной сетью, что и было реализовано ответчиком путем выдачи разрешения на использование земельного участка. Землями неразграниченной государственной собственности распоряжается орган местного самоуправления. Истцы, заявляя требование о признании решения незаконным, по сути ограничивают право органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками. Доводы истцов о нецелесообразности предоставления земельного участка для осуществления подъезда, судом не принимаются и не оцениваются, поскольку не могут являться предметом судебной оценки. Поскольку решения принимаются органом местного самоуправления в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По тем же основаниям, судом не принимается во внимание довод о возможности осуществления подъезда между земельными участками с КН и .
Из схемы расположения земельного участка, предоставленного для осуществления подъезда следует, что земельный участок примыкает к автодороге «Голоперво-Глебовское», к съезду, который предусмотрен для съезда к д При этом суд учитывает, что земельный участок не передается на каком-либо праве ФИО3, то есть не изменяет своего правового положения и остается земельным участком государственная собственность на который не разграничена.
С учетом изложенного, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, суд приходит к выводу, что нужды ФИО3 в доступе к своему имуществу могут быть обеспечены без установления сервитута, путем обращения в уполномоченный орган местного самоуправления о предоставлении услуги по выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, что и было реализовано ФИО3.
От эксперта АНО «ПОСЭО» ФИО20 поступило ходатайство о взыскании с администрации г.о. г. Переславль-Залесский 36257 рублей (Т. 5 л.д.128).
В соответствии с определением Переславского районного суда от 25.04.2022 года оплата экспертизы возложена на администрацию г.о. г. Переславль-Залесский в размере ? доли (Т. 4 л.д.245).
28.07.2022 года в адрес суда поступило заключение эксперта, 29.07.2022 года ходатайство о взыскании с администрации г.о. г. Переславль-Залесский денежных средств в сумме 36257 рублей, не оплаченных ею.
Свою обязанность по оплате экспертизы администрация г.о. г. Переславль-Залесский на момент рассмотрения спора судом не выполнила.
С администрации г.о. г. Переславль-Залесский в пользу Автономной некоммерческой организации «Профессиональное объединение судебных экспертов и оценщиков» подлежит взысканию 36257 рублей за подготовку заключения эксперта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 оставить без удовлетворения.
Взыскать с администрации городского округа г. Переславль-Залесский ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/760801001 в пользу Автономной Некоммерческой Организации «Профессиональное объединение судебных экспертов и оценщиков» ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/504201001, денежные средства в сумме 36257 рублей, с счет расходов по оплате экспертного заключения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: подпись Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2022 года.
Копия верна Калиновская В.М.