ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11033/2016 от 20.01.2017 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

2- 141/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2017 г. ...

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сагетдиновой А.М.,

при секретаре Черновой Д.И.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

представителя третьего лица ГК РБ по тарифам ФИО3, по доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1, ФИО2 к управляющей компании ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ»о возложении обязанности предоставить информацию, произвести перерасчет и возврат переплаченных денежных средств, возместить моральный вред,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились с иском к Управляющей компании ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» о признании незаконными действий ответчика по оставлению заявлений с < дата > г. без ответов по существу, обязании ответчика при начислении оплаты за круглый год к действующему нормативу по отоплению применять коэффициент периодичности, обязании вернуть переплаченную плату за отопление согласно расчету, компенсации морального вреда по 5000 руб. каждому из истцов. В обосновании иска истицы указали на то, что они являются собственниками квартир ... соответственно в ... РБ и потребителями коммунальных услуг, в том числе и «отопление». Дом, в котором они проживают, не оборудован общедомовым прибором учета тепла с момента постройки дома. На < дата > года норматив потребления по отоплению для уплаты услуги «отопление» круглы год по дому был равен ... Гкал в месяц и оплата составляла ... руб./кв.м. В лицевых счетах, полученных в феврале ... года, оплат за отопление стала равной ..../кв.м., то есть увеличилась на ... %. Предварительной информации о предстоящем росте от Правительства РБ не в средствах массовой информации не имелось. Управляющей компанией, на их обращение, были даны ответы о том, что норматив увеличен с учетом Определения Верховного суда РФ, которым был признан недействующий норматив по Постановлению Государственного комитета по тарифам от < дата > № и267. С июля 2015 года оплата за отопление возразила до ... руб., рост составил ... %, что противоречит как нормам Жилищного кодекса РФ. Так и распоряжению Правительства РФ от ... г., за ...-... обращались в различные инстанции, в том числе в Государственный комитет РБ по тарифам, Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору, прокуратуру РБ, однако не нашли поддержки. Считают, что при расчете за отопление управляющей компанией неверно применяется формула, а именно без учета коэффициента периодичности, так как управляющая компания рассчитывала за < дата > года по формуле

Pi=SixNtx Тt, где

Si- это общая площадь помещения,

Nt - это норматив потребления, установленный для отопления,

Тt - это тариф на тепловую энергию,

В судебном заседании истицы поддержали свои требования в полном объеме, считают, что управляющая компания производит начисления за коммунальную услугу- «отопление» неверно, так как не учитывается коэффициент периодичности.

Кроме того, истица ФИО1 пояснила, что управляющая компании при выполнении расчета по оплате услуги по отоплению должна руководствоваться Постановлением Правительства РФ ... от 27.08. 2012 г. и Правилами утвержденными этим Постановлением. Указанным Постановлением возвращены повышенные нормативы, которые действовали по Постановлению ... для домов без счетчиков, но одновременно уточнили и узаконили новые Правила расчета с введением коэффициента периодичности при начислении оплаты за круглый год. Ею изучены Постановления Правительства РФ ... от < дата > г., ... от < дата > г., из содержания которых ей стало понятно, что были введены отдельные правила расчета для домов без счетчиков, поэтому корректировку размера оплаты за отопления исполнитель не вправе производить чаще одного раза в год. Взимание оплаты круглый год без использования коэффициента периодичности привело к росту оплаты на 45 %. Считает, действия управляющей компании незаконными.

Представитель ответчика не направил своего представителя в судебное заседание, несмотря на то, что был извещен о времени и месте рассмотрении дела. Ранее, в адрес суда было направлено возражения на исковое заявление, в судебном заседании < дата > годы были опрошены представители ответчика, в связи с чем с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика с оглашением возражения.

Представитель третьего лица Государственного комитета РБ по тарифам ФИО4, действующая на основании доверенности от < дата > в судебном заседании пояснила, что оснований для удовлетворении иска не имеется, поскольку из материалов дела видно, что управляющая компания на все запросы истцов своевременно представляла ответы в письменном виде. По поводу коэффициента периодичности, пояснила, что норматив норматив потребления коммунальной услуги "отопление" рассчитывался исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, следовательно, плата за услуги отопления за указанный период должна рассчитываться и вноситься в течение всего календарного года равными долями, до момента определения Правительством Республики Башкортостан иного порядка. Указанный норматив, рассчитанный ГК РБ по тарифам направляется в управляющие компании.

Представитель третьего лица Государственного комитета РБ по строительному и жилищному надзору в судебное заседание не направило своего представителя, несмотря на то, что извещено о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд счет возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО2 является плательщиком коммунальных услуг по ..., ФИО1 является плательщиком коммунальных услуг по ....

Истицы обращались в управляющую компанию ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» с заявлениями о разъяснении вопроса об увеличении оплаты за коммунальную услугу, а именно - отопление: < дата >, < дата >.

На указанные обращения ответчиком был даны своевременные ответы, что подтверждается письмами от < дата >.... и от < дата >....

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истцов о признании незаконным бездействия ответчика, в связи с оставлением заявлений без ответов по существу - не подтверждаются материалами дела, в связи с чем необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Так же судом установлено и материалами дела подтверждено, что в адрес Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО2 было направлено обращению о неправомерности действий УК ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ»по увеличению нормативов потребления по коммунальной услуге «Отопление» с января 2015 года во всех домах, где не установлены коллективные счетчики учета по отоплению на 27 %. Оснований для проведения проверки управляющей компании ГК РБ по жилищному и строительному надзору не усмотрел.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ ценовое регулирование тепловой энергии производится на основе главы 3 ФЗ от < дата > № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона ... - ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, относятся в частности, реализация предусмотренных ч.3 ст. 7 данного федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В силу ч. 9 ст. 15 и ч. 5 ст. 17 ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии и теплоносителя, услуг по передачи тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, нормативами, установленными органом регулирования.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 7 ФЗ о "О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст.8 указанного закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно ст. 153 ч. 1 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ - плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом…

В соответствии с п. 42.1 Постановления Правительства РФ от < дата > N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Постановлением Правительства РБ от < дата >... установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата >... "О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.

В соответствии с п. 42.1 Правил 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

При этом, с учетом вышеуказанного нормативно-правового акта Республики Башкортостан - размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и определяется по формуле:

Pi=Si x Nt x Тt

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались и устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от < дата >... «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Постановление ...). Нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы потребления на коммунальные услуги, как органами местного самоуправления, так и Госкомитетом РБ по тарифам, принимались в соответствии с Постановлением ..., исходя из той редакции Постановления ..., которая действовала на момент принятия такого нормативного правового акта.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным Указом Президента РБ от < дата > № УП-567, в соответствии с Указом Президента РБ от < дата > № УП-433 ГКТ РБ устанавливал нормативы потребления коммунальных услуг для населения по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.

Во исполнение установленных полномочий, постановлениемГосударственного комитета по тарифам по ... от < дата >... «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа ... Республики Башкортостан» были утверждены нормативы отопления для населения, действующие с < дата >.

Во исполнение требования Прокуратуры Республики Башкортостан постановлением от < дата >... «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от < дата >... «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа ... Республики Башкортостан» ГКТ РБ привел нормативы потребления на отопление в соответствие с требованием.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от < дата >...-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» ст.50 уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов проводит анализ соответствия нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан законам Республики Башкортостан, постановлениям Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, указам Президента Республики Башкортостан, постановлениям Правительства Республики Башкортостан и осуществляет их государственную регистрацию.

Постановлением Кабинета Министров РБ от 01.06.1998...«Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации» постановления были зарегистрированы и опубликованы.

Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от < дата >... «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от < дата >... «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа ... Республики Башкортостан». Решением Верховного суда Республики Башкортостан от < дата >, отказано в удовлетворении заявления. Определением Верховного суда Российской Федерации от < дата >...-АПГ14-6 нормативы, утвержденные постановлением ... признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от < дата >... «О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнителям коммунальных услуг применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата >... «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на < дата >.

Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета ранее был установлен Правилами ..., затем с августа 2012 года Правилами N354. Согласно указанным нормам расчет объема тепловой энергии и горячеговодоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.

Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с < дата > постановлением Правительства Российской Федерации от < дата >... (подпункт "е" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от < дата >... «О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнителям коммунальных услуг применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата >... «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на < дата >.

Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета,- а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета ранее был установлен Правилами ... (пункт 19 приложение ...), затем с августа 2012 года Правилами N354 (пункты 42, 42(1), формулы 2 приложения ...).

Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с < дата > постановлением Правительства Российской Федерации от < дата >... (подпункт "е" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды).

Постановлением Государственного комитета по тарифам по ... от < дата >... «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа ... Республики Башкортостан» (далее - Постановление ...) были утверждены нормативы отопления для населения, действующие с < дата >. Постановление ... было принято в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006 г. ... «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в редакции от < дата >.

Согласно данной редакции определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода предусмотрена формула расчета норматива отопления (формула 6) и пункт 13 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006 .... Норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле:

No=Qo: (Sж х12), где

Qo - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);

Sж - общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.».

Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги "отопление" рассчитывался исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, следовательно, плата за услуги отопления за указанный период должна рассчитываться и вноситься в течение всего календарного года равными долями, до момента определения Правительством Республики Башкортостан иного порядка.

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что уполномоченный орган при утверждении норматива рассчитывает его из равномерного распределения количества услуги в течение всего календарного года, согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан, в связи с чем при начислении оплаты за коммунальную услугу «отопление» коэффициент периодичности не может быть применен.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований в части обязании ответчика при начислении оплаты за круглый год к действующему нормативу по отоплению применять коэффициент периодичности, обязании вернуть переплаченную плату за отопление согласно расчету удовлетворению не подлежат.

Требование о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренного законом «О защите прав потребителей» не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от основных требований,

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к управляющей компании ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» о возложении обязанности предоставить информацию, произвести перерасчет и возврат переплаченных денежных средств, возместить моральный вред - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.

Судья А.М.Сагетдинова