Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2-1103/2016
Именем Российской Федерации
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Е.А.,
при секретаре Петровой Т.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге, Управлению Судебного департамента в Ленинградской области о признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге, Управлению Судебного департамента в Ленинградской области о признании права собственности на квартиру, ссылаясь на то, что С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности судьи <данные изъяты>. Решением квалификационной коллегии судей Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочия прекращены на основании пп.1 п.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учёт в Управлении Судебного департамента Ленинградской области как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по жилищным и социально-бытовым условиям судей судов общей юрисдикции Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ей выделены денежные средства на приобретение квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м. Решением комиссии по жилищным и социально-бытовым условиям судей судов общей юрисдикции Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ей выделены дополнительные средства. В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 (в редакции ФЗ от 21 июня 1995 № 91-ФЗ) местная администрация была обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счёт местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета РФ, выделяемой суду на эти цели. Жилое помещение подлежало передаче судье в собственность судьи бесплатно. Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ в пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» были внесены изменения. Пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м или в виде отдельной комнаты, приобретаемой за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ Управление Судебного департамента в Ленинградской Области приняло в государственную собственность на праве оперативного управления и оплатило за счёт федерального бюджета Российской Федерации, предназначенных для строительства и покупки жилья судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 №312-1 недвижимое имущество в виде отдельной <данные изъяты> квартиры <данные изъяты> кв.м, состоящей из <данные изъяты> комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, для передачи его судье <данные изъяты>ФИО1 по договору найма жилого помещения. На основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Управление Судебного департамента в Ленинградской области передало ей для временного проживания в нём. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 2 ст. 14 Федерального Закона Российской Федерации от 22 августа 2004 № 112-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределённости создаёт возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Следовательно, указанная норма закона признана неконституционной, и утратила силу (ч. 3 ст. 79 ФКЗ РФ от 21 июля 1994 № 1 -ФКЗ). В соответствии со статьёй 18 Конституции Российской Федерации, ч. 4 ст. 5 и ст.11 ФКЗ РФ «Осудебной системе Российской Федерации» уровень материального и социально-бытового обеспечения судей не может снижаться по отношению к ранее достигнутому. До настоящего времени какого-либо правого акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность, не принято. Это обстоятельство лишает ее реализации ее права, возникшего в период действия закона, предусматривающего бесплатную передачу жилого помещения в собственность судьи. Поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 августа 2008 № 2-П, полагает, что приобрела право на бесплатную передачу ей в собственность указанного жилого помещения в соответствии с п. ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от 21 июня 1995 № 91-ФЗ, а отсутствие в настоящее время правового акта, регулирующего порядок предоставления жилых помещений судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, лишает ее возможности реализовать возникшее у нее как у судьи право во внесудебном порядке. Просит признать за ней право собственности <данные изъяты> квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенную на <данные изъяты> этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения иска возражает (л.д. 61-67).
Представитель ответчика - Управления Судебного департамента в Ленинградской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в свое отсутствие, оставляет решение вопроса на усмотрение суда (л.д. 47-48).
Представитель третьего лица - Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения иска возражает (л.д. 79-80).
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и документально подтверждено материалами дела, что согласно справки ф.9 ФИО1 по договору срочного найма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-86) с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу <адрес>, совместно с ней зарегистрированы дочь ФИО5 и сын ФИО6 (л.д.85).
Являясь действующим судьей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - судьей в отставке (л.д.82,83,84), ФИО1ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учёт в Управлении Судебного департамента Ленинградской области как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д.5-7). Решением комиссии по жилищным и социально-бытовым условиям судей судов общей юрисдикции Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ей выделены денежные средства на приобретение квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м. Решением комиссии по жилищным и социально-бытовым условиям судей судов общей юрисдикции Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ей выделены дополнительные средства (л.д.8).
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 (в редакции ФЗ от 21 июня 1995 № 91-ФЗ) местная администрация была обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счёт местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета РФ, выделяемой суду на эти цели. Жилое помещение подлежало передаче судье в собственность судьи бесплатно. Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ в пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» были внесены изменения. Пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м или в виде отдельной комнаты, приобретаемой за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании государственного контракта № купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением Судебного департамента в Ленинградской области, именуемого в дальнейшем «Государственный заказчик», ФИО1 - «Пользователем» и ФИО8 - «Продавцом» заключен договор купли-продажи <данные изъяты> квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. метров, состоящей из одной комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенной по адресу: <адрес>, с последующей передачей её Пользователю по договору найма служебного жилого помещения (л.д.9-13). Актом приема-передачи жилого помещения подтверждается передача указанной квартиры (л.д.14-15).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области на основании Государственного контракта № договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д.16); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право оперативного управления Управления Судебного департамента в Ленинградской области на указанную квартиру, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок и ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д.17).
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в Федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Установлено, что на основании распоряжения начальника Управления Судебного департамента в Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ жилое помещение - <данные изъяты> квартира общей площадью <данные изъяты> кв. метров, жилой площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенная по адресу: <адрес>, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению (л.д.18).
На основании приказа начальника Управления Судебного департамента в Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (для временного проживания) (л.д.19,20-23,24-25).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в
Российской Федерации» (в редакций от 21 июня 1995 года), в редакции, действовавшей на момент постановки ФИО1 на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, жилые помещения, приобретаемые за счет средств федерального бюджета для предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, передаются в собственность судьи бесплатно.
Следовательно, с учетом того факта, что истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в случае предоставления жилого помещения ФИО1 в тот период жилое помещение было бы передано ей в собственность бесплатно.
Изменения, внесенную в данную норму Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и вступившие в законную силу с 01 января 2005 года, согласно которым судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению отдельными жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и, соответственно, Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192, установившее данный порядок в виде предоставления судьям жилых помещений специализированного жилищного фонда Российской Федерации, применению при разрешении заявленных ФИО1 требований не подлежат, поскольку законы, ухудшающие положения гражданина, обратной силы не имеют (ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Исходя из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и признания самостоятельности органов судебной власти статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, предусматривается их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающие гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса (статьи 10, 119, 12-122, 124 Конституции Российской Федерации).
Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому.
Внося пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменения в регламентирующую материальное обеспечение судей статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный законодатель определил, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются жилыми помещениями, которые приобретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 06 декабря 2005 года № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году». Согласно пункту 1 ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной Прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Аналогичный механизм установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 и действует с 01 января 2008 года.
Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия.
Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правого режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.
Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них
законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяет обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования, и эти вопросы не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. При отсутствии законодательного урегулирования правового механизма реализации прав судьи на улучшение жилищных условий неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.
Вследствие этого согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П, Конституционным Судом Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижение уровня гарантий материального обеспечения судей.
Из изложенного следует, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 в части установления правового статуса предоставляемых судьям в порядке улучшения жилищных условий жилых помещений как относящихся к специализированному жилищному фонду Российской Федерации на спорные правоотношения распространяться не могут.
Принимая во внимание, что правовой статус предоставляемых судьям в порядке улучшения жилищных условий жилых помещений в настоящее время нормативным правовым актом уровня федерального закона не определен, то суд полагает, что к спорным правоотношениям должны применяться положения п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.41) правообладателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является Российская Федерация, указанная квартира находится в оперативном управлении Управления Судебного департамента в Ленинградской области.
Согласно уведомления об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.86) прав на иные объекты недвижимости ФИО1 не приобрела.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 приступила к исполнению обязанностей судьи <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года, с заявлением об улучшении жилищных условий обратилась в ДД.ММ.ГГГГ года, тогда же была поставлена на очередь для улучшения жилищных условий, сведениями о том, что истец снята с учета нуждающихся по улучшению жилищных условий, суд не располагает, у ФИО1 возникло право на приобретение спорной квартиры в собственность.
Довод ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге о том, что в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии Управления судебного департамента судов общей юрисдикции Ленинградской области не указаны основания постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не могут служить основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд находит, что за ФИО1, приступившей к исполнению обязанностей судьи <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году, признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения в период действия пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, следует признать право на приобретение в собственность занимаемого на законном основании жилого помещения в виде <данные изъяты> квартиры.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пол женский, уроженкой <данные изъяты>, гражданкой Российской Федерации, имеющей паспорт серии №, выданный <данные изъяты>, код подразделения №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, право собственности на <данные изъяты> квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенную на пятом этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности на объект недвижимости подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке и наступает с момента такой регистрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Леноблсуд через Киришский городской суд в течение месяца.
Судья: