Дело № 2-1103/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2016 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Царевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3,, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании незаконным действий по приостановлению выплаты дополнительного материального обеспечения, взыскании денежных средств, возобновлении ежемесячной выплаты дополнительного материального обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты и возобновлении ежемесячной выплаты дополнительного материального обеспечения. В обоснование требований указали, что являлись депутатами Орловского областного Совета народных депутатов, а именно: ФИО8 в период с 1998 по 2007 год и с 2007 по 2012 год, ФИО14 в период с 2002 по 2007 год и с 2007 - 2010 год, ФИО9 в период с 1998 по 2001 год и с 2002 по 2007 год, ФИО10 в период с 2002 по 2007 год, ФИО17 в период с 2002 по 2007 год, ФИО16 в период с 2002 по 2007год, ФИО11 в период с 2002 по 2007год, ФИО18 в период с 1997 по 2001 год и с 2002 по 2007 год; ФИО12 в 2001 году, и в период с 2002 по2007 год, ФИО13 в период с 1998 по 2002 год, ФИО15 в период с 2002 по 2007 год.
Управлением Пенсионного Фонда РФ при назначении трудовой пенсии по старости были учтены доходы истцов как депутатов в Орловском областном совете народных депутатов, в связи с чем истцам к пенсии по старости выплачивалось дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты. Согласно уведомлению Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время выплаты истцам прекращены в соответствии с представлением прокуратуры Орловской области. Размер не полученной денежной выплаты за каждый месяц ФИО8 составляет <данные изъяты> рублей, ФИО14 - <данные изъяты> рублей, ФИО19 <данные изъяты> рублей, ФИО10 - <данные изъяты> рублей, ФИО17- <данные изъяты> рублей, ФИО16 <данные изъяты> рублей, ФИО11 <данные изъяты> рублей, ФИО18 <данные изъяты> рублей, ФИО12 <данные изъяты> рублей, ФИО13 <данные изъяты> рублей, ФИО15 – <данные изъяты> рублей.
Полагают, что образовавшаяся с ДД.ММ.ГГ по день вынесения решения задолженность по денежным выплатам перед истцами подлежит взысканию, выплаты дополнительного материального обеспечения истцам должны быть возобновлены, поскольку нормы Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21 -ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» до недавнего времени распространялись на депутатов, работающих как на постоянной, так и на непостоянной профессиональной основе.
Считают, что изменения действующего законодательства, регулирующего правоотношения в части материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета, в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространяются на правоотношения, возникшие после принятия этого закона.
Также указывают, что в данном федеральном законе речь идет о гарантиях, предусмотренных в связи с прекращением полномочий при этом действующим областным законодательством гарантии предусмотрены в связи с осуществлением полномочий и не связаны с моментом их прекращения, в связи с чем полагают, что указанный Федеральный закон от 30.12.2015 № 446-ФЗ не распространяется на рассматриваемые правоотношения.
В связи с изложенным просили суд взыскать в пользу истцов с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежных выплат за декабрь 2015, январь-февраль 201 в указанных размерах, обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить истцам ежемесячную выплату дополнительного материального обеспечения.
Кроме того, в суд поступило исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании действий незаконными и возобновлении ежемесячной выплаты дополнительного материального обеспечения.
В обоснование требований данные истцы указали, что также являлись депутатами Орловского областного Совета народных депутатов в различные периоды времени, в частности ФИО1 с 1994 по 2002 год, ФИО2 с 1994 по 2002 год, ФИО3 с 2007 по 2012 год, ФИО4 с 2007 по 2012 год, ФИО5 с 1994 по 2002 год, ФИО6 с 1998 по 2008 год, ФИО7 с 2002 но 2007 год. В период действия полномочий осуществляли депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.
По истечении срока полномочий депутатов и оформлении права на трудовую пенсию истцам в соответствии с Законом Орловской области от 08.01.1997 № 21-03 «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» было установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, которую они получали до ДД.ММ.ГГ: ФИО1 – в размере <данные изъяты> рублей, ФИО2 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО3 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО4 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО5 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО6 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО7 в размере <данные изъяты> рублей.
В конце декабря 2015 данные истцы также получили уведомления Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о приостановлении указанных выплат с ДД.ММ.ГГ на основании представления прокуратуры Орловской области об устранении нарушений федерального законодательства.
Письмом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ и ответом Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ истцам было разъяснено, что в связи с внесением изменений в Закон Орловской области от 08.01.1997 № 21 -ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет и достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления полномочий по указанной должности, в связи с чем истцы не имеют право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.
Считают, что приостановление им ежемесячной выплаты дополнительного материального обеспечения необоснованно и незаконно по аналогичным доводам вышеуказанных истцов.
В связи с чем также просили суд признать незаконными действия Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по приостановлению выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и обязать ответчика восстановить данные выплаты со дня приостановления.
Определением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ указанные гражданские дела соединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела представитель истцов ФИО14, ФИО15, ФИО13, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО16 по доверенности ФИО20 уточнил исковые требования, просит взыскать дополнительное материальное обеспечение за период с декабря 2015 по апрель 2016 в пользу ФИО1 в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу ФИО2 в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу ФИО3 в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу ФИО4 в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу ФИО5 в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу ФИО6 в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу ФИО7 в сумме <данные изъяты> рублей, а также обязать ответчика возобновить ежемесячную выплату дополнительного материального обеспечения.
Также представитель истца ФИО15 ФИО20 уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ответчика дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за декабрь 2015, январь-февраль 2016 в пользу ФИО15 в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО17, ФИО5, ФИО16, а также представитель истцов ФИО14, ФИО15, ФИО13, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО16 по доверенностям ФИО20, представитель истца ФИО16 ФИО21 поддержали исковые требования по доводам, изложенным в исковых заявлениях, также представили письменные объяснения по делу, в которых указали, что требования прокурора Орловской области о противоречии положений ст.21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21- ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» федеральному законодательству являются незаконными, поскольку указанным Законом депутатам Орловского областного Совета установлено право на дополнительное материальное обеспечение, а не на пенсию. На дату приостановления выплат истцам Орловский областной Совет народных депутатов был вправе устанавливать депутатам и лицам, замещавшим эту должность не менее трех лет на непрофессиональной основе дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, представляющую собой гарантию депутатской деятельности и являющуюся дополнительной мерой социальной поддержки. В связи с чем прекращение спорных выплат является нарушением действовавших правовых норм и ухудшает права истцов на данную гарантию, установленную в соответствии с действующим законодательством. Изменения законодательства Орловской области, по мнению истцов, должны распространяться на правоотношения, которые возникли после принятия Закона Орловской области от 08.02.2016 № 1914-ОЗ, внесшего изменения в статью Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ, устанавливающую гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета народных депутатов.
Просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности ФИО22 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, также представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается депутатам к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях. В декабре 2015 года руководителю Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области заместителем прокурора области ФИО28 было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также предостережение о недопустимости нарушений федерального закона, выражающихся в назначении и выплате дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты к пенсии депутатам областного Совета, осуществлявшим деятельность на непостоянной основе. С ДД.ММ.ГГ данная выплата была приостановлена, о чем было сообщено истцам. Поскольку правоотношения по выплате дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной выплаты носят длящийся характер, действие Закона Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03 распространяется на будущее время. Истцы не отвечают установленным критериям, следовательно, у них отсутствует право на возобновление ежемесячной выплаты дополнительного материального обеспечения.
Представитель третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов по доверенности ФИО23 при рассмотрении дела полагался на усмотрение суда, также представил письменный отзыв, согласно которого поддерживает позицию ответчика о возможности установления ежемесячной денежный выплаты только депутатам, работавшим на постоянной профессиональной основе.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе по доверенности ФИО24 полагала исковые требования истцов подлежащими удовлетворению, поскольку законодательством Орловкой области депутатам Орловского областного Совета установлено право на дополнительное материальное обеспечение, а не на пенсию. Также представила письменный отзыв.
Истцы ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО18, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о слушании извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает рассматриваемые исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в различные периоды времени являлись депутатами Орловского областного Совета народных депутатов и в период действия полномочий осуществляли депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.
Статьей 21 Закон Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ (ред. от 23.08.2007) «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» были установлены гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета народных депутатов.
В соответствии с ч.7 ст. 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов был установлен в Положении о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденном постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 20.05.2005 № 40-849-ОС.
На основании указанной правовой нормы истцы являлись получателями дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
ДД.ММ.ГГ в адрес ответчика поступило представление заместителя прокурора Орловской области №*** «Об устранении нарушений федерального законодательства», согласно которого требовалось безотлагательно решить вопрос о прекращении выплат дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутатам Орловского областного Совета народных депутатов, осуществлявшим деятельность на непостоянной основе, осуществляемых с нарушением федерального законодательства.
С этой же даты истцам приостановлена выплата дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты, о чем они ДД.ММ.ГГ уведомлены Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.
Суд не находит правовых оснований для признания незаконными действий Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по приостановлению выплаты дополнительного материального обеспечения, взыскании дополнительного материального обеспечения с ДД.ММ.ГГ и возобновлении его дальнейшей выплаты истцам в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Также и абзацем 2 статьи 2 вышеназванного Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено назначение пенсионного обеспечения в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с установлением им трудовой пенсии.
Исходя из принципа пенсионного обеспечения, суд приходит к выводу о том, что получаемое истцами дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях, могла быть назначена только депутату, работавшему на постоянной основе, получавшему денежное вознаграждение за указанную работу и утратившему это вознаграждение в связи с его выходом на пенсию и, соответственно, имеющему право на его компенсацию в виде непосредственно трудовой пенсии. Установление такой доплаты депутатам, работающим на непостоянной профессиональной основе, не получавшим соответствующего денежного содержания и, следовательно, не утратившим его с выходом на пенсию, по мнению суда, незаконно, поскольку противоречило установленному федеральным законодательством принципу назначения трудовой пенсии как компенсации утраченного заработка.
В связи с чем суд считает правомерным действия Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по приостановлению выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты к трудовой пенсии истцам, являвшимся в различные периоды времени депутатами Орловского областного Совета народных депутатов, работавшим на непостоянной профессиональной основе.
Доводы истцов и их представителей о том, что на правоотношения по назначению и выплате истцам дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты к трудовой пенсии не распространяются нормы, регулирующие отношения в области пенсионного обеспечения, суд считает несостоятельными. Из правовой природы получаемых выплат следует, что спорное дополнительное материальное обеспечение устанавливалось к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях и соответственно регулировалось законодательством в сфере пенсионного обеспечения.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании незаконным действий ответчика по приостановлению ежемесячной выплаты истцам дополнительного материального обеспечения и взыскании дополнительного материального обеспечения за период с ДД.ММ.ГГ по апрель 2016 в указанных истцами размерах.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03 были внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-03 «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».
Согласно внесенным изменениям право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.
Поскольку истцы не отвечают установленным критериям, у них отсутствует право на возобновление ежемесячной выплаты дополнительного материального обеспечения, в связи с чем исковые требования в части обязания Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить ежемесячную выплату дополнительного материального обеспечения не подлежат удовлетворению.
Суд не принимает во внимание доводы представителей истцов, согласно которых на спорные сложившиеся правоотношения по обеспечению истцов ежемесячным дополнительным материальным обеспечением не могут распространяться нормы Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ и Закона Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03, в связи с чем получаемые ими выплаты должны быть возобновлены, поскольку, как указано выше, установленные п.7 ст. 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ (в редакции закона от 23.08.2007) «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» положения, применительно к депутатам, работающим на непостоянной основе, не соответствовали действующему федеральному законодательству, соответственно являлись не законными.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании незаконными действия по приостановлению выплаты дополнительного материального обеспечения, взыскании денежных средств, возобновлении ежемесячной выплаты дополнительного материального обеспечения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Т.Н. Горбачева