Дело № 2-1103/2020 (УИД 42RS0016-01-2020-003123-51)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 18 ноября 2020 года
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Рябцевой Л.В., при секретаре судебного заседания Киндлиб Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ООО «Разрез «Бунгурский - Северный» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Кемеровский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в порядке ст. 45 ГПК РФ защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Разрез «Бунгурский - Северный» (разрез) о понуждении к совершению действий, в котором просит обязать ООО «Разрез «Бунгурский-Северный»: 1. Провести обследование объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», по результатам которого составить акт обследования объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный»; 2. Провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», по результатам которого составить акт категорирования объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный»; 3. На основании акта категорирования объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» разработать паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный»; 4. Направить паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на согласование в антитеррористическую комиссию Кемеровской области - Кузбасса; 5. Разработать техническое задание на модернизацию, реконструкцию инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», на основании которого разработать и утвердить проектную документацию на инженерно-технические средства охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный». 6. Провести работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» в соответствии с утвержденной проектной документацией; 7. Произвести приемку в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» комиссией субъекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» с составлением акта о приемке в эксплуатацию, установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных действий до 01.04.2021 г.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (прокуратура) в июле - августе 2020 года по поручению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» в связи с поступившей информацией временно исполняющего обязанности начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, по которой выявлено, что в соответствии с протоколом № 7 от 05.10.2012 г. заседания антитеррористической комиссии по Кемеровской области ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», являющегося объектом ТЭК, обязано провести его категорирование. В этих целях ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» разработало паспорт безопасности объекта ТЭК, который в 2018 году был утвержден руководителем предприятия. После чего, на основании приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 28.09.2018 Г. № 390 была переоформлена лицензия КЕМ 14755 ТЭ на пользование недрами с целью добычи каменного угля на участке Апанасовский Чумышского каменноугольного месторождения в Кемеровской области, выданная ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на ООО «Разрез Апанасовский» В связи с чем, у ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» изменились: общая площадь и периметр территории объекта ТЭК; количество потенциально опасных участков и критических элементов на объекте; компоненты организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта. При этом, до настоящего времени ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» актуализация паспорта безопасности объекта ТЭК в порядке, установленном Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459, не проведена, а именно, не проведены обследование данного объекта ТЭК, его категорирование, по результатам которых акты обследования и категорирования объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» не составлены. Соответственно не разработаны техническое задание на модернизацию, реконструкцию инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК и проектная документация инженерно-технических средств охраны объекта с учетом указанных изменений объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный». Данные факты являются нарушением ч. 1 ст. 5, ч. ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»; п. п. 3, 4, 28, 29, 36 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460. Принимая во внимание необходимость для исполнения требований прокурора и проведения ответчиком мероприятий по соблюдению процедуры проведения категорирования объекта ТЭК, а также процедуры разработки проектной документации инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК в порядке, установленном федеральным законодательством, полагает достаточным установить для устранения выявленных на разрезе нарушений закона установить ему срок до 01.04.2021 г., поскольку их нарушение влечет нарушение прав работников ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
В судебном заседании помощник Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Кемеровской области - Кузбасса ФИО2, представляя интересы истца, его требования поддержал в полном объеме, считая возможным установить иные сроки в части исполнения мероприятия, указанных в п.п. 1.1 – 1.5 иска, до ДД.ММ.ГГГГ, а в части исполнения мероприятий, указанных в п.п.1.6, 1.7 иска - до 01.07.2021г.
Представитель ответчика ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в иске прокурору отказать, полагая, что ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» не допускает нарушений законодательства, пояснив, что итогом деятельности комиссии по категорированию объекта ТЭК является разработка паспорта безопасности объекта на основе результатов его обследования и категорирования. Паспорт безопасности ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» разработан в соответствии с положениями ч. ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», и был утвержден в 2018 году его руководителем по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации – <адрес>. Считает, что требования истца о возложении обязанности на ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» разработать паспорт безопасностям объекта ТЭК - ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» при наличии уже имеющегося у него паспорта безопасности противоречит положениям ч. 7 ст. 8 Закона. Приказом Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ№ лицензия КЕМ 14755 ТЭ на пользование недрами с целью добычи каменного угля на участке Апанасовский Чумышского каменноугольного месторождения в КО, выданная ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» была переоформлена на ООО «Разрез Апанасовский», в результате чего, общая площадь ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» и периметр его территории уменьшились. Данная информация была доведена до сведения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Считает, что обязанность ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» совершать действия, направленные на проведение обследования объекта ТЭК и составление акта его категорирования в связи с изменением его общей площади и периметра территории, возникает после получения им уведомления от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о включении данного объекта в перечень объектов, подлежащих категорированию, однако до настоящего времени такого уведомление в адрес ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» не поступало. Полагает, что исковые требования прокурора о возложении на ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» обязанности разработать проектную документацию на инженерно-технические средства охраны данного объекта ТЭК и на ее основе провести работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств его охраны истцом не мотивированы и не конкретизированы.
Представитель ответчика ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании также возражал против заявленных требований истца, поддержав полностью позицию представителя ответчика ФИО3, пояснил, что ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» не допускает нарушений законодательства, напротив, после изменения его общей площади в меньшую сторону в связи с переоформлением лицензия КЕМ 14755 ТЭ на пользование недрами с целью добычи каменного угля и передачей участка Апанасовский Чумышского каменноугольного месторождения в <адрес> другому юридическому лицу, им в добровольном порядке было проведено обследование разреза, однако, некоторыми членами комиссии по категорированию, в том числе членом, представляющим Управление Росгвардии по КО, составленные акты обследования и категорирования разреза до настоящего времени не подписаны, поскольку член комиссии ФИО5 субъективно считает, что разрез обязан произвести дополнительные мероприятия для обеспечения безопасности данного объекта ТЭК, которые являются достаточно затратными, и не являются необходимыми с учетом особенностей объекта ТЭК - ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», которой относится к категории низкой степени опасности, считает, что безопасность на данном объекте может быть обеспечена при проведении иных мероприятий, которые уже проведены на разрезе, проводятся и буду проводиться. Также, пояснил, что законодательством не установлены конкретные сроки для актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК в связи с изменением его общей площади, поэтому нельзя утверждать, что ответчиком допущены нарушения федерального законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца (Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу) ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора, поскольку считает, они подлежат исполнению ответчиком в силу действующего законодательства в данном случае, и кроме того, пояснил, что на протяжении длительного времени ООО «Разрез» Бунгурский-Северный» не выполняет обязательные мероприятия, обеспечивающие безопасность данного объекта ТЭК согласно паспорта безопасности объекта, в полной мере, что считает недопустимым. Кроме этого, пояснил, что мероприятия, которые должны быть включены в паспорт безопасности разреза, в том числе и в порядке его актуализации, предусмотрены действующим законодательством, и поэтому должны быть включены в техническое задание на модернизацию, реконструкцию инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», разрабатываемое им, на основании которого будет разрабатываться и утверждаться проектная документация на инженерно-технические средства охраны данного объекта ТЭК. Поскольку разрез не согласен с этим, акты его обследования и категорирования до настоящего времени не подписан всеми членами комиссии по категорированию объекта. Полагает, что срок для исполнения указанных прокурором мероприятий по подготовке необходимой документации (п.п. 1.1 – 1.5 иска) подлежит установить ответчику до 01.03.2020 г., а мероприятия, обеспечивающие техническую сторону обеспечения защищенности объекта ТЭК (п.п. 1.6, 1.7 иска) подлежат исполнению разрезом в срок до 01.07.2021 г., считая данные сроки достаточно реальными для их исполнения истцом, и разумными, учитывая особенности данного объекта ТЭК, о которых ему лично известно.
Суд, выслушав стороны, участников процесса, и, изучив письменные материалы дела, считает, что заявленные по делу требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Так, рассматривая данный спор, суд исходит из положений ст. 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
На основании ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 150 ч. 2 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
На основании ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть продемонстрированы в судебном постановлении убедительным образом, в противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
В силу ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 4 ст. 6 выше приведенного закона государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченными Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 закона под субъектом топливно- энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно- энергетического комплекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно ч. 4 ст. 8 закона субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования, данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего закона. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Исходя из изложенного, перечень мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса зависит от категории опасности объекта ТЭК. При этом объекты ТЭК, подлежащие категорированию, включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года № 1067 обязанность по осуществлению названного контроля возложена на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. № 458 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" установлены требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов, которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно пункту 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 (Правила актуализации), актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении, … б) общей площади и периметра территории объекта; ….
Согласно пункту 4 Правил актуализации в случае актуализации паспорта по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Правил актуализации, категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459.
Согласно пункту 3 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458дсп (Правила) обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты.
Согласно пункту 28 Правил на основании утвержденного комиссией акта обследования объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывается техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта, которое является обязательным документом для разработки проектной документации инженерно-технических средств охраны объекта.
Согласно пункту 29 Правил техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны разрабатывается субъектом топливно-энергетического комплекса или организацией, уполномоченной на проведение данного вида работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 36 Правил работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.
При рассмотрении дела установлено, что в силу протокола № 7 от 05.10.2012 заседания антитеррористической комиссии по Кемеровской области ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» обязано проводить категорирование объекта ТЭК.
Во исполнение данного протокола ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», являясь объектом ТЭК, включенным в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, в 2018 году разработан паспорт безопасности объекта ТЭК, который утвержден руководителем предприятия.
Однако, впоследствии на основании приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 28.09.2018 г. № 390 была переоформлена лицензия КЕМ 14755 ТЭ на пользование недрами с целью добычи каменного угля на участке Апанасовский Чумышского каменноугольного месторождения в Кемеровской области, выданная ранее ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на ООО «Разрез Апанасовский».
В связи с чем, уменьшилась общая площадь ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», а также, изменился периметр его территории и количество потенциально опасных участков и критических элементов на объекте, компоненты организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты данного объекта ТЭК.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду документами, и в суде сторонами не оспаривались.
Однако, в связи с возникновением в 2018 году законных оснований для актуализация паспорта безопасности объекта ТЭК - ООО «Разрез «Бугнурский-Северный», указанных выше, последним до настоящего времени не проведена актуализация паспорта безопасности данного объекта ТЭК в порядке, установленном Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459.
Так, с целью проведения актуализации паспорта безопасности объект ТЭК – ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» в установленном порядке подлежит обследованию в связи с изменением его общей площади, и категорированию с составлением соответствующего акта категорирования объекта ТЭК, на основании которого разрез должен разработать паспорт безопасности данного объекта, направить его на согласование с руководителем разреза, и разработать техническое задание на модернизацию, реконструкцию инженерно-технических средств охраны данного объекта ТЭК, на основании которого разработать и утвердить проектную документацию на инженерно-технические средства его охраны, и после чего разрез обязан провести работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» в соответствии с утвержденной проектной документацией, и произвести приемку в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» комиссией субъекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» с составлением акта о приемке в эксплуатацию, но которые им не проведены до настоящего времени.
Данные факты были выявлены в ходе прокурорской проверки исполнения требований федерального законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», проведенной в июле - августе 2020 года по поручению прокуратуры Кемеровской области – Кузбасс в связи с информацией, поступившей от руководителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, и являются нарушением вышеприведенных норм действующего законодательства.
При этом, доводы представителей ответчика о том, что паспорт безопасности объекта ТЭК, утвержденный руководителем разреза в 2018 г., в настоящее время является действующим, и содержащиеся в нем мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуются субъектом топливно-энергетического комплекса самостоятельно, а также, что срок проведения актуализации паспорта безопасности разреза нормативными актами не установлен, суд не принимает, поскольку в силу возникших в 2018 году обстоятельствах (изменение общей площади и т.д.) для разреза возникла обязанность выполнить требования, необходимые для актуализации его паспорта безопасности, установленные действующим законодательством, без каких-либо исключений.
Однако, поскольку, как установлено судом, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», начиная с 2018 года и до настоящего времени, не выполняет мероприятия, необходимые для актуализации паспорта безопасности данного объекта ТЭК, следует признать, что он допускает не соблюдение требований по безопасности объектов и антитеррористической защищенности объектов, оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта, что дает основания обязать его выполнить требования прокурора, заявленные в настоящее время, в полном объеме, как законные.
При этом, неполучение ответчиком соответствующего уведомления от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о включении данного объекта ТЭК в перечень объектов, подлежащих категорированию, до настоящего времени, о чем заявляет ответчик, не исключает обязанность разреза выполнить требования законодательства, указанные выше.
Тем более, что их невыполнение ведет к нарушению прав работников ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также к нарушению прав и законных интересов любых лиц, посещающих объекты ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», что продолжается до настоящего времени, и является недопустимым, несмотря на то, что у ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», по мнению суда, было достаточно времени для исполнения требований законодательства по актуализации паспорта безопасности, начиная с 2018 года.
Доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости, исключающие обязанность выполнения ответчиком требований, обозначенных прокурора в иске, до настоящего времени и в полном объеме, суду не представлены.
С учетом изложенного суд также не принимает доводы представителя ответчика ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» о том, что прокурором неверно выбран способ защиты прав и интересов, поскольку невозможно обязать провести работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» в соответствии с утвержденной проектной документацией, до того, как будет разработан и утвержден проект документации на инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», поскольку неизвестно какие конкретно работы общество обязано произвести по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны объекта.
К тому же, истцом в ходе судебного разбирательства по делу, сроки исполнения заявленных им требований, были уточнены, прокурор просит установить ответчику сроки для выполнения каждой из указанных им групп требований (по подготовке необходимых документов для разработки технического задания и утверждению проектной документации на инженерно-технические средства охраны объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», а также по практическому их выполнению) отдельно, с учетом их специфики и установленного на законодательном уровне порядка выполнения.
С учетом обстоятельств дела, суд, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, считает возможным установить ответчику для исполнения решения сроки, заявленные в судебном заседании истцом, исходя из необходимости реального исполнения судебного постановления в полном объеме, и обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (в защиту прав и интересах неопределенного круга лиц) к ООО «Разрез «Бунгурский - Северный»» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать ООО «Разрез «Бунгурский - Северный» в срок до 01.03.2021 г.:
1. Провести обследование объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский - Северный», по результатам которого составить акт обследования ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский - Северный»;
2. Провести категорирование объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский - Северный», по результатам которого составить акт категорирования объектов ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский - Северный».
3. Разработать паспорт безопасности объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на основании акта категорирования объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный».
4. Направить разработанный паспорт безопасности объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на согласование в антитеррористическую комиссию Кемеровской области - Кузбасса;
5. Разработать техническое задание на модернизацию, реконструкцию инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», на основании которого разработать и утвердить проектную документацию на инженерно-технические средства охраны объекта ТЭК ООО «Разрез «Бунгурский-Северный».
Обязать ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» в срок до 01.07.2021 г.:
1. Провести работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» в соответствии с утвержденной проектной документацией;
2. Произвести приемку в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» комиссией субъекта топливно-энергетического комплекса ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» с составлением акта о приемке в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 23.11.2020 г.
Председательствующий Л.В. Рябцева