РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Брагиной Е.В.,
при секретаре Ляпцевой Т.А.,
с участием прокурора Пильниковой Е.В.,
истца ФИО1,
представителя отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района ФИО2, действующей по доверенности от ... года №,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Шадринске Курганской области
09 июля 2013 года
гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Шадринского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Шадринского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Пильникова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Прокурор, участвующий в деле, Пильникова Е.В. суду пояснила, что в прокуратуру поступило обращение ФИО1 о нарушении ее жилищных прав.
ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилье.
В ходе проверки было установлено, что постановлением Администрации Шадринского района Курганской области № от ... года ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.ст.5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ст.1 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», предметом регулирования данного Закона выступают отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству.
Согласно п.44 ст.3 указанного Закона, органы местного самоуправления наделяются полномочиями по опеке и попечительству, в том числе, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного* фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения.
Из положений п.1 ч.2 ст.4 Закона Курганской области следует, что органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по опеке и попечительству обязаны осуществлять полномочия по опеке и попечительству надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом.
В силу п.1 и п.2 ч.2 ст.6 вышеуказанного Закона, органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству, оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением ими полномочий по опеке и попечительству.
Согласно ч.1 ст. 8 Закона, финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО3 решением Шадринского районного суда от ... года лишена родительских прав. Отец ФИО4 решением Шадринского районного суда от ... года признан безвестно отсутствующим.
На данный момент жилья у нее не имеется, ранее жилье за ней не закреплялось.
Просит обязать Администрацию Шадринского района Курганской области предоставить ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Шадринского района Курганской области, площадью не менее 18 кв.м., соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Просит обязать Администрацию (Правительство) Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился.
Администрация Шадринского района просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Согласно отзыву Администрации Шадринского района, они считают обоснованными исковые требования прокурора в части возложения обязанности профинансировать предоставление жилья на Правительство Курганской области.
В соответствии с п.5 ст. 19 ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Субвенция из областного бюджета по данному целевому направлению расходов не поступала.
В остальной части требований Администрация Шадринского района решение спора оставляют на усмотрение суда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела Правительство Курганской области извещено. Правительство Курганской области просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Согласно письменному отзыву на иск, Правительство Курганской области полагают, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Таким образом, федеральным законодательством с 1 января 2013 года определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда.
Законом исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.
На основании ст.263 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», государственные полномочия субъекта РФ по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями могут быть переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Законом Курганской области от 5 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, в том числе, на однократное предоставление детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также полномочиями на принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения, на формирование списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2013 году утверждено приложением 11 к Закону Курганской области от 5 декабря 2012 года №67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Таким образом, государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области.
Необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
Полагают, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы РФ.
Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством.
Просят отказать в удовлетворении требований, предъявленных к Правительству Курганской области.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился.
Главное управление образования Курганской области уведомлены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Главное управление образования Курганской области представили в суд письменный отзыв на иск, в котором указали, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит, в соответствии с действующим законодательством, заявительный характер.
В соответствии со ст. 8 Закона, финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений.
Правоотношения между субъектами в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней относятся к бюджетным правоотношениям, носящим по своей природе властно-административный характер, и регулируется бюджетным законодательством Российской Федерации.
Перечень участников бюджетного процесса приведен. Граждане таковыми не являются.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился.
Финансовое управление Курганской области извещены о дне и месте рассмотрения дела, возражений не представили.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации Шадринского района ФИО2 в судебном заседании требования прокурора поддержала и пояснила, что исходя из п.1 ст.8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
В реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования Шадринского района свободный фонд специализированного жилья отсутствует.
Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района на момент рассмотрения дела судом субвенция из областного бюджета по данному целевому направлению расходов не поступала.
ФИО1 ... года постановлением Администрации Шадринского района Курганской области № была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района Курганской области.
Мать ФИО1 решением Шадринского районного суда от ... года лишена родительских прав, отец решением Шадринского районного суда от ... года признан безвестно отсутствующим.
ФИО1 до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
На основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, ФИО1 необходимо предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судом установлено, что ФИО1, родившаяся ... года (л.д. 13), относится к лицам из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей.
Её мать ФИО3 решением Шадринского районного суда от ... года лишена родительских прав. Отец ФИО4 решением Шадринского районного суда от ... года признан безвестно отсутствующим (копии решений судов - л.д. 14-15, 16).
ФИО1 ... года постановлением Администрации Шадринского района № была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д. 12).
ФИО1 в 2010 году закончила МКОУ «Погорельская средняя основная общеобразовательная школа» (л.д.63-64).
ФИО1 не является собственником какого-либо жилого помещения, не приобрела права на жилое помещение по договору социального найма (л.д. 10,10 об.).
ФИО1 не была обеспечена жилым помещением по договору социального найма в период действия закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08 февраля 1998 года №17-ФЗ, от 22 августа 2004 года №122-ФЗ). Это следует из материалов ее личного дела (л.д.8-18).
Согласно копии паспорта, ФИО1 зарегистрирована проживающей по ... (л.д.49).
Договора социального найма с ФИО1 не заключалось (л.д.11 об).
Согласно справкам ГУП «Кургантехинвентаризация», Управления Росреестра, ФИО1 и ее родители ФИО3, ФИО4 собственниками жилья на территории Шадринского района не значатся (л.д. 10, 10 об., 17, 17 об., 18).
... года ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района (л.д.8, 52-58).
Финансовый отдел Администрации Шадринского района сообщает, что денежных средств на предоставление ФИО1 специализированного жилого помещения на территории Шадринского района не выделялось (л.д.59).
В бюджете Шадринского района на 2013 год предусмотрена целевая финансовая помощь из областного бюджета на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений в сумме 7624 тысячи рублей.
По состоянию на ... года субвенция из областного бюджета по данному целевому направлению расходов не поступала (л.д.50).
ФИО1 обратилась в Администрацию Шадринского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения (л.д.7).
Согласно сообщению Управления образования Администрации Шадринского района, в настоящее время в Администрации Шадринского района нет свободных жилых помещений специализированного жилого фонда.
Предоставить жилое помещение ФИО1 не предоставляется возможным, в связи с отсутствием свободных жилых помещений (л.д. 60).
Суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В силу ст. 13 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, оп- ределение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализирован- ного жилищного фонда.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социаль- ной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на предоставление жилого помещения в специализированном жилищном фонде имеется у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и лиц, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом, право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Курганской области № от ... года утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область.
Согласно п.п.2, 3 вышеуказанного Порядка, жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилищный фонд), по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется по месту их жительства.
При достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
В силу ст.6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года №6 (ред. от 26 декабря 2012 года) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, указанные в абз.1 настоящего пункта, предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения, указанные в абз.1 настоящего пункта, предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.44 ст.3 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области переданы полномочия на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения.
На основании Приложения №1 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие Курганской области по опеке и попечительству, является Администрация Шадринского района Курганской области.
В силу ст.8 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (далее также - субвенции).
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года №633 утвержден Порядок расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Администрации Шадринского района Курганской области от ... года ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района Курганской области.
С целью реализации своего права на предоставление ей жилого помещения из специализированного фонда ФИО1 обратилась с соответствующим заявлением в Администрацию Шадринского района.
ФИО1 достигла возраста 18 лет. Окончила образовательное учреждение.
До настоящего времени ФИО1 не обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района Курганской области, денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, не поступали.
В силу ч.5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.
Невозможность предоставить жилое помещение, в связи с отсутствием жилищного фонда и недостаточным финансированием переданных муниципальному образованию государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может являться основанием для ограничения или лишения гражданина гарантированных законодательством прав и свобод.
ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения. Она обратилась с заявлением о его предоставлении.
В силу ст.ст.99, 100, 109.1 ЖК РФ и п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилого помещения и заключение договора специализированного найма связаны с наличием оснований для предоставления жилого помещения и включение в список, а не с очередностью включения лица в данный список.
В соответствии со ст.2 Закона Курганской области от 07 сентября 2005 года №66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области», норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления, в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.
Согласно решению Шадринской районной Думы № от ... года, норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору социального найма на территории Шадринского района составляет для одиноко проживающих граждан не менее 18,0 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Требования прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору специализированного жилого помещения законны и обоснованны.
Законными и обоснованными являются и требования прокурора к ..., поскольку судом установлено, что при передаче отдельных полномочий органу местного самоуправления ... по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не осуществлена передача денежных средств на исполнение переданных полномочий за счет предоставленных местному бюджету субвенций.
В соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ч.ч.1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из правового анализа приведенного выше законодательства следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочии с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств.
Порядок расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года (в редакции от 12 ноября 2012 года).
Согласно указанному постановлению, субвенции местным бюджетам предоставляются Главным управлением образования Курганской области, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств ежемесячно в срок до 10-го числа в размере 1/12 годового объема субвенций.
В целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год Главное управление образования Курганской области не позднее 1 мая текущего года представляет в Финансовое управление Курганской области информацию по состоянию на 1 января текущего года о численности категорий граждан, определенных Методикой расчета для определения объема субвенций на исполнение государственных полномочий по содержанию органов опеки и попечительства, представленную органами местного самоуправления.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области на исполнение государственных полномочий, рассчитывается по формуле, учитывающей численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января текущего года.
В соответствии с Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года №67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», на однократное предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013 год предусмотрены субвенции областного бюджета в размере 200000 тысяч рублей, в том числе, для Администрации Шадринского района 7624000 рублей (л.д.41- 44).
В судебном заседании установлено, что в отношении ФИО1 денежные средства для предоставления ей жилья по договору специализированного найма не выделены.
Как усматривается из представленных суду материалов, ассигнования бюджету района из областного бюджета на вышеуказанные цели недостаточны и в бюджет Шадринского района не направлены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Шадринского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района предоставить ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Шадринского района, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Администрацию (Правительство) Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения ФИО1.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Брагина
Судебной коллегией по гражданским делам Курганского областного суда решение Шадринского районного суда Курганской области от 9 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.