№
Дело № 2-21/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дальнереченск 31 января 2022 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи И. А. Тур, при секретаре Г. А. Трофанчук, с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к КГУП «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к КГУП «Примтеплоэнерго», с учётом уменьшения требований просит обязать ответчика внести изменения в Технические условия №, исключив из них пункты № и №. В обоснование иска указала, что по её заявке о заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации прибора учёта тепловой энергии в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был произведён осмотр дома, ДД.ММ.ГГГГ выданы технические условия. По мнению истца, оспариваемые пункты Технических условий противоречат Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённым постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034, в соответствии с п. 39.1 которых для теплопотребляющих установок максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчётчика разработка проекта узла учёта и его согласование не требуется. В заявке она просила предусмотреть установку прибора учёта тепла типа «Марс» СТК-15, исходя из максимальной тепловой нагрузки которого – 0,0057 Гкал/час, ответчик не вправе выставлять условие о проектировании узла учёта. А поскольку этот прибор учёта представляет собой единую конструкцию, включает элементы, обеспечивающие определение размера теплоэнергии, указание в Технических условиях в п. 12 на необходимый комплект приборов УУТЭ, в том числе расходомеры, датчики температуры, датчики давления, является необоснованным. По мнению истца из Технических условий подлежат исключению условия об организации узла учёта тепловой энергии в отдельном, закрываемом на замок помещении, так как Правила 354, Порядок 149, Правила 1034 подобных требований к установке индивидуального прибора учёта не содержат. Необоснованные условия Технических условий создают ей как потребителю тепловой энергии препятствия в реализации права на установку индивидуального прибора учёта тепла.
Ответчик в письменных возражениях с требованиями не согласен, просил в иске отказать по тем основаниям, что ссылка истца на Приказ Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов» несостоятельна. Настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведённых, переданных, потреблённых энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчёты за энергетические ресурсы. Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», особенности учёта тепловой энергии, теплоносителя жилых домов устанавливаются Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034. В соответствии с пунктами 33, 34 Правил, узел учёта оборудуется теплосчётчиками, которые состоят из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При этом согласно требованиям пунктов 95-98 Правил, в целях коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя на узле учёта обязательно должно осуществляться определение массы (объёма) теплоносителя получаемого по подающему трубопроводу и теплоносителя возвращаемого по обратному трубопроводу. Теплосчётчик заявителя (СТК, в госреестре № 55457-13) данным критериям не отвечает. По вопросу разработки проекта узла учёта и его согласования установлено, что согласно требованиям пунктов 39-50 Правил проекты узлов учёта на все объекты, которые не являются теплоисточниками, разрабатываются на основании технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организации, требований Правил, методики и технической документации на применяемые средства измерения. При этом проект узла учёта должен содержать сведения, изложенные в пункте 44 Правил, а в соответствии с требованиями пункта 49 Правил, проект узла учёта, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией. В тоже время пунктом 39(1) Правил установлено, что положения данного пункта допускается применять для организации учёта на объектах потребителей в случаях, если изготовитель в составе технической документации на теплосчётчик предоставляет проектную документацию (типовое проектное решение), при этом для потребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее 0,2 Гкал/ч, достаточно наличия типового проектного решения соответствующего требованиям, указанным в подпунктах «д»-«з», «м», «н» пункта 44 Правил. При отсутствии в составе технической документации на теплосчётчик типового проектного решения, предоставляемого изготовителем теплосчётчика, собственник узла учёта в соответствии с требованиями Правил разрабатывает проект узла учёта на основании полученных технических условий. На данный узел учёта заявителем не предоставлена проектная документация, которая разработана на основе типового проектного решения, на сайте производителя данного оборудования ООО «ПК Прибор» типовое проектное решение, соответствующее требованиям пункта 39(1) Правил, также отсутствует. Пункт 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» нормативно устанавливает обязанность собственника такого помещения оснастить жилое или нежилое помещения приборами учёта, ввести их в эксплуатацию, надлежаще эксплуатировать, обеспечивать сохранность и своевременную замену. Вместе с тем, указанная норма предусматривает не только обязанность потребителя на установку прибора учёта, но и обеспечение ввода его в эксплуатацию в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о выдаче Технических условий, с приложением Паспорта на теплосчётчик компактный «СТК». Согласно разделу 3 технической документации на теплосчётчик руководство по эксплуатации предоставляется по заказу, вместе с тем, руководство по эксплуатации - это нормативно-технический документ, который является частью основного пакета документации, прилагаемой к продукции. Руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции изделия, особенностях его использования, составных частях, условиях и принципах эксплуатации, а также требования безопасности во время применения и обслуживания и не является проектной документацией на узел учёта тепловой энергии, теплоносителя. В составе технической документации на теплосчётчик (Паспорт, Руководство к эксплуатации), представленной истцом, проектная документация на узел учёта тепловой энергии, теплоносителя отсутствует. Таким образом, требования, установленные п. 13 Технических условий, о необходимости разработать проектную документацию на узел учёта тепловой энергии, теплоносителя исключению из Технических условий не подлежат. В соответствии с п. 4 Правил учёта, коммерческий учёт организуется как для осуществления расчётов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, так и для контроля за рациональным использованием теплоносителей и энергии, за режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также в целях документирования параметров теплоносителя - массы (объёма), температуры и давления. Из представленной истцом технической документации на теплосчётчик (Паспорт) следует, что теплосчётчик устанавливается либо на прямом, либо на обратном трубопроводе. Более того, согласно абз. 2 п. 6.2 раздела 6 Паспорта, предоставленного истцом, при монтаже необходимо учитывать, что теплосчётчик сконфигурирован для работы либо в прямом (на подающем), либо обратном трубопроводе. То есть только на одном трубопроводе, что противоречит п. 110 Правил учёта. В связи с чем, требования, установленные п. 12 Технических условий о необходимости комплекта приборов узла учёта тепловой энергии, теплоносителя на подающем трубопроводе расходомера, датчика температуры, датчика давления и на обратном трубопроводе расходомера, датчика температуры, датчика давления в установке вычислителей обоснованы и исключению из Технических условий не подлежат.
Представитель истца в судебном заседании на требованиях об исключении пунктов 12, 13 из Технических условий № 4195 настаивал, просил иск удовлетворить. Оспаривая доводы ответчика указал, что согласно письму Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 59003-МС/04 выдача технических условий ресурсоснабжающей организацией для проектирования приборов учёта тепловой энергии правомерно только при установке общедомового прибора учёта. Для установки индивидуальных теплосчётчиков получение технических условий и разработка проектной документации не требуется. Для монтажа прибора учёта достаточно наличия схемы монтажа. Данная схема имеется в руководстве по эксплуатации. Пунктом 81 Правил № 354 не установлено требование о приложении к заявке на ввод прибора учёта в эксплуатацию проекта на данный прибор учёта. Требование ответчика о дополнительной установке на подающем и обратном трубопроводах расходомеров, датчиков температуры, датчиков давления не основано на законе.
Представитель ответчика требования не признала, просила в иске отказать по доводам письменных возражений.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО3 является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Лесозаводский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» является поставщиком тепловой энергии и теплоносителя в жилые дома <адрес>. Жилой дом по <адрес> подключён к централизованной системе теплоснабжения через сеть инженерно-технического обеспечения многоквартирного <адрес>. В доме истца в гостиной на подающем трубопроводе установлен теплосчётчик компактный СТК №. Начисление платы истцу за потреблённую тепловую энергию производится по нормативу без учёта показаний прибора учёта, поскольку прибор в эксплуатацию не принят.
ДД.ММ.ГГГГ истец направила ответчику заявку на заключение договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации прибора учёта тепловой энергии в жилом доме. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком проведён осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки прибора учёта, 3 сентября 2021 г. изготовлены Технические условия № 4196 на проектирование и монтаж узла учёта тепловой энергии, в соответствии с п. п. 12, 13 которых истцу необходимо: доукомплектовать прибор УУТЭ тепловычислителем на подающем и обратном трубопроводе расходомерами, датчиками температуры, датчиками давления; выполнить особые условия в части необходимости разработать проектную документацию на узел учёта тепловой энергии, и организацию УУТЭ в условиях, исключающих несанкционированное вмешательство в его работу. Актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано невыполнение истцом Технических условий – в жилом помещении отсутствует тепловой пункт, ИПУ расположен в жилом помещении, отсутствуют показывающие приборы КИП, не представлены проектные решения на установку приборы учёта и проектное решение завода изготовителя на прибор учёта, прибор учёта в эксплуатацию не принят.
Полагая, что п. п. 12, 13 Технический условий не основаны на законе, нарушают права потребителя, истец обратилась в суд с настоящим иском.
По мнению суда в споре заслуживают внимания доводы ответчика.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учёта энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Правила, предусмотренные ст. ст. 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон № 190-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354).
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», особенности учёта тепловой энергии, теплоносителя жилых домов устанавливаются Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее Правила № 1034).
В силу п. 15 ст. 2 Закона № 190-ФЗ режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.
Так, ч. 2 ст. 19 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путём их измерения приборами учёта, которые устанавливаются в точке учёта, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учёта.
Согласно ч. 4 ст. 19 Закона № 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учёта приборами учёта согласно Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя не допускается. Приборы учёта устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учёта, заключённому со специализированной организацией.
Коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учётом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, требования к приборам учёта, включающие особенности учёта тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объём потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час; характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учёта и контроля качества теплоснабжения; порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учёта, в том числе расчётным путём; порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учёта на границах смежных тепловых сетей (ч. 7 ст. 19 Закона № 190-ФЗ).
Согласно п. 3 Правил № 1034 под качеством тепловой энергии подразумевается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением.
Коммерческий учёт организуется в целях осуществления расчётов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, для контроля за рациональным использованием теплоносителей и энергии, за режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также в целях документирования параметров теплоносителя - массы (объёма), температуры и давления (п. 4 Правил № 1034).
В соответствии с п. 17 Правил № 1034, организация коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учёта; проектирование и установку приборов учёта; ввод в эксплуатацию узла учёта; эксплуатацию приборов учёта, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учёта и использование их для коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учёта.
Пунктом 19 Правил № 1034 установлено, что узлы учёта оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учётом реальных возможностей на объекте.
Узел учёта оборудуется теплосчётчиками и приборами учёта, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (п. 33 Правил № 1034).
Согласно п. 39 проект узла учёта, кроме точек учёта на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании: технических условий; требований настоящих Правил и методики; технической документации на применяемые средства измерений.
Если изготовителем в составе технической документации на теплосчётчик предоставляется проектная документация на узел учёта тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее - типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах «д»-«з», «м», «н» пункта 44 настоящих Правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах «а»-«г», «и»-«л» пункта 44 настоящих Правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчётчика разработка проекта узла учёта и его согласование не требуются (п. 39(1) Правил № 1034).
В соответствии с п. 41 Правил № 1034 технические условия на проектирование узла учёта выдаются теплоснабжающей организацией. Проект узла учёта, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учёта (пункт 49 Правил № 1034).
Пунктом 64 Правил № 1034 установлено, что для ввода узла учёта в эксплуатацию владелец узла учёта представляет комиссии проект узла учёта, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учёта или проект паспорта, который включает в себя: схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяжённости и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учёта, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя; почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учёта в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
В силу п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Индивидуальный жилой дом истца по адресу: <адрес> не является частью многоквартирного дома, данный жилой дом подключён к централизованной системе теплоснабжения через сеть инженерно-технического обеспечения многоквартирного <адрес>. Установка прибора учёта тепловой энергии – теплосчётчика компактного «СТК-15-15п», заводской № в указанном жилом доме, ввод данного прибора в эксплуатацию произведены истцом с нарушением порядка, установленного Правилами № 1034. В составе технической документации на теплосчётчик, представленной истцом, проектная документация на узел учёта тепловой энергии, теплоносителя отсутствует. Руководство по эксплуатации ПС 4213-006-77986247-2013 «Теплосчётчик компактный СТК» не содержит информацию о соответствии прибора учёта утверждённому типу. Данный тип прибора может использоваться в качестве прибора учёта тепловой энергии, устанавливаемого на квартиру в многоквартирном доме, при наличии технической возможности его установки и при условии, что многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии.
Доводы истца о том, что теплосчётчик компактный «СТК» конструктивно включает в себя элементы, которые обеспечивают определение объёма теплоэнергии, суд находит не состоятельными ввиду следующего.
Согласно абз. 2 п. 6.2 раздела 6 паспорта теплосчётчик компактный «СТК», при монтаже необходимо учитывать, что теплосчётчик сконфигурирован для работы либо в прямом (на подающем), либо обратном трубопроводе. То есть только на одном трубопроводе, что противоречит п. 110 Правил № 1034, поскольку согласно п. 110 Правил учёта, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учёта определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).
Поскольку принадлежащий истцу прибор учёта тепловой энергии не отвечает установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, истец не обеспечил необходимое оборудование для исключения несанкционированного вмешательства в работу прибора, возможность обеспечения надлежащего учёта потребления энергии отсутствует, суд признаёт требования пунктов 12 и 13, изложенные в Технических условиях № 4195, добросовестными, подлежащими исполнению истцом при наличии к тому интереса в целях введения в эксплуатацию приборы учёта тепловой энергии. Основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать полностью в удовлетворении требований ФИО3 к КГУП «Примтеплоэнерго» о защите прав потребителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.
Мотивированное решение составлено 4 февраля 2022 г.
Судья И. А. Тур