ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1104 от 26.11.2010 Мещанского районного суда (Город Москва)

                                                                                    Мещанский районный суд города Москвы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Мещанский районный суд города Москвы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2010 года г. Москва

Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего Кириллиной О.Ю.,

при секретаре Кубате А.А.,

рассмотрев гражданское дело № 2-1104/10 по иску Гуськова Ю.В., Ляпушкина А.А., Залетова В.А., Фатеева В.А., Новикова И.В., Гринева А.Б., Офреля В.В. Сорокина А.М., ФИО3, Квасницкого К.Б. к ОАО «РЖД» о взыскании недополученной суммы заработной платы за время приемки-сдачи локомотива за период с августа по октябрь 2009 года

УСТАНОВИЛ:

Гуськов Ю.В., Ляпушкин А.А., Залетов В.А., Фатеев В.А., Новиков И.В., Гринев А.Б., Офрель В.В., Сорокин А.М., ФИО3, к ОАО «РЖД о взыскании недополученной суммы заработной платы за время приемки-сдачи локомотива за период с августа по октябрь 2009 года.

Представитель истцов ФИО4 в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что в период с августа по октябрь 2009 года в депо не были утверждены нормы времени по приемке-сдаче электровозов (подготовительно-заключительные операции). В связи с этим, истцы осуществляли явку на работу на основании Методических рекомендаций МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ. по проектированию норм выработки, нормированных заданий и нормативы времени на подготовительно-заключительные, вспомогательные операции для локомотивных бригад. Нарядчиком депо истцам перед каждой сменой выдавались маршрутные листы, где проставлялось время явки на работу. Однако данное время было рассчитано на основании норм времени по приемке-сдаче электровозов, которые применялись для Локомотивного депо Москва-3 Московско-Курского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Истцы, фактически являлись на работу ранее той явки, которая была официально проставлена в маршрутных листах нарядчиком и, получая маршрутные листы, они самостоятельно исправляли время явки. Время явки на работу истцы исчисляли на основании Методических рекомендаций МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ. по проектированию норм выработки, нормированных заданий и нормативы времени на подготовительно-заключительные, вспомогательные операции для локомотивных бригад. Получив расчетные листки по заработной плате, истцы выяснили что заработная плата им была исчислена исходя из того времени явки, которое было проставлено нарядчиком, а не по фактическому времени явки на работу.

Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд, заслушав пояснения сторон по делу, оценив собранные доказательства в их совокупности, находит требования истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В материалы дела со стороны ответчика были представлены графики работы истцов за июль - сентябрь 2009 года, маршрутные листы за указанный период, нормы подготовительно-заключительных операций, утвержденные начальником Московско-Курского отделения ДД.ММ.ГГГГ, начальником Локомотивного депо Москва-3 ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным сторонами по делу объяснениям и как усматривается из материалов дела, явка истцов на работу проставлена только в маршрутных листах локомотивных бригад. При этом во всех представленных маршрутных листах имеются несколько разных отметок о явках на работу, многочисленные исправления и зачеркивания, а также имеются отметки о прохождении медицинского осмотра ранее фактической явки на работу, что недопустимо. Учитывая эти обстоятельства, суд не может сделать однозначных, убедительных и достоверных выводов о том, какое время явки на работу считать за основу при расчете исковых требований.

Правила заполнения маршрутного листа установлены Инструкцией ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ №. В разделе 2 Инструкции «Порядок заполнения маршрутов машиниста» указано, что время явки локомотивной бригады на работу отмечается нарядчиком или дежурным по депо по моменту фактической явки; при явке на работу ранее срока указывается время, установленное графиком, суточным нарядом, или вызовом. Время начала приемки локомотива и время окончания сдачи локомотива отмечается дежурным по депо по моменту фактического начала приемки и окончания сдачи. При работе локомотивов на участках обращения большой протяженности с несколькими пунктами смены локомотивных бригад на станционных путях, записи о времени начала приемки и окончания сдачи локомотива производят сами машинисты.

Установлено и подтверждено объяснениями представителя истцов, последние самостоятельно вносили в маршрутные листы исправления относительно времени явки на работу. Между тем, все истцы на явку заступали в депо, а не на станциях, в связи с чем, суд полагает, что они, учитывая требования вышеуказанной Инструкции, не имели права самостоятельно вносить изменения в маршрутный лист.

Кроме того, суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что подготовительно-заключительные операции при приемке-сдаче электровозов локомотивными бригадами являются нормами времени, то есть одной из разновидностей норм труда для работников.

Нормы труда - это нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы. Они устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Нормы времени - это количество рабочего времени (в часах, минутах), которое должен затратить работник (группа работников) определенной квалификации на производство единицы продукции (операций, комплекса операций) в определенных организационно-технических условиях.

Согласно статье 162 ТК РФ введение и пересмотр норм труда в организации производится на основании локальных нормативных актов работодателя с учетом мнения профсоюзной организации. Типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством России (ст. 161 ТК РФ).

Методические рекомендации по проектированию норм выработки, нормированных заданий и нормативы времени на подготовительно-заключительные, вспомогательные операции для локомотивных бригад, утвержденных заместителем министра МПС РФ ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ не являются типовыми нормами труда по подготовительно-заключительным временам для локомотивных бригад ОАО «РЖД». Они определяют основные критерии разработки таких норм непосредственно организацией железнодорожного транспорта и методику их разработки. Окончательные нормы подготовительно-заключительного времени устанавливаются организацией железнодорожного транспорта самостоятельно. Кроме того, в Методических рекомендациях указано, что в случаях, когда используемые в локомотивном депо нормативы времени на отдельные элементы операций ниже тех, которые заложены в рекомендациях, то действующие в депо местные нормативы времени при расчете норм выработки сохраняются на прежнем уровне и не должны повышаться.

Представителем ответчика в материалы дела были представлены нормы подготовительно-заключительного времени по бывшему Локомотивному депо Москва-3, которые были утверждены руководством Московско-Курского отделения ДД.ММ.ГГГГ и подписаны начальником депо Герасимовым. Согласно указанным нормам на приемку локомотива (электровоза серии ЧС-7) локомотивной бригаде было установлено 10 минут, от явки на работу до прохода на контрольный пункт установлено 36 минут, на сдачу локомотива - 10 минут, от прохода контрольного пункта до сдачи локомотива установлено 25 минут.

ДД.ММ.ГГГГ, на основании указанных норм, начальником бывшего Локомотивного депо Москва-3 по согласованию с профкомом депо было установлено время оборота локомотивных бригад депо на 2009-2010 годы на участках Москва-Данилов, Москва-Владимир, Владимир-Москва, Москва-Александров, Москва-Ярославль Главный, Москва-Кострома.

В оборотах времени расписаны по номерам поездов: время явки в депо, проход от контрольного пункта (КП), время отправления из Москвы, время прибытия поезда, окончание работы в пункте оборота, рабочее время за поездку туда, отдых в пункте оборота, № поезда обратно, время явки в пункте оборота, проход от КП, время отправления из пункта оборота, время прибытия поезда, проход КП в депо, окончание работы после поездки и рабочее время за поездку обратно.

Исходя из этих нормативов, в маршрутные листы истцов за июль-сентябрь 2009 года работодателем проставлялось время явки на работу.

Статьей 91 ТК РФ обязанность учета рабочего времени, его планирование возлагается на работодателя.

Установлено, что в Эксплуатационном локомотивном депо Москва - пассажирская Курская действуют правила внутреннего трудового распорядка, которые в силу ст. 22 Трудового кодекса РФ обязан соблюдать каждый работник.

Согласно Правилам для работников с суммированным учетом рабочего времени, разрабатываются графики сменности (2дн/2дн), где, в частности, предусматривается увеличение или снижение рабочего времени по определенным дням, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.

Представителем ответчика пояснено, что работа локомотивных бригад пассажирского движения структурного подразделения организуется в соответствии с именным графиком, разрабатывается на один месяц. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности, утвержденным начальником депо с учетом мнения представительного органа работников.

На каждый месяц в депо утверждаются именные графики работы локомотивных бригад, в которых проставлены рабочие смены.

Всеми истцами были подписаны трудовые договоры с ОАО «РЖД», в которых режим работы определен как сменный. Следовательно, между истцами и ОАО «РЖД» была достигнута договоренность явки на работу в соответствии с графиками сменности.

Основные обязанности работников локомотивной бригады установлены Положением о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТ-40. Согласно пункту 33 «в» Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТ-40 работники локомотивных бригад должны являться на работу в сроки, определяемые графиком работы, или по вызову дежурного по локомотивному депо. Локомотивные бригады не имеют права самостоятельно вести учет своего рабочего времени. Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что явка работников на работу ранее вызова дежурного по депо, что подтверждается исправлениями, сделанными в маршрутных листах истцами, выполнена ими за пределами своих основных трудовых обязанностей. Выполнение работы за пределами трудовых обязанностей работника, совершенное исключительно по его инициативе, не обязывает работодателя оплачивать эту работу.

Кроме того, несмотря на упразднение Локомотивного депо Москва-3, участок обслуживания локомотивными бригадами в пассажирском движении по маршрутам Москва-Данилов, Москва-Владимир, Владимир-Москва, Москва-Александров, Москва-Ярославль Главный, Москва-Кострома сохранился, в связи чем, суд считает, что применение работодателем в июле - сентябре 2009 года для локомотивных бригад Эксплуатационного локомотивного депо Москва - пассажирская Курская, которые осуществляют поездки по указанным участкам, подготовительно-заключительных времен, действовавших в Локомотивном депо Москва-3, не противоречит действующему законодательству.

Что касается ссылок представителя истцов на решение Мещанского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № 2-6590/09, то, по мнению суда, данный судебный акт сам по себе не содержит доказательств невозможности применения работодателем указанных норм, разработанных для бывшего Локомотивного депо Москва-3 по аналогии к работникам Эксплуатационного локомотивного депо Москва - пассажирская Курская в переходный период, то есть до утверждения новых норм по депо.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Гуськова Ю.В., ФИО11, ФИО7, Фатеева В.А., Новикова И.В., Гринева А.Б., Офреля В.В., Сорокина А.М., Ляпушкина А.А., Квасницкого К.Б. о взыскании с ОАО «РЖД» недополученной заработной платы за осуществление приемки-сдачи локомотивов в июле-сентябре 2009 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 рабочих дней с момента его изготовления в окончательной форме через Мещанский районный суд г. Москвы.

Судья Кирилина О.Ю.