ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1104/13 от 29.08.2013 Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело №2-1104/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово « 29 » августа 2013 года

Рудничный районный суд г. Кемерово

В составе: председательствующего Ушаковой О.А.,

при секретаре Бондарь Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах муниципального образования г. Кемерово, ФИО1, ФИО3, ФИО4 к администрации г. Кемерово об обязании принять в муниципальную собственность жилое помещение, обязании заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Рудничного района г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах муниципального образования г. Кемерово, ФИО1, ФИО3, ФИО4 к администрации г. Кемерово об обязании принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, обязании заключить с ФИО1 договор социального найма данного жилого помещения, включив в состав семьи нанимателя: ФИО3, ФИО4

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению жителей дома по <адрес> о нарушении жилищных прав, входе которой установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> предоставлена ФИО1 и членам его семьи: жене - ФИО3, сыну- ФИО4, фондодержателем данного жилого помещения являлась <данные изъяты>. В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы: ФИО1, ФИО3, ФИО4

Данное жилое помещение в Реестре муниципальной собственности г. Кемерово, государственного имущества Кемеровской области не значится.

В нарушение требований действующего законодательства, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность в установленном порядке не передавалось.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, как объект коммунально-бытового назначения, в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №3020-1, является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Администрация г. Кемерово обязана принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> однако, такая обязанность администрацией г. Кемерово до настоящего времени не исполнена, право собственности администрацией г.Кемерово на указанное жилое помещение не оформлено.

Таким образом, имеет место фактическое уклонение администрации г.Кемерово от принятия спорного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность. Неисполнение администрацией г. Кемерово обязанности по принятии имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность привело к нарушению интересов муниципального образования г. Кемерово, в том числе и в связи с не поступлением денежных средств в доходную часть местного бюджета г. Кемерово за пользование муниципальным имуществом.

Указанное бездействие администрации г. Кемерово, также привело к нарушению жилищных прав ФИО1, ФИО3, ФИО4, поскольку, не являясь собственником жилого помещения, администрация г. Кемерово не имеет возможности заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение.

В качестве правового обоснования указывает нормы п.2, п.5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», включая приложение № 3, п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 235, ст.ст. 2, 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Определением Рудничного районного суда г. Кемерово от 24.07.2013 года по ходатайству представителя ответчика - администрации г. Кемерово, ФИО5, действующий на основании доверенности (л.д.31), привлечен в качестве соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (л.д.50).

Помощник прокурора Рудничного района г. Кемерово Колмникова Е.В., действующая на основании удостоверении, в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы: ФИО1, ФИО3, в судебном заседании поддержали исковые требования об обязании администрацию г. Кемерово принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и заключить с ФИО1 договор социального найма на данное жилое помещение, включив в состав его семьи: ФИО3, ФИО4, просили исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО4, в судебном заседании 20.08.2013 года исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Кемерово – ФИО6, действующая на основании доверенности от 30.04.2013 года (л.д.31), в судебном заседании 20.08.2013 года исковые требования не признала, суду пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в Реестре муниципальной собственности не значится, в связи с чем, у администрации г. Кемерово отсутствуют основания для заключения с истцами договора социального найма на указанное жилое помещение.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом – ФИО7, действующая на основании доверенности от 22.04.2013 года (л.д.59) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, представила письменный отзыв, в котором пояснила, что данное исковое заявление подано прокурором Рудничного района в интересах муниципального образования г.Кемерово, в связи с не поступлением денежных средств в доходную часть местного бюджета г.Кемерово за пользование муниципальным имуществом, вместе с тем, считает, что отсутствие в муниципальной собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не нарушает прав муниципального образования г. Кемерово, указанные исковые требования не защищают интересы муниципального образования г. Кемерово и не соответствуют в данной части требованиям ст.45 ч.1 ГПК РФ.

В исковом заявлении не указано какие жилищные права ФИО1, ФИО3, ФИО4 нарушены, какими способами, возможно защитить их жилищные права, а лишь констатируется факт проживания их в жилом помещении и необходимость его ремонта, установленного заключением межведомственно комиссии г. Кемерово от 27.02.2013 года.

Считает, что признание права муниципальной собственности на жилое помещение не изменит жилищные отношения ФИО1, ФИО3, ФИО4, пользующихся спорным помещением на основании ордера.

Отсутствие в муниципальной собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, закрепленного за ФИО1, ФИО3, ФИО4 не является нарушением жилищных прав последних, поскольку они постоянно пользуются указанным жилым помещением, проживают и значатся зарегистрированными по указанному адресу. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ФИО1, ФИО3, ФИО4 имеют право приобрести, закрепленное за ними жилое помещение в собственность.

Спорное здание принадлежало <данные изъяты>, однако в установленном порядке в муниципальную собственность не передавалось, таким образом, данное помещение никогда не находилось в управлении исполнительных органов местных Советов народны депутатов (местной администрации) и не могло быть передано местной администрацией на баланс <данные изъяты>.

В связи с чем, считает, что обязанности по принятию данного объекта в муниципальную собственность у администрации г.Кемерово не возникло, и неприятие в муниципальную собственность данного объекта недвижимости в муниципальную собственность не влечет нарушения жилищных прав ФИО1, ФИО3, ФИО4

В материалах дела отсутствуют документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года №374, необходимые для проведения процедуры передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность, в связи с чем, считает, что осуществить передачу спорного имущества в муниципальную собственность не представляется возможным, так как отсутствуют законные основания для передачи имущества.

Считает, что истцом неверно указаны нормы права, регулирующие порядок передачи жилых помещений в муниципальную собственность, передача имущества в муниципальную собственность может осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374.

Передача имущества, закрепленного за государственными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий; считает, что истцом не предоставлены доказательства предоставления согласия <данные изъяты> на передачу спорного жилого помещения в муниципальную собственность. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие законную передачу от <данные изъяты> жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в муниципальную собственность.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению полностью.

Судом установлено, что прокуратурой Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению жителей дома по <адрес>, в том числе и ФИО2 (л.д.6) о нарушении жилищных прав.

В ходе проведенной проверки установлено, что квартира № расположенная по адресу: <адрес> жилой площадью 29,7 кв,м была предоставлена ФИО1 и членам его семьи: жене - ФИО3, сыну - ФИО4 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, фондодержателем данного жилого помещения являлась <данные изъяты> ( л.д.13).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.09.2012 года, установлено, что <данные изъяты> по решению Арбитражного суда Кемеровской области ликвидировано вследствие банкротства, дата прекращения деятельности – 28.08.2009 года.

Из сообщения <данные изъяты> (л.д.7) установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в муниципальной собственности г. Кемерово не значится.

Согласно сообщению <данные изъяты> от 12.04.2013 года (л.д.8) установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, г. Кемерово в Реестре государственного имущества Кемеровской области не учитывается.

Из сообщения <данные изъяты> (л.д.9) следует, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества – жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Судом установлено, что 29.12.1992 года между <данные изъяты> в лице генерального директора объединения ФИО10, и администрацией г.Кемерово, в лице Главы администрации ФИО11, был заключен договора о передаче жилого фонда в муниципальную собственность. Договор сторонами подписан, содержит оттиски печатей.

Согласно п.п. 1.1, 1.2 данного договора <данные изъяты> обязуется в течение текущего года подготовить жилой фонд и техдокументацию по передаче в муниципальную собственность; администрация принимает по акту в муниципальную собственность жилой фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные подразделения.

Сведений об исполнении договора о передаче жилого фонда в муниципальную собственность от 29.12.1992 года, включая спорный жилой дом, а также сведений о причинах неисполнения данного договора ответчиком не предоставлено.

В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

В соответствии с абз. 2 пункта 1 приложения № 3 к указанному постановлению жилищный фонд отнесен к объектам муниципальной собственности.

Пунктом 5 указанного постановления предусмотрено, что оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность утвержден постановлением Правительства РФ №235 от 07.03.1995 года, в силу которого утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность.

Согласно п.5 постановления Правительства РФ №235 от 07.03.1995 года органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме. В плане приватизации предприятия, включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в муниципальную собственность.

Исходя из положений п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации», приложения № 3 к данному постановлению, п. 6 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 2 ст. 50, п. 3 ч. 7 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», объекты жилищного фонда социального использования предназначены для решения вопросов местного значения и нахождение таких объектов в федеральной собственности не допускается, поэтому указанные жилые помещения подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» от 24.12.1992 г. при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилой фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

В нарушение указанных требований закона, жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, в установленном порядке не передано.

В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 года №131 вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Исходя из изложенного, суд считает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, как объект социально-бытового назначения в соответствии с приложением №3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии со сложившейся практикой разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, здание является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года независимо от того, принят ли объект в установленном порядке.

В силу приведенных норм закона администрация г. Кемерово обязана была принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако такая обязанность администрацией г. Кемерово до настоящего времени не исполнена, указанное жилое помещение в муниципальную собственность не принято.

Суд считает, что неисполнение администрацией г. Кемерово обязанности по принятии имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность привело к нарушению жилищных прав ФИО1, ФИО3, ФИО4, поскольку, не являясь собственником жилого помещения, администрация г. Кемерово не имеет возможности заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение.

Суд считает, что доводы представителя ответчика <данные изъяты> о невозможности принятия в муниципальную собственность спорного объекта недвижимого имущества противоречат приведенным нормам действующего законодательства.

Исходя из изложенного, суд считает, что требования истцов об обязании администрацию г. Кемерово принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 60 ЖК РФ и п.1 ст. 671 ГК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ, п. 1 ст. 672 ГК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 3 ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

На основании ст. 69 ч.1,2,4 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Из приведенных норм следует, что право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения может быть признано только в отношении жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования с соблюдением установленного жилищным законодательством порядка.

Судом установлено, что квартира № расположенная по адресу: <адрес>, жилой площадью 29,7 кв.м, была предоставлена ФИО1 и членам его семьи: жене - ФИО3, сыну- ФИО4 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, фондодержателем данного жилого помещения являлась <данные изъяты> ( л.д.13).

Согласно поквартирной карточки, паспортов (л.д.10, 14-16) установлено, что по адресу: <адрес> значатся зарегистрированными по настоящее время: с 22.05.1980 года ФИО1, <данные изъяты>, ФИО3, <данные изъяты>, с 23.06.1995 года ФИО4, <данные изъяты>.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13.05.2011 года, квартира №, расположенная по адресу: <адрес> имеет технические характеристики: общую площадь 47,2 кв.м, жилую – 30,4 кв.м.

Согласно данным архива <данные изъяты> уведомлений <данные изъяты> (л.д.11-12), установлено, что сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения в г. Кемерово за ФИО1, ФИО3, ФИО4 отсутствуют.

Согласно данным инвентарного дела №, пояснениям специалиста <данные изъяты>» ФИО12, установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 62-103), 1953 года постройки, общей площадью 424,1 кв.м, жилой площадью 261,3 кв.м,, состоит из восьми квартир; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ жилого дома составляет 79% (л.д. 67).

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы г.Кемерово от 28.02.2012 года №112 на основании Акта обследования и №6 от 27.02.2013 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принято заключение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19) о возможности и необходимости проведение капитального ремонта помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с установленными требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, что свидетельствует о пригодности указанного жилого дома для проживания граждан.

В соответствии с ч.1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Типовой договорсоциального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года №315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения», во исполнение ст. 63 ЖК РФ утвержден типовой договор социального найма жилого помещения.

Суд считает, что поскольку решением суда на администрацию г. Кемерово возложена обязанность принять в муниципальную собственность жилое помещение по адресу: <адрес>, то подлежат удовлетворению и требования истцов об обязании администрации г. Кемерово заключить с ФИО1, договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> включив в состав членов семьи нанимателя: ФИО3, ФИО4

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах муниципального образования г. Кемерово, ФИО1, ФИО3, ФИО4 - удовлетворить полностью.

Обязать администрацию г. Кемерово принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию г. Кемерово заключить с ФИО1, <данные изъяты>, договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включив в состав семьи нанимателя: ФИО3, <данные изъяты>, ФИО4, <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления 03.09.2013 года мотивированного решения.

Председательствующий: