ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1104/2013 от 28.11.2013 Дюртюлинского районного суда (Республика Башкортостан)

  Дело №2-1104/2013.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 ноября 2013 г.                    г.ФИО1

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хасанова А.Г.,

с участием истца ФИО2, её представителя адвоката Дюртюлинского районного филиала БРКА АП РБ ФИО3, имеющей регистрационный номер №, представившей удостоверение №, ордер серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 ФИО4,

при секретаре Ахияровой Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,

у с т а н о в и л :

Истец ФИО2 обратилась в Дюртюлинский районный суд РБ с исковым заявлением к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1, указывая, что ответчик своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В стаж педагогической деятельности не зачтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском саду, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в социальном приюте для детей и подростков, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в <данные изъяты> Считая данный отказ незаконным, ФИО2 просит в судебном порядке возложить на ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений её прав путем досрочного назначения трудовой пенсии.    

В судебном заседании истец ФИО2, интересы которой также представляла ФИО3, исковые требования поддержала частично, пояснив, что у неё средне-специальное образование, окончила училище по специальности воспитатель детей. Дети проживают в приюте временно, могут находиться до года и больше. Истец занимается с детьми дошкольного возраста, проводит занятия и уроки согласно должностной инструкции и устава учреждения, работает по 10 часов, с 08 час. до 22 час., 2 дня выходных. В настоящее время истец является воспитателем социального приюта, до преобразования учреждение называлось комплексным центром. Просили удовлетворить заявленные исковые требования в части включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика - юрисконсульт ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 ФИО4 исковые требования не признал, поддержав доводы возражения и пояснив, что право на досрочную пенсию возникает, если работа протекает в учреждении, а не в филиале. Период работы в комплексном центре не может быть включен в стаж, поскольку данное учреждение не предусмотрено в списке учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В специальный стаж не зачтены следующие периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в детском саду, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в социальном приюте для детей и подростков, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в <данные изъяты>

Согласно подп.19 п.1 ст.27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Разрешая исковые требования в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в социальном приюте для детей и подростков, суд исходит из следующего.

Как следует из решения пенсионного фонда, указанный период не включен в специальный стаж в связи с тем, что в индивидуальных сведениях о стаже и заработке (страховых взносах) отсутствует код выслуги лет педагогической деятельности в графе «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии».

В соответствии с нормами Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», устанавливающего правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, обязанность по представлению, уточнению и дополнению один раз в год, но не позднее 1 марта в соответствующий орган Пенсионного Фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже всех лиц, работающих по трудовому договору, в также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ страховые взносы, за которые уплачиваются страховые взносы, возлагается на страхователя, т.е. работодателя.

То обстоятельство, что работодателем не исполнена обязанность по проставлению кода выслуги лет педагогической деятельности, не может быть поставлено в вину истца.

Поскольку должность «воспитатель» и учреждение «социальный приют для детей и подростков», предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд считает необходимым включить вышеуказанный период времени в специальный стаж ФИО2

Ответчиком также не засчитан в специальный стаж период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в <данные изъяты>

Представителем ответчика в возражении указано, что правилами исчисления периодов работы, работа в филиале, структурном подразделении не предусмотрена. Само учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» в перечне учреждений Списка от 29 октября 2002 г. не предусмотрено.

Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил в пункте 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Таким образом, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности возникает в зависимости от вида деятельности, фактически выполняемой лицом работы, а не от наименования должности или правового статуса учреждения (организации).

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должности воспитателя в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В пункте 1.13 приведен перечень образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым отнесен, в том числе социальный приют для детей и подростков.

Установлено, что до 1 января 2006 г. на территории Дюртюлинского района функционировал Социальный приют для детей и подростков как самостоятельное муниципальное учреждение.

Постановлением Правительства РФ №896 от 27 ноября 2000 г. в Примерном положении о социальном приюте в п. 1 предусмотрено, что социальный приют является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения.

Постановлением главы администрации города Дюртюли и Дюртюлинского района № от ДД.ММ.ГГГГ в городе Дюртюли открыт социальный приют, утвержден Устав МУ «Социальный приют для детей и подростков г.Дюртюли и Дюртюлинского района».

Целью деятельности социального приюта являлось оказание социальной поддержки детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организация их временного проживания, оказание правовой помощи, проведение психолого-педагогической реабилитации.

МУ (в дальнейшем - ГУ) «Социальный приют для детей и подростков г.Дюртюли и Дюртюлинского района» согласно Уставу предназначен для детей от 4 до 18 лет.

В данном учреждении истица работала воспитателем, с ней заключались трудовые договоры, при этом соответствие должности и учреждения Списку 2002 года ответчиком не оспаривается.

В дальнейшем по распоряжению Правительства Республики Башкортостан № 1263-р от 23 декабря 2006 года на территории республики созданы государственные учреждения комплексные центры социального обслуживания населения районов и городов.

Указанным распоряжением произведено слияние учреждений социального обслуживания (к которым, как это указано выше, относился МУ Социальный приют для детей и подростков) в государственные учреждения комплексные центры социального обслуживания населения.

Согласно приложению № 5 к распоряжению Правительства РБ № 1263-р от 23 декабря 205 года, указаны учреждения до и после переименования, в результате чего указано, что ГУ Социальный приют для детей и подростков Дюртюлинского района и города Дюртюли переименовывается в ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения Дюртюлинского района и г. Дюртюли.

Именно с 01 января 2006 года на территории Дюртюлинского района функционирует ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения (ныне с ноября 2011 года - ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Дюртюлинского района и города Дюртюли Республики Башкортостан»).

Из устава данного учреждения следует, что предметом деятельности является социальное обслуживание населения, одной из задач является стационарное социальное обслуживание детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Положению о филиале - социальном приюте для детей и подростков, утвержденному директором ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения Дюртюлинского района и города Дюртюли, первым заместителем министра труда и социальной защиты населения в 2006 году, задачу по стационарному социальному обслуживанию детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляет данный филиал - социальный приют.

По положению приют предназначен для детей от 3 до 18 лет, задачи филиала и его цели деятельности аналогичны тем задачам и целям, которые выполнял Социальный приют в тот период, когда он был самостоятельным учреждением.

То обстоятельство, что помимо приюта в состав ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения входят иные филиалы, направленные на социальную защиту инвалидов, в том числе взрослых, не должно влиять на права истца, так как истец не переставала работать с детьми.

Изложенное подтверждается ее должностной инструкцией «воспитателя», утвержденной 8 ноября 2011 г.

При таких обстоятельствах, время работы истца в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж.

Установление судом данных обстоятельств является основанием для признания незаконным решения в части отказа в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного территориальным органом Пенсионного фонда РФ. С учетом включения вышеуказанных периодов времени, специальный стаж ФИО2 на день вынесения оспариваемого решения, составлял более 25 лет.

В соответствии, со ст.19 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно решения №32 от 30 сентября 2013 г., истец обратилась с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд РФ - 24 сентября 2013 г. Таким образом, с указанной даты подлежит назначению и выплате досрочная трудовая пенсия.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 200 руб., которая подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск ФИО2 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 включить ФИО2 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в <данные изъяты>

Назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости с 24 сентября 2013 года.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и г.ФИО1 в пользу ФИО2 200 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца, через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.

Судья подпись                       Хасанов А.Г.

<данные изъяты>я