ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1104/2021 от 15.12.2021 Городского суда г. Лесного (Свердловская область)

66RS0037-01-2021-001439-11

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2021 года

ДЕЛО №2-1104/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14 » декабря 2021 года г. Лесной Свердловской области

Городской суд города Лесного Свердловской области в составе:

председательствующего Зыкиной М.Н.

при ведении протокола секретарем Заниной Т.Ю.

с участием пом. прокурора ЗАТО Охапкиной Т.С., Перминовой Н.А., представителя Государственному казенному учреждению службы занятости населения «Лесной центр занятости» Бондаренко Е.М. по доверенности от 01 февраля 2021 года без номера,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАТО «город Лесной», действующего в интересах Перминовой Н.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения «Лесной центр занятости» о возложении обязанности восстановить на регистрационном учета в качестве безработного, и назначении пособия по безработице,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ЗАТО «город Лесной», действующий в интересах Перминовой Н.А. обратился в городской суд города Лесного с иском к Государственному казенному учреждению службы занятости населения «Лесной центр занятости» ( далее ГКУ «Лесной ЦЗ») о возложении обязанности восстановить на регистрационном учета в качестве безработного, и назначении пособия по безработице. В обоснование требований прокурор указал, что в прокуратуру ЗАТО г. Лесной поступило обращение Перминовой Н.А. о нарушении ее прав, выразившемся в незаконном отказе в постановке на учет в качестве безработного в ГКУ СЗН СО «Лесной центр занятости». Установлено, что Перминова Н.А. через Единый портал государственных и муниципальных услуг *** обратилась в ГКУ «Лесной ЦЗ» с заявлением о постановке на учет в качестве безработной, в котором указала адрес своего фактического проживания: *** Последнее место работы, с которого Перминова Н.А. уволена ***, указано в заявлении ООО «Альфастрой», расположенное в г. Лесном».

Вместе с тем Перминова Н.А. ГКУ «Лесной ЦЗ» была зарегистрирована с *** в качестве ищущей работу в связи с тем, что у нее отсутствует постоянная регистрация по месту жительства в г. Лесной на момент подачи заявления о признании гражданина в качестве безработного.

Как установлено, у Перминовой Н.А. отсутствует постоянная регистрация на территории Российской Федерации, у нее имеется временная регистрация в г. Лесном с *** по ***. Последняя постоянная регистрация была в г. Лесном в период с 2003 года по 2017 год. Фактически она проживает на территории городского округа «Город Лесной» с рождения. Жилое помещение по адресу: ***, - предоставлено Перминовой Н.А. по договору коммерческого найма с апреля 2021 года.

Таким образом, поскольку Перминова Н.А. проживает на территории городского округа «город Лесной», она имела право в июле 2021 года обратиться в ГКУ «Лесой ЦЗ» и быть зарегистрированной в качестве безработной с назначением пособия по безработице. Решение об отказе в признании безработной Перминовой Н.А. не направлялось, в прокуратуру города не представлено. В адрес заявителя направлено только уведомление о постановке на учет в качестве ищущей работу. Таким образом, ГКУ «Лесной ЦЗ» нарушены права Перминовой Н.А.

В *** Перминова Н.А. снята с учета в качестве ищущей работу, в связи с неявкой в ГКУ «Лесной ЦЗ». Уведомление о явке на ***, направленное на электронную почту заявителя ***, нельзя признать заблаговременной. Иные средства связи для уведомления о явке заявителя не предприняты.

Прокурор ЗАТО «город Лесной», действующий в интересах Перминовой Н.А. просит суд возложить на ГКУ СЗН СО «Лесной центр занятости» обязанность восстановить Перминову Н.А. на регистрационном учете в качестве безработной с ***, назначить ей пособие по безработице.

Третье лицо Департамент по труду и занятости населения Свердловской области в суд не явился, направили возражения на иск.

Представитель ответчика возражая по иску суду пояснила, что истцу было разъяснено, что она не может быть признан безработным и получать пособие по безработице в ГКУ СЗН СО «Лесной» в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории ЗАТО г. Лесной со ссылкой на п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", также истцу было разъяснено возможность установления факта проживания на территории ЗАТО в судебном порядке, как известно ответчику истцом был подан иск, но в последующем отозван.

Суд заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации).

В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

***

***

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г. N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).

Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

Как следует из материалов дела, Перминова Н.А. подала заявление в ГКУ «Лесной ЦЗ» в электронной форме ***. После предоставила копии документов: паспорта с отметкой о снятии её с регистрационного учета, трудовой книжки, свидетельство о регистрации по месту пребывания от ***. ***, согласно которому Перминова Н.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу *** на срок с ***

Перминова Н.А. была зарегистрирована в качестве ищущей работу в соответствии с пунктом 2 временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 (далее - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных) согласно которому «Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации».

*** Перминова Н.А. была уведомлена (посредством направления сообщения через Ведомственную государственную информационную систему «программный комплекс «Катарсис» (далее - программный комплекс) на электронную почту указанную в её электронном заявлении о назначенной на *** явке для получения услуг.

В связи с длительной (более 1 месяца) неявкой в государственное учреждение службы занятости населения (пункт 14 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы) Перминова Н.А. была снята с учета.

В ходе судебного разбирательства истец не оспаривала, что при обращении в компетентный орган государственной власти о постановке ее на учет в качестве безработной не представила доказательств в подтверждение постоянного места жительства на территории ЗАТО г.Лесной, коим могло служить решение суда об установлении факта ее постоянного проживания.

Поскольку приведенные выше нормы права предполагают обращение гражданина с заявлением о признании безработным по месту жительства, тогда как документы, свидетельствующие о постоянном проживании представлены не были, в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в признании безработным надлежит отказать.

Одним из способов защиты права в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является признание права.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федераций, изложенной в определении от 6 февраля 2003 г. N 105-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А.Я. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.

Однако эта позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку данная регистрация не всегда может совпадать с фактическим местом жительства лица.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик не оспаривал само право истца, которое может быть реализовано после предоставления необходимых доказательств, в связи с чем оснований для восстановления регистрации истца в качестве безработной суд не усматривает, поскольку решения о прекращении ее регистрации в качестве безработной не принималось ответчиком, а также в виду недоказанности факта ее постоянного проживания на территории ЗАТО г.Лесной.

Кроме того, суд находит несостоятельными доводы иска о незаконности снятия с учета Перминовой Н.А., в связи с не заблаговременностью ее информирования ответчиком о порядке явке, так как такое утверждение противоречит нормам закона, не определяющим критерии сроков уведомления о нарушении которых заявлено с учетом установленного судом действующей ведомственной государственной информационной системы «программный комплекс «Катарсис» (далее - программный комплекс), согласно которой на электронную почту указанную в электронном заявлении направляются уведомления за 2 дня от даты установленной явки, невыполнение требований о явке явилось законным основанием для снятия с учета истца как ищущей работу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Свердловский областной суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через городской суд г. Лесного.

Председательствующий Зыкина М.Н.