29RS0018-01-2022-000255-79 Дело № 2-1104/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 апреля 2022 г. г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации городского округа «Город Архангельск» о взыскании премий, процентов за задержку их выплаты, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации городского округа «Город Архангельск» о взыскании премий, процентов за задержку их выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что на основании трудового договора от 1 апреля 2016 г., приказа о приеме на работу от 1 апреля 2016 г. № работал в должности <данные изъяты>. Указал, что между ним и начальником <данные изъяты> была достигнута договоренность о том, что с ним (истцом) расторгается трудовой договор от 1 апреля 2016 г. № с 18 декабря 2020 г., а работодатель обязуется выплатить помимо причитающейся заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере одного среднего месячного заработка) месячную и квартальную премию за фактически отработанное время до 18 декабря 2020 г. в размере 50 000 руб., ссылался на то, что <данные изъяты> 15 декабря 2020 г. ему для обзора были предъявлены представление с указанием его (истца) премии, а также 16 декабря 2020 г. показан проект распоряжение о выплате премии и суммы премии 43 500 руб., на таких условиях было достигнуто соглашение о расторжении трудового договора от 1 апреля 2016 г. №. Указал, что соглашением от 16 декабря 2020 г. с ним был расторгнут договор от 1 апреля 2016 г. №, при этом премии: квартальная премия за 4 квартал 2020 г. и месячная премия за декабрь 2020 г. не выплачены. Просил взыскать с Администрации городского округа «Город Архангельск» премии (квартальная премия за 4 квартал 2020 г. и месячная премия за декабрь 2020 г.) в размере 50 000 руб., проценты за задержку их выплаты за 368 дн. в размере 2 606 руб. 67 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В судебном заседании истец ФИО2 на иске настаивал, указывал, что подписал соглашение о расторжении трудового договора под условием того, что ему будут выплачены: месячная и квартальная премии ссылался на то, что при отсутствии дисциплинарных взысканий, добросовестном выполнении возложенных на него трудовых функций ему подлежали выплате премии, просил срок на обращение с иском в суд восстановить, так как первоначально обратился в Ломоносовский районный суд г. Архангельска. Указал, что моральный вред причинен ему в связи с невыплатой положенных ему премий.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала, указала, что заявленные истцом ко взысканию премии относят к дополнительным выплатам, премирование муниципальных служащих является правом представителя нанимателя и производится по его решению, решения о выплате истцу премии главой администрации не принималось. Заявила о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО2 с 1 апреля 2016 г. на основании заключенного трудового договора № от 1 апреля 2016 г. был принята на работу в должности <данные изъяты> на основании приказа о переводе истец был переведен с 9 января 2017 г. на должность <данные изъяты>. Согласно условиям заключенного трудового договора и дополнительных соглашений к нему ему были установлены: должностной оклад, ежемесячные выплаты: оклад за классный чин, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячное денежное поощрение, районный коэффициент 1,2, ежемесячная надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%, иные дополнительные выплаты: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания и материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, премия за выполнение важных и сложных заданий в соответствии с положениями, утвержденными муниципальными правовыми актами.
Соглашением, заключенным между Администрацией МО «Город Архангельск» и ФИО2 16 декабря 2020 г., стороны договорились расторгнуть трудовой договор № от 1 апреля 2016 г. по соглашению сторон, п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, 18 декабря 2020 г., стороны договорились, что в последний день работы работодатель обязуется выплатить работнику помимо причитающейся заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсацию в размере одного среднего месячного оклада работника, а работник обязуется принять указанные суммы. Работник и работодатель подтверждают, что размер компенсации является окончательным и изменению (дополнению) не подлежит.
Приказом №л от 16 декабря 2020г. трудовой договор с истцом расторгнут, истец уволен с 18 декабря 2020 г. по соглашению сторон, п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Истец обратился в суд с настоящим иском о выплате премии за декабрь 2020 г. и премии за четвертый квартал 2020 г. 13 января 2022 г.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Согласно статье 11 Трудового кодекса РФ, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Ст. 37 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о муниципальной службе в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с муниципальной службой.
Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.).
Срок, установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ, которая исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» подлежит применению к спорным отношениям сторон. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В суд с иском истец обратился 13 января 2022 г., уволен истец 18 декабря 2020 г., срок на обращение с иском в суд истекал 20 декабря 2021 г. (первый рабочий день после 18 декабря 2021 г.)
Срок на обращение с иском в суд истцом пропущен.
Истец заявляет о восстановлении срока, указывает, что первоначально обращался в Ломоносовский районный суд г. Архангельска с указанным иском, иск был возвращен как неподсудный указанному суду.
Судом установлено, что 20 декабря 2021 г. (согласно штемпелю на конверте) истец обратился в Ломоносовский районный суд г. Архангельска с аналогичным иском, определением от 24 декабря 2021 г. исковое заявление истцу было возвращено.
Учитывая изложенное, своевременное обращение в суд с иском в Ломоносовский районный суд г. Архангельска, суд полагает, что ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд подлежит удовлетворению, а срок – восстановлению.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.п. 1, 4, 9 ст. 30 Областного закона от 27 сентября 2006 г. № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» размер должностных окладов, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются представительными органами муниципальных образований Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, областными законами и настоящей статьей. В решениях представительных органов муниципальных образований Архангельской области, устанавливающих размеры должностных окладов, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяется конкретный размер ежемесячного денежного поощрения по должностям муниципальной службы в пределах размеров, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
Решением Архангельского городского Совета от 8 апреля 2009 г. № 842 утверждено Положение о денежном содержании и иных выплатах муниципальным служащим муниципального образования «Город Архангельск» ( далее –Положение о денежном содержании).
Согласно п. 1 Положения о денежном содержании оплата труда муниципального служащего органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования «Город Архангельск» (далее - муниципальный служащий) осуществляется в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат:
оклад за классный чин;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны;
ежемесячное денежное поощрение;
премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь;
иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области для государственных гражданских служащих.
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса РФ, Положением о денежном содержании принято Положение о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, утверждённое распоряжением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 9 сентября 2019 г. № 3101р.
Согласно Положению о порядке и условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплата премии муниципальным служащим осуществляется в целях материального стимулирования и поощрения высокопрофессионального, инициативного и результативного труда, с учетом обеспечения выполнения задач и функций, возложенных на заместителей Главы городского округа «Город Архангельск», органы Администрации городского округа «Город Архангельск»; решение о выплате премии принимается Главой городского округа «Город Архангельск» (п.2). Основными критериями для выплаты премии муниципальным служащим являются: исполнение на высоком профессиональном уровне поручений и заданий непосредственного руководителя; результаты работы (объем работы; качество работы, в том числе качество составления и оформления документов; степень достижения поставленной задачи); отношение к работе (инициативность; способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий; умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты; способность выполнять должностные обязанности самостоятельно; способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям; ответственность); соблюдение сроков выполнения поручений, ответов на запросы, письма и обращения, отсутствие неисполненных поручений; соблюдение трудовой дисциплины, Кодекса служебного поведения муниципального служащего Администрации городского округа «Город Архангельск» (п.3.); выплата премии муниципальным служащим может производиться единовременно, а также по результатам службы за месяц, квартал и год. Для выплаты премии руководители органов Администрации городского округа «Город Архангельск», за исключением руководителей органов, обладающих правами юридического лица, направляют в управление муниципальной службы и кадров Администрации городского округа «Город Архангельск» представление с указанием муниципальных служащих соответствующего органа Администрации городского округа «Город Архангельск», подлежащих премированию, а также размеров премии, на основании которого управление муниципальной службы и кадров готовит проект распоряжения Администрации городского округа «Город Архангельск» о выплате премии (п.4); проект распоряжения Администрации городского округа «Город Архангельск» о выплате премии, должен быть согласован с управлением муниципальной службы и кадров, департаментом финансов и заместителем Главы городского округа «Город Архангельск», в непосредственном или функциональном подчинении которого находится соответствующий орган Администрации городского округа «Город Архангельск» (п.5); премия выплачивается на основании распоряжения Администрации городского округа «Город Архангельск», в котором могут определяться условия ее выплаты (п.6); размеры премии устанавливаются в твердых денежных суммах (п.7).
Исходя из положений действующего трудового законодательства и названного Положения, премирование муниципальных служащих является правом, а не обязанностью работодателя. Работодателю принадлежит право решать вопрос о выплате работнику премии, которая носит стимулирующий характер и не является обязательной выплатой.
Согласно принятому распоряжению от 25 декабря 2020 г. №р истец не был включен в список лиц, премируемых по итогам 4 квартала 2020 г.
Согласно принятому распоряжению от 25 декабря 2020 г. №р истец не был включен в список лиц, премируемых по итогам работы за декабрь 2020 г.
Таким образом, главой городского округа «Город Архангельск» не принималось решения о премировании истца по итогам работы за четвертый квартал 2020 г. и декабрь 2020 г. Заключенное истцом соглашение о расторжении трудового договора так же не предусматривало выплату премии истцу по итогам работы за четвертый квартал 2020 г. и декабрь 2020 г.
Доводы истца о том, что он подписал соглашение о расторжении трудового договора с условием выплаты спорных премий, предоставлением истцом каких-либо доказательств этому применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ не подтверждены.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела свидетель <данные изъяты> пояснил, что у него как у руководителя истца имелись претензии к работе истца, к результатам его работы. Пояснил, что он не принимает решение о выплате премии сотруднику, а готовит представление о премировании. Указал, что не помнит готовил ли представление о выплате истцу премии за 4 квартал 2020 г.
Не доверять показаниям указанного свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда нет оснований.
В материалы дела приобщено представление о премировании истца за 4 квартал 2020 г. за подписью начальника управления <данные изъяты> указанное представление было подготовлено <данные изъяты> вместе с тем на указанном представлении главой МО «Город Архангельск» проставлена виза «не выплачивать».
Учитывая, что главой администрации не принималось решение о премировании истца по итогам работы за 4 квартал 2020 г. и за декабрь 2020 г., а премирование осуществляется только на основании решения главы администрации, выраженном в соответствующем распоряжении, то оснований для удовлетворения требований истца о взыскании премий (за 4 квартал 2020 г. и за декабрь 2020 г.) в размере 50 000 руб., и производных требований о взыскании процентов за задержку их выплаты за 368 дн. в размере 2 606 руб. 67 коп. и компенсации морального вреда в размере 3 000 руб. не имеется.
Учитывая, что работодатель, обладая правом принятия решения о начислении премии, при оценке результатов выполнения истцом особо важных и сложных заданий не нашел оснований для начисления ему премии, то у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании премии.
Поощрительная выплата за выполнение особо важных и сложных заданий не может быть выплачена истцу в связи с тем, что указанная выплата относится к дополнительным выплатам, которые носят стимулирующий характер и не является составной частью заработной платы работника. При этом отсутствие дисциплинарных взысканий у истца в спорный период и период ему предшествующий, не свидетельствует об обязанности работодателя в любом случае производить выплату премии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации городского округа «Город Архангельск» о взыскании премий, процентов за задержку их выплаты, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2022 года.
Председательствующий Л.В. Ушакова