ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1104/2022 от 25.10.2022 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

№ 2-1104/2022

УИД 04RS0020-01-2022-001546-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре- помощнике судьи Дорожковой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» к Северобайкальскому РОСП УФССП по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Северо-Байкальский район» в лице представителя по доверенности Горбачевой Ж.В. обратилась в суд с данным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что решением суда т ДД.ММ.ГГГГ по делу на администрацию были возложены обязанности разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, рассчитать вероятный вред, причиняемый в результате аварии, застраховать гражданскую ответственность администрации МО «Северо-Байкальский район» собственника дамбы у <адрес>, установлен срок исполнения решения в один год со дня его принятия.

Решение вступило в силу, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, размер исполнительского сбора 50 000 руб. взыскан в связи с тем, что должником Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнен.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с невозможностью исполнения решения в указанный срок, ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки, при этом, работа по исполнению решения в период предоставленной отсрочки велась.

По заявлению администрации судом была предоставлена отсрочка исполнения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с имущественным положением администрации, принятием мер для исполнения судебного акта, обращениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, отсутствии вины в неисполнении в срок исполнительного документа, просила суд освободить Администрацию МО «Северо-Байкальский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП.

В судебное заседание представитель ситца не явился, согласно заявления представитель по доверенности Горбачева Ж.В. просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Управления ФССП России по РБ, по доверенности- заместитель Начальника Северобайкальского РОСП Ступина Н.В. в судебное заседание не явилась, согласно представленного заявления просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Также в представленном в суд отзыве на иск представитель УФССП Ступина Н.В. просила отказать в удовлетворении иска, указала, что несмотря на то, что должник знал о возбуждении исполнительного производства, за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ, документов, подтверждающих исполнение решения суда представлено не было. Учитывая что в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник не имел обстоятельств непреодолимой силы, к коим не относится отсутствие денежных средств, причин для неисполнения судебного акта не было. Еще до возбуждения исполнительного производства, при рассмотрении дела в суде потребность в денежных средствах должнику была заблаговременно известна.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства решением Северобайкальского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО «Северо-Байкальский район» были возложены обязанности:

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения - дамбы у <адрес>;

- рассчитать вероятный вред, причиняемый в результате аварии на дамбе у <адрес> и согласовать его с органами исполнительной власти Республики Бурятия;

- застраховать гражданскую ответственность администрации МО «Северо-Байкальский район» собственника дамбы у <адрес> за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- внести сведения о дамбе у <адрес> в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Срок исполнения решения установлен в один год со дня его принятия.

Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что Администрацией решение суда в добровольном порядке исполнено не было, прокурором в Северобайкальский РОСП был предъявлен исполнительный документ- исполнительный лист по делу на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Северобайкальским РОСП УФССП по Республике Бурятия было возбуждено исполнительное производство -ИП, в отношении Администрации МО «Северо-Байкальский район», предметом исполнения которого являлись выполнение обязанностей, возложенных на должника решением Северобайкальского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ и в адрес администрации было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

ДД.ММ.ГГГГ Северобайкальским городским судом было рассмотрено заявление Администрации МО «Северо-Байкальский район» по результатам которого было вынесено определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, основанием для предоставления отсрочки являлся установленный судом факт того, что администрацией МО «Северо-Байкальский район» принимаются все меры для исполнения решения суда, в установленные сроки решение не было исполнено в силу объективных причин.

Так судом установлено, что администрация МО «Северо-Байкальский район» в лице МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством администрации МО «Северо-Байкальский район» и АО «Страховое общество газовой промышленности» (АО СОГАЗ) ДД.ММ.ГГГГ заключили муниципальный договор об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреде в результате аварии на опасном объекте, предметом которого является организация обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, сроком действия 1 год.

Должником были разработаны правила эксплуатации гидротехнического сооружения «защитная дамба» <адрес>, правила согласованы с Забайкальским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ Разработано техническое задание на выполнение работ по разработке декларации безопасности ГТС.

В рамках исполнения решения, администрация МО «Северо-Байкальский район» обращалась с Минприроды РБ с заявкой о финансировании мероприятий по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения за счет средств республиканского бюджета. Были подготовлены технические задания и собраны коммерческие предложения проектных организаций.

По обращению администрации разрабатывался вопрос по внесению изменений в госпрограмму РБ «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», в части включения в нее порядка предоставления субсидии из республиканского бюджета на разработку декларации безопасности ГТС.

ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды РБ и администрацией МО «Северо-Байкальский район» подписано соглашение о предоставлении субсидии, проводится аукцион на проведение работ по капитальному ремонту защитной дамбы на <адрес> в <адрес>

Как следует из материалов дела, в период предоставления отсрочки исполнения решения суда, Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и экологии в ответ на обращения Администрации МО «Северо-Байкальский район» сообщило, что по результатам рассмотрения заявки о предоставлении субсидии из республиканского бюджета на разработку декларации ГТС, заявка была отклонена.

По причине отклонения заявки о субсидировании мероприятий, МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» в августе 2022 г. в адрес заместителя руководителя Администрации по экономическим вопросам были направлены документы о включении в расходные обязательства бюджета МО «Северо-Байкальский район» денежных средств в сумме 2 502 000 руб. на разработку документов в части безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности МО «Северо-Байкальский район»

ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Северо-Байкальский район» обратилась в Северобайкальский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации была предоставлена отсрочки исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ при этом судом было установлено, что вопрос об исполнении решения суда за счет средств местного бюджета планируется рассмотреть на заседании Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район», администрации МО «Северо-Байкальский район» не бездействует, принимает все меры для исполнения решения суда, которое в силу объективных причин не было быть исполнено в установленные судом сроки.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением решения суда судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП Лапихиным О.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации МО «Северо-Байкальский район» в сумме 50 000 руб.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

Как установлено из представленных документов решением Совета депутатов МЛ «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ бюджет муниципального образования «Северо-Байкальский район» на 2021 г. был утвержден с дефицитом в размере 7 236 762,36 руб.

При рассмотрении вопроса о внесении изменении в бюджет на период 2022 г. и плановые периоды 2023 и 2024 г.г., решением Сессии Совета депутатов МО» Северо-Байкальский район от ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден дефицит бюджета на период 2022 г. в размере 20 942 014,92 руб.

Из материалов дела следует, что, в период до ДД.ММ.ГГГГ вопрос о финансировании мероприятий, направленных на исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ разрешался администрацией путем подачи заявок на выделение денежных средств из бюджета Республики Бурятия. В связи с отказом в выделении субсидирования, Администрацией были приняты меры к поставке вопроса на Сессию депутатов о выделении средств на исполнение решения суда из бюджета района.

Также судом установлено, что после истечения срока отсрочки ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в суд с заявлением о повторной отсрочке исполнения решения, указанное заявление находилось на рассмотрении до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ судом заявление было рассмотрено, доводы представителя администрации о наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения в установленный срок, также было установлено, что Администрацией в период до сентября 2022 г. меры по исполнению решения суда принимались, при этом вопрос об исполнении решения суда за счет средств местного бюджета подлежит рассмотрению на Сессии Совета депутатов,

Учитывая изложенные обстоятельства. суд приходит к выводу, что на момент вынесения судебным приставом -исполнителем ДД.ММ.ГГГГ постановления о взыскании исполнительского сбора виновное противоправное бездействие должника в не исполнении решения суда отсутствовало, что является основанием для освобождения Администрации «МО «Северо-Байкальский район» от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации МО «Северо-Байкальский район» удовлетворить.

Освободить администрацию МО «Северо-Байкальский район» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия Лапихина О.В. от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28 октября 2022 г.

Судья: В.В. Атрашкевич