ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1105/13 от 06.12.2013 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

 дело № 2-1105/13

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ДД.ММ.ГГГГ с. Чемал

 Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

 председательствующего судьи                  Иваныш И.В.,

 при секретаре                          Подосеновой Е.Ю.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действия Председателя Совета депутатов Чемальского района ФИО2 в части не обеспечения соблюдения Регламента Совета депутатов Чемальского района, а именно ст. 24, выразившихся в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии; в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1; об отмене решения «Об утверждении Плана социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-2017 годы во II чтении; об отмене решения «О согласовании кандидатур заместителей Главы Чемальского района»,

 УСТАНОВИЛ:

     ФИО1 обратился в Чемальский районный суд с заявлением в порядке ст. 23 ГПК РФ о признании незаконными действия Председателя Совета депутатов Чемальского района ФИО2 в части не обеспечения соблюдения Регламента Совета депутатов Чемальского района, а именно ст. 24, выразившихся в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии; в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1; об отмене решения «Об утверждении Плана социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-2017 годы во II чтении; об отмене решения «О согласовании кандидатур заместителей Главы Чемальского района».

     Заявление мотивировано тем, что в настоящее время ФИО1 является избранным депутатом Совета депутатов Чемальского района по 2 избирательному округу. 16 октября 2013 года состоялась 2-я сессия Совета депутатов Чемальского района третьего созыва. Седьмым вопросом повестки дня второй сессии Совета депутатов Чемальского района являлся вопрос «Об утверждении Плана социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-2017 годы во II чтении». В нарушение норм Регламента Совета депутатов Чемальского района третьего созыва, документы по седьмому вопросу повестки дня сессии депутатов, в том числе План социально-экономического развития МО «Чемальский район» ФИО1, в профильные комиссии в установленный срок представлены не были ввиду отсутствия и не создания на тот момент депутатских комиссий. На депутатской сессии 16 октября 2013 года, рассмотрение 8 вопроса о согласовании кандидатур заместителей Главы Чемальского района было проведено в нарушение норм Регламента. Ввиду отсутствия депутатских комиссий, вопрос о согласовании кандидатур заместителей Главы Чемальского района не был рассмотрен в соответствующей комиссии, рассмотрение сессией представленных кандидатур прошло без заключения соответствующей депутатской комиссии. Кроме того, в нарушение статьи 24 Регламента, ФИО1 как депутату не были представлены в установленный срок документы по 8 вопросу депутатской сессии, в проекте решения по 8 вопросу не указаны фамилии кандидатур на согласование заместителей Главы МО «Чемальский район». Не предоставление вышеуказанных документов ФИО1, в профильные комиссии нарушило право заявителя своевременно ознакомиться с документами, обсудить их с избирателями, которых он представляет в депутатском собрании, подготовиться к сессии, внести замечания, дополнения и поправки в план социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-2017 годы, нарушено право заявителя на осуществление беспрепятственной депутатской деятельности, гарантированной Федеральным законодательством, нарушены нормы Регламента.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

 В судебное заседание заинтересованное лицо председатель Совета депутатов Чемальского района ФИО2 не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения заявления.

 Представитель Совета депутатов Чемальского района, председателя Совета депутатов Чемальского района ФИО3 возражала против заявленных требований, представив суду письменный отзыв на заявление.

 Изучив материалы дела, заслушав, лиц участвующих в деле, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).

     Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Решением Совета депутатов Чемальского района 27 августа 2008 г. № 2-42 утвержден Регламент Чемальского Совета депутатов второго созыва с поправками.

 Согласно Регламента Совета депутатов Чемальского района районный Совет депутатов является представительным (выборным) органом местного самоуправления в районе. Состоит из 15 депутатов избираемых на срок 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. В своей деятельности районный Совет депутатов руководствуется Конституцией РФ, конституцией РА, федеральными и республиканскими законами, Уставом Чемальского района и Регламентом. Основой формой деятельности Совета является сессия, на которой решает все вопросы, отнесенные к его ведению действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Чемальский район» и Регламентом. Совет депутатов принимает правовые акты, регулирующие вопросы местного значения, в пределах своей компетенции, вносит в них изменения и дополнения, контролирует их исполнение. Совет как представительный орган в районе, считается правомочным в случае избрания не менее 10 депутатов (2/3 от общей численности Совета). Районный совет депутатов самостоятельно определяет свою структуру и штаты, формирует из своего состава Президиум районного Совета, постоянные депутатские комиссии, временные депутатские комиссии и объединения, утверждает Положения об этих органах.

 Согласно ст. 24 Регламента документы по плановым вопросам, выносимым на сессию (включая проекты решений, справки, доклады), сдаются в профильные комиссии, Главе района, прокурору района, не позднее следующих сроков до начала сессии: - по очередным сессиям - за 10 дней -по внеочередным сессиям - за 3 дня. При не поступлении документов в указанные сроки вопрос снимается с рассмотрения сессии. Указанные документы передаются депутатам не позднее: -по очередным сессиям - за 7 дней -по внеочередным сессиям за 3 дня.

 Согласно ст. 28 Регламента председательствующий на заседаниях сессии районного Совета - председатель районного Совета. Председательствующий или по его поручению его заместитель объявляет об открытии и закрытии сессии, объявляет выступающих, обеспечивает соблюдение регламента, ставит на голосование проекты решений районного Совета, объявляет результаты голосования, отвечает на вопросы, заявления, предложения, поступившие в его адрес, обеспечивает порядок в зале заседания, подписывает протокол и стенограмму заседания.

 В случае отсутствия председателя районного совета и его заместителя, функции председательствующего на данной сессии могут быть возложены по решению сессии на председателя одной из постоянных комиссий или другого члена Президиума районного Совета депутатов.

 Согласно п.п. 4 п. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

 В силу ст. 31 Устава Чемальского района администрация района формируется Главой района в соответствии с действующим законодательством и Уставом Чемальского района. Структура администрации района, изменение структуры администрации утверждаются районным советом по представлению главы района. Первый заместитель главы администрации района, заместители главы администрации района назначаются Главой района после согласования их кандидатур с районным Советом.

 В судебном заседании установлено, что 16 октября 2013 г. в актовом зале администрации Чемальского района состоялась вторая сессия Совета депутатов Чемальского района третьего созыва. На повестке дня рассматривались вопросы об избрании секретариата Советов депутатов Чемальского района, об избрании заместителя председателя Совета депутатов Чемальского района, об утверждении Положений о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов Чемальского района, об утверждении положения о президиуме Совета депутатов Чемальского района, об избрании депутатов в состав комиссий Совета депутатов Чемальского района, избрании председателей комиссий и их заместителей, об избрании президиума Совета депутатов Чемальского района, об утверждении Плана социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-20147 годы АО II чтении, об утверждении формы и текста бюллетеня для согласования заместителей главы администрации Чемальского района, о согласовании кандидатур заместителей Главы Чемальского района.

 Решением Совета депутатов Чемальского района 16.10.2013 г. № 3-20 утвержден План социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-20147 годы в II чтении, контроль за исполнением плана возложен на комиссию по экономике, ЖКХ, строительству и землепользованию. Дано согласие на утверждение в должности первого заместителя главы администрации Чемальского района ФИО4 решение № 3-22 от 16.10.2013 г., дано согласие на утверждение в должности заместителя главы администрации Чемальского района по экономическому развитию, инвестициям и предпринимательству ФИО5

 В судебном заседании доводы заявителя о том, что действия Председателя Совета депутатов Чемальского района ФИО2 в части не обеспечения соблюдения ст. 24 Регламента Совета депутатов Чемальского района выразившиеся в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии являются незаконными не нашли своего подтверждения.

 Так, из протокола собрания депутатов Совета депутатов Чемальского района третьего созыва подготовка вопросов, выносимых на очередную сессию осуществлялась собранием депутатов 10 октября 2013 г. Постоянные комиссии были образованы решением Совета депутатов № 3-18 от 16 декабря 2013 г. «Об избрании депутатов в состав комиссий Совета депутатов, избрание их председателей». Вопрос о согласовании кандидатур на должность заместителей главы администрации рассматривался на заседании профильных комиссий после их создания, о чем свидетельствуют протокол 2-й сессии и заключения комиссий. Депутат ФИО1 не входил в состав и не входит в состав уже созданных постоянных комиссий, в связи с чем какие либо его права и интересы не могли быть затронуты оспариваемыми действиями (бездействием).

 Доводы заявителя о том, что действия Председателя Совета депутатов Чемальского района ФИО2 в части не обеспечения соблюдения ст. 24 Регламента Совета депутатов Чемальского района выразившиеся в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1 являются незаконными также не нашли своего подтверждения.

 Как следует из содержания заявления, поданного в суд 20.11.2013 г., ФИО1 не указаны, какие именно документы не были представлены депутату, и также отсутствуют доказательства нарушения его прав. В судебном заседании установлено, что документы были вручены депутату ФИО1 7 октября 2013 года, за 9 дней до сессии районного Совета, т.е. в пределах установленного Регламентом Совета срока, одновременно с документами депутату ФИО1 было передано приглашение для его участия в работе собрания депутатов, созываемого 10 октября 2013 г., на котором должна была обсуждаться повестка сессии и выносимые на нее вопросы, а также предлагаемые проекты решений.

 Поскольку постоянные депутатские комиссии на момент подготовки к сессии не были образованы, вопросы повестки дня сессии, в том, числе указанные в заявлении ФИО1 обсуждались на собрании депутатов 10 октября 2013 г., как следует из протокола собрания на нем присутствовало 11 депутатов, в ходе собрания был заслушан доклад и.о. заместителя главы администрации района о плане социально-экономического развития, в ходе которого даны все необходимые разъяснения, а также разъяснено депутатам, где они могут ознакомиться с проектом решения и проектом плана социально экономического развития. План социально-экономического развития уже рассматривался Советом депутатов и был принят в 1 чтении решение №2-374 от 28 мая 2013 г. после чего в соответствии с постановлением администрации Чемальского района №170 от 3 июня 2013 г. о проведении публичных слушаний он был размещен на официальном сайте МО «Чемальский район» в сети «Интернет» в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", о чем сделана публикация в официальном источнике для опубликования правовых актов органов местного самоуправления газете «Чемальский вестник», данный документ прошел публичные слушания в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

 Согласно ст. 23 Регламента Совета депутатов Чемальского района планы работы районного Совета и Президиума, график проведения заседаний и сессий после предварительного рассмотрения Президиумом утверждаются на сессии районного Совета. Правом вынесения вопросов на сессию, кроме районного Совета обладают: Президиум, постоянные комиссии районного Совета, депутаты районного Совета 1/3 и более от состава Совета, депутаты республики Алтай, глава района, председатель сельских Советов по решению сессий Советов, жители районов в соответствии с Уставом (собравшие не менее 300 подписей). Подготовка вопроса, включая проект решения, доклад и предоставление других документов осуществляется: органом или лицом, по инициативе которого предлагается вынесение вопроса на сессию, другими органами или лицами, по поручению сессии или Президиума. Дополнительные вопросы включаются в повестку сессии в случае, если они подготовлены в письменном виде и размножены по числу депутатов.

     Судом установлено, что 7 и 8 вопрос повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района были вынесены на сессию по инициативе администрации Чемальского района, в связи с чем в соответствии с Регламентом в обязанности Председателя районного Совета не входит обеспечение районных депутатов необходимыми документами.

     В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

     Требование заявителя об отмене решения «Об утверждении Плана социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-2017 годы во II чтении; об отмене решения «О согласовании кандидатур заместителей Главы Чемальского района» не состоятельно, так как доказательств суду о нарушении его прав и свобод или препятствий к осуществлению им прав и свобод принятыми ненормативными правовыми актами Совета депутатов не представлено, заявителем вопрос о незаконности оспариваемых решений не поставлен.

 Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств и положений закона, суд приходит к выводу, что Совет депутатов Чемальского района, председатель Совета депутатов Чемальского района, действовали в пределах своих полномочий, их действия не нарушают права и свободы ФИО1

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действия Председателя Совета депутатов Чемальского района ФИО2 в части не обеспечения соблюдения Регламента Совета депутатов Чемальского района, а именно ст. 24, выразившихся в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района в профильные комиссии; в не предоставлении документов по 7 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1; в не предоставлении документов по 8 вопросу повестки дня 2-ой сессии Совета депутатов Чемальского района депутату по второму избирательному округу ФИО1; об отмене решения «Об утверждении Плана социально-экономического развития МО «Чемальский район» на 2013-2017 годы во II чтении; об отмене решения «О согласовании кандидатур заместителей Главы Чемальского района» отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай через Чемальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья     И.В.Иваныш

 Мотивированное решение суда составлено 10 декабря 2013 года.