дело №2-1105/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 октября 2017 года село Иглино
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре Саптарове У.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании решения об отказе в выкупе земельного участка незаконным, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании решения об отказе в выкупе земельного участка незаконным, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между КУС администрации МР <адрес> РБ и ФИО2 на основании постановления главы администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка, площадью 1500 кв.м., с разрешенным видом использования: для личного подсобного хозяйства, по адресу: РБ, <адрес>, Иглинский с/с, <адрес>. В соответствии с договором передачи права и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уступил право аренды ФИО3, которая в свою очередь на основании договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ переуступила свои права по договору аренды истцу. На указанном земельном участке истец построил жилой дом, на который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в КУС Минземимущества РБ с заявлением о выкупе земельного участка, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ КУС Минземимущества РБ отказал ему в этом со ссылкой на то, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ подписан от имени КУМС администрации МР <адрес> РБ ФИО4, у которой отсутствовали полномочия действовать от имени Комитета. Вместе с тем, право аренды в настоящее время не оспорено и не отменено, договор аренды земельного участка является действующим. Возведенное на земельном участке строение соответствует виду разрешенного использования, самовольным строением не признано. На основании изложенного истец просит признать незаконным решением Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении ему земельного участка в собственность за плату, обязать администрацию МР <адрес> РБ в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить необходимые действия по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направить ему проект указанного договора.
В ходе судебного заседания истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков КУС Минземимущества РБ, администрации МР <адрес> РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили и не просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, вступившей в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из положений статьи 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации) Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Подпунктом 1 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как установлено судом, постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:26:010901:0325 (н3), площадью 1500 кв.м., с разрешенным видом использования: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: РБ, <адрес>.
На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и КУМС администрации МР <адрес> РБ в лице и.о. председателя Комитета ФИО4 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка, поставленного к тому времени на государственный кадастровый учет под номером 02:26:010901:2983.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра ДД.ММ.ГГГГ за №.
Впоследующем на основании договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 передал свои права в отношении указанного земельного участка ФИО3, которая в свою очередь заключила ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 выдано разрешение на строительство жилого дома за №.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на расположенный на вышеуказанном земельном участке жилой дом, площадью 64,8 кв.м, с кадастровым номером 02:26:010901:4622.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МР <адрес> РБ с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:26:010901:2983.
Письмом КУС Минземимущества РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату со ссылкой на то, что на момент подписания договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ у и.о. председателя КУС администрации МР <адрес> РБ ФИО4 отсутствовали полномочия действовать от имени Комитета.
Вместе с тем, суд не может согласиться с принятым решением органа местного самоуправления.
Так, статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Основания, по которым ответчик отказал ФИО1 в удовлетворении его заявления о предоставлении земельного участка в собственность, могли быть признаны обоснованными лишь в том случае, когда договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законном порядке был бы признан недействительным в виду подписания его неуполномоченным лицом.
Однако, данных о том, что вышеуказанный договор аренды земельного участка оспорен и признан недействительным, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, принятое ответчиком решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
При этом на ответчиков следует возложить обязанность повторного рассмотрения обращения ФИО1 о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность.
Что касается требования истца в части возложения на администрацию МР <адрес> РБ обязанности в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить необходимые действия по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направить ему проект указанного договора, то суд считает их необоснованным.
Так, из анализа п. 4, 11 ст. 30, ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.
Как следует из содержания искового заявления, истец просит обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка.
Вместе с тем в силу вышеприведенных правовых норм, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решения о предоставлении заинтересованным лицам конкретного земельного участка, в связи с чем суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу испрашиваемого спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка, площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером 02:26:010901:2983, с разрешенным видом использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, Иглинский сельский совет, <адрес>, в собственность за плату.
Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан рассмотреть в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ входящий № о предоставлении земельного участка, площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером 02:26:010901:2983, с разрешенным видом использования: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, Иглинский сельский совет, <адрес>, в собственность за плату.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р.Сафина