ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1105/17 от 25.12.2017 Славянского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К делу №2-1105/2017

г. Славянск-на-Кубани. 25 декабря 2017 года

Славянский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Рябоконевой Н.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

при секретаре Павлиенко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» о признании действий Краснодарского отделения №8619 незаконными, возложении обязанности по разблокировке банковских карт, взыскании неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Славянский районный суд с исковым заявлением к ПАО «Сбербанк России» о признании действий Краснодарского отделения №8619 незаконными, возложении обязанности по разблокировке банковских карт, взыскании неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда по тем основаниям, что у неё в пользовании имеются карты Сбербанка: кредитная «виза-классик-6403» от 29.06.2017; «виза платинум -8639» от 30.06.2017; дополнительная карта «мастеркард -7888», выданная на её имя к зарплатной карте мужа - Ш.А.С.; дополнительная к её карте «мастеркард-7552» от 30.06.2017; карта на её дочь- Ш.И.А. «мастеркард -2619» от 04.08.2017. По неизвестной причине 20.09.2017 не смогла войти в сервис «Сбербанк-онлайн». После ввода пароля на экране компьютера появлялось сообщение: «Доступ в Ваш личный кабинет заблокирован. Для возобновления обслуживания обратитесь в контактный центр по телефонам <***> (с мобильного РФ), +7 (495)500 555 0, 8 (800)555 555 0. Для быстрого соединения со специалистом Контактного центра переведите телефон в тоновый режим и последовательно нажмите клавиши 3-2-0(сообщения системы можно полностью не прослушивать. ОК.». Начиная со следующего дня, не менее 40 раз обращалась в отделение банка №8619/0621 по телефону <***>, после чего на мобильный телефон получала СМС сообщения о том, что обращение будет рассмотрено в срок до 27.09.2017, затем – до 05.10.2017. Ответивший 29.09.2017 на её звонок по указанному телефону сотрудник по имени «Андрей» сказал, что заблокировали навсегда и нужно пойти в отделение по месту открытия карт и взять там список документов для подачи их в финмониторинг. Впоследующем, на звонки по номеру «<***>» приходили СМС сообщения, смысл которых заключался в том, что для возобновления действия услуги «Сбербанк онлайн» необходимо на электронный адрес «finmon@sberbank.ru» направить документы, подтверждающие происхождение денежных средств и цель проведения операций. На письменное обращение из Центробанка поступил ответ, согласно которому, «Сбербанк занимается деятельностью согласно законодательству РФ и не подконтролен ЦБ. ЦБ не вмешивается в коммерческую деятельность банка». На письменное обращение в Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу, последовал ответ, что к списку лиц, к которым её причислил Сбербанк, она отношения не имеет и поэтому её обращение перенаправлено в Центробанк. Никаких других ответов на свои жалобы до настоящего времени не получила. Её личный кабинет в «Сбербанк онлайн» не разблокирован. Считает, что этим нарушены её права как добросовестного клиента ПАО «Сбербанк России». пользователя кредитных карт. Несмотря на то, что является индивидуальным предпринимателем, банковские карты оформлены на неё, как на физическое лицо для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в связи с чем, по её мнению, банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, а по распоряжению клиента должен выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк платежного документа. Полагает, что виновными действиями банка ей причинен моральный вред, который просит возместить в сумме 500 000 руб. коп.. Просит признать незаконными действия Краснодарского отделения №8619 ПАО «Сбербанк России» по блокировке банковских карт, обязав разблокировать: <номер> – дополнительная, VISA <номер> – кредитная, ЕСМС № <номер> – основная, VISA PLATINUM <номер> – основная, <номер> – дополнительная, VISA PLATINUM <номер> – новая, не активированная вместе с привязанной к ней картой – не активированной Priority Pass <номер>, взыскать в её пользу неустойку в размере 16 347 руб. 89 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5 885 руб. 28 коп. и штраф в сумме 11 116 руб. 59 коп. за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения её требований, как потребителя.

В судебном заседании ФИО1, уточнив исковые требования, исключила из требований по разблокировке банковскую карту № VISA PLATINUM <номер> – основная, через которую прошла операция, отнесенная банком к категории «сомнительная», по которой она до настоящего времени перед банком не отчиталась, просила суд признать незаконными действия Краснодарского отделения №8619 ПАО «Сбербанк России» по блокировке остальных банковских карт, которыми она пользуется,обязав разблокировать: <номер> – дополнительная, <номер> – кредитная, <номер> – основная, <номер> – дополнительная, VISA PLATINUM <номер> – Премьер новая с 21.09.2017. Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в её пользу часть суммы (от 4<***> руб. 00 коп.) годового обслуживания карты <номер>, выданной ей 31.07.2017, пропорционально периоду непользования ею с 21.09.2017, 1330 руб. 00 коп. – сумму, удержанную с неё за услугу мобильный банк и получение выписок по заблокированным картам: <номер> и <номер>; проценты за пользование чужими денежными средствами и по денежному обязательству в размере 316 руб. 56 коп., расходы на отправку почтовой корреспонденции в сумме 74 руб. 50 коп., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме 3310 руб. 53 коп.; компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб. 00 коп. и расходы по услуге юриста в сумме 10 000 руб. 00 коп. Суду пояснила, что 20.09.2017 через «Сбербанк Онлайн» у неё были заблокированы три дебетовые карты Сбербанка. В этой связи, она не может осуществлять финансовые операции через личный кабинет, а вынуждена пользоваться услугами банкоматов, что доставляет ей, как випклиенту, неудобства. Несмотря на это, банк производит списание денежных средств за услугу «мобильный банк», пользования которой она лишена, с её карты №<номер> за период с 27.09.2017 по 30.11.2017, списано 1300 руб. 00 коп. Информацию о наличии денежных средств на этой и других картах она вынуждена получать, воспользовавшись услугой «из банкомата», за что платит по 15 руб. 00 коп. за каждую выписку по счету. Считает, что банк незаконно прекратил ей дистанционный доступ к денежным средствам на основании ФЗ РФ №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

Представитель ПАО «Сбербанк России» по доверенности ФИО2, возражая против удовлетворения судом требований ФИО1, изложенных в исковом заявлении, суду пояснил, что ФИО1 на основании ее заявлений были выданы: международная банковская карта VisaPlatinum <номер>, VisaPlatinumPaywave<номер>, VisaBusiness <номер>, VisaClassic <номер> (кредитная карта), MasterCard <номер> (дополнительная карта к счету <номер>), MasterCard<номер> с дополнительной картой MasterCard <номер> с соответствующими счетами. При получении карты VisaPlatinum <номер>, которая впоследствии – 20.09.2017 была заблокирована, ФИО1 написала заявление, из текста которого следует, что она ознакомлена с Условиями выпуска и обслуживания карт, Памяткой держателя карт, Памяткой по безопасности при использовании карт и Тарифами Сбербанка России, согласна и обязуется их выполнять, засвидетельствовав это своей подписью собственноручно. В соответствии с Условиями использования банковских карт ПАО Сбербанк, карта является собственностью Банка и выдается во временное пользование (п.2.1); держатель обязуется сохранять все документы по операциям с картой в течение 6 месяцев с даты совершения операции и предоставлять их в Банк по первому требованию в указанные банком сроки для подтверждения правомерности совершения операции по карте (картам) или для урегулирования спорных ситуаций (п.2.14); банк имеет право: в одностороннем порядке расторгнуть договор с клиентом в случае выявления банком в деятельности клиента признаков сомнительных операций и сделок, а также при непредставлении клиентом дополнительной информации банку, в том числе объясняющей экономический смысл проводимых по счету операций и сделок (п.п.2.32.3). 11.09.2017 на банковскую карту <номер> ФИО1 поступили денежные средства в сумме 882 700 руб. от контрагента ООО «Скарабей» с назначениями платежа «оплата за материалы». При реализации «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 881-9-р от 29.03.2016, разработанных ПАО Сбербанк во исполнение требований 115-ФЗ от 07.08.2001 в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7, указанного ФЗ РФ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента предоставления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку выяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента. На основании п. 14 ст. 7 указанного ФЗ РФ, предоставление банку данной информации является обязанностью клиента. 21.09.2017 в рамках исполнения ФЗ РФ №115, на телефон ФИО1 <номер> банком было направлено смс-сообщение о необходимости предоставления документов/пояснений по проведенным операциям на адрес Finmon@sberbank.ru, ответ на которое от ФИО1 не поступил. На её обращение <номер> от 20.09.2017 о разблокировании услуги «Сбербанк Онлайн» специалист отдела по работе с обращениями физических лиц Л.О. направила в её адрес сообщение о том, что по результатам проверки, «доступ в систему «Сбербанк Онлайн» ограничен, возобновление действия услуги невозможно. Основание принятого решения: выполнение требований Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Для рассмотрения возможности разблокировки доступа в систему «Сбербанк Онлайн» просим Вас направить на электронную почту finmon@sberbank.ru документы, подтверждающие происхождение денежных средств и цель проведения операций, информацию о перечне документов вы можете получить в любом офисе банка; файлы должны быть в виде архива arj, zip. Максимальный размер вложений в одном сообщении – 12 Мб. Дополнительная информация: - срок рассмотрения документов банком составляет 5 рабочих дней; приостанавливая обслуживание карты, банк не производит блокировку ваших денежных средств. Для их получения Вам необходимо обратиться в любое подразделение банка в регионе, в котором открыт счет карты». На повторные обращении: <номер> от 20.09.2017, <номер> от 20.09.2017 и <номер> от 22.09.2017, ФИО1 сотрудниками банка даны аналогичные разъяснения. До настоящего времени ФИО1 требования банка не выполнила. Документы, которые бы позволили сделать вывод о действительной цели проведения операций и происхождении денежных средств, банку не представила. Проводя проверку, банк запросил подтверждающие документы и у контрагента – ООО «Скарабей» по сомнительной операции. Анализ представленных ООО документов, также не позволил сделать однозначный вывод о реальности ведения предпринимательской деятельности. Представлен договор поручения <номер> от 06.09.2017 на осуществление юридических действий от имени ООО Скарабей с ИП ФИО1. Согласно которому, оплата составляет 100 000 рублей в месяц. Однако клиентом в подтверждение исполнения указанного договора предоставлена счет-фактура за услуги подачи отчетности в ПФР на сумму 5000 руб. 00 коп.. Согласно условий договора <номер> от 06.09.2017 (п.3.1, 3.2 и 3.3) больше никаких платежей по исполнению указанного договора нет. Договор продажи электродов ИП ФИО1 покупателю ООО "Скарабей" в лице директора Ш.А.С. (<дата> г.р.- <...>). Кроме того Банком обращено внимание на то, что договор купли- продажи заключен между ООО «Скарабей» и ИП ФИО1, в то время, как перечисления денежных средств в рамках этого договора осуществлялись на счет физического лица ФИО1 «за материалы». Причем, согласно письму от ИП ФИО1 в адрес ООО «Скарабей», счет перечисленных денежных средств не соответствует указанным счетам перечисления. Кроме того, согласно п.2.1. договора, закупаемый товар поставляется со склада продавца, путем выборки и последующего самовывоза покупателем. Клиентом полностью не подтверждено наличие материально-технической базы, не предоставлены путевые листы на закупаемую продукцию, товарные (транспортные) накладны, не подтверждено перемещение товара от продавца к покупателю. Также не получено письменное пояснение, раскрывающие экономический смысл проводимых по счету операций. Клиентом предоставлен договор аренды (без предоставления копий правоустанавливающих документов) торговой базы без указания площади арендуемого объекта и стоимостью 7000 рублей в месяц, что является не рыночной стоимостью. С учетом поступивших в банк документов, сделан вывод о том, что клиентами, возможно, не осуществляется реальная предпринимательская деятельность, а операции, производимые по счетам, имеют цель обналичивания денежных средств, что сопровождается искусственным документооборотом, потому, что согласно полученных пояснений от клиента 17.11.2017, операции, проводимые по счету ООО «Скарабей» и ИП ФИО1 не соответствуют платежам, проводимых по счету юридического лица. В этой связи ФИО1 ПАО «Сбербанк России» приостановлено лишь действие только одной карты <номер>, остальными она пользуется беспрепятственно, снимая и кладя деньги на счет. Приостановление действия указанной карты не лишает её, как клиента, возможности снять денежные средства в любом дополнительном офисе Сбербанка. Смо по себе ограничение в использовании услуги дистанционного обслуживания «Сбербанк Онл@йн» не является ограничением прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете. Система «Сбербанк Онл@йн» является бесплатной услугой, предоставляемой клиентам банка. На основании Приложения 2 к Условиям банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк «Порядок предоставления ПАО Сбербанк услуг через удаленные каналы обслуживания (Устройства самообслуживания Банка, Систему «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк», Контактный Центр Банка)», банк имеет право ограничить предоставление услуг «Сбербанк Онлайн» при выявлении в деятельности клиента признаков сомнительных операций и сделок, а также при не предоставлении клиентом дополнительных документов банку, в том числе, поясняющей экономический смысл проводимых по Счету операций (сделок) ( п. 3.18.2). Согласно абз. 10 п. 5.2 Положения N 375-П Банка России "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 02.03.2012, в случае совершения необычных сделок банк вправе отказать клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе. Указанные положения находят свое отражение в Условиях использования банковских карт, в соответствии с которыми, банк имеет право приостановить проведение операций с использованием карты или ее реквизитов для проверки их правомерности (п.2.23). Согласно п. 10.16 Условий использования банковских карт, являющихся неотъемлемой частью договора, банк имеет право прекратить предоставление услуги «Сбербанк Онлайн» в случае нарушения Держателем своих обязательств по договору. В связи с тем, что не были предоставлены запрашиваемые банком документы, подтверждающие правомерность совершения операций по карте, т.е., нарушены Условия использования банковских карт, в т.ч., п. 2.14, предусматривающий, что держатель обязуется сохранять все документы по операциям с картой в течение 6-ти месяцев с даты совершения операции и предоставлять их в банк по первому требованию в указанные банком сроки для подтверждения правомерности совершения операции по карте (картам) или для урегулирования спорных ситуаций), то в силу требований п. 10.16 Условий ПАО «Сбербанк» обоснованно прекратило предоставление ФИО1 услуги «Сбербанк Онлайн». Утверждение ФИО1 о том, что никаких сообщений на номер <номер> она не получала, опровергается следующим. Согласно п. 9.10 Условий использования банковских карт ПАО Сбербанк, подключение держателя к услуге «Мобильный банк» осуществляется на основании заявления на подключение к услуге «Мобильный банк» одним из следующих способов: в подразделении банка - на основании заявления на получение карты, подписанного собственноручной подписью держателя, либо заявления на подключение к услуге «Мобильный банк» установленной банком формы, подписанного собственноручной подписью держателя; через устройство самообслуживания банка - с использованием карты и подтверждается вводом ПИН; через Контактный Центр Банка - на номер телефона держателя, зарегистрированный в банке, при условии сообщения корректной контрольной информации держателя; через систему «Сбербанк Онлайн» - на номер телефона держателя, зарегистрированный в банке. Подключение к услуге подтверждается вводом одноразового пароля. Несмотря на то, что в заявлении на получение карты <номер> ФИО1 не указала своих номеров телефонов, услуга «Мобильный банк» изначально была подключена ей при получении карты MasterCard к номеру <номер>, согласно её заявлению от 24.03.2010. В связи с чем, в дальнейшем она могла самостоятельно подключить услугу «Мобильный банк» к неограниченному количеству телефонов, любым из способов, указанных в п. 9.10 Условий. Услуга «Мобильный банк» подключена к двум номерам: <номер> и <номер> и «привязана» к картам истицы, что подтверждается информацией из банковской программы.

Суд, выслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковое заявление ФИО1 подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 845 ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

На основании ст. 849 ГК РФ, банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

В силу требований ст. 858 ГК РФ, ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. Закон предоставляет право банку самостоятельно с соблюдением требований внутренних нормативных актов относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организауционных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.

Согласно ст.6 ФЗ РФ №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб.

На основании п.2 ст. 7, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Указанная норма не устанавливает перечень сведений, подлежащих обязательному фиксированию, позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.

В соответствии с п.11 указанной статьи, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.

Согласно приложению № 4 к Правилам внутреннего контроля N 881-р, разработанных ОАО «Сбербанк России» во исполнение требований п. 2 ст. 7 ФЗ РФ N 115 и Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02.03.2012 № 375-П, доказательствами, свидетельствующими о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла; регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с последующим переводом на банковские счета третьих лиц; зачисление на счет Клиента в течение небольшого периода (3-х банковских дней) по одному и тому же основанию от одного или нескольких контрагентов денежных средств на сумму 600 000 руб.; иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.

Согласно разъяснений, изложенных в письме № 161-Т Банка России «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» от 26.12.2005, к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от 26.01.2005 № 12-Т, от 26.01.2005 № 17-Т, а также следующие виды операций: регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней; осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.

Судом установлено, что ПАО «Сбербанк России» ФИО1 на основании ее заявлений были выданы: международная банковская карта VisaPlatinum <номер>, VisaPlatinumPaywave<номер>, VisaBusiness <номер>, VisaClassic <номер> (кредитная карта), MasterCard <номер> (дополнительная карта к счету <номер>), MasterCard<номер> с дополнительной картой MasterCard <номер> с соответствующими счетами. При получении карты VisaPlatinum <номер> ФИО1 написала заявление в котором содержатся сведения о том, что она ознакомлена с Условиями выпуска и обслуживания карт, Памяткой держателя карт, Памяткой по безопасности при использовании карт и Тарифами Сбербанка России; согласна и обязуется их выполнять, подписав его собственноручно. 11.09.2017 на банковскую карту <номер> ФИО1 поступили денежные средства в сумме 882 700 руб. от контрагента ООО «Скарабей» с назначениями платежа «оплата за материалы». При реализации «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 881-9-р от 29.03.2016, разработанных ПАО Сбербанк во исполнение требований 115-ФЗ от 07.08.2001 в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7, указанного ФЗ РФ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента предоставления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку выяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента. На основании п. 14 ст. 7 указанного ФЗ РФ, предоставление банку данной информации является обязанностью клиента. 21.09.2017 в рамках исполнения ФЗ РФ №115, на телефон ФИО1 <номер> банком было направлено смс-сообщение о необходимости предоставления документов/пояснений по проведенным операциям на адрес Finmon@sberbank.ru, ответ на которое от ФИО1 не поступил. На её обращение <номер> от 20.09.2017 о разблокировании услуги «Сбербанк Онлайн» специалист отдела по работе с обращениями физических лиц Л.О. направила в её адрес сообщение о том, что по результатам проверки, «доступ в систему «Сбербанк Онлайн» ограничен, возобновление действия услуги невозможно. Основание принятого решения: выполнение требований ФЗ РФ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001. Для рассмотрения возможности разблокировки доступа в систему «Сбербанк Онлайн» просим Вас направить на электронную почту finmon@sberbank.ru документы, подтверждающие происхождение денежных средств и цель проведения операций, информацию о перечне документов вы можете получить в любом офисе банка; файлы должны быть в виде архива arj, zip. Максимальный размер вложений в одном сообщении – 12 Мб. Дополнительная информация: - срок рассмотрения документов банком составляет 5 рабочих дней; приостанавливая обслуживание карты, банк не производит блокировку ваших денежных средств. Для их получения Вам необходимо обратиться в любое подразделение банка в регионе, в котором открыт счет карты». На повторные обращения: <номер> от 20.09.2017, <номер> от 20.09.2017 и <номер> от 22.09.2017, ФИО1 сотрудниками банка даны аналогичные разъяснения. До настоящего времени ФИО1 требования банка не выполнила. Документы, которые бы позволили сделать вывод о действительной цели проведения операций и происхождении денежных средств, банку не представила. Проводя проверку, банк запросил подтверждающие документы и у контрагента – ООО «Скарабей» по сомнительной операции. Анализ представленных ООО документов, также не позволил сделать однозначный вывод о реальности ведения предпринимательской деятельности. Представлен договор поручения <номер> от 06.09.2017 на осуществление юридических действий от имени ООО Скарабей с ИП ФИО1. Согласно которому, оплата составляет 100 000 рублей в месяц. Однако клиентом в подтверждение исполнения указанного договора предоставлена счет-фактура за услуги подачи отчетности в ПФР на сумму 5000 руб. 00 коп.. Согласно условий договора <номер> от 06.09.2017 (п.3.1, 3.2 и 3.3) больше никаких платежей по исполнению указанного договора нет. Договор продажи электродов ИП ФИО1 покупателю ООО "Скарабей" в лице директора Ш.А.С. (<дата> г.р.- <...>). Кроме того Банком обращено внимание на то, что договор купли- продажи заключен между ООО «Скарабей» и ИП ФИО1, в то время, как перечисления денежных средств в рамках этого договора осуществлялись на счет физического лица ФИО1 «за материалы». Причем, согласно письму от ИП ФИО1 в адрес ООО «Скарабей», счет перечисленных денежных средств не соответствует указанным счетам перечисления. Кроме того, согласно п.2.1. договора, закупаемый товар поставляется со склада продавца, путем выборки и последующего самовывоза покупателем. Клиентом полностью не подтверждено наличие материально-технической базы, не предоставлены путевые листы на закупаемую продукцию, товарные (транспортные) накладны, не подтверждено перемещение товара от продавца к покупателю. Также не получено письменное пояснение, раскрывающие экономический смысл проводимых по счету операций. Клиентом предоставлен договор аренды (без предоставления копий правоустанавливающих документов) торговой базы без указания площади арендуемого объекта и стоимостью 7000 рублей в месяц, что является не рыночной стоимостью. С учетом поступивших документов, банком сделан вывод о том, что клиентами не осуществляется реальная предпринимательская деятельность, а происходит обналичивание денежных средств, что сопровождается искусственным документооборотом, потому, что согласно полученных пояснений от клиента 17.11.2017, операции, проводимые по счету ООО «Скарабей» и ИП ФИО1 не соответствуют платежам, проводимых по счету юридического лица. В этой связи ФИО1 20.09.2017 ПАО «Сбербанк России» приостановлено действие карты <номер> с введением ограничения в использовании услуги дистанционного обслуживания «Сбербанк Онл@йн».

В судебном заседании также установлено, что остальными имеющимися у ФИО1 картами ПАО «Сбербанк России» она продолжает пользоваться, снимая и кладя деньги на счет, получая выписки со счетов, что подтверждается представленными последней суду чеками из банкоматов.

На основании Приложения 2 к Условиям банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк «Порядок предоставления ПАО Сбербанк услуг через удаленные каналы обслуживания (Устройства самообслуживания Банка, Систему «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк», Контактный Центр Банка)», банк имеет право ограничить предоставление услуг «Сбербанк Онлайн» при выявлении в деятельности клиента признаков сомнительных операций и сделок, а также при не предоставлении клиентом дополнительных документов банку, в том числе поясняющей экономический смысл проводимых по Счету операций (сделок) ( п. 3.18.2).

Согласно абз. 10 п. 5.2 Положения N 375-П Банка России "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 02.03.2012, в случае совершения необычных сделок банк вправе отказать клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе. Указанные положения находят свое отражение в Условиях использования банковских карт, в соответствии с которыми, банк имеет право приостановить проведение операций с использованием карты или ее реквизитов для проверки их правомерности (п.2.23).

Согласно п. 10.16 Условий использования банковских карт, являющихся неотъемлемой частью договора, банк имеет право прекратить предоставление услуги «Сбербанк Онлайн» в случае нарушения Держателем своих обязательств по договору.

Таким образом, при реализации правил внутреннего контроля, в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7 ФЗ РФ № 115, и, соответственно, является основанием для документального фиксирования информации, то банк вправе запросить у клиента предоставления документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций. При этом закон предоставляет банку право самостоятельно, с соблюдением требований внутренних нормативных актов, относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.

В связи с тем, что ФИО1 не были предоставлены запрашиваемые ПАО «Сбербанк России» документы, подтверждающие правомерность совершения операций по карте, т.е., нарушены Условия использования банковских карт, в т.ч., п. 2.14, предусматривающий, что держатель обязуется сохранять все документы по операциям с картой в течение 6-ти месяцев с даты совершения операции и предоставлять их в банк по первому требованию в указанные банком сроки для подтверждения правомерности совершения операции по карте (картам) или для урегулирования спорных ситуаций), то в силу требований п. 10.16 Условий ПАО «Сбербанк» обоснованно прекратило предоставление ФИО1 услуги «Сбербанк Онлайн», что, по мнению суда, не является ограничением прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счетах других карт, которыми она в настоящее время продолжает пользоваться.

В этой связи, требование ФИО1 о признании незаконными действий Краснодарского отделения №8619 ПАО «Сбербанк России» по блокировке банковских карт: <номер> – дополнительная, VISA <номер> – кредитная, <номер> – основная, <номер> – дополнительная, VISA PLATINUM <номер> – Премьер новая и их разблокировке с 21.09.2017, нельзя признать обоснованными. Поскольку, требование о взыскании компенсации морального вреда является производным от первоначальных требований, заявленных истцом, оно так же не подлежит удовлетворению.

Наряду с этим, в судебном заседании установлено, что при ограничении доступа к услуге «Мобильный банк», с ФИО1, согласно банковских квитанций (чеков из банкомата), от 29.09.2017, от 29.10.2017 и от 29.11.2017, с карты №<номер> сняты денежные средства в размере 180 руб. (по 60 руб. ежемесячно) за пользование услугой «Мобильный банк», привязанной к «Сбербанк Онлайн», которые, по мнению суда, подлежат возвращению истцу ответчиком.

Кроме того, на основании договора, за годовое обслуживание карты <номер>, действие которой приостановлено с 21.09.2017, со счета, согласно справке банка о состоянии вклада, 17.07.2017 списано 4 <***> руб. В связи с тем, что действие карты приостановлено, сумма в размере 4 215 руб. 34 коп. (4<***> – 4900х51:365) - соразмерная периоду непользования данной картой истцом, также подлежит взысканию в её пользу с ответчика.

Между тем, взыскание указанных сумм, по мнению суда, не подпадает под действие ФЗ РФ «О защите прав потребителей», в связи с чем, требование ФИО1 о взыскании с ответчика в её пользу штрафа за несоблюдение в добровольном порядке законных требований потребителя, также удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Изучив произведенные истцом расчеты с учетом ключевой ставки Банка России в размере 306 руб. 56 коп., суд не принимает их во внимание, поскольку, они исчислены из суммы 4<***> руб. 00 коп.. Исходя из того, что определенная судом ко взысканию с ответчика в пользу истца сумма составляет 4 395 руб. 34 коп., сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.09.2017 по 29.10.2017 (38 дней) составляет 38 руб. 90 коп. (4 395 руб. 34 коп. х 38 дней х 8,5% : 365 дней ) и с 30.10.2017 по 25.12.2017 (57 дней) составляет 56 руб. 63 коп. (4 395 руб. 34 коп. х 57 дней х 8,25% : 365 дней ), а всего 95 руб. 53 коп..

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований

В связи с непредставлением ФИО1 суду доказательств необоснованного списания с банковского счета суммы в размере 1330 руб. 00 коп., заявленные ею требования о взыскании указанной суммы в её пользу с ответчика, также не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

На основании ст.94 ГПК РФ, расходы на оплату услуг представителя относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела.

Поскольку, государственная пошлина со ссылкой на ФЗ РФ «О защите прав потребителей», истцом при подаче иска не оплачена, с ответчика в пользу государства подлежит взысканию сумма в размере 400 руб..

В связи с тем, что в судебном заседании ФИО1 лично представляла свои интересы, ей, по мнению суда, не может быть возмещена сумма в размере 10 000 руб., выплаченная С.У.Р. за подготовку искового заявления.

Так же, по мнению суда, ФИО1, не могут быть возмещены расходы, связанные с отправкой почтовой корреспонденции в сумме 74 руб. 50 коп., поскольку, указанные расходы не могут быть признаны необходимыми.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» о признании действий Краснодарского отделения №8619 незаконными, возложении обязанности по разблокировке банковских карт, взыскании неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в пользу ФИО1, <дата> года рождения сумму в размере 4 215 руб. 34 коп.- снятой за обслуживание банковской карты <номер>, которой она не пользуется и 180 руб. 00 коп. – за услугу «Мобильный банк», действие которой приостановлено, 95 руб. 53 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, а всего - 4 490 (четыре тысячи четыреста девяносто) руб. 87 коп..

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований – отказать.

Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в доход государства неоплаченную истцом сумму государственной пошлины в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий –

Согласовано: