К делу № 2-1105/18
Решение
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 05 июля 2018 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Хайрутдиновой О.С.,
при секретаре Михеевой О.А.,
с участием истца ФИО1
представителя истца ФИО2
представителя третьего лица, ООО «Маяк Революции» - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании недействительным Постановления Главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № от 11 сентября 1997 года в части внесения П.Е.И. в список незаконно включенных владельцев земельных долей колхоза «Маяк Революции», в части признания недействительным выданного П.Е.И. свидетельства на право собственности на землю, взыскании стоимости земельной доли
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Гулькевичский район и просил признать недействительным Постановление Главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № от 11.09.1997 года в части внесения П.Е.И. в список незаконно включенных владельцев земельных долей колхоза «Маяк Революции», в части признания недействительным выданного П.Е.И. свидетельства на право собственности на землю, взыскать с Администрации муниципального образования Гулькевичский район в его пользу 200 000 рублей, среднюю стоимость земельного пая.
В обоснование требований истец указал в заявлении, что его мать, П.Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала в <...> и после увольнения с военной службы по окончании Великой отечественной войны, с 9 января 1946 года стала работать в сельсовете, занимая разные должности: секретаря сельсовета Союза четырех хуторов, председателя этого же Совета, затем снова секретарем сельсовета до 28 декабря 1977 года в связи с уходом на пенсию. Затем, с 25 марта 1978 года по 29 ноября 1979 года работала в библиотеке хутора Чаплыгина технической служащей. Общий стаж работы в социальной сфере матери составляет 33 года, что подтверждается записями в трудовой книжке. На основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» Главой администрации Гулькевичского района вынесено Постановление № от 29 ноября 1994 года, в котором были утверждены списки собственников на земельные паи в колхозе «Маяк Революции». В соответствие с указанным Постановлением его мать получила в общую долевую собственность 4,47 га земельной доли №, 427 балло-гектаров сельхоз назначения для сельхозпроизводства: сельскохозяйственных угодий 4,47 га, из них пашни 4,40 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю №, выданного 2 декабря 1994 года комземресурсы Гулькевичского района. Земельный пай стал использовать в качестве арендатора колхоз «Маяк революции». Первое время мать получала от арендатора натуральные выплаты зерном, но через год или два перестала, как и некоторые другие по причинам нестабильности хозяйства, использовавшего земли. Налог за арендодателей платил арендатор, в силу престарелого возраста матери на собрание ее не приглашали, кроме того, она выдавала доверенность на право решения всех вопросов, касающихся аренды руководству колхоза. 11 сентября 1997 года Глава Администрации Гулькевичского района вынес Постановление № «Об изъятии земель колхоза «Маяк Революции», предоставленных в общую долевую собственность на лиц незаконно включенных в списки владельцев земельных долей», на основании которого П.Е.И. была лишена права общей долевой собственности на земельный пай, и выданное свидетельство на землю признавалось недействительным, так как не являлась членом колхоза и не работала в социальной сфере. С этим постановлением мать не была ознакомлена и всегда была уверена в том, что за ней сохранилось право собственности. 10 мая 2007 года мать умерла и он вступил в наследство, получив, как наследник по закону жилой дом и земельный участок, а о том, что у матери имеется пай не знал. Только недавно, перебирая материн архив, нашел свидетельство на право собственности на землю, а когда начал собирать документы для предоставления нотариусу, ему стало известно о том, что мать лишили земельного пая. Считает Постановление Главы Администрации Гулькевичского района № от 11 сентября 1997 г. незаконным, так как мать являлась работником социальной сферы в течение 33 лет и имела право на земельный пай, кроме того, законном не предусмотрено лишать человека права собственности Постановлением той же Администрации, для этого следовало обратиться в суд, но к матери никаких исковых требований предъявлено не было. Указанным Постановлением были ущемлены права матери, а в настоящее время и его - на право владения и пользование земельным паем, в связи с чем он вынужден обратиться в суд. Администрация Гулькевичского района причинила ему ущерб, считает, что стоимость земельного пая не может быть ниже 200 000 рублей, которые он мог бы получить, продав пай. Просил восстановить ему срок для обращения с иском в связи с тем, что ему стало известно о нарушении его права только в апреле 2018 года.
В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Пояснил суду, что в 1997 году он также как и мать получил земельный пай. Все годы до дня смерти его мать, П.Е.И. проживала в <адрес>, а он проживал и проживает по адресу <адрес>. Ему арендную плату привозили домой, привозили ли ее маме не в курсе. Она не любила когда лезли в ее дела. Арендную плату мама получала год-два, потом перестала получать. Он продолжал ее получать. После смерти мамы, и получения наследства, не стал выяснять про земельный пай, так как не было свидетельства на землю. Когда, разбирая бумаги матери, нашел свидетельство, тогда сразу обратился в суд. Просил восстановить срок, признать постановление от 11.09.1997 г незаконным, взыскать с Администрации муниципального образования Гулькевичский район в его пользу 200 000 рублей, среднюю стоимость земельного пая.
Представитель истца ФИО2 просила удовлетворить требования ФИО1 по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что ФИО1 обратился с иском, чтобы отменить постановление на основание которого его мать была лишена пая. Основанием для вынесения постановления явилось, то, что П.Е.И. не являлась работником социальной сферы. Однако это не так, что видно из трудовой книжки. Срок обращения в суд ФИО1 пропустил, так как не знал о наличии свидетельства, только в конце 2017 г. он обнаружил свидетельство на пай. Он жил отдельно от матери и они не делились по поводу этого вопроса. Когда начал собирать документы, только тогда всплыло оспариваемое постановление. Просила восстановить срок, признать постановление от 11.09.1997 г. незаконным в связи с тем, что глава администрации не имел права лишать собственности. Если бы П.Е.И. была ознакомлена с постановлением, то она бы обжаловала его. Считает, что срок давности начинается с момента, когда человек узнал о нарушении своих прав. Просила взыскать с Администрации муниципального образования Гулькевичский район в пользу истца 200 000 рублей, среднюю стоимость земельного пая.
Представитель третьего лица, ООО «Маяк Революции» ФИО3 полагал, что заявленные исковые требования не обоснованы, просил в иске отказать. Пояснил, что истцом при обращении в суд пропущен срок исковой давности. Истец не мог не знать, что его мать была лишена пая, так как земельные паи они получали вместе, некоторое время им привозилась арендная плата, которая потом перестала выдаваться П.Е.И. Постановление главы носит открытый характер. Лица, которые были лишены паев, были ознакомлены с постановлением. Учитывая что истец знал или должен был знать о лишении П.Е.И. земельного пай, а также того акта, что ни П.Е.И. ни ФИО1 не обратились за защитой своего права в установленные сроки, просил в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском срока исковой давности. Кроме того, полагал, что П.Е.И. была обоснованно исключена из списков лиц, имеющих право на получение земельного пай, так как она не являлась членом колхоза или работником социальной сферы. Поддержал позицию администрации Муниципального образования Гулькевичский район.
Представитель ответчика администрации МО Гулькевичский район, ФИО4 в судебное заседание не явилась. В заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В возражениях на иск указала, что реорганизация колхозов и совхозов проводилась в 1992-1993 году на основании Указов Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», от 2 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708. В соответствии с пунктом 4 Положения № 708 реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86. Порядок работы указанных комиссий устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Согласно пункту 8 Положения № 708 в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. На основании пункта 9 Положения № 708 трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по средне районной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года. Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю (пункт 11 Положения № 708). Определение размера индивидуальных имущественных паев определяется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия (пункт 13 Положения № 708). В перечень лиц, имеющих право на имущественные доли, включаются: работающие в хозяйстве: временно отсутствующие по уважительным причинам работники; пенсионеры хозяйства. Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по сокращению численности работников после 1 января 1992 года (пункт 14 Положения № 708). Имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей. Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом (пункт 15 Положения № 708). Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством (пункт 16 Положения № 708). При этом, постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 1 февраля 1991 года были одобрены Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи при реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) (Рекомендации подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи), которые упорядочили порядок проведения работ комиссий, а именно: Внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи: организуют проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий и проводят инвентаризацию имущества этих организаций (предприятий); определяют объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, которые целесообразно передать на баланс местной администрации; составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций; рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей и имущественных паев; на основе проведенной работы подготавливают пакет документов (материалов) но выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению № 1; оформляют, регистрируют и выдают свидетельства о праве на имущественные паи и организуют выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли; по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации. В случае если земельные доли и имущественные паи были рассчитаны ранее в соответствии с Положением № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 № 12, ст. 931) и утверждены в установленном порядке, их повторный перерасчет не производится, а выдача свидетельств осуществляется по заявлениям собственников на основании прежних расчетов. Высшие органы управления сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) (общие собрания, собрания уполномоченных, администрация и т.п.) утверждают пакет документов (материалов) для выдачи свидетельств и представляют их в администрацию района. На получение имущественных паев имеют право: работники сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), в том числе уволенные из них по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права на имущественный пай. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско - правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации (предприятии); пенсионеры сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), а также пенсионеры, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Рекомендаций; работники, указанные в абзаце пятом пункта 7 настоящих Рекомендаций; работники объектов социальной сферы, расположенных на территории сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), и лица, работавшие в хозяйстве в прошлые годы, но не подпадающие ни под одну из вышеперечисленных категорий (лица, долгие годы проработавшие в хозяйстве и уволенные по собственному) желанию, в порядке перевода и т.п.), по решению общего собрания участников (членов) этой организации (предприятия) или представителей сособственников; наследники лица, имевшего право на получение имущественного пая, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности). Моментом возникновения права на имущественный пай является дата принятия общим собранием участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) решения об утверждении списка лиц, имеющих право на получение этого пая. Всем собственникам имущественных паев выдаются свидетельства по форме согласно Приложению № 2 (п.п. 1, 2, 9, 19, 21 Рекомендаций подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи). С учетом изложенного при проведении работ по реорганизации в бывшем колхозе «Маяк Революции» создавалась комиссия по реорганизации. Таким образом, Глава администрации Гулькевичского района, принимая постановление от 29 ноября 1994 года № «Об утверждении списков на земельные паи и выдаче свидетельств на право собственности на землю», основывался на документах, подготовленных внутрихозяйственной комиссией и одобренных общим собранием учредителей. Какие-либо дополнения или изменения в проект или в состав лиц, у которых возникало право на получение земельной доли, главой района по собственному желанию не могли вноситься. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, выдавая свидетельства на право собственности на землю, выполнял, по сути, технические функции. При этом моментом возникновения права на имущественный пай являлась дата принятия общим собранием участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) решения об утверждении списка лиц, имеющих право на получение этого пая (п.19 Рекомендаций). Из искового заявления следует, что на дату утверждения списка лиц, имеющих право на получение пая в колхозе «Маяк Революции», П.Е.И. не являлась членом колхоза и не работала в социальной сфере, таким образом, была обоснованно исключена из списка во исполнение представления Прокуратуры Гулькевичского района от 26 мая 1997 года № о фактах незаконного включения в списки граждан на получение земельных долей в общей долевой собственности колхоза «Маяк Революции» лиц, не имеющих права на получение земельного пая, постановлением главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 11 сентября 1997 года № «Об изъятии земель колхоза «Маяк Революции» предоставленной в общую долевую собственность на лиц незаконно включенных в списки владельцев земельных долей». То, что П.Е.И. ранее значилась в списках, не дает ей права на земельную долю, поскольку это ошибка внутрихозяйственной комиссии. Кроме того, истцом не представлено доказательств, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, в связи с чем, учитывая нормы статьи 196 ГК РФ, считает, что истцом пропущен срок исковой давности на подачу настоящего иска. Просила отказать ФИО1 в удовлетворении искового заявления к администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании недействительным постановления главы администрации Гулькевичского района в части внесения П.Е.И. в список незаконно включенных владельцев долей колхоза «Маяк Революции», взыскании стоимости земельной доли.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы обязаны были в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В силу п.п. 8, 9 указанного Постановления стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.
Согласно Указа Президента РФ от 02.03.1992 г. № 213 к лица, имеющим право на получение земли в собственность, относятся работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории, лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 708 от 04 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по средне районной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 86 от 29.12.91 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Указу Президента № 213 от 02.03.92 года «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Постановлению Правительства РФ № 708 от 04.09.92 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций АПК» был установлен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатно земельной доли в общей долевой собственности реорганизуемых предприятий.
В число таких лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
В соответствии с ранее действовавшими Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (одобрены постановлением Правительства РФ № 96) на получение в собственность земельных долей имеют право работники сельскохозяйственных организации, в том числе уволенные из этой организации по сокращению штата и численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю.
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.
В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре, то есть право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельную долю.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Гулькевичского района № от 29.11.1994 года «Об утверждении списков на земельные паи и выдаче свидетельств на право собственности на землю» утвержден Список лиц по колхозу «Маяк Революции», имеющих право на получение в собственность земельного пая.
Согласно архивной выписке из приложения к Постановлению главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 29.11.1994 года №, П.Е.И., проживающая <адрес>, указана под номером №.
На основании указанного постановления Комземресурсы Гулькевичского района было подготовлено и выдано свидетельство на право собственности на землю серия №, на имя П.Е.И., на право общей долевой собственности на земельную долю №, 427 балло-гектаров, сельхоз назначения, для сельхозпроизводства, сельскохозяйственных угодий 4,47 га, из них пашни 4,40 га, расположенную по адресу: колхоз «Маяк Революции» <адрес>.
Постановлением главы администрации Гулькевичского района от 11.09.1997 года № «Об изъятии земель колхоза «Маяк революции» предоставленной в общую долевую собственность на лиц, незаконно включённых в списки владельцев земельных долей» постановлено изъять из земель колхоза «Маяк Революции» земельный участок общей площадью 625,80 га, в том числе пашни 616,0 га, предоставленный в общую долевую собственность указанного сельскохозяйственного предприятия на лиц незаконно включенных в списки владельцев земельных долей согласно приложению № 1 и зачислить указанные земли в фонд перераспределения района. Исключить из списка владельцев земельных долей колхоза «Маяк Революции» лиц, незаконно включенные в указанный список согласно приложению № 1 и считать недействительными выданные им свидетельства на право собственности на землю.
Указанным постановлением из числа списков владельцев земельных долей колхоза «Маяк революции» были исключены 140 человек, в том числе и П.Е.И..
ФИО1 оспаривает исключение П.Е.И. из списка владельцев, считает его незаконным, поскольку П.Е.И. как работник социальной сферы имела право на земельный пай, а он в свою очередь право наследования на указанный земельный пай после смерти П.Е.И.
Как следует из трудовой книжки П.Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала в <...> и после увольнения с военной службы по окончании Великой отечественной войны, с 9 января 1946 года работала в сельсовете, секретарем сельсовета Союза четырех хуторов, председателем этого же Совета, секретарем сельсовета до 28 декабря 1977 года в связи с уходом на пенсию. Затем, с 25 марта 1978 года по 29 ноября 1979 года работала в библиотеке хутора Чаплыгина технической служащей.
Оспариваемое истцом постановление главы администрации Гулькевичского района от 11.09.1997 года № было принято в целях устранения нарушений земельного законодательства при предоставлении земли в общую долевую собственность колхоза «Маяк Революции» во исполнение представления прокуратуры Гулькевичского района от 26 мая 1997 года № о фактах незаконного включения в списки граждан на получение земельных долей в общей долевой собственности колхоза «Маяк Революции» лиц, не имеющих права на получение земельного пая. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству с участием администрации Союз 4-х хуторов сельского округа и администрации колхоза «Маяк Революции» выявлено 156 человек, незаконно включенных в списки владельцев земельных долей, получивших право собственности на земельные паи согласно постановлению главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 29.11.1994 года № «Об утверждении списков на земельные паи и выдаче свидетельств на право собственности на землю».
Согласно архивной выписке из приложения к Постановлению №П.Е.И. указана под номером №, условия незаконного включения в список – не была членом колхоза и соцсферы.
Принимая во внимание, что на 01 января 1992 года П.Е.И. не работала в колхозе «Маяк Революции», не была работником соцсферы, пенсионером хозяйства, она обоснованно была исключена из списка собственников земельных паев колхоза «Маяк Революции», постановлением главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 11 сентября 1997 года № «Об изъятии земель колхоза «Маяк Революции» предоставленной в общую долевую собственность на лиц, незаконно включенных в списки владельцев земельных долей».
На момент реорганизации колхоза «Маяк Революции» на 01.01.1992 года П.Е.И. не являлась работником колхоза «Маяк Революции» и работником соцферы, пенсионером хозяйства, поэтому права на получение пая в общей долевой собственности членов колхоза «Маяк Революции» не имела.
Включение П.Е.И. ранее в списке является ошибкой внутрихозяйственной комиссии.
При таких обстоятельствах суд считает, что Постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № от 11.09.1997 года «Об изъятии земель колхоза «Маяк Революции» предоставленной в общую долевую собственность на лиц незаконно включенных в списки владельцев земельных долей» в части изъятия земель и исключении из списка П.Е.И. соответствует требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ № 86, №708 и Указе Президента № 213, в связи, с чем требования ФИО1 о признании недействительным Постановления Главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № от 11 сентября 1997 года в части внесения П.Е.И. в список незаконно включенных владельцев земельных долей колхоза «Маяк Революции», в части признания недействительным выданного П.Е.И. свидетельства на право собственности на землю, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Поскольку П.Е.И. была исключена из списка лиц, имеющих право на земельный пай, соответственно требования ФИО1, о взыскании с Администрации муниципального образования Гулькевичский район в пользу ФИО1 200 000 рублей, средней стоимости земельного пая, являются также необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Также суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу требований п.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Такое возражение ответчиком МО Администрация Гулькевичский район заявлено.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В силу ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Указу Президента Российской Федерации №213 от 2 марта 1992 года «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», опубликованного в Российской газете 10 марта 1992 года, Постановлению Правительства Российской Федерации №708 от 4 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», которым утверждено «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», которым в том числе был установлен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатно земельной доли в общей долевой собственности реорганизуемых предприятий, которое опубликовано в Российской газете 24 сентября 1992 года, трудовыми коллективами формировались списки лиц, имеющих право на земельную долю.
Указанные законодательные акты были опубликованы в центральных официальных органах печати, факты реорганизации сельхозпредприятий, в том числе колхоза Маяк Революции, на территории которого до дня своей смерти, то есть до 10 мая 2007 года проживала П.Е.И. и где проживает истец ФИО1 с момента рождения и по настоящее время, были общеизвестны на территории Российской Федерации.
ФИО1, с 1994 года зная о наличии и у него и у П.Е.И. свидетельства на право собственности на землю, не обращались в правление колхоза «Маяк Революции» с целью выяснения судьбы земельного пая, не интересовались получением арендной платы и не получали арендную плату, не участвовали в общих собраниях членов колхоза, не платили установленные законом налоги за оспариваемый пай. При этом в судебном заседании установлено, что мать ФИО1, П.Е.И., как пояснил сам истец, проживала в <адрес>, то есть рядом с ФИО1 Получив земельную долю в 1994 году, получала некоторое время арендную плату, которую им привозили домой, а потом получать арендную плату перестала, при этом ни в правление колхоза «Маяк Революции», ни с иском в суд о нарушении своих прав не обращалась, что дает суду основания полагать, что как П.Е.И., так и ФИО1 было известно об отсутствии у П.Е.И. права на земельный пай.
Таким образом, суд полагает, что срок исковой давности следует считать с даты принятия постановления №, то есть с 11 сентября 1997 года, который истцом пропущен, доказательств уважительности пропуска суду не представлено, пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании недействительным Постановления Главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края № от 11 сентября 1997 года в части внесения П.Е.И. в список незаконно включенных владельцев земельных долей колхоза «Маяк Революции», в части признания недействительным выданного П.Е.И. свидетельства на право собственности на землю, взыскании стоимости земельной доли – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 09 июля 2018 года.
Судья Гулькевичского
районного суда О.С.Хайрутдинова