ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1105/18 от 06.08.2018 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1105/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий «06» августа 2018 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,

с участием помощника Беловского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Бордокина А.Б.,

при секретаре Смердиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «СУЭК-Кузбасс» о признании незаконным бездействия по необеспечению требований градостроительного законодательства при строительстве железнодорожных путей необщего пользования, возложении обязанности приостановить работы по строительству железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская» до получения разрешения на строительство в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Беловский транспортный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области обратились в суд с иском к АО «СУЭК-Кузбасс» о признании незаконным бездействия по необеспечению требований градостроительного законодательства при строительстве железнодорожных путей необщего пользования, возложении обязанности приостановить работы по строительству железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская» до получения разрешения на строительство.

Определением суда Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области исключена из числа соистцов, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.

По ходатайству сторон к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Департамент по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу, Главное управление архитектуры и градостроительства Кемеровской области.

Исковые требования Беловского транспортного прокуратура мотивированы тем, что Беловской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства со стороны АО «СУЭК-Кузбасс», ОГРН <номер>, ИНН <номер> при проведении строительства железнодорожного пути общей протяженностью 3786 метров (согласно проекту <номер>, положительное заключение АО «НПЦ Эталон» <номер> от 29.12.2017) начинающегося от <адрес> на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Шахта Алексиевская» на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская», с прохождением между промплощадкой ОАО «Шахта Алексиевская» и участком разреза Моховский <адрес> В ходе оценки законности проведения строительства железнодорожного пути установлено, что АО «СУЭК-Кузбасс» произвел указанное строительство в отсутствие разрешения на строительство. В настоящее время АО «СУЭК-Кузбасс» не имеет разрешения на строительство железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская». Кроме того, Арбитражным судом Кемеровской области АО «СУЭК-Кузбасс» 25.04.2018г. привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, из решения которого следует, что материалами дела подтверждается, что выполнение указанных выше работ на момент проведения проверки осуществлялось обществом без полученного в установленном порядке разрешения на строительство. Между тем строительные работы производятся до настоящего времени, в соответствии с проектом на строительство железнодорожного пути необщего пользования АО «СУЭК-Кузбасс» с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская», разработанным ОАО «Кузбассгипрошахт» <номер>. О данном выводе свидетельствуют общий журнал работ <номер> регистрационный <номер> ООО «Беловская дорожно-строительная компания», в соответствии с договором подряда <номер> от 21.02.2018, общий журнал работ регистрационный <номер> ООО «Монтаж Строй - 4», в соответствии с договором подряда <номер> на выполнение строительно-монтажных работ от 01.03.2018, общие журналы работ <номер> регистрационные <номер>, соответственно, ООО «Управление механизации строительства», в соответствии с договором подряда <номер> на выполнение строительно-монтажных работ от 25.12.2017г.

Строительство и последующая эксплуатация железнодорожных путей в отсутствие необходимых разрешительных документов, а также государственного строительного надзора создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, движения железнодорожного транспорта, по мнению истцов, может повлечь причинение вреда окружающей среде, повреждение или уничтожение материальных ценностей.

Беловский транспортный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, (с учетом уточнений от 19.07.2018г.) просит суд признать незаконным бездействие АО «СУЭК-Кузбасс» по необеспечению требований градостроительного законодательства при строительстве железнодорожных путей необщего пользования. Обязать АО «СУЭК-Кузбасс» приостановить работы по строительству железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская» до получения разрешения на строительство в соответствии с п.2 ч.6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В судебном заседании помощник Беловского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Бордокин А.Б. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в ходе рассмотрения дела ответчиком представлено разрешение на строительство, выданное Департаментом по недропользованию Сибирского федерального округа в соответствии с п.2 ч.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которое является подменой того разрешения, которое непосредственно должно быть получено АО «СУЭК-Кузбасс» в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в Главном управлении архитектуры и градостроительства Кемеровской области. АО «СУЭК-Кузбасс» не является недропользователем. Из мотивированного ответа Главного управления Архитектуры и градостроительства Кемеровской области следует, что Роснедра не являются тем органом, который имеет право выдавать разрешения на строительство линейного объекта, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований. При выдаче разрешения на строительство в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ учитываются технические особенности при строительстве именно железнодорожного пути, а не связанные с пользованием недрами. Также считает, что отсутствие надлежащего разрешения на строительство влечет опасность причинения вреда, как материального, так и иного, неопределенному кругу лиц в будущем. В данном случае иск фактически направлен на получение АО «СУЭК-Кузбасс» надлежащего разрешения на строительство, в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в Главном управлении архитектуры и градостроительства Кемеровской области, в целях недопущения наступления вреда, который можно предотвратить на стадии строительства, поскольку выявить скрытые работы на стадии приемки объекта невозможно. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика АО «СУЭК-Кузбасс» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные исковые требования не признали в полном объеме по доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление. Пояснили, что АО «СУЭК-Кузбасс» 09.07.2018г. получено разрешение на строительство пути необщего пользования и пункта погрузки угля с участка Магистральный АО «СУЭК-Кузбасс» ШУ им. А.Д. Рубана от 09.07.2018 года <номер>, выданное Департаментом по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу, которое представляет собой разрешение на строительство в соответствии с п.2 ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на строительство выдано уполномоченным органом, в соответствии с административным регламентом, в установленной форме, содержит все необходимые реквизиты и подтверждает то, что это разрешение выдано именно на строительство железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО Шахта «Алексиевская», и данное разрешение не отменено и не признано недействительным в установленном законом порядке. Кроме того, из ответа на запрос ОАО «Кузбассгипрошахт» следует, что проектной документацией рассмотрено строительство погрузочной железнодорожной станции Магистральная и подъездного железнодорожного пути, необходимых для организации вывоза угля с участка Магистральный АО «СУЭК-Кузбасс» ШУ им. А.Д. Рубана. Данные объекты капитального строительства находятся над площадями залегания запасов каменного угля и необходимы для эксплуатации участка, связанного с пользованием недр. Считают, что при наличии разрешения на строительство, выданного Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, получение дополнительного (второго) разрешения на строительство от органа исполнительной власти РФ не требуется. Считают, что ответ Главного управления Архитектуры и градостроительства Кемеровской области основан на толковании норм права и не относится к данному делу, поскольку дан без изучения технической документации. Доводы транспортного прокурора о том, что отсутствие разрешения на строительство, полученного в соответствии п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, влечет опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем, ничем не подтверждены и основаны на предположениях. Контролирующий орган Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области при вынесении предписания нарушений, которые повлекли бы возможность причинения вреда, не выявила, деятельность не приостановила. Арбитражный суд при вынесении решения о привлечении АО «СУЭК-Кузбасс» к административной ответственности по ст.9.5 КРФобАП также ограничился штрафом без приостановления деятельности. АО «СУЭК-Кузбасс» не бездействовало, получило разрешение на строительство у компетентного органа, получения второго разрешения не требуется. Просят в удовлетворении исковых требований Беловскому транспортному прокурору отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, действующей на стороне истца, Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу, Главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области, действующих на стороне ответчика, в суд не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) железнодорожные линии относятся к линейным объектам, которые являются объектами капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Частями 5, 6 статьи 51 ГрК РФ регламентированы исключения из общего правила, предусматривающие случаи, когда разрешение на строительство отдельных видов объектов выдается иными органами.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 51 ГрК РФ в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), разрешение на строительство выдается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Пунктом 2 части 6 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).

Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы, перечень которых поименован в указанной норме.

По правилам части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия и соответствия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. По результатам проверки документов согласно пункту 3 части 11 данной статьи уполномоченный орган выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Форма разрешения на строительство устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и утверждена Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).

Прекращение действия разрешения на строительство допускается в исключительных случаях, предусмотренных в пункте 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка выполнения требований, установленных Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности.

Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года N 54 (далее Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Пунктом 3 Положения, определяющим задачу государственного строительного надзора, установлено, что осуществление надзора направлено на предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является проверка: а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; б) наличия разрешения на строительство; в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов государственного строительного надзора в случае выявления нарушений выдавать предписания по результатам проведенных проверок.

Судом установлено, что Беловской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства юридическим лицом АО «СУЭК-Кузбасс» при проведении строительства железнодорожного пути общей протяженностью 3 786 метров (согласно проекту <номер>, положительное заключение АО «НПЦ Эталон» <номер> от 29.12.2017), начинающегося от врезки стрелочного перевода на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Шахта Алексиевская» на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская», с прохождением между промплощадкой ОАО «Шахта Алексиевская» и участком разреза Моховский <адрес> В ходе проверки установлено, что АО «СУЭК-Кузбасс» произвело указанное строительство в отсутствие разрешения на строительство, о чем составлен акт 26.03.2018г. (том 1 л.д. 29-30).

Судом также установлено, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.04.2018г. АО «СУЭК-Кузбасс» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, в связи с тем, что АО «СУЭК-Кузбасс» до 19.02.2018г. осуществило врезку стрелочного перевода, расположенного на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская» без соответствующего на то разрешения, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Из акта проверки <номер> от 14.05.2018г. следует, что Инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области в отношении спорного объекта капитального строительства в соответствии со статьями 49, 54 Градостроительного кодекса и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, осуществляется государственный строительный надзор (том 1 л.д. 217-223).

По результатам проверки Инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области в отношении АО «СУЭК-Кузбасс» вынесено предписание <номер> от 14.05.2018г., в соответствии с которым АО «СУЭК-Кузбасс» нарушило требования ст.51 Градостроительного кодекса РФ, выполняет работы по строительству объекта капитального объекта строительства - <данные изъяты> в отсутствии разрешения на строительство, обязано в срок до 20.06.2018г. предоставить разрешение по строительству объекта – <данные изъяты> (том 1 л.д. 224-233).

На момент обращения Беловского транспортного прокурора в суд с настоящим иском АО «СУЭК-Кузбасс» продолжало производить строительные работы без разрешения на строительство в соответствии с проектом на строительство железнодорожного пути необщего пользования АО «СУЭК-Кузбасс» с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская», разработанным ОАО «Кузбассгипрошахт» <номер>, о чем свидетельствуют общий журнал работ <номер> регистрационный <номер> ООО «Беловская дорожно-строительная компания», в соответствии с договором подряда <номер> от 21.02.2018, общий журнал работ регистрационный <номер> ООО «Монтаж Строй - 4», в соответствии с договором подряда <номер> на выполнение строительно-монтажных работ от 01.03.2018, общие журналы работ <номер> регистрационные <номер>, соответственно, ООО «Управление механизации строительства», в соответствии с договором подряда <номер> на выполнение строительно-монтажных работ от 25.12.2017г., что сторонами не оспаривалось.

Судом также установлено, что АО «СУЭК-Кузбасс» принимало меры для получения разрешения на строительство, 09.07.2018г. Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу АО «СУЭК-Кузбасс» в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ, на основании представленной проектной документации, проекта планировки и проекта межевания территории под строительство линейных объектов выдано разрешение <номер> на строительство объекта капитального строительства – <данные изъяты> в который входит железнодорожный путь необщего пользования АО «СУЭК-Кузбасс» с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская», разрешение выдано на срок до 09.10.2019г. (том 2 л.д. 200).

В период с 03.07.2018г. по 09.07.2018г. Инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области в отношении АО «СУЭК-Кузбасс» проведена выездная проверка по проверке предписания, выданного 14.05.2018г., о чем составлен акт проверки <номер> от 09.07.2018г. В ходе проверки АО «СУЭК-Кузбасс» представило разрешение <номер> на строительство объекта капитального строительства – <данные изъяты> выданное Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, сроком до 09.10.2019г.

По итогам проверки Инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области в отношении АО «СУЭК-Кузбасс» вынесено предписание <номер> от 09.07.2018г., из которого следует, что нарушение требований ст.51 Градостроительного кодекса РФ, т.е. проведение работ по строительству железнодорожного пути необщего пользования без разрешения на строительство, АО «СУЭК-Кузбасс» не допущено (том 2 л.д. 202-205).

Из ответа на запрос Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 03.08.2018г. следует, что порядок выдачи разрешения на строительства объектов капитального строительства, необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, регулируется административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2012г. Согласно данного административного регламента выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения). Согласно п.19 административного регламента государственную услугу по выдаче разрешения на строительство объектов осуществляет Департамент по недропользованию (Роснедра) и его территориальные органы (Сибнедра). Конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю разрешения на строительство. Предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство и реконструкция которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах». Согласно данным полномочиям Сибнедра было выдано АО «СУЭК-Кузбасс» разрешение на строительство от 09.07.2018г. <номер> в рамках действующего <данные изъяты>. Административный регламент не обязывает недропользователя получать повторное разрешение на строительство от органов исполнительной власти Российской Федерации.

Из письма ОАО «Кузбассгипрошахт» от 03.08.2018г. <номер> следует, что проектная документация <данные изъяты> была разработана ОАО «Кузбассгипрошахт» в 2017 году. Проектной документацией рассмотрено строительство погрузочной железнодорожной станции Магистральная и подъездного пути, необходимых для организации вывоза угля с участка Магистральный АО «СУЭК-Кузбасс» ШУ им. А.Д. Рубана. Данные объекты капитального строительства находятся над площадями залегания запасов каменного угля и необходимы для эксплуатации участка, связанного с пользованием недр. В проектной документации в разделе 5.7.1 «внешний транспорт» отмечено, что для вывоза угля предусматривается строительство указанных объектов. В соответствии со ст.51 п. 5.2 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами – федеральным органом управления государственным фондом недр. Считают, что при наличии Разрешения на строительство, выданного Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, получение дополнительного (второго) разрешения на строительство от органа исполнительной власти РФ не требуется.

Из ответа на запрос Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области от 19.07.2018г. <номер> (том 2 л.д. 212) следует, что разрешение на строительство, выданное в порядке п.2 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ документально подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории ми проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Оценка законности разрешения на строительство полномочиями инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области не охватывается.

Из ответа на запрос Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области от 31.07.2018г. следует, что согласно положениям ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, п.п. 1.1 Положения об инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области инспекция является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Кемеровской области на предмет соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, проектной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительство, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или её модификацией. Инспекция не является органом, уполномоченным законодательством РФ на толкование норм права. При этом, исходя из анализа правовых норм, считают, что можно сделать вывод о том, что ввиду получения разрешения на строительство в порядке п.2 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ, необходимость получения разрешения на строительство в порядке п.2 ч.6 ст. 51 ГрК РФ отсутствует.

Из ответа на запрос Главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области от 02.08.2018г. также не следует, при наличии разрешения на строительство, полученного в порядке п.2 ч.5 ст.51 ГрК РФ, застройщик обязан получить разрешение на строительство в порядке п.2 ч.6 ст. 51 ГрК РФ.

Таким образом, суд считает установленным, что АО «СУЭК-Кузбасс» выполнены требования градостроительного законодательства при строительстве железнодорожных путей необщего пользования, в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ получено разрешение на строительство <номер> от 09.07.2018г., выданное Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу АО «СУЭК-Кузбасс» на основании представленной проектной документации, проекта планировки и проекта межевания территории под строительство линейных объектов, разрешение выдано на строительство объекта капитального строительства – <данные изъяты> в который входит железнодорожный путь необщего пользования АО «СУЭК-Кузбасс» с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская».

Доводы помощника Беловского транспортного прокурора о том, что указанное разрешение не является разрешением на строительство линейного объекта капитального строительства – железнодорожного пути необщего пользования, а выдано для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и является подменой того разрешения, которое необходимо получить АО «СУЭК-Кузбасс» в соответствии с п.2 ч.6 ст. 51 ГрК РФ в Главном управлении архитектуры и градостроительства Кемеровской области, суд находит несостоятельными.

Разрешение на строительство, выданное Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, по форме и содержанию соответствует форме разрешения на строительство, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, выдано с учетом проектной документации на строительство объекта капитального строительства - железнодорожного пути необщего пользования и пункта погрузки угля.

Данное разрешение на строительство никем не оспорено, в том числе Беловским транспортным прокурором, не признано недействительным, незаконным и не отменено в установленном законом порядке, действие его не прекращено.

Разрешение на строительство, выданное Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно указанной норме представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Из анализа ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не следует, что при наличии разрешения на строительство, полученного в порядке п.2 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ, застройщик обязан получить дополнительное (повторное) разрешение на строительство в порядке п.2 ч.6 ст. 51 ГрК РФ.

Из предписания, вынесенного Инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области в отношении АО «СУЭК-Кузбасс» <номер> от 14.05.2018г., также не следует, что АО «СУЭК-Кузбасс» обязано было представить в установленный срок до 20.06.2018г. разрешение на строительство объекта – <данные изъяты>», полученное именно в Главном управлении архитектуры и градостроительства Кемеровской области в порядке п.2 ч.6 ст. 51 ГрК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Беловского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия АО «СУЭК-Кузбасс» по необеспечению требований градостроительного законодательства при строительстве железнодорожных путей необщего пользования удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования истца о возложении на АО «СУЭК-Кузбасс» обязанности приостановить работы по строительству железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская» до получения разрешения на строительство в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к следующему.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Пунктом 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.

В соответствии с диспозицией названной нормы бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце.

По смыслу данной правовой нормы для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между ведением АО «СУЭК-Кузбасс» работ по строительству железнодорожного пути необщего пользования при отсутствии разрешения на строительство, выданного в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ Главным управлением архитектуры и градостроительства Кемеровской области, и нанесением вреда либо угрозой причинения вреда в будущем, вину причинителя вреда.

Беловским транспортным прокурором приведены доводы о том, что правило пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является общим и выполняет, прежде всего, превентивную (предупредительную функцию), обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций. Единственным обстоятельством возможного причинения какого-либо вреда в будущем, на которое указывает истец, является отсутствие разрешения на строительство, выданного Главным управлением архитектуры и градостроительства Кемеровской области в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Между тем, Беловским транспортным прокурором не доказана реальная опасность причинения вреда в будущем при ведении ответчиком строительства железнодорожного пути необщего пользования при отсутствии разрешения на строительство, выданного в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, но при наличии разрешения на строительство, выданного в соответствии с п.2 ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, а также противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, т.е. отсутствуют доказательства, подтверждающие совокупность условий предупреждения причинения вреда согласно нормам пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пункта 61 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по природопользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденного приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от 25.06.2012 N 162, Сибнедра при выдаче разрешения на строительство в соответствии с п.2 ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ проверил наличие у АО «СУЭК-Кузбасс» утвержденной в установленном порядке проектной документации по объекту капитального строительства и положительного заключения экспертизы проектной документации.

Доказательств угрозы безопасности граждан и юридических лиц, связанной непосредственно с работами по строительству железнодорожного пути необщего пользования при отсутствии разрешения на строительство, выданного Главным управлением архитектуры и градостроительства Кемеровской области в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, истцом не представлено.

Кроме того, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ при наличии разрешения на строительство, выданного в соответствии с п.2 ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, получение дополнительного (повторного) разрешения на строительство, в том числе выданного в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не требуется.

Как было указано выше, разрешение на строительство, выданное Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, никем не оспорено, в том числе Беловским транспортным прокурором, не признано недействительным, незаконным и не отменено в установленном законом порядке, действие его не прекращено.

Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

При таких обстоятельствах исковые требования Беловского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на АО «СУЭК-Кузбасс» обязанности приостановить работы по строительству железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская» до получения разрешения на строительство в Главном управлении архитектуры и градостроительства Кемеровской области в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Беловского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «СУЭК-Кузбасс» о признании незаконным бездействия по необеспечению требований градостроительного законодательства при строительстве железнодорожных путей необщего пользования, возложении обязанности приостановить работы по строительству железнодорожного пути необщего пользования с примыканием на расстоянии <адрес> углепогрузочной станции ОАО «Шахта Алексиевская» до получения разрешения на строительство в соответствии с п.2 ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено «07» августа 2018 года.

Председательствующий: подпись Е.М. Бондарь

Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-1105/2018 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области