Дело № 2-1105/2014 09 июля 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жернакова С.П.,
при секретаре Аксеновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении Приморского районного суда Архангельской области гражданское дело по заявлению <...> межрайонного прокурора <...> области, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия муниципального образования «<наименование>» по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы,
установил:
<...> межрайонный прокурор <...> области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования «<наименование>», обязании осуществить полномочия по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения МО «<наименование>» законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой установлено, что в нарушение п. 2 ст. 1, ст.ст. 2, 3, 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, п. 33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, в МО «<наименование>» не принят, что подтверждается письменным ответом главы МО «<наименование>» от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос прокурора. Таким образом, МО «<наименование>» при неосуществлении полномочий по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории муниципального образования путем разработки правового акта, регулирующего вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, допущено бездействие, повлекшее за собой нарушение законодательства о противодействии коррупции. Просит суд признать бездействие МО «<наименование>» незаконным, обязать МО «<наименование>» осуществить полномочия по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории МО «<наименование>» путем разработки правого акта, регулирующего вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Анащенко М.А. представила заявление прокурора об уточнении требований, согласно которому прокурор просит суд признать бездействие МО «<наименование>», выразившееся в неосуществлении полномочий по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории МО «<наименование>» путем разработки правового акта, регулирующего вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, незаконным.
Заинтересованное лицо - Администрация МО «<наименование>» представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Отношения к заявленным прокурором требованиям не выразило.
На основании определения суда дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений закреплены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»).
Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 2 ФЗ «О противодействии коррупции» в правовую основу противодействия коррупции включает и муниципальные правовые акты.
В силу п. 33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.
Аналогичные положения содержаться в п. 35 ч. 2 ст. 6 Устава МО «<наименование>».
В соответствии с ч. 1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; 2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; 3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления лицом предпринимательской деятельности; 5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в муниципальном образовании «<наименование>» должен быть разработан муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок увольнения (освобождению от должности) муниципальных служащих МО «<наименование>» в связи с утратой доверия.
Из письма главы муниципального образования «<наименование>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес прокурора следует, что в муниципальном образовании «<наименование>» не принят муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия.
На основании изложенного, требования прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, суд находит законными и обоснованными.
Согласно пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая решение об удовлетворении заявления, в резолютивной части решения суд указывает на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя определенные действия.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого муниципальному образованию «<наименование>» надлежит осуществить полномочия по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории МО «<наименование>» путем разработки правового акта, регулирующего вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, суд, учитывая порядок принятия муниципальных нормативных правовых актов МО «<наименование>», приходит к выводу о необходимости установления срока, продолжительностью в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
заявление <...> межрайонного прокурора <...> области, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия муниципального образования «<наименование>» по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы - удовлетворить.
Признать бездействие МО «<наименование>», выразившееся в неосуществлении полномочий по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории МО «<наименование>» путем разработки муниципального нормативного правового акта, регулирующего вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, незаконным.
Обязать МО «<наименование>» реализовать полномочия по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории МО «<наименование>» путем разработки муниципального нормативного правового акта, регулирующего вопросы увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Жернаков