Дело № 2-1105/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2015 года с. Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зинковой Е.Г.,
при секретаре Покшиной Л.С.,
с участием помощника прокурора Шипуновского района Е.Н.Шишова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ИП ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации об обязании получить разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия по устранению нарушений в области природоохранного законодательства. В обоснование требований указывает на то, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности автозаправочных станций.
Установлено, что по адресу: <адрес>, расположена АЗС, на которой осуществляется розничная торговля моторным топливом. АЗС и помещение операторской используется ИП ФИО1 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Олти». На указанной АЗС имеются организованные источники выбросов загрязняющих веществ, в том числе: 2 емкости хранения бензина, 1 емкость хранения дизельного топлива, 3 топливораздаточные колонки, а также не организованные источники выбросов - автотранспорт на заправке. Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми ИП ФИО1, в процессе использования АЗС являются: пентилены, бензолдигидросульфид (сероводород), углерод оксид, смесь углеводородов предельных, азота диоксид, углерод, сера диоксид, алканы, дигидросульфид, бензол, метилбензол и др. Таким образом, эксплуатируя АЗС по указанному адресу и образуя отходы, ИП ФИО1 оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В результате деятельности ИП ФИО1 образуются следующие виды отходов: твердые коммунальные отходы, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (ветошь, загрязненная маслами), мусор и смет производственных помещений малоопасный, ртутные лампы, отнесённые Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445) к отходам I, III, IV класса опасности, а также иные виды отходов. На территории АЗС имеется металлическая урна для сбора отходов. Вывоз мусора с территории АЗС осуществляется самостоятельно. На указанной АЗС ИП ФИО1 паспорта на отходы 1,3,4 класса опасности не разработаны, их инвентаризация не проведена, нормативы допустимых выбросов не установлены, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется. На момент проверки ИП ФИО1 осуществлялась реализация моторного топлива.
Понятие автозаправочной станции определено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 06.05.2002 года № 33 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций» (далее - Правила) как сложная многофункциональная система с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны, в связи с чем работники нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов. Данный вид деятельности не должен приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, водоемов, почвы) вредными веществами. Основным опасным и вредным химическим фактором является токсичность многих нефтепродуктов и их паров, особенно этилированных бензинов.
Просит обязать ИП ФИО1 (ИНН №) в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке: получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС, расположенную по адресу: <адрес>; разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обеспечив его согласование в Управлении Росприроднадзора и Республике Алтай; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
В судебном заседании помощник прокурора Шипуновского района Е.Н.Шишов поддержал исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, по телефону просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия, в отзыве на исковое заявлении, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что бездействие ИП ФИО1 по реализации своих полномочий в области обращения с отходами причиняет вред окружающей среде в виде загрязнения почвы и атмосферного воздуха.
Заслушав помощника прокурора, лиц, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1.5.1, 1.5.2 указанных Правил эксплуатация АЗС не должно приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, водоемов и почвы) вредными веществами выше допустимых норм. К числу основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, относятся пары нефтепродуктов, а также дымовые газы котельных.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального, обеспечивают соблюдение нормативов строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законом. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (далее - Правила), юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В нарушение приведенного положения у ИП ФИО1 отсутствует инструкция, регулирующая названные вопросы в организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду и перечень загрязняющих веществ.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, эксплуатация зданий,строений, сооружений и иных объектов, отказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Части 1 и 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляют, что нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду субъектам хозяйственной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки, и выбросы допускаются на основании разрешений выданных органами исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Аналогичные требования содержатся в ч. 4 ст. 23 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
В нарушение приведенных положений ИП ФИО1 на АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ без разрешения, что подтверждается актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов загрязняющих веществ определен постановлением Правительства РФ «Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В п. 6 указанного Положения указанного, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В нарушение указанных требований на АЗС ИП ФИО1, расположенной по адресу: <адрес>, разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух не проведена, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется. В связи с изложенными нарушениями ИП ФИО1, по постановлению ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением природных ресурсов привлечен к административной ответственности по ст. ст. 8.1 КоАП РФ, однако в силу п.4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (л.д.12-14).
В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 Алтайским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д.15-16).
Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Использование АЗС без наличия предусмотренной законодательством экологической документации нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Учитывая в совокупности обстоятельства дела суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ИП ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации об обязании получить разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 (ИНН <***>) в течении четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке: получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС, расположенную по адресу: <адрес>; разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обеспечив его согласование в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Зинкова
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2015 года.
Дело № 2-1105/2015
Р Е Ш Е Н И Е
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
16 октября 2015 года с. Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зинковой Е.Г.,
при секретаре Покшиной Л.С.,
с участием помощника прокурора Шипуновского района Е.Н.Шишова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ИП ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации об обязании получить разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ИП ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации об обязании получить разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 (ИНН <***>) в течении четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке: получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС, расположенную по адресу: <адрес>; разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обеспечив его согласование в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Зинкова