Мотивированное решение составлено 14 октября 2021 года
Дело № 2-1105/2021
УИД 76RS0021-01-2021-001247-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Румянцевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области об оспаривании решения, обязании включить в специальный стаж периоды работы, обязании назначить пенсию,
у с т а н о в и л:
ФИО1, с учетом уточнения иска обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярославском районе Ярославской области (межрайонному), в котором просила признать незаконным решение ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославском районе Ярославской области (межрайонного) от 29 октября 2020 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать включить в страховой стаж периоды работы: 01.01.2004 по 26.09.2005 гг., с 01.04.2016 по 30.06.2016 гг., с 01.01.2017 по 31.12.2018 гг., обязать назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с учетом отложенного срока с 03.10.2021 года.
В обоснование требований истица ФИО1 указала, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославском районе Ярославской области (межрайонного) от 29 октября 2020 года ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности. С решением ответчика истец не согласна, полагает, что оно противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала.
Суд заменил ответчика правопреемником – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области в связи с реорганизацией.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, доводами возражений явилось отсутствие в данных периодах работы сведений о полной выработки ставки, что не позволяет включить данные периоды в стаж.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из пп. "б" п. 8 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитывается в стаж работы независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы, при условии ее выполнения при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Наименование должностей "заместитель директора по учебно-воспитательной работе", "учитель", и наименование учреждений "общеобразовательное учреждение", "школа" входят в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, из вышеприведенных положений Правил следует, что правоустанавливающим условием приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанных работников является выполнение работы по должности заместителя руководителя учреждения за должностной оклад. При этом ведение преподавательской работы либо ее отсутствие для заместителя руководителя не имеет правового значения.
Согласно трудовой книжке ФИО1 в спорные периоды работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в муниципальном общеобразовательном учреждении Чебаковская средняя школа Тутаевского муниципального района.
Также по совместительству ФИО1 работала учителем, имела соответствующую педагогическую нагрузку.
ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве застрахованного лица с 15.01.1999 года.
Решением ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославском районе Ярославской области (межрайонного) от 29 октября 2020 года отказано истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В стаж педагогической деятельности не включены оспариваемые периоды 01.01.2004 по 26.09.2005 гг., с 01.04.2016 по 30.06.2016 гг., с 01.01.2017 по 31.12.2018 гг., поскольку в данные периоды работы отсутствовало основное условие досрочного пенсионного обеспечения – выполнение работы за должностной оклад (ставку).
Тарификационными списками, справкой о педагогической нагрузке, выданной директором школы за № 74 от 27.09.2021 года, подтверждается, что:
- за период 16.02.2016 - 31.08.2016 г. административная нагрузка (доля ставки заместителя директора у ФИО1 составляла 1 ставки,
- за период 01.09.2016 – 31.08.2017 г. педагогическая нагрузка составляла 1,11 ставки,
- за период с 01.09.2017-31.08.2018 г. педагогическая нагрузка составляла 1,06 ставки,
- за период 01.09.2018-31.12.2018 г. педагогическая нагрузка составляла 1 ставку.
Следовательно, поскольку работа выполнялась за ставку
- период с 01.04.2016 по 30.06.2016 г.,
- период с 01.01.2017 по 31.12.2018 гг. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ФИО1
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Период с 01.01.2004 по 26.09.2005 года ФИО1 имела административную нагрузку заместителя директора школы 0,61 ставки и педагогическую нагрузку 0,89 ставки, что суммарно составит 1,5 ставки, что также дает основание для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ФИО1
Таким образом, на 25.09.2020 года (дату обращения) продолжительность специального стажа составляла 25 лет 5 месяцев 23 дня, 25 лет – на 02.04.2020 года.
Поскольку с учетом включенных в страховой стаж периодов работы, специальный стаж истца составляет 25 лет на 02.04.2020 года, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с даты возникновения права с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с ч.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, то есть со 02.10.2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославском районе Ярославской области (межрайонное)№ 1480 от 29.10.2020 года об отказе в установлении (выплате) пенсии.
Обязать Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области зачесть ФИО1 в специальный трудовой стаж период работы с 01.01.2004 г. по 26.09.2005 г.; с 01.04.2016 г. по 30.06.2016 г.; с 01.01.2017 г. по 31.12.2018 г. и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со 02.10.2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Ларионова