ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1106/2016 от 05.05.2016 Бердского городского суда (Новосибирская область)

№ 2-1106/2016

Поступило 21.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2016 года г.Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Сиреевой Е.Е., с участием ст.помощника прокурора Стулиной О.Ж., представителя ответчика М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бердска, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации города Бердска Новосибирской области о понуждении к исполнению обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Бердска Новосибирской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, обратился с иском к администрации г.Бердска Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации г.Бердска по непринятию канализационных сетей по ул. Линейная г.Бердска в муниципальную собственность, об обязании администрации города Бердска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи канализационных сетей, расположенных по ул.Линейная г.Бердска. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки были установлены канализационные сети, которые не находятся в собственности города. Соответственно, не содержатся и не обслуживаются надлежащим образом, что приводило к аварийным ситуациям. При этом одними из пользователей данных сетей являются ЗАО «Бердский элеватор» и ООО «Русская Торговая Компания» На момент проверки у ООО «Русская Торговая Компания» находилось зерно федерального интервенционного фонда в количестве 35770 тонн, принадлежащее АО «Объединенная зерновая компания». Согласно ст.13 Закона РФ №4973-1 от 14.05.1993 г. «О зерне», федеральный фонд зерна используется, в том числе, для формирования государственного резервного фонда. В силу вышеизложенного сохранность зерна федерального интервенционного фонда в настоящее время не обеспечивается. Бездействие администрации города создает угрозу уничтожении хранению зерна, предназначенного для государственных целей, и, соответственно, - причинения ущерба государству, а также – благополучию населения. Ст.помощник прокурора требования поддержала.

Представитель администрации г.Бердска М.Т. требований не признала. В возражение пояснила, что администрацией города предпринимаются меры для принятия в собственность города Бердска вышеуказанных канализационных сетей. В настоящее время находится на согласовании постановление об определении эксплуатирующей организации для содержания и обслуживания бесхозяйных канализационных сетей. Все эти мероприятия требуют достаточного времени и средств. За последние годы городом принято в собственность несколько десятков бесхозяйных объектов.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.

По обращению физических представителей юридических лиц, поданного в прокуратуру г.Бердска (л.д.4-5) о наличии в г.Бердске по ул.Линейная канализационных сетей, имеющих признаки бесхозяйных, прокуратурой г.Бердска проведена проверка, в ходе которой на производственной площадке по ул.Линейная были выявлены канализационные сети, собственник которых не установлен и которые на балансе МУП «КБУ» не числятся.

Данные обстоятельства подтверждаются Уведомлением Бердского отдела Управления Росреестра (л.д.32), ответом МУП «Комбинат бытовых услуг» (л.д.28).

Канализационные сети протяженностью 690 м, диаметром от 150 мм до 300 мм, обеспечивают прием канализационных стоков, в том числе, от ЗАО «Бердский элеватор» и ООО «Русская Торговая Компания». Учредителем последнего является ЗАО «Бердский элеватор».

31.05.2012 между МУП «Комбинат бытовых услуг» и ЗАО «Бердский элеватор» (Абонент) заключен договор № 171-ВК/ЮЛ-12 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (л.д.6-8). Согласно п. 1.3 договора прием сточных вод от Абонента осуществляется в канализационную сеть МУП «КБУ», согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов Абонента к сетям водоснабжения МУП «КБУ». Пунктом 3.1.2 договора предусмотрено, что ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств, их граница устанавливается актом разграничения эксплуатационной ответственности и зон обслуживания, подписанным всеми сторонами и приложенным к настоящему договору. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.

Как следует из ответа МУП «КБУ» (л.д.28), технические условия на технологическое присоединение к системе водоотведения объектов ЗАО «Бердский элеватор» по ул. Линейная не выдавались. Водоотведение коммерческих предприятий на производственной площадке по ул.Линейная осуществляется через внутриплощадочную сеть, далее по канализационному выпуску в муниципальный коллектор д-400мм по ул.Попова, находящийся на балансе в хозяйственном ведении МУП «КБУ», в смотровом колодце КК1. Указанный смотровой колодец является границей эксплуатационной ответственности между МУП «КБУ» и коммерческими структурами, расположенными по ул.Линейная.

Канализационные сети никем не обслуживаются длительное время, в связи с чем возникали аварийные ситуации, что подтверждается актами (л.д.16, 17), в связи с чем в коллекторе происходит сброс сточных вод на территорию ЗАО «Бердский элеватор» и ООС «Русская Торговая Компания», что подтверждается фотографиями (л.д.18-19).

Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Как указано в ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся е муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа водоотведения. Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. На основании п. 2 ст. 36 Устава муниципального образования города Бердска к полномочиям администрации г.Бердска отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Бердска.

В связи с чем ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование канализационных сетей лежит на администрации городского округа.

Как указано в ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из ответа директору ООО «Русская Торговая Компания» на заявление в администрацию г.Бердска о передаче на баланс МУП «КБУ» канализационных сетей на промышленной площадке по ул.Линейная, заместителем главы администрации г. Бердска дан ответ, что передача сетей на баланс МУП «КБУ» возможна только после проведения их реконструкции, которая должна быть выполнена при долевом участии коммерческих организаций (л.д.12).

30.06.2015 г. между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от имени Российской Федерации (Государственный заказчик), в целях обеспечения государственных нужд, заключен государственный контракт № 590/21-ГК с ООО «Русская Торговая Компания» (Хранитель) (л.д.21-27). Согласно предмета данного контракта, Государственный заказчик предоставляет Хранителю право заключить в 2015 году договор на хранение в 2015-2017 годах зерна запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленного при проведении государственных закупочных интервенций в отношении зерна урожая 2015 года в объеме до 50 000 тонн с государственным агентом. между Государственным агенто02.07.2015 г. между ОАО «Объединенная зерновая компания» и ООО «Русская Торговая Компания» заключен договор №354/14 хранения зерна запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Согласно справки ООО «Русская Торговая Компания», по состоянию на 01.03.2015 г. на хранении у ООО «Русская Торговая Компания» (ЗАО «Бердский элеватор») находилось зерно федерального интервенционного фонда в количестве 35770,0 тонн, принадлежащее АО «Объединенная зерновая компания».

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 14.05.1993 №4973-1 «О зерне» зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. В соответствии со ст.5 Закона в целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей. Согласно ст.14 Закона, федеральный фонд зерна использует, в том числе, для формирования государственного резерва зерна.

Хранение зерна федерального интервенционного фонда осуществляв ООО «Русская Торговая Компания» на складах, расположенных по Линеная,5/36, по территории которой в связи с неоднократными подпора бесхозяйных канализационных сетей осуществлялся розлив сточных вод. В связи с тем, что канализационные сети в настоящее время не обслуживаются, количественно-качественная сохранность зерна федерального интервенционного фонда в полной мере не обеспечена.

Возражения представителя ответчика об отсутствии бездействия с их стороны объективно ничем не подтверждены.

Так из ответа МКУ «УЖКХ» исполнительному директору ООО «Русская Торговая Компания» от 15.01.2016 г. следует, что разработан проект постановления администрации г.Бердска «Об определении эксплуатирующей организации для содержания и обслуживания бесхозяйных канализационных сетей по ул.Линейная (район старой площадки ПО «Вега») в городе Бердске». Как пояснила представитель администрации г.Бердска в настоящем судебном заседании, до настоящего времени проект не утвержден.

Из чего следует, что ответчиком на протяжении нескольких месяцев после возникновения аварийных ситуаций на сетях до настоящего времени даже не определено лицо, ответственное за содержание и обслуживание канализационных сетей.

Доводы об отсутствии достаточных денежных средств, о длительности процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов не могут быть приняты во внимание, учитывая особую социальную и общественную значимость рассматриваемого вопроса.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать бездействие администрации г. Бердска по непринят канализационных сетей по ул. Линейная г. Бердска в муниципальную собственность незаконным.

Обязать администрацию города Бердска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи канализационных сетей, расположенных по ул. Линейная г. Бердска.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение.

Судья Кадашева И.Ф.