ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1106/2016 от 26.07.2016 Алейского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-1106/2016г.

Решение изготовлено в окончательной

форме 26 июля 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2016 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи В.П. Долженко

при секретаре О.Г. Средней,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании недействительным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась с иском к Управлению социальной защиты населения в <адрес> о признании недействительным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения возраста трех лет, возложении обязанности назначит указанную выплату, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.

ДД.ММ.ГГГГ решением № б\ н Управления социальной защиты населения по <адрес> ей было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста трех лет.

Основанием к отказу в назначении ежемесячного пособия на ребенка послужило, по мнению органа социальной защиты населения, следующее: Указом Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 № 80 при определении права на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты правила учета и перечень видов доходов семьи, правила расчета величины среднедушевого дохода устанавливаются порядком учета и перечнем видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка. В соответствии с п. 12 Порядка учета и перечня видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17.04.2014 № 184, доход от занятий предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, учитывается без уменьшения на величину расходов, до вычета налогов и обязательных страховых платежей.

Считает указанные основания противоречащими требованиям закона вследствие следующего: ее семья состоит из шести человек: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын.

Она является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов). По итогам 2015 года от предпринимательской деятельности получен доход (выручка) в сумме 2 410,68 тыс. руб., расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности составили 2 249,17 тыс. руб., сумма исчисленного налога 24,23 тыс. руб. При осуществлении расчета среднедушевого дохода членов семьи органами социальной защиты в качестве дохода была взята выручка от предпринимательской деятельности и таким образом среднедушевой доход семьи составил 34 897,6 руб. При определении среднедушевого дохода, исходя из дохода, уменьшенного на величину расходов, среднедушевой доход семьи составит 3 322,68 руб., при прожиточном минимуме 8 981,33 руб.

На основании Письма Министерства финансов Российской Федерации от 31 января 2013 г. № 03-11-10/1925 расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения. В связи с этим для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.)

На основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 03-11-10/36931 «О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы». В целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения, расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Так, статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В связи с этим полагается, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).

Одновременно сообщается, что при определении размера доходов индивидуальных предпринимателей при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, можно также руководствоваться разъяснением о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841 (приказ Минтруда России. Минфина России и Минобрнауки России от 29.11,2013 № 703н/112н/1294, зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2014 №31039).

На основании вышеизложенного, считает, что, во-первых, при расчете должны учитываться реальные доходы лица — индивидуального предпринимателя, получаемые от занятия предпринимательской деятельностью, поскольку именно реальными доходами определяются материальные возможности такого лица; во-вторых, расходы, которые действительно необходимы для осуществления деятельности, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду лица, ведь зачастую необходимость нести те или иные расходы определяет саму возможность ведения предпринимательской деятельности; в-третьих, доход уменьшают только документально подтвержденные и обоснованные для деятельности расходы, ИП на УСН с объектом «доходы минус расходы» в подтверждение своих доходов и расходов могут использовать КУДИР, которую они ведут для исчисления налога; в четвертых, суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, также должны вычитаться из базы для расчета дохода; в пятых, расчет дохода без учета «понесенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденных расходов» будет означать нарушение моих прав и прав моих несовершеннолетних детей. Просит суд признать недействительным решение Управления социальной защиты населения по городу <адрес> б/н от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, обязать Управление социальной защиты населения по городу <адрес> назначить ежемесячную денежную выплату при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет при рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения по городу <адрес>ФИО6 исковые требования не признала, указав следующее.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства установлена Федеральным законом РФ от 19.05.1995 (в ред. от 29.12.2015г.) №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из вышеуказанного Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В соответствии со ст.16 Федерального закона РФ от 19.05.1995 (в ред. от 29.12.2015г.) №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - «ежемесячная денежная выплата») на территории Алтайского края устанавливается Положением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утв. Указом Губернатора Алтайского края №80 от 11.06.2014г. (далее по тексту - «Положение»).

В соответствии с п.2.1 Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - «заявитель»), на рожденного и совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленную в Алтайском крае.

Согласно п.2.2 Положения при определении права на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты правила учета и перечень видов доходов семьи, правила расчета величины среднедушевого дохода устанавливаются порядком учета и перечнем видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка.

Порядок учета и перечень видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, утвержден Постановлением администрации Алтайского края от 17.04.2014 №184 (далее по тексту - «Порядок»). В соответствии с абзацем вторым п. 12 Порядка доход от занятий предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, учитывается без уменьшения на величину расходов, до вычета налогов и обязательных страховых платежей.

Иного порядка, действующего на территории Алтайского края, устанавливающего особые правила учета доходов индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в зависимости от системы налогообложения применяемой заявителем, для предоставления пособий на детей не предусмотрено. Руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, изданными в других целях, такими как Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996г. №841, на который ссылается заявитель, управление не может, так как в Положение, на основании которого назначается ежемесячная денежная выплата прямо определен тот нормативноправовой документ, которым следует руководствоваться при определении доходов семьи. В своем заявлении истец ссылается на Письма Министерства финансов Российской Федерации, которые по его мнению должны были учитываться органами социальной защиты населения, при определении размера доходов полученных заявителем от предпринимательской деятельности. Письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков, граждан, организаций и т.п., как правило, адресованы конкретным заявителям и имеют информационно-разъяснительный характер, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи недопустимо. Разъяснения, даваемые Минфином России, не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов. На это указывает и само Министерство финансов в своем Письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.

Решение управления социальной защиты населения по городу <данные изъяты> об отказе в назначении ФИО8 ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей от 10.05.2016г., было принято в соответствии с п.3.6 Положения - несоответствие заявителя условию, указанному в п.2.1 Положения, а именно превышение среднедушевого дохода семьи над прожиточным минимумом по основным социально-демографическим группам населения, установленному в Алтайском крае.

Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией РФ, провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. ст. 38, 39).

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации N 606 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации Указом Губернатора Алтайского края №80 от 11 июня 2014 года утверждено Положение о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Раздел 2 данного Положения устанавливает, что право на ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего ребенка или последующих детей возникает у семьи в случае рождения третьего ребенка или последующих детей и сохраняется до достижения этим ребенком возраста трех лет, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума по основным социально – демографическим группам населения, установленного в Алтайском крае.

Величина прожиточного минимума, установленная постановлением администрации Алтайского края от 30 июля 2015 года №311 «Об установлении величины прожиточного минимума на ребенка в целом по краю за 2 квартал 2015 года» составляет 8 865 руб.

Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере, указанном в пункте 2.5 настоящего Положения, независимо от числа детей, определяющих право семьи на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты (п.2.6).

Основаниями для отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты являются:

несоответствие заявителя условию (условиям), указанному (указанным) в пункте 2.1 настоящего Положения;

отсутствие одного или нескольких документов, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения;

представление заявителем недостоверных документов (сведений);

непредставление заявителем подлинников документов (копий, заверенных в установленном порядке) в срок, установленный для принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее назначении, - в случае направления заявления и необходимых документов в электронной форме без заверения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

наличие повреждений в одном или нескольких документах, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения, дефектов в написании текста документа (документов), не позволяющих однозначно истолковать его (их) содержание (п. 3.6).

Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5.6).

В силу ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" таким порядком является государственная регистрация рождения, в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия; на основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка (статья 23), которое является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей (родителя).

Как установлено в судебном заседании, у ФИО1 имеются четыре ребенка: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын., что подтверждается свидетельствами о рождении.

ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения по <данные изъяты> с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив документы о размерах дохода.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено, что права на получение выплаты на ФИО2 она не имеет, так как среднедушевой доход ее семьи превышает прожиточный минимум.

В соответствии с п.2.1 вышеуказанного Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - «заявитель»), на рожденного и совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленную в Алтайском крае.

Согласно п.2.2 Положения при определении права на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты правила учета и перечень видов доходов семьи, правила расчета величины среднедушевого дохода устанавливаются порядком учета и перечнем видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка.

Порядок учета и перечень видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, утвержден Постановлением администрации Алтайского края от 17.04.2014 №184.

В соответствии с абзацем вторым п. 12 Порядка доход от занятий предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, учитывается без уменьшения на величину расходов, до вычета налогов и обязательных страховых платежей.

Иного порядка, действующего на территории Алтайского края, устанавливающего особые правила учета доходов индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в зависимости от системы налогообложения применяемой заявителем, для предоставления пособий на детей, не предусмотрено. Суд соглашается с позицией ответчика, что руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, изданными в других целях, такими как Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996г. №841, на который ссылается заявитель, управление не может, так как в Положение, на основании которого назначается ежемесячная денежная выплата прямо определен нормативноправовой документ, которым следует руководствоваться при определении доходов семьи.

Согласно Постановлению администрации Алтайского края от 17 мая 2016 г. № 162 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю за 1 квартал 2016 года становить величину прожиточного минимума в целом по краю за 1 квартал 2016 года в расчете на душу населения - 8928 рублей, для трудоспособного населения - 9542 рубля, для пенсионеров - 7263 рубля, для детей - 8965 рублей.

Из представленных истцом в Управление социальной защиты населения документов следует, что по итогам 2015 года от предпринимательской деятельности получен доход (выручка) в сумме 2 410,68 тыс. руб., среднедушевой доход семьи составил 34 897,6 руб., что превышает среднедушевой денежный доход в Алтайском крае на 1 января 2015 года в размере 8 865 руб. и не соответствует условию (условиям), указанному (указанным) в пункте 2.1 указанного Положения.

Довод истца, что Управлением при вынесении решения не приняты разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письмах, во внимание судом не принимается, поскольку указанное разъяснение не является нормативным правовым актом, официальным разъяснением норм закона, а потому не подлежит применению судом при рассмотрении дела. Письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков, граждан, организаций и т.п., как правило, адресованы конкретным заявителям и имеют информационно-разъяснительный характер, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи недопустимо.

При этом суд обращает внимание на то, что истцом вопреки разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, на которые она ссылается в обоснование своих доводов, не представлены в Управление социальной защиты доказательства, подтверждающие реальность заявленных расходов, которые она и супруг имели при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, оснований для признания отказа Управления социальной защиты населения по <данные изъяты> в назначении и выплате ежемесячной денежной выплате ФИО2 незаконным, у суда не имеется. Требование о назначении и выплате ежемесячной денежной выплате на ребенка, так же не подлежит удовлетворению как вытекающее из первого.

На основании изложенного, требования ФИО1 суд оставляет без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 193-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по <данные изъяты> о признании недействительным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, возложении обязанности предоставить государственную услугу «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел делопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.П. Долженко

Решение не вступило в законную силу