Дело № 2-1106/2022 (УИД 73RS0004-01-2022-002735-41) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Ульяновск 20 апреля 2022 года Заволжский районный суд города Ульяновска в составе: председательствующего судьи Павлова Н.Е., при секретаре Новиковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью «ТСЖ Левобережное», администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о возложении обязанности организовать парковочные места, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ООО «ТСЖ Левобережное», администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о возложении обязанности организовать парковочные места, взыскании компенсации морального вреда Требования мотивированы тем, что ФИО3 является <данные изъяты>, проживает в первом подъезде по месту регистрации: <адрес>. ФИО1 является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в первом подъезде по месту регистрации: <адрес>. Истцы обратились с заявлениями в управляющую компанию ООО «ТСЖ Левобережное», администрацию г. Ульяновска с просьбой установить парковочные места напротив первого подъезда дома и обозначить их необходимой разметкой. ООО «ТСЖ Левобережное» ответило отказом, сославшись на то, что для установки знаков необходимо обратиться в социальные службы. Администрация г. Ульяновска обязала управляющую компанию провести общее собрание собственников. Прокуратура Заволжского района г. Ульяновска по обращению ФИО1 внесла представление об устранении нарушений закона, был установлен знак возле первого подъезда <адрес> и обустроена парковка для инвалида. Данный знак не согласован органами ГИБДД и администрацией г. Ульяновска. Таким образом, даже один знак не установлен в установленном законом порядке. Второе место для инвалидов устанавливать ООО «ТСЖ Левобережное» не дает, а органы прокуратуры дали ответ о том, что для установки второго знака требуется общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. Придомовая территория имеет парковочные карманы напротив подъезда, где имеется вход. Машины, которые используются истцами для их перевозки, зарегистрированы в установленном законом порядке и внесены в базу ФГИС ФРИ. Обязанность по предоставлению места на парковке у дома лежит на обоих ответчиках солидарно. ООО «ТСЖ Левобережное» должно установить знак, так как парковочные карманы входят в общий состав имущества многоквартирного дома. При этом обязанность по согласованию дорожных знаков лежит на администрации г. Ульяновска. Администрация г. Ульяновска отказывает в согласовании дорожных знаков из-за отсутствия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем, для установки парковочных мест для инвалидов не требуется проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Действиями ответчиков истцам были причинены нравственные страдания. Просил обязать ответчиков солидарно устранить нарушения закона и организовать 2 парковочных места в соответствии со СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” (СП 59.13330.2012) напротив первого подъезда <адрес>, в том числе организовать 2 места для инвалидов, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. каждому. Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель ответчиков администрации г. Ульяновска, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска ФИО4 в судебное заседание не явилась. В судебном заседании 19.04.2022 не согласилась с иском, просила отказать в удовлетворении иска к администрации г. Ульяновска и Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Указала, что администрация г. Ульяновска и Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска являются ненадлежащими ответчиками по делу. Установкой дорожных знаков и разметкой занимается управляющая компания за счет собственных средств или средств собственников помещений многоквартирного дома. Без проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома решить вопрос с парковочными местами невозможно. Представитель ответчика ООО «ТСЖ Левобережное» ФИО5 в судебное заседание не явилась. В судебном заседании 19.04.2022 не согласилась с иском, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, производство по делу в части требований ФИО1 прекратить. Поддержала доводы отзыва на иск, в котором указала, что для утверждения возможности организации парковки и места на парковке для специальных автотранспортных средств для инвалидов, а также установки на придомовой территории, огражденной забором, дорожных знаков для инвалидов необходимо проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и принятие соответствующего решения. Территория <адрес> не имеет статус стоянки автотранспортных средств, предназначенной для хранения легковых автомобилей. Поэтому на придомовую территорию многоквартирного дома не распространяются нормы ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о количестве выделяемых мест не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) от общего их количества. Определением суда от 16.11.2021 в связи с отказом от иска прекращено производство по делу по иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к ООО «ТСЖ Левобережное», администрации города Ульяновска об организации парковочных мест, взыскании компенсации морального вреда. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по Ульяновской области, Генеральной прокуратуры РФ, Прокуратуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Гражданским законодательством, в частности, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим. Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции РФ. Ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прямо указывает на то, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Материалами дела установлено, что согласно справке МСЭ-2017 №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Бюро-14 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» 27.12.2019 выдан для установки на транспортном средстве опознавательный знак «<данные изъяты>» в целях перевозки <данные изъяты>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, действует до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает в <адрес>. ФИО3 зарегистрирован и проживает в <адрес> Из справки № от 03.11.2011 следует, что ФИО3 является <данные изъяты> Судом установлено, что ФИО3 является собственником автомобиля Nissan NV200 VANETTE, 2014 годы выпуска, государственный регистрационный знак №. В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок, на котором истцы просят организовать парковочные места расположен на придомовой территории, что усматривается из публичной кадастровой карты. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади. Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований. Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие. В соответствии с п. 4.3. "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) планировка и оборудование зданий и сооружений, помещений, а также участков учреждений, организаций, предприятий общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения (посетителей, зрителей, покупателей, учащихся и т.д., для которых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями), должны соответствовать требованиям СП 59.13330. В остальных случаях приспособленность зданий и сооружений к доступности маломобильных групп населения должна оговариваться в утверждаемом заказчиком задании на проектирование. В соответствии с "СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" в зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов в соответствии с частью 3 настоящего СП. Автостоянки желательно размещать не далее 50 м от входа, доступного для маломобильных посетителей (п.6.7). В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" напротив первого подъезда <адрес> не организовано место для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов и (или) детей-инвалидов, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид". Как следует из материалов дела, в первом подъезде многоквартирного <адрес> проживают несовершеннолетний ФИО2 (<данные изъяты>) и ФИО3 (инвалид). Как следует из ответа УМВД России по Ульяновской области от 18.04.2022, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" функция согласования мероприятий по организации дорожного движения исключена из полномочий Госавтоинспекции. Дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличка 8.17 «Инвалиды», установленные на придомовой территории <адрес>, соответствуют ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». ООО «ТСЖ Левобережное» осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес>. Поэтому обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к своему жилому помещению должна быть возложена на нее в силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ. Материалами дела подтверждается, что ООО «ТСЖ Левобережное» приняло в управление многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы-инвалиды. При управлении общим имуществом многоквартирного дома управляющая компания обязана соблюдать, в том числе требования законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Суд приходит к выводу о том, что ООО «ТСЖ Левобережное» не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий истцам-инвалидам для беспрепятственного доступа к жилым помещениям, чем нарушаются их права и законные интересы. Таким образом, суд возлагает обязанность на ООО «ТСЖ Левобережное» организовать парковочное место для инвалидов напротив первого подъезда <адрес> в соответствии с действующими санитарными, строительными, градостроительными нормами и правилами. Поскольку установленный дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличка 8.17 «Инвалиды» соответствуют требованиям ГОСТ Р 52290-2004, то у суда не имеется оснований возлагать на ООО «ТСЖ Левобережное» обязанность организовать два парковочных места для инвалидов напротив первого подъезда <адрес>. Вопреки доводам ответчиков вопрос организации парковочного места для инвалидов не требует решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, поскольку имеется нормативное требование, которое обязано исполнить ООО «ТСЖ Левобережное». При этом жилищное законодательство не содержит императивных норм, закрепляющих отнесение к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома решение вопросов организации парковочных мест для инвалидов. Суд учитывает, что ООО «ТСЖ Левобережное» на основании представления прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска установило дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличку 8.17 «Инвалиды». При этом установка дорожного знака и таблички произведены управляющей компанией без принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Суд не находит оснований для прекращения производства по делу в части требований ФИО1 в интересах ФИО2 Действительно определением суда от 16.11.2021 в связи с отказом от иска прекращено производство по делу № 2-4413/2021 по иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к ООО «ТСЖ Левобережное», администрации города Ульяновска об организации парковочных мест, взыскании компенсации морального вреда. Однако основанием предъявления настоящего иска явилась позиция ФИО1 о том, что установленный дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличка 8.17 «Инвалиды» напротив первого подъезда <адрес> не соответствуют нормативным требованиям и не были согласованы с органами полиции. При этом данный довод ФИО1 был проверен и опровергнут судом в ходе настоящего судебного разбирательства. Суд отказывает в удовлетворении исковых требований к администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, поскольку они являются ненадлежащими ответчиками по делу. Вопрос организации парковочных мест для инвалидов на придомовой территории не отнесен законом к компетенции органов местного самоуправления. При этом их пояснений представителя администрации г. Ульяновска ФИО4 следует, что управляющая компания представляет в администрацию г. Ульяновска сведения о парковочных местах, организованных для инвалидов. После этого происходит согласование схемы парковочных мест для инвалидов. Поэтому суд учитывает, что администрация г. Ульяновска в этом случае не осуществляет организацию парковочных мест для инвалидов на придомовой территории многоквартирного дома, а фактически лишь утверждает схему парковочных мест для инвалидов, то есть выполняет процедурную функцию. Суд полагает, что истцами не доказано нарушение их прав ответчиками, предусмотренных ст. 151 Гражданского кодекса РФ, дающих основание для взыскания денежной компенсации морального вреда. Отсутствие парковочных мест само по себе не является основанием для возложения на ООО «ТСЖ Левобережное» обязанности компенсации морального вреда. Доказательств того, что действия (бездействие) ООО «ТСЖ Левобережное» повлекли нарушение личных неимущественных прав истцов не представлено. Поэтому суд не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истцов. На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ООО «ТСЖ Левобережное» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 300 руб. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: исковые требования ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично. Возложить на общество с ограниченной ответственностью «ТСЖ Левобережное» обязанность организовать парковочное место для инвалидов напротив первого подъезда <адрес><адрес> в соответствии с действующими санитарными, строительными, градостроительными нормами и правилами. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3 и в иске к администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска отказать. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ Левобережное» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 300 руб. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Н.Е. Павлов Решение изготовлено в окончательной форме 27.04.2022 |