ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1107 от 06.10.2011 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Красноармейский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Красноармейский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1107/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Полтавская 06 октября 2011 года

судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Якубовская Е.В.

с участием помощника прокурора Красноармейского района Черняк С.З.,

с участием ответчика ФИО2,

представителя третьего лица Азово-Кубанского отдела государственного контроля и надзора охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства по доверенности Гречко Г.И.,

представителя третьего лица департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по доверенности ФИО1,

при секретаре Кривенко Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноармейского района к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании незаконными действий по ограничению режима общего водопользования федеральным водным объектом, а также действий по использованию водных биологических ресурсов в новых местах обитания без разрешения органов Росрыболовства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноармейского района обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий по ограничению режима общего водопользования федеральным водным объектом посредством а также действий по использованию водных биологических ресурсов в новых местах обитания без разрешения органов Росрыболовства.

В судебном заседании помощник прокурора Черняк С.З.   иск поддержала, в обоснование требований пояснила следующее.

Прокуратурой Красноармейского района 10.08.2011г. с привлечением специалистов Азово - Кубанского отдела Росрыболовства проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 Проверкой установлено, что ИП ФИО2 осуществляет деятельность в области рыборазведения, рекреации (организации отдыха с размещением сооружений на акватории водного объекта) в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом балкой Капустяной с нарушением условий водопользования. Так, в соответствии с п. 3 условий пользования водным объектом Кубанское БВУ предоставляет в пользование ФИО2 участок вышеуказанного водного объекта при обеспечении соблюдения правил общего водопользования.

Также в соответствии с п. 7.1 договора водопользования водным объектом от 28.03.2006г. использование водного объекта для установленного вида пользования ИП ФИО2 не должно приводить к нарушению прав и законных интересов других лиц, ограничению или запрету общего водопользования.

В соответствии с п. 1, 2, 8 ст. 6 «Водного кодекса Российской Федерации» поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Проверкой установлено, что ИП ФИО2 нарушается режим общего водопользования балки Капустяной посредством взимания денежных средств с физических лиц за организацию любительского и спортивного рыболовства – вывешенной на въезде на водный объект информацией ИП ФИО2 определены следующие услуги и цены: рыбалка - 500 рублей, отдых на берегу - 150 рублей, лов со своей лодки - 200 рублей, свыше нормы - 100 рублей за 1 кг. и т.д. Помимо этого, в квитанциях об оплате услуг указывается норма выловленной рыбы на 1 человека- 5 кг.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. ИП ФИО2 данный участок водного объекта в качестве рыбопромыслового, а также для организации любительского и спортивного рыболовства не предоставлялся.

Также установлено, что ИП ФИО2 осуществляет рыболовство для отлова водных биоресурсов, выращенных в целях товарного рыборазведения, с нарушением правил рыболовства в целях рыбоводства. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ граждане и юридические лица могут осуществлять среди иных видов рыболовства рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. В соответствии с п. 4, 6, 7 приказа Росрыболовства от 01.04.2009 № 257 «Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов» рыболовство в целях рыбоводства осуществляется для отлова водных биоресурсов, выращенных в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях товарного рыбоводства. Рыболовство в целях рыбоводства осуществляется на основании разрешений, удостоверяющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов из среды их обитания. В отношении видов водных биоресурсов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы (толстолобики), осуществляется в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства.

Согласно рыбоводно-биологическому заключению в данном водоёме обитают следующие виды рыб: карась, щука, окунь, краснопёрка, плотва, сазан. Для увеличения рыбопродуктивности водоёма желательно ежегодное вселение в водоём молоди следующих видов рыб: пёстрый толстолобик, белый толстолобик, белый амур, сазан.

В соответствии с актами приёма-передачи рыбоводной продукции от 09.04.2006 г. 21.03.2007г., 12.03.2009г., 15.04.2010г. указанный водный объект зарыблен карпом и белым толстолобиком.

В соответствии с ветеринарно-сопроводительными документами на рыбу живую (белый толстолобик) от 20.11.2010г., 27.11.2010г., 04.12.2010г., 18.12.2010г., 24.12.2010г. данные водные биологические ресурсы ИП ФИО2 выловлены из б. Капустяной и направлены на автомобиле с гос. номером <***> на рынок в ст. Новомышастовскую для реализации без ограничений.

Указанный вылов рыбы произведён в отсутствие разрешений, удостоверяющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов из среды их обитания, а также квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства толстолобика в целях рыбоводства.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.

Таким образом, ИП ФИО2 осуществлял вылов рыбы в целях рыбоводства из водного объекта федерального значения в отсутствие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также вылов водных биоресурсов (толстолобик), для которых устанавливаются общие допустимые уловы, в отсутствие квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, чем нарушил права Российской Федерации как собственника водных биологических ресурсов.

Кроме того установлено, что ИП ФИО2 осуществляет разведение и использование водных биологических ресурсов в отсутствие разрешения территориального отдела Росрыболовства на переселение водных биологических ресурсов в новые места обитания.

Так, в соответствии с п.1 ст. 50 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются разведение и использование животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 46 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении - водных биологических ресурсов» акклиматизация водных биоресурсов - деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение.

В соответствии с актами приёма-передачи рыбоводной продукции от 09.04.2006г., 21.03.2007г., 12.03.2009г., 15.04.2010г. указанный водный объект зарыблен карпом и белым толстолобиком.

Проверкой установлено, в нарушение указанных норм закона ИП ФИО2 используются водные биологические ресурсы без разрешения специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, а именно территориального отдела Росрыболовства, на переселение водных биологических ресурсов в новые места обитания.

Таким образом, ИП ФИО2 используются водные биологические ресурсы в нарушение ст. 50 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что может повлечь негативное биологическое воздействие на окружающую среду. При указанных обстоятельствах, действия ИП ФИО2 по использованию водных биологические ресурсов без разрешения на переселение объектов животного мира в новые места обитания, по вылову рыбы на водном объекте балке Капустяной с нарушением правил рыболовства в целях рыбоводства, а также действия по ограничению режима общего водопользования федеральным водным объектом посредством установления платы за водопользование, в том числе за осуществление любительского и спортивного рыболовства, незаконны и нарушают права Российской Федерации как собственника водных биологических ресурсов, а также права неопределённого круга лиц на беспрепятственное и бесплатное пользование водными объектами.

Просит удовлетворить требования, признать незаконными перечисленные действия ИП ФИО2, обязать его демонтировать стенд, содержащий информацию об оказании платных услуг на водном объекте, запретить использовать и разводить водные биологические ресурсы в отсутствие разрешения территориального отдела Росрыболовства на переселение водных биологических ресурсов в новые места обитания.

Ответчик ФИО2   в судебном заседании, согласившись с требованиями о демонтаже информационных табличек о проведении платной рыбалки, против удовлетворения остальной части иска возражал, поскольку приведенных прокурором нарушений не допускал. Он не занимается акклиматизацией, добычей биологических ресурсов, действует в пределах лицензии, покупает малька рыбы, запускает его, выращивает, вылавливает и продает. Эти действия не являются ни акклиматизацией, ни рыбоводством в целях рыболовства, ни добычей биологических ресурсов, а соответственно не требуют ни получения дополнительных разрешений, ни квот на добычу.

Представитель третьего лица Азово-Кубанского отдела государственного контроля и надзора охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства по доверенности Гречко Г.И.   в судебном заседании пояснил, что действительно, по поручению Генеральной прокуратуры РФ по всему краю проведены проверки соблюдения законодательств в данной сфере. Ряд нарушений выявлен по всему краю, они более-менее типичны, но такие исковые заявления поданы только Красноармейским прокурором. Каких-либо претензий к ФИО2, кроме табличек, ограничивающих свободный доступ граждан к водным объектам, нет. Он осуществляет деятельность в пределах, установленных лицензией. Прокурор, обращаясь с иском, неверно трактует понятия «акклиматизация», «биологические ресурсы», «добыча», «рыбоводство в целях рыболовства». Таких действий, совершаемых ФИО2, в ходе проверки не было установлено. Если бы ФИО2 отлавливал судака, тарань в Азовском море или лимане и запускал бы его в свой водоем, выращивал, а затем вылавливал и продавал, то это было бы нарушением, а товарное выращивание рыбы не требует ни квот, ни разрешения на вылов. Считает, что в удовлетворении требований прокурора следует отказать, кроме требований о запрете ограничений на открытый доступ граждан к водным объектам, находящихся в пользовании ФИО2

Представитель департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, привлеченного в качестве третьего лица, по доверенности ФИО1   в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора возражал, приведя в обоснование возражений следующие доводы.

В соответствии со ст. 46 Водного Кодекса РФ 1995г. права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов индивидуальному предпринимателю ФИО2 выдана лицензия на водопользование сроком действия до 01.03.2016г. В соответствии со ст. 58 Водного Кодекса РФ 1995 года, после выдачи указанной лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным. В соответствии с этим, между департаментом по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края и индивидуальным предпринимателю ФИО2 28.03.2006г. заключен договор пользования водным объектом сроком до 01.03.2016г., договор зарегистрирован Кубанским бассейновым водным управлением в реестре договоров пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного Кодекса РФ 1995 года, действующего на момент заключения договора.

С 01.01.2007г. вступил в силу новый Водный Кодекс РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного Кодекса Российской Федерации» водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Таким образом в настоящий момент индивидуальному предпринимателю ФИО2 не требуется перезаключения действующего договора, в том числе заключения договора пользования рыбопромысловым участком для осуществления товарного рыбоводства в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 14.02.2009г. № 136 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключения такого договора».

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 20.11.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» акклиматизация водных биоресурсов – это деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение. Порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов определяется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утвержден приказом Федерального агентства по рыболовству (далее - ФАР) № 433 от 06.05.2010г. «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресурсов».

В соответствии с вышеуказанными документами, акклиматизация проводится для создания устойчивых популяций водных биоресурсов, а также создания устойчивых промысловых запасов - в трактовке ст. 9 Приказа Федерального агентства по рыболовству № 257 от 01.04.2009г. «Об утверждении порядка осуществления рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов».

В учебных пособиях и биологических словарях, в т.ч. отраслевых, даны определения: популяция - «группа свободно скрещивающихся организмов, населяющих определенный ареал» и «для популяций характерна способность к самовоспроизводству», а также «процесс полного вхождения вселенца в состав местной ихтиофауны с нормальным ежегодным воспроизведением поколений называется акклиматизацией организмов».

Растительноядные виды рыб не имеют условий для естественного воспроизводства в водоемах Краснодарского и Ставропольского краев, что послужило основанием для исключения с 2012 года их из Перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, утвержденного приказом ФАР от 19.04.2011г. № 386 «Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов».

Также растительноядные виды рыб не являются ценными видами в соответствии с приказом ФАР от 16.03.2009г. № 191 «Об утверждении перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства» и статьи 164 Налогового Кодекса РФ. Таким образом, зарыбление водоемов растительноядными видами рыб для товарного выращивания не является акклиматизацией.

В соответствии с приказом ФАР от 01.04.2009г. № 257 «Об утверждении порядка осуществления рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов» рыболовство в целях рыбоводства осуществляется для ведения рыбоводства (аквакультуры); отлова водных биоресурсов, выращенных в водных объектах рыбохозяйственного значения, в целях товарного рыбоводства; формирования ремонтно-маточных стад водных биоресурсов.

Таким образом, понятие «рыболовство в целях рыбоводства» необходимо трактовать как вылов водных биоресурсов из естественных водоемов и зарыбление их в водоемы, предоставленные для выращивания и получения товарной продукции, а также формирования ремонтно-маточных стад в контролируемых (полувольных) условиях.

Выдача разрешений на рыболовство в этом случае требуется на изъятие водных биоресурсов из естественной среды обитания в пределах выделенных квот для дальнейшего их использования в целях рыбоводства, но не на уже выращенную товарную продукцию.

Согласно письма Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от 10.11.2009г. № 5029 отношения с лицами, выращивающими товарную рыбу в русловых водоемах не регулируются Правилами рыболовства для Азово-Черноморского бассейна, утвержденными приказом ФАР от 08.09.2008г. № 149. При этом товарная рыба, выращенная в русловых водоемах Краснодарского края, является собственностью того рыбоводного хозяйства, которое ее вырастило. Отлов рыбы хозяйства могут производить любыми орудиями лова и в любое время.

На основании вышеизложенного департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края считает требования прокуратуры Красноармейского района необоснованными, поскольку ИП ФИО2 не занимается акклиматизацией, добычей водных биологических ресурсов, и просит суд отказать в удовлетворении искового заявления в этой части, в части запрета на ограничение свободного доступа к водным объектам просит принять решение на усмотрение суда.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы истца, ответчика, заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.

Прокурор Красноармейского района обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий индивидуального предпринимателя ФИО2 по ограничению режима общего водопользования федеральным водным объектом, а также действий по использованию водных биологических ресурсов в новых местах обитания без разрешения органов Росрыболовства.

Прокурор, обращаясь с иском, считает, что ИП ФИО2 осуществляет рыболовство для отлова водных биоресурсов, выращенных в целях товарного рыборазведения, с нарушением правил рыболовства в целях рыбоводства.

В обоснование доводов прокурор ссылается на п. 4, 6, 7 приказа Росрыболовства от 01.04.2009 № 257 «Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов», согласно которым рыболовство в целях рыбоводства осуществляется для отлова водных биоресурсов, выращенных в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях товарного рыбоводства. Рыболовство в целях рыбоводства осуществляется на основании разрешений, удостоверяющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов из среды их обитания. В отношении видов водных биоресурсов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы (толстолобики), осуществляется в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства. Водоем был зарыблен карпом и белым толстолобиком, которые впоследствии выловлены и реализованы. Считает, что указанный вылов рыбы был произведен в отсутствие разрешений, удостоверяющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов для осуществления рыболовства толстолобика в целях рыбоводства. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. В связи с этим истец полагает, что ИП ФИО2 осуществлял вылов рыбы в целях рыбоводства из водного объекта федерального значения в отсутствие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также вылов водных биоресурсов (толстолобик), для которых устанавливаются общие допустимые уловы, в отсутствие квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, чем нарушил права Российской Федерации как собственника водных биологических ресурсов.

Суд считает, что данный вывод прокурора основан на неверном толковании понятий, содержащихся в нормах материального права, регулирующих правоотношения в области использования водных биоресурсов.

Так, Кубанским Бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов предпринимателю ФИО2 выдана лицензия на водопользование водным объектом балка Капустянная (АЗО Капуст) от 16, 0 км. До 17, 7 км. от устья, цель использования водного объекта – рыборазведение, рекреация (организация отдыха с размещением сооружений на акватории водного объекта) (л.д. 11).

28.03.2006г. на основании лицензии между Кубанским Бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и предпринимателем ФИО2 заключен договор пользования указанным водным объектом (л.д. 13-14). Согласно рыбоводно-биологическому заключению от 18.11.2005г. в данном водоёме обитают следующие виды рыб: карась, щука, окунь, краснопёрка, плотва, сазан. Для увеличения рыбопродуктивности водоёма желательно ежегодное вселение в водоём молоди следующих видов рыб: пёстрый толстолобик, белый толстолобик, белый амур, сазан (л.д. 15).

В соответствии с приказом ФАР от 01.04.2009г. № 257 «Об утверждении порядка осуществления рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов» рыболовство в целях рыбоводства осуществляется для ведения рыбоводства (аквакультуры); отлова водных биоресурсов, выращенных в водных объектах рыбохозяйственного значения, в целях товарного рыбоводства; формирования ремонтно-маточных стад водных биоресурсов.

Таким образом, понятие «рыболовство в целях рыбоводства» необходимо трактовать как вылов водных биоресурсов из естественных водоемов   и зарыбление их в водоемы, предоставленные для выращивания и получения товарной продукции, а также формирования ремонтно-маточных стад в контролируемых (полувольных) условиях.

Выдача разрешений на рыболовство в этом случае требуется на изъятие водных биоресурсов из естественной среды обитания   в пределах выделенных квот для дальнейшего их использования в целях рыбоводства, но не на уже выращенную товарную продукцию.

Таким образом, понятие «рыболовство в целях рыбоводства» не может быть применено к деятельности, осуществляемой ИП ФИО2, поскольку из представленных документов, пояснений ответчика усматривается, что он не производит отлов рыбы из естественной среды обитания для дальнейшего ее использования, а приобретает малька (посадочный материал) определенных пород (л.д. 16-24) для выращивания ее в предоставленном ему на основании лицензии русловом водоеме.

Согласно письму Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от 10.11.2009г. № 5029 отношения с лицами, выращивающими товарную рыбу в русловых водоемах не регулируются Правилами рыболовства для Азово-Черноморского бассейна, утвержденными приказом ФАР от 08.09.2008г. № 149. При этом товарная рыба, выращенная в русловых водоемах Краснодарского края, является собственностью того рыбоводного хозяйства, которое ее вырастило. Отлов рыбы хозяйства могут производить любыми орудиями лова и в любое время.

Представители третьих лиц – Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства и департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в судебном заседании также подтвердили, что при осуществлении такого вида деятельности, которым занимается ИП ФИО2 на основании лицензии и договора, а именно рыборазведение, для вылова выращенной рыбы не требуется ни квот, ни разрешений, выращенная рыба является собственностью лица, вырастившего ее. Собственностью Российской Федерации являются биологические ресурсы, находящиеся в естественной среде обитания, то есть рыба, естественно обитающая в Азовском, Черном морях, лиманах, реках, но не товарная рыба, выращенная в русловых водоемах их пользователями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что данное требование прокурора не подлежит удовлетворению.

Также истец считает, что ответчик ИП ФИО2 осуществляет разведение и использование водных биологических ресурсов в отсутствие разрешения территориального отдела Росрыболовства на переселение водных биологических ресурсов в новые места обитания.

Данное требование также не основано на нормах действующего законодательства.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 20.11.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» акклиматизация водных биоресурсов – это деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение. Порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов определяется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утвержден приказом Федерального агентства по рыболовству (далее - ФАР) № 433 от 06.05.2010г. «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресурсов».

В соответствии с вышеуказанными документами, акклиматизация проводится для создания устойчивых популяций водных биоресурсов, а также создания устойчивых промысловых запасов - в трактовке ст. 9 Приказа Федерального агентства по рыболовству № 257 от 01.04.2009г. «Об утверждении порядка осуществления рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов».

В учебных пособиях и биологических словарях, в т.ч. отраслевых, даны определения: популяция - «группа свободно скрещивающихся организмов, населяющих определенный ареал» и «для популяций характерна способность к самовоспроизводству», а также «процесс полного вхождения вселенца в состав местной ихтиофауны с нормальным ежегодным воспроизведением поколений называется акклиматизацией организмов».

Растительноядные виды рыб не имеют условий для естественного воспроизводства в водоемах Краснодарского и Ставропольского краев, что послужило основанием для исключения с 2012 года их из Перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, утвержденного приказом ФАР от 19.04.2011г. № 386 «Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов».

Также растительноядные виды рыб не являются ценными видами в соответствии с приказом ФАР от 16.03.2009г. № 191 «Об утверждении перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства» и статьи 164 Налогового Кодекса РФ. Таким образом, зарыбление водоемов растительноядными видами рыб для товарного выращивания не является акклиматизацией.

Исходя из изложенного, учитывая мнение представителей третьих лиц, которые также подтвердили отсутствие необходимости в получении разрешения на зарыбление водоемов растительноядными видами рыб для товарного выращивания суд, не находит доводы истца в части нарушения ответчиком ФИО2 правил акклиматизации обоснованными и законными.

Также исковое заявление содержит требование о признании незаконными действий ИП ФИО2 по ограничению режима общего водопользования федеральным водным объектом посредством запрещения рыбалки.

В соответствии с п. 1, 2, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Проверкой установлено, что ИП ФИО2 нарушается режим общего водопользования балки Капустяной посредством взимания денежных средств с физических лиц за организацию любительского и спортивного рыболовства – на въезде на водный объект вывешена информация, в которой определены следующие услуги и цены: рыбалка - 500 рублей, отдых на берегу - 150 рублей, лов со своей лодки - 200 рублей, свыше нормы - 100 рублей за 1 кг. и т.д. Помимо этого, в квитанциях об оплате услуг указывается норма выловленной рыбы на 1 человека- 5 кг.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. ИП ФИО2 данный участок водного объекта в качестве рыбопромыслового, а также для организации любительского и спортивного рыболовства не предоставлялся.

Также суд учитывает, что в соответствии с п. 7.1 договора водопользования водным объектом от 28.03.2006г. использование водного объекта для установленного вида пользования не должно приводить к нарушению прав и законных интересов других лиц, ограничению или запрету общего водопользования.

При таких обстоятельствах исковые требования в части признания незаконным ограничения свободного доступа к водным объектам суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Красноармейского района удовлетворить частично.

Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя ФИО2 по ограничению режима общего водопользования федеральным водным объектом балка Капустянная (АЗО Капуст) от 16, 0 км. До 17, 7 км. от устья посредством запрещения свободного доступа для бесплатной рыбалки, обязать его демонтировать табличку, незаконно определяющую услуги и цены.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд.

Судья Е.В. Якубовская