УИД 69RS0040-02-2022-002583-94
Дело № 2-1107/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,
при помощнике судьи Ивановой Д.С.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Центрального района г. Твери – Лукьяновой А.В.,
представителя ответчика - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кесовогорского района Тверской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности организовать бескомиссионную оплату взносов за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области,
УСТАНОВИЛ:
Кесовогорский прокурор Тверской области обратился в суд г. Твери с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности организовать бескомиссионную оплату взносов на капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведен анализ исполнения ответчиком требований законодательства в части соблюдения прав граждан при оплате взносов на капитальный ремонт. На территории Кесовогорского района порядок оплаты гражданами взносов на капитальный ремонт установлен следующим образом. Расчет начислений, а также формирование и доставка платежных документов собственникам помещений осуществляется ЕРКЦ. По полученным платежным документам возможно произвести оплату онлайн (через систему Сбербанк-Онлайн), в отделениях ПАО «Сбербанк России» и ФГУП «Почта России». При этом при оплате взносов у данных платежных агентов взимается комиссия. Указанная информация размещена на сайте Фонда. Таким образом, возможность внесения взносов на капитальный ремонт без оплаты комиссии сторонней организации (платежного агента) отсутствует, то есть граждане - собственники помещений имеют возможность перечислить взносы, только оплатив комиссионный сбор. Установлено, что в ряде районов Тверской области созданы территориальные участки ЕРКЦ, проводится работа по открытию участков ЕРКЦ в других районах. Однако по состоянию на 07 апреля 2022 года возможность бескомиссионной оплаты взноса на капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области Фондом не обеспечена. Жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданами прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Однако граждане, обремененные обязанностью ежемесячно вносить средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, вынуждены для ее исполнения под угрозой штрафных санкций соглашаться на условия, диктуемые платежными агентами, уплачивая им проценты по приему денежных средств, не имея возможности выбора иного способа оплаты без несения дополнительных расходов. Следствием данной ситуации становится нарушение прав граждан на территории Кесовогорского района, выражающееся в невозможности действовать свободно в соответствии со своим волеизъявлением при внесении взносов в Фонд. Прокуратурой Кесовогорского района по результатам ранее проведенной проверки 14 февраля 2022 года и.о. генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Представление рассмотрено, 221 марта 2022 года поступил ответ, в соответствии с которым определенные меры к организации бескомиссионной оплаты взносов за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области приняты, однако нарушения не устранены. Просит возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанность организовать бескомссионную оплату взносов на капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области.
Определением суда от 19 мая 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО2, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство строительства Тверской области.
Определением суда от 20 июня 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ЕРКЦ».
Определением суда от 12 июля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области, Администрация Кесовогорского района Тверской области.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Центрального района г. Твери – Лукьянова А.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – ФИО1 просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, согласно представленными отзывам ответчик не имеет извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Фонд не является кредитной организацией, не имеет специального разрешения (лицензии) на осуществление банковских операций, не является ни расчетно-кассовым центром, ни платежным агентом, следовательно, не занимается самостоятельно сбором денежных средств с населения, в том числе не взимает самостоятельно взносы на капитальный ремонт. Между Фондом и ООО «ЕРКЦ» заключен контракт, в рамках исполнения которого ООО «ЕРКЦ» осуществляет комплексное оказание услуг по расчету (перерасчету) суммы взносов на капитальный ремонт, производит начисление пени, распечатку, доставку собственникам помещений в многоквартирных домах Тверской области платежных документов на уплату взноса на капитальный ремонт. Указывает, что оплатить взносы на капитальный ремонт без комиссии можно в кассах в офисах расчетных центов ООО «ЕРКЦ», над расширением списка которых проводится работа. Также между Фондом и Банком ВТБ (ПАО) 11 декабря 2019 года заключен договор, в рамках которого взносы на капитальные ремонт без комиссий можно оплатить как с помощью сотрудника, так и воспользоваться банкоматом в офисе банка. Кроме того, оплату взносов без комиссии можно произвести в банкоматах АО «Почта Банк» и в отделениях АО «Почта Банк», расположенных в отделениях Почты России. Также Фондом были направлены обращения в Банк ВТБ (ПАО), АО «Почта Банк» с просьбой рассмотреть возможность открытия на территориях муниципальных образований Тверской области банкоматов, филиалов, обособленных подразделений и/или иного присутствия представителей банков. Для Кесовогорского района услуги АО «Почта Банк» оказывает сотрудник Почты, физическому лицу доступен выпуск бесплатной дебетовой карты, пополнение средств через терминал, оплата взносов без комиссии. Считает, что Фонд принял исчерпывающий перечень мер, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву считает, что требования не подлежат удовлетворению. Указывает, что законодателем установлен прямой запрет на создание Фондом филиалов и представительств, в том числе для обеспечения граждан правом внесения наличных денежных средств в кассы Фонда. Ответчик не вправе использовать денежные средства, полученные от собственников в качестве взносов на капитальный ремонт, на оплату услуг платежных агентов.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ЕРКЦ» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву договорные отношения между ООО «ЕРКЦ» и поставщиками услуг Кесовогорского района Тверской области отсутствуют. Открыть на территории Кесовогорского района Тверской области участок ООО «ЕРКЦ» нерентабельно без заключения договоров с поставщиками услуг.
В судебном заседании представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Тверской области, Министерства строительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Администрации Кесовогорского района Тверской области, третье лицо ФИО2 не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте части 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В силу п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из перечисленных в названной норме права критериев.
В соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса «сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положением п. 6 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются иные предусмотренные ЖК РФ, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306 в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Согласно п. 1.1. Устава Фонд создан в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Фонд является юридическим лицом и считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс и может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (п.п. 1.7, 1.10, 1.12, 2.1 Устава).
В силу положений п. 2.3 Устава в функции Фонда входит, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ и ч. 1 ст. 5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса РФ.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен МКД.
Постановлениями Правительства Тверской области от 15 октября 2013 года № 490-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 год», от 29 июля 2014 года № 374-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2015 год» (в ред. постановления Правительства Тверской области от 23 сентября 2014 года № 479-пп), от 17 ноября 2015 года № 541-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2016 год», от 19 августа 2016 года № 273-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017 год», 12 октября 2017 года №321-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2018 год»», от 12 октября 2017 года № 321-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2018 год»», от 12 марта 2019 года № 78-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2019 год»», от 20 ноября 2020 года № 525-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (вместе с «Минимальным размером взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2020 год», «Минимальным размером взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2021 год») установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, на граждан законом возложена обязанность по оплате средств на капитальный ремонт исходя из минимального установленного размера взноса, однако, действующее законодательство не обязывает их оплачивать комиссию за перечисление денежных средств.
Как установлено проведенной прокурором Кесовогорского района Тверской области проверкой, расчет начислений, а также формирование и доставка платежных документов собственникам помещений осуществляется ООО «ЕРКЦ». По полученным платежным документам возможно произвести оплату онлайн (через систему Сбербанк-Онлайн), в отделениях ПАО «Сбербанк России» и ФГУП «Почта России». При этом при оплате взносов у данных платежных агентов взимается комиссия.
14 февраля 2022 года по результатам проведенной проверки прокурором Кесовогорского района Тверской области в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области внесено представление об устранении нарушений прав граждан, обязанных ежемесячно вносить денежные средства в счет уплаты обязательного взноса на капитальный ремонт с взиманием комиссии, установленной платежными агентами.
21 марта 2022 года Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области дан ответ о принятии мер, направленных на устранение нарушений жилищных прав граждан, в виде обращений в Банк ВТБ (ПАО), АО «Почта Банк» с просьбой рассмотреть возможность для открытия размещения на территории Кесовогорского района Тверской области банкоматов, филиалов, обособленных подразделений или иного присутствия представителей вышеуказанных банков.
Закрепление в законе нормы о праве осуществления расчетов с участием платежных агентов не исключает обязанности Фонда организовать сбор взносов на капитальный ремонт в порядке, обеспечивающем собственникам помещений многоквартирных домов возможность выбора способа оплаты: как с участием платежных агентов, так, и без их участия, либо с участием платежного агента, но без взимания комиссионного сбора.
Поскольку именно Фонд обязан организовать сбор взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а законом запрещено навязывание заключения договора, то Фонд фактически понуждает граждан к заключению договоров с платежными агентами и оплате их услуг в виде комиссионных сборов.
В Кесовогорском районе Тверской области возможность внесения взноса в Фонд капитального ремонта без уплаты комиссии в настоящее время отсутствует, что понуждает граждан соглашаться на заключение договора с платежным агентом и оплачивать его услуги. К доводам ответчика об обратном суд относится критически, поскольку доказательств обратного ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено. Из пояснений ООО «ЕРКЦ» следует, что возможность оплаты взносов на капитальный ремонт на территории Кесовогорского района отсутствует. Оплата взносов через банкомат с открытием счета в АО «Почта Банк» понуждает граждан вопреки их воле заключать договор с банком. Доказательств того, что сотрудник в каких-либо организациях принимает бескомиссионную оплату взносов на капитальный ремонт Фондом не представлено.
Статья 1 Гражданского кодекса РФ, раскрывая основные начала гражданского законодательства, закрепляет основополагающие принципы, заключающиеся в признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободе договора.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданами прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Исполнение ежемесячной обязанности по оплате средств в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области вынуждает граждан уплачивать комиссии за услугу по приему денежных средств, не имея возможности выбора иного способа оплаты без несения дополнительных расходов.
Указанное свидетельствует о том, что Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не созданы условия для беспрепятственного исполнения гражданами обязанностей по внесению взносов на капитальный ремонт без уплаты комиссионного сбора.
С учетом изложенного, исковые требования Кесовогорского прокурора Тверской области к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности организовать бескомиссионную оплату взносов на капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кесовогорского района Тверской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности организовать бескомиссионную оплату взносов за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ИНН <***>) обязанность организовать бескомисионную оплату взносов за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Кесовогорского района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Председательствующий Т.В. Кузьмина
Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2022 года.
Председательствующий Т.В. Кузьмина