ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1108/2016 от 15.09.2016 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2016 года <адрес>

Судья Баргузинского районного суда РБ Ласкина М.М., при секретаре Хасаевой Л.Ц. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к МКУ Администрация муниципального образования «Баргузинский район», Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса о понуждении устранения нарушения закона об охране озера Байкал, водного законодательства, об отходах производства и потребления.

У С Т А Н О В И Л:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к МКУ «Администрация муниципального образования «Баргузинский район», Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса о понуждении устранении нарушений закона об охране озера Байкал, водного законодательства, об отходах производства и потребления.

Исковое заявление мотивировано тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора, проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в <адрес>.

Установлено, что Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации №480 от 15.04.1996г., в <адрес> предусмотрена реализация проекта «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>».

Распоряжением Правительства Республики Бурятия №220-р от 08.05.2008г. утвержден Порядок реализации на территории Республики Бурятия вышеназванной Федеральной целевой программы. Ответственными за реализацию проекта строительства инженерной инфраструктуры в <адрес> назначены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса, Республиканское агентство по физической культуре и спорту, Администрация Баргузинского района.

Строительство объекта начато в ДД.ММ.ГГГГ, подписанием муниципального контракта на выполнение подрядных работ с ООО «Строительная компания «Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ. Цена работ, с учетом заключенного дополнительного соглашения, составила 171481081 руб.

Проектная документация «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>» получила положительное заключение государственной экспертизы ГУ «Управление госэкспертизы Республики Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ., со следующими технико-экономическими показателями: протяженность канализации – 6,903 км., производительность очистных сооружений – 150 м3/сутки; площадь полигона ТБО - 3,3 га.

В ДД.ММ.ГГГГ года Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора проведена итоговая проверка, по результатам которой установлено 50 нарушений, составлен акт итоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Замечания не устранены, в том числе не представлено гидравлическое испытание напорного коллектора и оборудования станции биологической очистки, не выполненного строительство полей фильтрации и полигона ТБО. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ. республиканской службой принято решение об отказе в выдаче заключения о соответствии.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия №А10-197/2013 от 07.04.2013г., в связи с невыполнением ООО «СК «Сибирь» принятых обязательств, указанный муниципальный контракт расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Баргузинский район» и ООО «СК «Сибирь» заключен второй муниципальный контракт на строительство инженерной инфраструктуры второй очереди . Запланировано строительство автодороги, котельной и сетей теплоснабжения. Цена контракта составила 83707000 руб.

Госстройнадзор Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ. провел плановую выездную/документарную проверки, в результате которой выявлено 3 нарушения, установлен срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ. На основании обращения застройщика от ДД.ММ.ГГГГ. Госстройжилнадзор продлил срок устранения замечаний до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени нарушения не устранены.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-4873/2012 от 07.02.2013г., муниципальный контракт по 2 очереди также расторгнут в связи с невыполнением ООО «СК «Сибирь» принятых обязательств.

С учетом обстоятельств: принятия результатов выполненных работ, расторжения контрактов, признания ООО «СК «Сибирь» несостоятельным, необходимости завершения конкурсного производства, Арбитражный суд Республики Бурятия решил, что администрация МО «Баргузинский район» обязана принять от конкурсного управляющего незавершенные строительством сооружения объектов «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес><адрес> 1-й и 2-й очереди» (дело №А10-3754/2013).

Перечень принятых администрацией района сооружений отражен в акте приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГг. и приведен ниже:

Электроснабжение. ВЛЭ-10 кВ

Канализация. Блок очистных сооружений

Канализация. Автодорога

Канализация. Трансформаторная подстанция

Канализация. Наружное электроосвещение

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 1)

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 2)

Канализация. Резервуар - усреднитель

Канализация. Наружные сети канализации

Канализация. Электрические сети

Полигон ТБО. Караульное помещение

Полигон ТБО. Площадка для мойки контейнеров

Полигон ТБО. Железобетонная ванна

Полигон ТБО. Котлован

Полигон ТБО. Трансформаторная подстанция

Полигон ТБО. Выгреб

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Производственно-вспомогательное здание

Полигон ТБО. Скважина

Полигон ТБО. ВЛЭ-10 кВ

Водоснабжение. Наружные сети водопровода

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Производственно-вспомогательное здание

Водоснабжение. Караульное помещение

Водоснабжение. Трансформаторная подстанция

Водоснабжение. Контррезервуар

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Водоразборная будка

Водоснабжение. Электрические сети

Автомобильная дорога

Сети теплоснабжения

Модульная газовая котельная

Газгольдер (2 шт)

Благоустройство (ограждение)

Электрические сети

Наружные сети канализации

Выгреб

Пожарный резервуар (2 шт.)

Таким образом, администрацией МО «Баргузинский район» принята в собственность инженерная инфраструктура для обеспечения экологической защиты оз. Байкал в селе Максимиха 1-й и 2-й очереди, включающие в себя не принятые в эксплуатацию объекты инженерной инфраструктуры.

ДД.ММ.ГГГГ, заведомо зная о неработоспособности принятых по решению арбитражного суда сооружений, администрацией района заключен муниципальный контракт с ООО «Китой» на строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>, вторая очередь строительства, 2-й пусковой этап. Цена контракта составила 205082270 руб.

Контрактом предусмотрено строительство следующих линейных объектов и сооружений: сети водоснабжения, сети водоотведения, сети электроснабжения, слаботочные сети, блок-стоянка на 1 пожарную машину.

Согласно справке Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора подрядчиком работы выполнены в полном объеме.

Перечень сооружений объекта «Строительство инженерной инфраструктуры

для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>» 2-я очередь строительства,

2 пусковой этап

Наименование

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Объект эксплуатируется

Блок-стоянка на 1 пожарную машину:

Имеется

нет

Сети водоотведения:

Имеется

нет

Канализационная насосная станция (КНС-1):

Имеется

нет

Канализационная насосная станция (КНС-2):

Имеется

нет

Сети водоснабжения:

Имеется

Да

Скважина

Имеется

Да

Контррезервуар:

Имеется

Да

Повысительная насосная станция (ПНС):

Имеется

нет

ВЛ -10 кВ

Имеется

Да

ВЛ-0,4 кВ

Имеется

Да

Трансформаторные подстанции:

-250 кВа – 1 шт.;

-160 кВа - 2 шт.;

- 100 кВа - 1 шт.

Имеется

Да

Однако, в связи с тем, что в целом объект капитального строительства стоимостью 460270351 руб. (согласно заключенных контрактов) не завершен строительством и не эксплуатируется, администрацией района не обеспечена надлежащим образом охрана объекта, объект периодически подвергается нападкам вандалов и расхитителей оборудования. Здания инфраструктуры разрушаются, технологическое оборудование разукомплектовывается и разворовывается.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что на территории <адрес> находится более 100 жилых домов, а также около 30 гостевых домов, пансионатов, туристических баз и домов отдыха, оказывающих туристические услуги гражданам, в том числе по проживанию и питанию. В ходе проверки туристических объектов повсеместно выявлялись факты сброса сточных вод в негерметичные выгреба, несанкционированное размещение отходов производства и потребления, безлицензионное водопользование и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, в связи с тем, что объекты инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты оз. Байкал в <адрес> не эксплуатируются, гражданами и юридическими лицами осуществляется:

неконтролируемое недропользование в части добычи подземных вод, качество которой часто остается неизвестной;

сброс жидких бытовых отходов на рельеф местности или непосредственно в почву;

загрязнение прилегающего к <адрес> лесного фонда и территории поселения твердыми бытовыми (коммунальными) отходами;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от используемых на каждом объекте печей и котлов для отопления строений.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч.16 ст.65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

<адрес> расположено в границах водоохранной зоны озера Байкал и соответственно эксплуатация хозяйственных и иных объектов допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.6 Федерального Закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.

Однако, не введенные в эксплуатацию сооружения по экологической защите озера Байкал в <адрес> не обеспечивают возможность соблюдения указанных норм закона. Субъекты предпринимательской деятельности даже при наличии желания не имеют возможности подключения и использования названных сооружений.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч.2 ст.39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Сброс неочищенных сточных вод местным населением, гостевыми домами, пансионатами, туристическими базами, расположенными в <адрес>, загрязняет озеро Байкал и создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде.

Строительство и эксплуатация инженерной инфраструктуры в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», как следует из названия, осуществлялось с целью защиты озера Байкал. Однако указанная цель ФЦП не достигнута ввиду ненадлежащего исполнения своих полномочий Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса и администрацией МО «Баргузинский район».

Именно Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия №131 от 14.04.2009г., является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.

Основными задачами Министерства являются, в том числе обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса; развитие и совершенствование территории республики путем строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения; определение и обеспечение реализации приоритетных направлений модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса.

Полномочия Министерства определены в разделе 3 Положения. К ним, в частности относятся:

организация работы с федеральными органами государственной власти по финансированию объектов капитального строительства;

разработка предложений по формированию перечня объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия;

внесение в Министерство финансов Республики Бурятия предложений по формированию республиканского бюджета и финансированию подведомственных Министерству учреждений.

осуществление полномочий получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства.

осуществление функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства жилищно-коммунального назначения.

Таким образом, организация работ по финансированию строительства объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал, связанные с водоснабжением, водоотведением и теплоснабжением входит в полномочия Министерства.

Кроме того, именно неправомерные действия должностных лиц государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», учредителем которого выступает Министерство, привели к срыву надлежащего выполнения работ по строительству инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес><адрес> и реализации ФЦП на территории Баргузинского района Республики Бурятия.

Не введение в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал, приводит к сбросу неочищенных стоков, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и нарушают все вышеперечисленные требования законодательства.

Действия администрации Баргузинского района – собственника инженерной инфраструктуры, по не введению их в эксплуатацию, являются незаконными, поскольку нарушают права неопределённого круга лиц - граждан, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Закона, на жизнь и здоровье, на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.

Определяя ответственность администрации МО «Баргузинский район» также следует учесть, что согласно ст.3 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

3 обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

4) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Организация водоснабжения населения в границах сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района (ст.6 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из вышеуказанного следует, что организация водоснабжения <адрес> находится в компетенции администрации МО «Баргузинский район».

Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен Федеральным законом «Об охране окружающей среды», согласно ст.76 которого, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; изменения правоотношения.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, поскольку инженерная инфраструктура для охраны озера Байкал не введена в эксплуатацию, в связи с чем, прокурором подаётся иск в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц.

Кроме того, исковое заявление подается в интересах Российской Федерации, являющейся собственником водного объекта – озера Байкал, на сохранение его целостности, биологического разнообразия водных биологических ресурсов, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечению экологической безопасности.

Указанное дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так как требования прокурора вытекают из экологических правоотношений, предъявлены в защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку непринятие мер по вводу в эксплуатацию инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал создает реальную угрозу загрязнения объекта всемирного наследия (определение Верховного суда РБ от 11.07.2016 по делу №33-4197). На основании вышеизложенного просят:

1. Понудить муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «Баргузинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод в эксплуатацию объектов:

- «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>» 1-я очередь строительства:

Электроснабжение. ВЛЭ-10 кВ

Канализация. Блок очистных сооружений

Канализация. Автодорога

Канализация. Трансформаторная подстанция

Канализация. Наружное электроосвещение

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 1)

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 2)

Канализация. Резервуар - усреднитель

Канализация. Наружные сети канализации

Канализация. Электрические сети

Полигон ТБО. Караульное помещение

Полигон ТБО. Площадка для мойки контейнеров

Полигон ТБО. Железобетонная ванна

Полигон ТБО. Котлован

Полигон ТБО. Трансформаторная подстанция

Полигон ТБО. Выгреб

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Производственно-вспомогательное здание

Полигон ТБО. Скважина

Полигон ТБО. ВЛЭ-10 кВ

Водоснабжение. Наружные сети водопровода

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Производственно-вспомогательное здание

Водоснабжение. Караульное помещение

Водоснабжение. Трансформаторная подстанция

Водоснабжение. Контррезервуар

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Водоразборная будка

Водоснабжение. Электрические сети

- «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>» 2-я очередь строительства:

Автомобильная дорога

Сети теплоснабжения

Модульная газовая котельная

Газгольдер (2 шт)

Благоустройство (ограждение)

Электрические сети

Наружные сети канализации

Выгреб

Пожарный резервуар (2 шт.)

2. Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в вводе в эксплуатацию объекта «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес> 1-й и 2-й очереди», путем организации работ по финансированию строительства объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Алиев Р.С. уточнил исковые требования, что в целях устранения выявленных нарушений законодательства необходимо осуществить ввод в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес> в <адрес> Республики Бурятия, в том числе путем продления разрешения на строительства , при наличии соответствующего заявления и завершения строительства 1 очереди с учетом внесенных изменений в проектную документацию, предусматривающую 1 чашу полигона по захоронению твердых коммунальных отходов. На основании вышеизложенного просят:

1. Понудить муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «Баргузинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод в эксплуатацию объектов:

- «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты оз. Байкал, <адрес>» 1-я очередь строительства:

Электроснабжение. ВЛЭ-10 кВ.

Канализация. Блок очистных сооружений

Канализация. Автодорога

Канализация. Трансформаторная подстанция

Канализация. Наружное электроосвещение

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 1)

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 2)

Канализация. Резервуар - усреднитель

Канализация. Наружные сети канализации

Канализация. Электрические сети

Полигон ТБО. Караульное помещение

Полигон ТБО. Площадка для мойки контейнеров

Полигон ТБО. Железобетонная ванна

Полигон ТБО. Котлован

Полигон ТБО. Трансформаторная подстанция

Полигон ТБО. Выгреб

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Производственно-вспомогательное здание

Полигон ТБО. Скважина

Полигон ТБО. ВЛЭ-10 кВ

Водоснабжение. Наружные сети водопровода

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Производственно-вспомогательное здание

Водоснабжение. Караульное помещение

Водоснабжение. Трансформаторная подстанция

Водоснабжение. Контррезервуар

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Водоразборная будка

Водоснабжение. Электрические сети,

в том числе путем организации софинансирования работ в соответствии с бюджетным законодательством Республики Бурятия

- «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>» 2-я очередь, 1 пусковой этап»:

Автомобильная дорога

Сети теплоснабжения

Модульная газовая котельная Газгольдер (2 шт)

Благоустройство (ограждение)

Электрические сети

Наружные сети канализации

Выгреб

Пожарный резервуар (2 шт.)

2. Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно - коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в вводе в эксплуатацию объекта «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>, 1-я очередь», путем организации работ по финансированию строительства объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с бюджетным законодательством Республики Бурятия.

В судебном заседании старший помощник прокурора по доверенности Алиев Р.С. исковые требования с уточнением поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель МКУ «Администрация муниципального образования «Баргузиснкий район» по доверенности ФИО1 с иском согласен, только без требования о софинсировании. Мы возражаем только в этой части. Ввод объекта в эксплуатацию это полномочия субъекта.

В судебное заседание представитель Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не явились, поступило от Министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия ФИО2 заявление о признании иска, а именно – обязание Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в вводе в эксплуатацию объекта «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес><адрес>,1-я очередь», путем организации работ по финансированию строительства объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с бюджетным законодательством Республики Бурятия, с учётом понуждения МКУ «Администрация МО «Баргузинский район» организовать софинансирование указанных работ. Последствия призвания иска разъяснены и понятны. Просят рассмотреть данное исковое заявление с уточнением в отсутствие представителей Минстроя Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО3 требования истца поддерживает в полном объеме. Просит обязательно понудить завершить строительство ввода инженерной инфраструктуры в с.Максимиха.

В судебное заседание представитель Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора не явились, направили в суд отзыв о том, что они в полном объеме поддерживают исковое заявление истца.

В судебное заседание представитель Государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия не явились, просили рассмотреть без их участия в связи с высокой загруженностью специалистов и направили отзыв и приобщить к материалах дела. Заявленные исковые требования просят удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Статья 18 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. Способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление подается прокурором района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в связи выявленными нарушениями природоохранного законодательств.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч.16 ст.65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Согласно ст.6 Федерального Закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч.2 ст.39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В ходе судебного заседания установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора проведена итоговая проверка, по результатам которой установлено 50 нарушений, составлен акт итоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Замечания не устранены, в том числе не представлено гидравлическое испытание напорного коллектора и оборудования станции биологической очистки, не выполненного строительство полей фильтрации и полигона ТБО.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Баргузинский район» и ООО «СК «Сибирь» заключен второй муниципальный контракт на строительство инженерной инфраструктуры второй очереди .

Администрацией МО «Баргузинский район» принята в собственность инженерная инфраструктура для обеспечения экологической защиты оз. Байкал в селе Максимиха 1-й и 2-й очереди, включающие в себя не принятые в эксплуатацию объекты инженерной инфраструктуры.

ДД.ММ.ГГГГ, администрацией района заключен муниципальный контракт с ООО «Китой» на строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>, вторая очередь строительства, 2-й пусковой этап.

Однако, в связи с тем, что в целом объект капитального строительства (согласно заключенных контрактов) не завершен строительством и не эксплуатируется, администрацией района не обеспечена надлежащим образом охрана объекта, объект периодически подвергается нападкам вандалов и расхитителей оборудования.

На территории <адрес> находится более 100 жилых домов, а также около 30 гостевых домов, пансионатов, туристических баз и домов отдыха, оказывающих туристические услуги гражданам, в том числе по проживанию и питанию. В ходе проверки туристических объектов повсеместно выявлялись факты сброса сточных вод в негерметичные выгреба, несанкционированное размещение отходов производства и потребления, безлицензионное водопользование и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, организация работ по финансированию строительства объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал, связанные с водоснабжением, водоотведением и теплоснабжением входит в полномочия Министерства.

В случаях действия администрации Баргузинского района – собственника инженерной инфраструктуры, по не введению их в эксплуатацию, являются незаконными, поскольку нарушают права неопределённого круга лиц - граждан, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Закона, на жизнь и здоровье, на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.

Довод МКУ Администрации МО «Баргузинский район» о том, что не согласны софинансирование работ в соответствии с бюджетным законодательством не обоснован, поскольку в соответствии ст.8 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ-III (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 26.06.2007) бюджетные полномочия финансового органа Республики Бурятия, органов местного самоуправления, органов управления территориальным государственным внебюджетным фондом, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств определяются Бюджетным кодексомРоссийской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Бурятия и органов местного самоуправления (в ред. Закона Республики Бурятия от 03.03.2016 N 1643-V).

Согласно п. 3.11 Постановления Правительства РБ от 22.04.2016 N 153 (Приложения №2) доля софинансирования муниципального образования не может быть менее десяти процентов от совокупного объема финансирования за счет средств местного и республиканского бюджетов.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что МКУ Администрации МО «Баргузинский район» обязаны обеспечить организацию софинансирования в соответствии с бюджетным законодательством Республики Бурятия.

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199,173ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к МКУ «Администрация муниципального образования «Баргузинский район», Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса о понуждении устранить нарушения закона об охране озера Байкал, водного законодательства, об отходах производства и потребления удовлетворить в полном объеме.

1. Понудить муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «Баргузинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод в эксплуатацию объектов:

- «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>» 1-я очередь строительства:

Электроснабжение. ВЛЭ-10 кВ.

Канализация. Блок очистных сооружений

Канализация. Автодорога

Канализация. Трансформаторная подстанция

Канализация. Наружное электроосвещение

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 1)

Канализация. Канализационная насосная станция

Канализация. Трансформаторная подстанция (КНС 2)

Канализация. Резервуар - усреднитель

Канализация. Наружные сети канализации

Канализация. Электрические сети

Полигон ТБО. Караульное помещение

Полигон ТБО. Площадка для мойки контейнеров

Полигон ТБО. Железобетонная ванна

Полигон ТБО. Котлован

Полигон ТБО. Трансформаторная подстанция

Полигон ТБО. Выгреб

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Пожарный резервуар

Полигон ТБО. Производственно-вспомогательное здание

Полигон ТБО. Скважина

Полигон ТБО. ВЛЭ-10 кВ

Водоснабжение. Наружные сети водопровода

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Скважина

Водоснабжение. Производственно-вспомогательное здание

Водоснабжение. Караульное помещение

Водоснабжение. Трансформаторная подстанция

Водоснабжение. Контррезервуар

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Автодорога

Водоснабжение. Водоразборная будка

Водоснабжение. Электрические сети, в том числе путем организации софинансирования работ в соответствии с бюджетным законодательством Республики Бурятия

- «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>» 2-я очередь, 1 пусковой этап»:

Автомобильная дорога

Сети теплоснабжения

Модульная газовая котельная Газгольдер (2 шт)

Благоустройство (ограждение)

Электрические сети

Наружные сети канализации

Выгреб

Пожарный резервуар (2 шт.)

2. Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно - коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в вводе в эксплуатацию объекта «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты <адрес>, <адрес>, 1-я очередь», путем организации работ по финансированию строительства объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с бюджетным законодательством Республики Бурятия.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РБ в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.М.Ласкина

Копия верна М.М.Ласкина