ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1108/2017 от 13.07.2017 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2017 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Фроловой О.В.

при секретаре Шумовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ПАО «Ставропольэнергосбыт» о признании действий по включению в договоры энергоснабжения п.3.1.2 и 3.1.7 незаконными, возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по СК обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Ставропольэнергосбыт» о признании действий по включению в договоры энергоснабжения п.3.1.2 и 3.1.7 противоправными, возложении обязанностей.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил действия ПАО «Ставропольэнергосбыт» по включению в договоры энергоснабжения п.3.1.2 и п. 3.1.7 признать не законными, возложить на ответчика обязанности. В обоснование заявленных исковых требований истец указал следующее.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06 апреля 2004 года № 154 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

В соответствии с п.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1, ч. 4 п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Пунктами 8.19, 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека №720 от 09 июля 2012 года, предусмотрено право Управления предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей.

Предметом иска является требование неимущественного характера о признании действий ответчика незаконными и прекращении незаконных действий в интересах неопределенного круга лиц.

В адрес Территориального отдела поступило требование о проведени совместной проверки деятельности НМО ПАО «Ставропольэнергосбыт», от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки Новотроицкого межрайонного отделения ПАО «Ставропольэнергосбыт» по адресу: <адрес> установлено, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» осуществляет продажу электрической энергии гражданам по договорам электроснабжения.

Представленный для анализа договор электроснабжения , заключенный ДД.ММ.ГГГГ с гражданкой Р., адрес исполнения договора: жилой дом (домовладение), расположенный в <адрес> не соответствовал нормам п.34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, а именно условия:

пункта 3.1.2, согласно которого, потребитель обязуется обеспечивать, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, беспрепятственный доступ с 08 -00 до 21-00 уполномоченным лицам Гарантирующего поставщика и сетевой организации по предъявлению служебного удостоверения к средствам коммерческого учета для их обследования, проверки, осмотра схемы учета, для снятия показаний средств коммерческого учета электрической энергии;

пункта 3.1.7., согласно которого, Потребитель обязуется в случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоящего договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергию на дату расторжения договора, ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномочен той организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственник и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пп. «е» и «ж» п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель обязан: допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемoe жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время; допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Таким образом, установленные организацией ПАО «Ставропольэнергосбьп» в договоре электроснабжения , заключенном ДД.ММ.ГГГГг с гражданкой Р., условия п.3.1.2 противоречат ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 горда №2300-1 «О защите прав потребителей», п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Законом РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Основанием для предъявления Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Изобильненском районе настоящего иска содержащего требования о признании действий ответчика, выразившихся в нарушении прав потребителей при продаже электрической энергии незаконным и возложении обязанности осуществлять деятельность в соответствии с законодательством РФ, является осуществление ПАО «Ставропольэнергосбыт» деятельности, сопряженной с нарушениями норм законодательства в сфере защиты прав потребителей, предусматривающее право потребителя на защиту, где определить круг потребителей (например, имеющих намерение заказать или приобрести) невозможно. Типовой договор электроснабжения (для собственников жилых домов) размещен на сайте ПАО «Ставропольэнергосбыт» в сети Интернет www.staves.ru, пункты 3.1.2 и 3.1.7 типового договора содержат условия: Потребитель обязуется обеспечивать, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, беспрепятственный доступ с 8-00 до 21 -00 уполномоченным лицам Гарантирующего поставщика и сетевой организации по предъявлению служебного удостоверения к средствам коммерческого учета для их обследования, проверки, осмотра схемы учета, для снятия показаний средств коммерческого учета электрической энергии (п.3.1.2). В случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоян его договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергии на дату расторжения договора (п.3.1.7).

Таким образом, понятие «беспрепятственный доступ с 8-00 до 21-00» вводит неограниченный круг потребителей в заблуждение при предоставлении услуги электроснабжения, нарушает права потребителей на достоверную информацию об их обязанностях, поскольку, допуск представителей исполнителя для проверки показаний приборов учета установлен только в заранее согласованное время. Последствие отказа потребителем исполнителю такого (незаконного) доступа в занимаемое им жилое помещение, это составления акта об отказе в допуске и в последующем измененный размер платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, что приводит к материальному (имущественному) ущербу, способствует укрытию имеющихся фактов нарушений прав потребителей и невозможности потребителей к самореализации своих прав;

понятие «сетевая организация» вводит неограниченный круг потребителей в заблуждение при предоставлении услуги электроснабжения, нарушает права потребителей на достоверную информацию, поскольку, такое понятие как «сетевая организация» отсутствует в Законе РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилах №354. Информация о том, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» устанавливает под понятием «сетевая организация» в договоре электроснабжения (для собственников жилых домов) как в заключенном в письменной форме, так и размещенном в сети «Интернет», отсутствует. Под понятием «сетевая организация» могут посещать жилые помещения граждан любые представители организаций, имеющие похожие понятия, например сетевая организация Регионгаза, сетевая организация Водоканала, сетевая организация «Магнита», «Глории Джинс» и тому подобные;

пункт 3.1.7 вводит неограниченный круг потребителей в заблуждение при предоставлении услуги электроснабжения, нарушает права потребителей на достоверную информацию об их обязанностях, поскольку, в соответствии с установленными Правилами №354 обязанностями и иными обязанностями, предусмотренными жилищным законодательством Российской Федерации, обязанность по информированию потребителем исполнителя за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) дома (квартиры) не установлена. Пунктом 8.2 срок действия, изменение и расторжение договора в заключенном в письменной форме договоре и размещенном на сайте в сети Интернет договоре электроснабжения (для собственников жилых домов) оговорено, что договор может быть изменен дли расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством РФ. При таком условии расторжения договора, включенная обязанность потребителю в п.3.1.7 незаконна, так как обязанность граждан по информированию юридических лиц за 30 дней до момента осуществления сделке по продаже (обмену) дома (квартиры) о расторжении договора не установлена ГК РФ.

В соответствии со ст.ст. 8, 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемые им товары (работы, услуги).

Включением в договор электроснабжения (для собственников жилых домов) условий: в пункт 3.1.2 понятий: «беспрепятственный доступ с 8-00 до 21 -00» и «сетевой организации» и пункта 3.1.7 «В случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоящего договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергию на дату расторжения договора» ПАО «Ставропольэнергосбыт» нарушает права неограниченного круга потребителей на предоставление необходимой и достоверной информации.

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей признаются недействительными (ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» заявление уполномоченного органа о защите прав неопределенного круга потребителей рассматриваются по месту нахождения ответчика.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24, 131 ГПК РФ, ст.ст.40,46 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», просил суд признать действия ответчика по включению в договоры электроснабжения (для собственников жилых домов) в пункт 3.1.2 понятий: «беспрепятственный доступ с 8-00 до 21-00» и «сетевой организации» и пункта 3.1.7 «В случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоящего договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергию на дату расторжения договора» на момент проведения проверки незаконными в отношении неопределенного круга потребителей; возложить на ответчика обязанность исключить из договоров электроснабжения (для собственников жилых домов) в пункте 3.1.2 понятия: «беспрепятственный доступ с 8-00 до 21-00» и «сетевой организации» и пункт 3.1.7 «В случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоящего договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергию на дату расторжения договора»; возложить на ответчика обязанность, при удовлетворении требований заявителя, довести до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом решение суда в течение 15 дней после вступления данного решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности и.о. начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по СК в Изобильненском районе Г. обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика ПАО «Ставропольэнергосбыт» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика по доверенности К. обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя ПАО «Ставропольэнергосбыт». Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ПАО «Ставропольэнергосбыт» по доверенности К. предоставил в суд письменные возражения, в которых просил суд отказать Управлению Роспотребнадзора по СК в удовлетворении исковых требований, в виду того, что истцом не представлено доказательств не соответствия п.п. 3.1.2 и 3.1.7 нормам действующего законодательства. Возражения представителя ответчика приобщены к материалам дела.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по СК ДД.ММ.ГГГГ совместно с прокуратурой Изобильненского района и специалистами Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору проведена проверка исполнения законодательства в ПАО «Ставропольэнергосбыт».

В ходе проверки установлено, что поставка коммунальных ресурсов (электроснабжения) потребителям в многоквартирных домах и расчеты за них осуществляется НМО ПАО «Ставропольэнергосбыт» непосредственно с собственниками помещений в многоквартирных домах по прямым договорам, типовой договор размещен на официальном сайте.

В ходе выборочной проверки договоров электроснабжения установлено, что п.п. 3.1.2 и 3.1.7 договора электроснабжения , заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Р. ущемляют права потребителя, что подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, директор НМО ПАО «Ставропольэнергосбыт» П. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушение ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ, по факту обстоятельств установленных проверкой ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В соответствие со ст. 46 Закон РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Круг лиц (потребителей), в интересах которых Управлением подано исковое заявление, является неопределенным, поскольку, условия размещенного на официальной сайте ответчика Типового договора, являются обязательными для потребителей и не подлежат изменению при подписании его сторонами.

В соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из п.п. 8.19, 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК, следует, что Управление имеет право предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей.

Таким образом, Управлению Роспотребнадзора по СК ст. 46 ГК РФ и Законом РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставлено право на обращение в суд в интересах неопределенного круга потребителей с целью защиты их прав.

Давая оценку доводам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК, изложенным в исковом заявлении, о том, что действия ответчика по включению в Типовой договор, размещенный на сайте www.staves.ru п.3.1.2 в части указание «беспрепятственный доступ с 08-00 часов до 21- часа » и «сетевой организации» и 3.1.7 противоречит требованиям ст.ст. 8,10,16 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» и п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Права и обязанности сторон по договору энергоснабжения электрической энергией определяются ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861.

Законом РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», закреплено понятие потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 8 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а, дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Из ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» усматривается, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В информационной сети Интернет на официальном сайте ответчика, по адресу: www.staves.ru размещен Типовой договор, обязательный для заключения между гарантирующим поставщиком электроэнергии, которым является ПАО «Ставропольэнергосбыт» и потребителем.

Как уставлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, на условиях, установленных в Типовом договоре, осуществляется оказание услуг потребителям, физическим лицам, собственникам жилых домов, что так же подтверждается договором .

Согласно п. 3.1.2 Типового договора, потребитель обязуется обеспечивать, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, беспрепятственный доступ с 08 -00 до 21-00 уполномоченным лицам Гарантирующего поставщика и сетевой организации по предъявлению служебного удостоверения к средствам коммерческого учета для их обследования, проверки, осмотра схемы учета, для снятия показаний средств коммерческого учета электрической энергии.

Истцом оспаривается п.3.1.2 Типового договора в части указания понятий «беспрепятственный доступ с 08-00 часов до 21-00 часа» и «сетевая организация».

В обоснование данного требования истец указывает, что понятие «беспрепятственный доступ с 8-00 до 21-00» вводит неограниченный круг потребителей в заблуждение при предоставлении услуги электроснабжения, нарушает права потребителей на достоверную информацию об их обязанностях, поскольку, допуск представителей исполнителя для проверки показаний приборов учета установлен только в заранее согласованное время. Судом указанные доводы истца не могут быть приняты по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 раздела 2 Правил № 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг является техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

Согласно пп. «б» п. 32 Правил № 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;

В силу пп. «г» п. 32 Правил № 354, исполнитель вправе осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета.

Из пп. «е» и «ж» п. 34 Правил № 354, следует, что потребитель обязан: допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время; допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Согласно п. 82 Правил № 354, исполнитель обязан: проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Указанный пункт необходимо оценивать во взаимосвязи с п.п. 83 и 85 Правил № 354, из которых усматривается, что проверки, указанные в п. 82 Правил проводятся по согласованию с потребителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

В п.2 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» закреплено понятие сетевой организации сетевые организации, как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Из пп. «л» п. 14 Правил № 861 следует, что при исполнении договора потребитель услуг обязан беспрепятственно допускать уполномоченных представителей сетевой организации в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии в порядке и случаях, установленных договором.

Кроме того, из п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 предусмотрено наделение сетевых организаций полномочиями по проверке соблюдения потребителями требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условия заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также полномочиями на проведение проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Таким образом, право гарантирующего поставщика и представителей сетевой организации на беспрепятственный доступ к средствам коммерческого учета для их обследования, проверки, осмотра схемы учета, не является безграничным, поскольку, не должно осуществляться в нарушение требований установленных п.п. 32,34,82 Правил № 354, что так же отражено в п. 3.1.2 Типового договора. В частности в оспариваемом пункте указано, что потребитель обязан обеспечивать беспрепятственный доступ в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Судом не принимаются доводы истца, о том, что понятие «сетевая организация» вводит неограниченный круг потребителей в заблуждение при предоставлении услуги электроснабжения, нарушает права потребителей на достоверную информацию, поскольку, такое понятие как «сетевая организация» отсутствует в понятиях Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» и «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06 мая 2011 года. Информация о том, что ПАО «Ставропольэнергосбыт» устанавливает под понятием «сетевая организация» в договоре электроснабжения (для собственников жилых домов) как в заключенном в письменной форме, так и размещенном в сети «Интернет», отсутствует. Под понятием «сетевая организация» могут посещать жилые помещения граждан любые представители организаций, имеющие похожие понятия, например сетевая организация Регионгаза, сетевая организация Водоканала, сетевая организация «Магнита», «Глории Джинс» и тому подобные, по следующим основаниям.

Как указано выше понятие сетевой организации содержится в Правилах № 861, обязательных для исполнения потребителями электроэнергии.

Кроме того, п. 11 Типового договора, содержит информацию о сетевой организации, к объектам электрохозяйства которой непосредственно присоединены электоропринимающие устройства потребителя.

Из Договора , представленного истцом следует, что в данном случае, сетевой организацией является Филиал ПАО «МРСК Северного-Кавказа» - «Ставропольэнерго» Новотроицкие электрические сети.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что п. 3.1.2 Типового договора не содержит условий ущемляющих прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Указанные в данном пункте Типового договора условия направлены на реализацию безопасного обеспечения потребителей электрической энергией, и не приводят к нарушению закрепленного в ст. 25 Конституции РФ принципа неприкосновенности жилища.

Кроме того, наличие в действиях ответчика запрещенного ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» попыток сокрытия от потребителя полной информации об оказываемых услугах, по материалам дела не установлено.

Вместе с тем, Управлением заявлено требование о возложении на ПАО «Ставропольэнергосбыт» обязанности исключить из п.3.1.2 договоров энергоснабжения (для собственников жилых домов) понятий «беспрепятственный доступ с 08-00 часов до 21-00 часа» и «сетевая организация», которое не подлежит удовлетворению, поскольку, по мнения суда, п.3.1.2 Договора соответствует требованиям законодательства.

Согласно п.3.1.7 Типового договора, в случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоящего договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергию на дату расторжения договора.

Истцом заявлено требование о признании действий ответчика по включению в договоры энергоснабжения (для собственников жилых домов) указанного пункта, незаконными.

В обоснование данного требования истец указывает, что пункт 3.1.7 вводит неограниченный круг потребителей в заблуждение при предоставлении услуги электроснабжения, нарушает права потребителей на достоверную информацию об их обязанностях, поскольку, в соответствии с установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354 от 06 мая 2011 года обязанностями, предусмотренными жилищным законодательством Российской Федерации, обязанность по информированию потребителем исполнителя за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) дома (квартиры) не установлена. Пунктом 8.2 срок действия, изменение и расторжение договора электроснабжения (для собственников жилых домов) в заключенного в письменной форме и размещенного на сайте в сети Интернет оговорено, что договор может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством РФ. При таком условии расторжения договора, включенная в п.3.1.7 обязанность потребителю незаконна, так как обязанность граждан по информированию юридических лиц за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) дома (квартиры) о расторжении договора не установлена ГК РФ. Суд соглашается с указанными доводами Управления, поскольку, они основываются на положениях ГК РФ, ЖК РФ, Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правил № 354.

Конституция РФ в ст. 35 устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В ч.ч. 1 и 2 ст. 209 ГК закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч.1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Из ч.1 ст. 546 ГК РФ следует, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

Права и обязанности потребителя коммунальных услуг установлены в разделе V Правил № 354 и не содержат дополнительных обязанностей по уведомлению исполнителя об отчуждении потребителем жилого помещения за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену).

Таким образом, каких либо ограничений, связанных с заблаговременным уведомлением Гарантирующего поставщика электроэнергии об отчуждении потребителем принадлежащего ему имущества, законодателем не установлено. Кроме того, ч.1 ст. 546 ГК РФ, закреплено право потребителя на расторжение договора, при условии уведомления энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

При этом, п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ, устанавливает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса. Следовательно, само по себе информирование либо не информирование Гарантирующего поставщика о смене собственника жилого помещения не влечет для сторон Договора юридических последствий.

Доводы представителя ответчика, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, о том, что указанный пункт Договора относится к порядку его расторжения, а его редакция изложена в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, судом не принимаются, поскольку, условия устанавливающие срок действия, условия изменения и расторжения договора содержатся в разделе 8 Договора. Так, согласно п.8.2, Договор может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством РФ. Из анализа вышеприведенных норм ГК РФ, ЖК РФ и Правил № 354, следует, что обязанность возложенная п. 3.1.7 Типового договора, на потребителя при отчуждении имущества, законодателем не установлена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ответчика по включению в договоры электроснабжения (для собственников жилых домов) п. 3.1.7, не законны, поскольку, данное условие направлено на ущемление потребителя в правах по сравнению с правилами, установленными законами и иными нормативно правовыми актами РФ и возлогает на потребителя дополнительных обязанностей.

Кроме того, Управлением заявлено требование о возложении на ответчика обязанности исключить из договоров электроснабжения (для собственников жилых домов) п. 3.1.7, которое по мнению суда, подлежит удовлетворению, так как действия, ответчика по включению указанного пункта в договоры является незаконным.

Согласно абз. 2 ст. 46 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с п. 53 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 «Закона о защите прав потребителей», в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

Принимая во внимание указанные положения закона и правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности довести до сведения потребителей настоящее судебное решение путем его размещения в средствах массовой информации или в информационной сети Интернет на официальном сайте ответчика, по выбору ответчика, в течение 15 дней с даты вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ПАО «Ставропольэнергосбыт» о признании действий по включению в договоры энергоснабжения п.3.1.2 и 3.1.7 незаконными, возложении обязанностей, удовлетворить в части.

Признать действия ПАО «Ставропольэнергосбыт» по включению в договоры электроснабжения (для собственников жилых домов) п.3.1.7 «В случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоящего договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергию на дату расторжения договора», незаконными.

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ПАО «Ставропольэнергосбыт» о признании действий по включению в договоры электроснабжения (для собственников жилых домов) в пункт 3.1.2 понятий: «беспрепятственный доступ с 8-00 до 21-00» и «сетевой организации» на момент проведения проверки незаконными в отношении неопределенного круга потребителей, отказать.

Возложить на ПАО «Ставропольэнергосбыт» обязанность исключить из договоров электроснабжения (для собственников жилых домов) пункт 3.1.7 «В случае продажи (обмена) дома (квартиры) письменно за 30 дней до момента осуществления сделки по продаже (обмену) сообщить Гарантирующему поставщику о расторжении настоящего договора и произвести полный расчет за поставленную электрическую энергию на дату расторжения договора».

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ПАО «Ставропольэнергосбыт» о возложении обязанности исключить из договоров электроснабжения (для собственников жилых домов) в пункте 3.1.2 понятия: «беспрепятственный доступ с 8-00 до 21-00» и «сетевой организации», отказать.

Возложить на ПАО «Ставропольэнергосбыт» обязанность довести до сведения потребителей настоящее судебное решение путем его размещения в средствах массовой информации или в информационной сети Интернет на официальном сайте ответчика, по выбору ответчика, в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Фролова О.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 июля 2017 года.