ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1109 от 27.11.2017 Узловского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2017 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

Председательствующего судьи Румянцевой В.А.,

при секретаре Дерр С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1109 по иску ФИО1 к администрации МО Узловский район о возмещении убытков,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО Узловский район о возмещении убытков, ссылаясь на то, что является пенсионером и получает пенсию за выслугу лет, установленную в соответствии с законами Тульской области «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области» № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года и ранее действовавшим № 58-ЗТО от 03 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих области»(утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением Главы МО «г. Узловая и Узловский район» от ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 40 лет 00 месяцев 09 дней муниципальной службы как замещавшей должность <данные изъяты> администрации МО «г. Узловая и Узловский район» из ежемесячного денежного содержания 11584 рубля 52 копейки, где 5696 рублей должностной оклад, 2848 рублей надбавка за особые условия муниципальной службы (50%), 1708 рублей 80 копеек надбавка за выслугу лет (30%) и 1331 рубль 72 копейки ежемесячная премия в размере 1/12 общей суммы за 12 месяцев, предшествующих оставлению службы, что составило 23,38% от должностного оклада. Общая сумма доплаты определена была в 80% от денежного содержания, что составило 9267,62 рубля.

С ДД.ММ.ГГГГ правоотношения по назначению и выплате пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим в Тульской области регулируются Законом Тульской области № 610-ЗТО, на основании которого лицам, которым доплата к государственной пенсии была начислена до вступления в силу указанного закона, пенсия за выслугу лет должна назначаться по нормам нового закона. При этом среднемесячный заработок определяется путем деления суммы начисленного денежного содержания за 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Следовательно, размер премии в денежном содержании для определения пенсии не может быть менее 25%. Ответчик обязан был в трехмесячный срок произвести соответствующий перерасчет размера ранее установленной доплаты к пенсии с учетом содержания в нем премии в размере 25% вместо 23,38% и направить новую справку о размере денежного содержания в отдел социальной защиты населения для перерасчета пенсии за выслугу лет. Это сделано не было, тогда как отделом социальной защиты по документам пенсионного дела произведен перерасчет пенсии с уменьшением ее размера с 80 до 75% от денежного содержания.

С ДД.ММ.ГГГГ отделом соцзащиты населения по Узловскому району на основании письма администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет ее денежного содержания, из которого ей назначена доплата к государственной пенсии, т.е. 11584,52 рубля, путем индексации на коэффициенты повышения должностных окладов по периодам, произведенных ранее перерасчетов на основании распоряжений администрации МО Узловский район, в результате чего денежное содержание было определено в сумме 21007,25 рубля, в том числе должностной оклад 10329,07 рубля. С этой суммы денежного содержания с ДД.ММ.ГГГГ исчисляется и выплачивается пенсия за выслугу лет. При этом надбавка премии в денежном содержании оставлена в прежнем заниженном размере 23,38%. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ пенсия выплачивалась ей в заниженном размере, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплата составила 139109,82 рубля (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ пенсия выплачивалась в более высоком размере, определенном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

Просит установить в ее денежном содержании для исчисления пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ надбавку премии в размере 25% от должностного оклада в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Тульской области № 610-ЗТО, обязать администрацию МО Узловский район произвести ей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет денежного содержания, принятого при установлении доплаты к государственной пенсии распоряжением главы МО «г. Узловая и Узловский район» от ДД.ММ.ГГГГ с применением единых коэффициентов согласно письму администрации от ДД.ММ.ГГГГ, установив надбавку премии в размере 25% от должностного оклада, а произведенный перерасчет направить в отдел социальной защиты населения по Узловскому району для перерасчета пенсии за выслугу лет и причитающихся доплат к государственной пенсии. Также просила взыскать с администрации МО Узловский район убытки в виде недополученной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсии за выслугу лет в сумме 139109,82 рубля.

От ответчика поступили возражения, в которых установление в денежном содержании для исчисления пенсии за выслугу лет ежемесячной премии в размере 25% от должностного оклада, а соответственно и перерасчет такого содержания с учетом ежемесячной премии в размере 25% с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 1 ст. 7 Закона Тульской области № 610-ЗТО, считает обоснованным. С учетом произведенного истцу перерасчета ежемесячной премии в составе денежного содержания с 23,38% до 25% с ДД.ММ.ГГГГ, сумма недополученной истцом пенсии составляет на ДД.ММ.ГГГГ 290,07 рубля. В обоснование ссылается на то, что при назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 учитывалось денежное содержание в размере 11584,52 рубля, состоящее из должностного оклада в сумме 5696 рублей, надбавки за напряженность 50% в сумме 2848 рублей, надбавки за выслугу лет 30% в сумме 1708,8 рубля, ежемесячной денежной премии 23,38% в сумме 1331,72 рубля.

Поскольку уменьшение денежного содержания лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет будет ухудшать их положение, изменение денежного содержания по Закону Тульской области от 28 декабря 2005 года «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области» от 28 декабря 2005 года № 660-ЗТО, где должностной оклад заместителя начальника управления стал составлять 4749 рублей, истцу не производилось.

Решением Собрания представителей Узловского района «О ежемесячных денежных вознаграждениях, денежных поощрениях лиц, замещающих муниципальные должности и должностных окладах муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы МО Узловского района» от ДД.ММ.ГГГГ с января 2007 года утверждены новые должностные оклады муниципальных служащих, где должностной оклад <данные изъяты> стал 5700 рублей. Так как изменений у лиц, замещавших должности муниципальной службы и являющихся получателями пенсии за выслугу лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производилось, то указанный в расчете истца коэффициент 1,9 применяться не должен.

В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объёме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика- администрации Муниципального образования Узловский район по доверенности ФИО3 иск не признала, поддержав доводы, изложенные в возражениях. Кроме того пояснила, что органами социальной защиты коэффициенты индексации применены без учета конкретных обстоятельств, в связи с чем пенсия истцу выплачивалась в большем размере. На день рассмотрения дела сумма недоплаты в размере 290,07 рубля выплачена за счет излишне выплачиваемых до настоящего времени сумм. Увеличение пенсий с ДД.ММ.ГГГГ не производилось, поскольку с этой даты были увеличены лишь должностные оклады работающим лицам до размеров, которые были у них до изменения системы оплаты труда, введенной в 2006 году. В тоже время размер пенсий соответствующим образом в период с 2006 года по ДД.ММ.ГГГГ не уменьшался.

Представитель третьего лица ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО4, оставила вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за 40 лет 00 месяцев 09 дней муниципальной службы в соответствии с Законом Тульской области № 58-ЗТО от 23 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих области» и постановлением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных, районных в городе, поселковых и сельских администраций области» из ежемесячного содержания 11584,52 рубля.

В указанное месячное содержание были включены должностной оклад в сумме 5696 рублей, надбавка за выслугу лет в сумме 1708 рублей 80 копеек(30%), надбавка за особые условия работы в сумме 2848 рублей 00 копеек(50%) и среднемесячный размер премии в сумме 1331 рубль 72 копейки (то есть 23,38% от должностного оклада), что подтверждается справкой главы города и района МО «г. Узловая и Узловский район».

В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» (далее Закон № 58-ЗТО) состав денежного содержания, учитываемого при определении размера доплаты к пенсии государственному служащему, устанавливается в соответствии со статьей 18 Закона области "О государственной службе Тульской области". В соответствии с этой статьёй Закона Тульской области № 51-ЗТО от 29 мая 1997 года денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются на основе законов РФ и Тульской области.

Согласно п. 8 Приложения к Закону № 58-ЗТО (далее Приложение) месячное денежное содержание государственного служащего для исчисления размера доплаты к пенсии определяется по государственной должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты.

Согласно п. 9 этого же Приложения сумма доплаты устанавливается в рублях. При определении размера доплаты сумма до 50 копеек включительно не учитывается, более 50 копеек округляется до 1 рубля.

Как следует из п. 10 Приложения в состав денежного содержания государственного служащего, учитываемого при определении размера доплаты к государственной пенсии, включаются: должностной оклад, надбавки к должностному окладу за классификационный разряд (классный чин, специальные звания), особые условия государственной службы (за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, секретность), выслугу лет и другие, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом премии для исчисления месячного денежного содержания учитываются в размере 1/12 их общей суммы за 12 месяцев, предшествующих оставлению государственной службы, с применением индексов повышения должностных окладов за период, прошедший после выплаты премии. Премии, носящие единовременный характер, при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются.

Согласно п. 14 Приложения при увеличении в централизованном порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности государственного служащего департаментом социальной защиты населения администрации области производится перерасчет размера доплаты, исходя из нового размера денежного содержания по указанной должности, о чем выносится соответствующее распоряжение. При этом в случае увеличения в централизованном порядке должностных окладов с применением единого для всех должностей коэффициента новый размер денежного содержания для исчисления суммы доплаты к пенсии определяется путем умножения величины денежного содержания, исходя из которого производилась указанная доплата до очередного увеличения должностных окладов, на упомянутый коэффициент. Перерасчет доплаты производится с даты изменения денежного содержания.

Анализируя указанные нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при определении денежного содержания истице для назначения доплаты к государственной пенсии все виды выплат, учитываемые для этого в соответствии с законом № 58-ЗТО, подлежали определению в суммовом выражении, а не в процентном от должностного оклада, как это определяется для работающих государственных и муниципальных служащих. Последующее увеличение денежного содержания по этой же должности либо должностных окладов не предусматривает повторный пересчет денежного содержания, из которого будет исчисляться доплата к государственной пенсии, путём сложения вновь исчисленных составляющих этого содержания(оклада, надбавок за выслугу лет, особые условия работы, премии). Такое увеличение должно было осуществляться либо, исходя из нового, в централизованном порядке установленного размера денежного содержания по должности, либо путём умножения установленного при первоначальном назначении доплаты к государственной пенсии денежного содержания на коэффициент повышения должностного оклада. Пересчет в последующем денежного содержания после его первоначального определения для исчисления доплаты к государственной пенсии по частям либо отдельно каждой из его составляющих действовавшим на тот период законодательством не предусматривался. Не предусмотрен такой перерасчет и Законом № 610-ЗТО.

С 14 августа 2005 года вступил в силу Закон Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», которым был изменён порядок исчисления пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 7 этого Закона размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским (муниципальным) служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за расчетный период - последние 12 полных месяцев государственной гражданской (муниципальной) службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии за выслугу лет. Среднемесячный заработок определяется путем деления суммы начисленного за 12 месяцев денежного содержания на 12. Если в расчетном периоде произошло повышение (увеличение) в централизованном порядке денежного содержания, среднемесячный заработок за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения (увеличения) денежного содержания. Размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской (муниципальной) службы.

В соответствии с этим же законом лицам, которым ежемесячная доплата к пенсии была назначена до вступления его в силу, пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с этим Законом. Для исчисления размера пенсии за выслугу лет таким лицам органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом в трехмесячный срок производится перерасчет размера ранее установленной ежемесячной доплаты к пенсии по нормам, предусмотренным этим Законом. Перерасчет производится по имеющимся документам. В случае, если сумма пенсии и ранее назначенной доплаты к ней превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающийся по нормам нового Закона, пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с новым Законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.

Такой перерасчет был произведён, размер пенсии ФИО1 исчислен, исходя из размера 75% от денежного содержания, что ниже ранее назначенной доплаты, в связи с чем она получала пенсию в прежнем более высоком размере.

Вместе с тем, при осуществлении перерасчета истцу необоснованно в состав среднемесячного заработка включена ежемесячная премия в размере 23,38% вместо 25% от должностного оклада. Ответчик признал заявленные требования в части перерасчета денежного содержания с учетом премии в размере 25% от должностного оклада, указав, что денежное содержание истицы в этом случае по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должно было составлять 11676,80 рублей, пенсия за выслугу лет соответственно должна была составлять 8757,6 рубля (75%*11676,8). В этой части расчеты сторон разногласий не имеют.

Поскольку это также меньше размера ранее выплачиваемой надбавки к государственной пенсии, ФИО1 продолжали выплачивать пенсию в более высоком размере, то есть в сумме 9267,62 рубля ежемесячно до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, истец полагал, что в таком размере пенсия должна была выплачиваться лишь до ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии подлежал увеличению на коэффициент 1,09 в соответствии с решением Собрания представителей Узловского района «О ежемесячных денежных вознаграждениях, денежных поощрениях лиц, замещающих муниципальные должности и должностных окладах муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы МО Узловский район» от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения главы администрации МО Узловский район «О пенсиях за выслугу лет муниципальным служащим, замещающим ранее муниципальные должности муниципальной службы» от ДД.ММ.ГГГГ

Действительно повышение денежного содержания лицам, замещавшим ранее муниципальные должности муниципальной службы, производилось с ДД.ММ.ГГГГ по постановлению главы администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, данным постановлением было произведено увеличение в централизованном порядке денежного содержания, в результате которого вышеназванным лицам были установлены должностные оклады в размерах, получаемых ими до введения в действие Закона Тульской области «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области» от 28 декабря 2005 года № 660-ЗТО во исполнение которого эти должностные оклады устанавливались в меньшем размере. Распоряжение главы администрации об изменении пенсий за выслугу лет на соответствующий коэффициент не выносилось, поскольку соответствующее уменьшение пенсий в 2006 году в связи с уменьшением денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не производилось. Применение оспариваемого коэффициента к пенсиям за выслугу лет поставило бы в неравные условия работающих лиц и пенсионеров, поскольку необоснованно увеличило бы денежное содержание последних по сравнению с работающими. В связи с этим доводы истицы о необходимости увеличить размер её пенсии за выслугу лет на коэффициент повышения должностных окладов является несостоятельным, а пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачена ей по нормам ранее действовавшего законодательства в полном размере.

По вопросу применение последующих коэффициентов между сторонами разногласий не имеется. Соглашаясь с расчетом ответчика в части применения коэффициентов увеличения пенсии, суд не принимает его ввиду наличия в нем арифметических ошибок. Увеличив размер пенсии истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на соответствующие коэффициенты, суд приходит к выводу о том, что пенсия истца соответственно составит с учетом премии 25% от должностного оклада:

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 9633,36 рубля (8757,6*1,1);

- за ДД.ММ.ГГГГ года 11463,7 рубля (9633,36*1,19);

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 12495,43 рубля (11463,7*1,09);

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 13245,16 рубля (12495,43*1,06);

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 14569,67 рубля (13245,16*1,1).

Общая сумма пенсии, подлежащая выплате, составила за спорный период 1507045,11 рубля, тогда как сумма фактически выплаченная - 1508829,44 рубля. Следовательно, по состоянию на день ДД.ММ.ГГГГ истцом получена пенсия в больше, чем причитается, размере. Ввиду отсутствия вины истца указанная переплата взысканию не подлежит.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Последующие повышения производились также соответствующими постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ в виде увеличения в централизованном порядке денежного содержания, в связи с чем доводы истицы о последующем применении коэффициентов, на которые фактически производилось повышение должностных окладов, являются несостоятельным. Кроме того, законодательством Тульской области в дальнейшем устанавливалось предельное значение окладов по конкретным должностям в централизованном порядке, что предусматривалось в соответствующем бюджете, а при таких обстоятельствах производить увеличение денежного содержания истицы на определённый коэффициент оснований не имелось.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1 к администрации МО Узловский район о возмещении убытков оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Румянцева