ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11090/2016 от 12.08.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-11090/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 12 августа 2016 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Смирниковой В.Г. единолично, при секретаре Сивцевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ___ Якутского транспортного прокурора к ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» об обязании в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить судовое свидетельство об управлении безопасностью

установил:

___ Якутского транспортного прокурора обратился в суд с иском к ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» об обязании в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить судовое свидетельство об управлении безопасностью, указывая на то, что в результате проверки безопасности плавания установлено, что на судно «___ отсутствует судовое свидетельство об управлении безопасностью. Просит обязать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить в ФАУ «___» судовое свидетельство об управлении безопасностью на указанное судно.

Представитель истца ___ Якутского транспортного прокурора Глушкова Е.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Ишаков И.В. с иском не согласился, просил отказать.

Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» на праве оперативного управления принадлежит судно «___, о чем имеется выписка о зарегистрированных правах от ____2016 г.

Из материалов дела следует, что Якутской транспортной прокуратурой проведена проверка о безопасности плавания в ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей». По результатам установлено, что планируется эксплуатация судна «___, между тем на судно отсутствует судовое свидетельство об управлении безопасностью.

Установленные обстоятельства подтверждаются объяснением Л.___ от ____ 2016 года, списком судов, не получивших судовое свидетельство об управлении безопасностью от ____2016 г. и ответчиком не оспаривается.

Согласно основным понятиям, данным в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ), судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.

Положениями статьи 34.1 КВВТ РФ также установлено, что эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 5).

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 6 статьи 34.1 КВВТ РФ).

Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (пункт 8 статьи 34.1 КВВТ РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 34.1 КВВТ проверка применения на судне системы управления безопасностью (далее - проверка СУБ судна) осуществляется по заявке судовладельца (далее - судовая заявка) в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью (далее - судовое свидетельство) или его ежегодного подтверждения (далее - ежегодная проверка СУБ судна) организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (пункт 17 Правил).

В соответствии с п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обращаться в суд с исками в защиту неопределенного круга лиц. В данном случае, с учетом возможности причинения вреда жизни и здоровью, а также нанесения урона благоприятной гражданам окружающей среде вследствие несоблюдения требований законодательства к безопасности судов, прокурор обратился в суд правомерно, способ защиты прав избран им правильно.

Поскольку факт выявленных в ходе прокурорской проверки и указанных в исковом заявлении нарушений законодательства судовладельцем ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в отношении судна «___, нашел свое подтверждение, данное обстоятельство свидетельствует о наличии угрозы безопасности плавания, может повлечь возникновение транспортного происшествия, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах исковые требования ___ Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, подлежат взысканию с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в ФАУ «___» судовое свидетельство об управлении безопасностью на судно «___.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.Г. Смирникова