Дело № 2-1109/18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 21 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2018 года.
Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания, в составе:
председательствующего судьи Караевой З.В.,
при секретаре судебного заседания Сланове Г.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, к ФИО4 ФИО1, при участии третьего лица – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе РСО-Алания о прекращении статуса ветерана боевых действий,
установил:
Военный прокурор Владикавказского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО4 ФИО1 о прекращении статуса ветерана боевых действий ФИО4 ФИО1 и обязании сдать удостоверение «Ветеран боевых действий», впоследствии истец уточнил исковые требования, просил прекратить статус ветерана боевых действий ФИО4 ФИО1.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РСО-Алания.
Заявленные требования обоснованы тем, что Военной прокуратурой Владикавказского гарнизона проведены надзорные мероприятия части, касающейся законности выдачи гражданскому персоналу 31 военной поликлиники Минобороны России удостоверений ветеранов боевых действий. Проверкой установлено, что в 2005 году на основании заявки начальника 31 поликлиники Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ на получение удостоверений ветеранов боевых действий ФИО4 ФИО1, было получено удостоверение «ветеран боевых действий» серии БК №. Изучением представленных ФИО4 ФИО1 документов, подтверждающих ее право на получение данного удостоверения установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом № ФИО4 ФИО1 принята на работу в 31 поликлинику на должность сестры-хозяйки. В копии трудовой книжки ФИО4 ФИО1 имеется запись, что она привлекалась и принимала участие в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе. При этом в указанных документах какие-либо ссылки на приказы командира (начальника) о фактическом выполнении указанными лицами задач в зоне вооруженного конфликта, отсутствуют. Кроме того, указанным лицом представлены выписки из приказов начальника 31 поликлиники № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ№ об участии в организации работы эвакуационного приемника на вертолетной площадке «Гизель». Однако изучением книг приказов начальника 31 поликлиники по личному составу и по общим вопросам за 2000 год установлено, что в представленных выписках содержатся сведения, не соответствующие действительности, поскольку приказы руководством 31 поликлиники МО РФ об участии перечисленных лиц в организации работы эвакуационного приемника не издавались. Опрошенная в ходе проверки ФИО4 ФИО1 также подтвердила, что в командировки на территорию Чеченской Республики в период с 1994 по 2004 годы не убывала, участие в боевых действиях не принимала. Истец считает, что удостоверение «Ветеран боевых действий» получено ФИО4 ФИО1 необоснованно, поскольку факт ее непосредственного участия в боевых действиях или осуществления функций, приравненных к участию в боевых действиях, не подтверждён. Просит прекратить статус ветерана боевых действий ФИО4 ФИО1
В судебном заседании представитель военного прокурора помощник военного прокурора Владикавказского гарнизона лейтенант юстиции ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, исковые требования удовлетворить, прекратить статус ветерана боевых действий ФИО4 ФИО1.
Ответчик ФИО4 ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГисковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.В судебные заседания ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не явилась, о дате и времени была извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие расписки. Об уважительных причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещённого в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В условиях предоставления законом равного объёма процессуальных прав, перечисленных в статье 35 ГПК РФ, неявка лиц в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца,суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства,о чем вынесено соответствующее определение.
Представитель третьего лица - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе ФИО5 Хаджимуратовна, действующая на основании доверенности от 15.01.2018г. № Ф-160, в судебное заседание не явилась, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение вопроса по делу оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации подлежат удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что ФИО4 ФИО1 была принята на должность медицинской сестры-хозяйки приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В трудовой книжке имеется запись начальника 31 военной поликлиники МО РФ, подполковника медицинской службы ФИО3 от 01.01.2005г., о выполнении ФИО4 ФИО1 задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе, без указания периода и конкретного места их выполнения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В Приложении к Федеральному закону «О ветеранах» приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III Приложения (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 158-ФЗ) указано на исполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002г. № 158-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ; утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ) (далее по тексту – ФЗ № 130-ФЗ) контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.
Согласно статье 19 ФЗ № 130-ФЗ к лицам, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащим правовой и социальной защите относятся:
1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом;
2) лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий;
3) члены семей лиц, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом.
В 2005 году выдача удостоверений ветеранов боевых действий осуществлялась в соответствии с инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в первоначальной редакции, действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции, основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительныхгарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (в первоначальной редакции, действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), которым определено, что дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации предоставляются следующим категориям лиц:
а) проходящим службу в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
б) командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики.
в) направленным в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов.
г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно подпункту «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.
Таким образом, приобретение статуса ветерана боевых действий зависит от непосредственного участия в боевых действиях или осуществления функций, приравненных к участию в боевых действиях. При этом, осуществление трудовой деятельности гражданскими лицами в воинских частях и учреждениях, включенных в перечень воинских частей, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил), не означает непосредственного участия в боевых действиях.
Как установлено судом, в предусмотренные законом периоды ответчик в Чеченской Республике службу не проходила, не направлялась туда в служебные командировки в составе воинских формирований, не принимала участие в контртеррористической операции, не обеспечивала безопасность на административной границе с Чеченской Республикой.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал. Сам факт осуществления трудовой деятельности гражданскими лицами в воинских частях и учреждениях, включенных в перечень воинских частей, входящих в состав объединенной группировки войск, не означает непосредственного их участия в боевых действиях и, как следствие, приобретения статуса ветерана боевых действий наравне с теми лицами, которые непосредственно участвовали в боевых действиях и контртеррористических операциях.
В судебном заседании ответчик также пояснила, что в служебные командировки на территорию Чеченской Республики не убывала, участие в боевых действиях и проведении контртеррористических операций не принимала.
Довод ответчика о том, что в материалах дела имеется копия выписки из приказа начальника 31 Военной поликлиники «Об организации работы эвакуационного приемника на вертолетной площадке «Гизель» от ДД.ММ.ГГГГ№, который подтверждает обоснованность выдачи ей удостоверения, суд считает необоснованным в виду того, что при сличении указанной выписки приказа с оригиналом, установлено, что информация, содержащаяся в выписке из приказа не соответствует оригиналу по дате издания приказа и содержанию. За датой «ДД.ММ.ГГГГ» в деле № том 1 «Приказы начальника поликлиники по личному составу и общим вопросам, № за 2000 год» зарегистрирован приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ иного содержания.
Таким образом, судом установлено, что ФИО4 ФИО1 имеет удостоверение «Ветеран боевых действий», однако, непосредственное участие в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона документально не подтверждено, при таких обстоятельствах, статус ветерана боевых действий ФИО4 ФИО1 должен быть прекращен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, 234-236 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к ФИО4 ФИО25, при участии третьего лица - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе РСО-Алания о прекращении статуса ветерана боевых действий удовлетворить.
Прекратить статус ветерана боевых действий ФИО4 ФИО1.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в течение 7 дней с момента получения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Судья З.В. Караева