Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев 15 октября 2013 г.
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе судьи Митрофанова А.Д.,
с участием старшего помощника прокурора г. Арсеньева Парфеновой И. Э.,
представителя ответчика администрации Арсеньевского городского округа К.,
представителей 3-го лица ОАО «Приморский газ» Л., П.,
при секретаре Попович Г. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Арсеньева в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к администрации Арсеньевского городского округа о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Арсеньева обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой г. Арсеньева была проведена проверка в сфере исполнения законодательства, регулирующего учет, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Арсеньевского городского округа.
Так, на территории Арсеньевского городского округа расположены групповые резервуарные установки (далее ГРУ): № по <адрес>, № по <адрес> в г. Арсеньеве для обеспечения населения газоснабжением. Данные ГРУ подлежали передаче в муниципальную собственность, однако, право собственности на них Арсеньевским городским округом не было оформлено, на учете в управлении имущественных отношений администрации городского округа они не состоят, в реестр муниципального имущества не включены.
10.07.2013 г. прокурором главе Арсеньевского городского округа по данному поводу внесено представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.
Оформление права собственности на данные ГРУ необходимо для реализации Арсеньевским городским округом прав собственника в отношении данных объектов, а также организации вопроса местного значения по обеспечению газоснабжения потребителей городского округа.
Более того, данные ГРУ требуют проведения освидетельствования Ростехнадзором России, поскольку с момента их ввода в эксплуатацию прошло более 20 лет и за это время они не подвергались капитальному ремонту. Дальнейшая их эксплуатация без освидетельствования и проведения ремонта может привести к аварийным ситуациям. Решение данных вопросов входит в компетенцию собственника указанных потенциально опасных объектов.
Невыполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нарушает интересы РФ, поскольку регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении РФ, создает реальную угрозу возникновения аварийной ситуации на потенциально опасных объектах, находящихся на территории Арсеньевского городского округа, а также ущемляет права неопределенного круга лиц на обеспечение газоснабжением.
Он просил возложить на администрацию АГО обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности Арсеньевского городского округа групповые резервуарные установки № по <адрес> и № по <адрес> в г. Арсеньеве Приморского края.
В судебном заседании помощник прокурора г. Арсеньева Парфенова И.Э. исковые требования поддержала по вышеуказанным доводам.
Представитель ответчика К. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что спорные объекты не являются муниципальной собственностью, т.к. не были переданы в установленном законом порядке.
Так, исходя из пообъектного состава Приложения №3 к Постановлению ВС №3020-1 групповые резервуарные установки не были отнесены к муниципальной собственности. Более того, предприятия атомного и энергетического комплекса Приложением №2 к Постановлению были отнесены к государственной собственности. То обстоятельство, что спорное имущество на основании Постановления ВС №3020-1 было отнесено к государственной собственности Приморского края подтверждается и тем, что решение о его приватизации было принято Комитетом по управлению имуществом Приморского края согласно Постановления «О приватизации предприятия «Примкрайгаз» и учреждении на его основе акционерного общества открытого типа «Приморский газ».
Объекты государственной собственности указанные в приложениях №1 и №2, а так же не указанные в приложениях №№ 1-3 к вышеуказанному постановлению, могли быть переданы в муниципальную собственность в соответствии с распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности». Однако, спорные ГРУ в указанном порядке в муниципальную собственность не передавались.
Учитывая указанные обстоятельства у администрации АГО нет оснований для включения спорного имущества в реестр муниципальной собственности АГО.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной и муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, согласно Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Таким образом, даже если бы администрация Арсеньевского городского округа включила в реестр муниципальной собственности спорные объекты, то без документов, подтверждающих факт передачи данного имущества в муниципальную собственность, она не смогла бы осуществить государственную регистрацию права собственности на спорные объекты в ЕГРП.
Требуя возложить обязанность на администрацию АГО включить в реестр муниципальной собственности спорные объекты, прокурор фактически выдвигает исковые требования о признании ответчиком права собственности на спорные объекты, а в силу ст. 28 АПК РФ, данный спор подведомственен Арбитражному суду.
Представители третьего лица ОАО «Приморский газ» Л., П., согласились с требованиями прокурора г. Арсеньева, а так же пояснили, что спорные ГРУ являются объектами инженерной инфраструктуры, поэтому были включены в муниципальную собственность непосредственно в силу прямого указания закона. Согласно Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ» от 27.12.1991 г. №3020-1 (Приложение №3) объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальному имуществу.
08.12.1992 г. Президент РФ подписал указ №1559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организацией газового хозяйства РФ», который постановил преобразовать до 31.03.1993 г. в акционерные общества предприятия и объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства согласно приложения №1. В приложении указано производственное объединение по газификации и эксплуатации газового хозяйства Приморского края «Приморкрайгаз», в его состав вошли самостоятельные предприятия, в т.ч. трест «Арсеньевмежрайгаз».
Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом было предписано до начала акционирования государственных предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, входящих в состав объединений, определить доли РФ, районов и городов в уставных капиталах образуемых акционерных обществ.
14.12.1992 г. Глава администрации ПК подписал постановление №318, согласно которому не включены в уставные капиталы и переданы на баланс акционерных обществ объекты коммунального хозяйства, находившиеся в хозяйственном ведении государственных предприятий до преобразования.
П. 1 этого постановления, главам администраций городов и районов было предписано провести учет и составить перечни объектов коммунального хозяйства, не включенных в уставные капиталы акционерных обществ и подлежащих передаче в муниципальную собственность, принять решение об их дальнейшем использовании (принять на баланс органов местного самоуправления, сдать в аренду, приватизировать, передать на баланс акционерного общества по договору).
30.11.1993 г. Комитетом по управлению имуществом ПК вынесено постановление №552 «О приватизации государственного предприятия «Приморкрайгаз» и учреждении на его основе акционерного общества открытого типа «Приморский газ», согласно которому государственное предприятие «Приморкрайгаз» приватизировано и на его основе учреждено акционерное общество открытого типа «Приморский газ». Определено, что газостроительные установки и другое газовое оборудование, находящееся в муниципальной собственности городов и районов, не подлежали передаче в собственность АООТ «Приморский газ». Оборудование может быть передано акционерному обществу на баланс на праве пользования или на обслуживание, что не влечет за собой изменения права собственности.
Согласно утвержденному плану приватизации и акту оценки, имущество передаваемое обществу, было разграничено на федеральное и муниципальное. Каждое муниципальное образование, под переданное обществу имущество получило акции общества. Согласно реестра акционером общества является и комитет по управлению муниципальным имуществом г. Арсеньева.
Таким образом, групповые резервуарные установки, расположенные в г. Арсеньеве не вошли в план приватизации ОАО «Приморский газ». На их запросы в отношении собственности на спорные ГРУ, не вошедшие в план приватизации, были получены ответы финансового управления администрации ПК от 28.12.1995 г. №06-34 и Комитета по управлению имуществом ПК от 26.12.1997 г. №31/3-10-2833, в которых указано, что дворовые подземные емкости (ГРУ), подземные газопроводы и сооружения на них относятся к муниципальной собственности.
До настоящего времени администрацией АГО не приняты меры по решению вопроса об оформлении в собственность спорных ГРУ, хотя от решения данного вопроса зависит их безопасная эксплуатация.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно письма Финансового управления администрации ПК от 28.12.1995 г. №06-34, в соответствии с постановлением комитета по управлению имуществом ПК от 30.11.1993 г. №552 «О приватизации государственного предприятия «Приморкрайгаз» и учреждения на его основе акционерного общества открытого типа «Приморский газ», газораспределительные установки и другое газовое оборудование, находящееся в муниципальной собственности городов и районов, не подлежит передаче в собственности АООТ «Приморский газ». Оборудование может быть передано акционерному обществу на баланс на праве пользования. Эксплуатация газового оборудования осуществляется АООТ «Приморский газ» по договору с администрацией города.
Согласно письма Комитета по управлению имуществом ПК от 26.12.1997 г. №31/3-10-2833, в соответствии с постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. №3020-1, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. №235, а так же распоряжением Госкомимущества РФ от 30.04.1993 г. №765, дворовые подземные емкости (ГРУ), подземные газопроводы и сооружения на них относятся к муниципальной собственности. При этом, отдельные объекты жилищно-коммунального хозяйства, входящие в муниципальную собственность могут быть переданы на обслуживание предприятиям по договору, что не влечет за собой изменения права собственности. Следовательно, собственником объектов переданных ОАО «Приморский газ» в бессрочную эксплуатацию являются соответствующие администрации городов и районов Приморского края.
Согласно писем от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «Приморский газ» в адрес администрации АГО, ГРУ № по <адрес> и № по <адрес> расположены на территории АГО и подлежат передаче в муниципальную собственность. Администрации АГО необходимо принять меры по оформлению права муниципальной собственности на данные ГРУ, принятию их на баланс
Согласно ответов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации АГО в адрес ОАО «Приморский газ», право собственности на вышеуказанные ГРУ у Арсеньевского городского округа возникнет только после передачи их в муниципальную собственность. Данные ГРУ в реестре муниципальной собственности не значатся.
Согласно представления об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ №ж-2011, прокурором <адрес> в отношении главы АГО выдвинуты требования об оформлении права собственности на ГРУ № по <адрес> и № по <адрес>, постановке их на учет в управлении имущественных отношений администрации АГО и включении в реестр муниципального имущества.
Согласно ответа на вышеуказанное представление от ДД.ММ.ГГГГ №, спорные ГРУ, в период разграничения государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей и пр. и муниципальную собственность, подлежали передаче в муниципальную собственность АГО в порядке установленном законодательством на тот момент. Порядок не был соблюден, не имеется также передаточного акта.
Согласно справке ОАО «Приморский газ» № от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по данным реестра акционеров ОАО «Приморский газ» комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Арсеньева является владельцем обыкновенных именных акций в количестве 4 шт., что составляет 0,013 % от уставного капитала ОАО «Приморский газ».
Согласно ст. 212 ГК РФ, в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а так же РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ и п. 4 ч. 1 ст. 11 Устава АГО, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа газоснабжения населения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 данного ФЗ и п. 3 ст. 11 Устава АГО, к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 51 указанного ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. «и» ч. 2 ст. 51 Устава АГО, к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится управление и распоряжение в установленном Думой городского округа порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, ведение учета и реестра муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение вопросов создания, приобретения, использования объектов муниципальной собственности.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственность АГО от 05.03.2012 г. №17-МПА, муниципальное имущество подлежит специализированному учету в реестре муниципального имущества.
Согласно ст. 7 ФЗ «О газоснабжении в РФ» от 31.03.1999 № 69-ФЗ, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2 Постановления ВС «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» №3020-1 от 27.12.1991 г., объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно Приложения 3 к указанном Постановлению ВС, к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты инженерной инфраструктуры городов.
Согласно указа Президента РФ от 08.12.1992 г. №1559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организацией газового хозяйства РФ», постановлено преобразовать до 31.03.1993 г. в акционерные общества предприятия и объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства согласно приложения №1, в котором указано производственное объединение по газификации и эксплуатации газового хозяйства Приморского края «Приморкрайгаз», в его состав вошли самостоятельные предприятия, в т.ч. трест «Арсеньевмежрайгаз». Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом предписано до начала акционирования государственных предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, входящих в состав объединений, определить доли РФ, районов и городов в уставных капиталах образуемых акционерных обществ.
Согласно постановления Главы администрации ПК от 14.12.1992 г. №318, в соответствии с действующим законодательством не включены в уставные капиталы и переданы на баланс акционерных обществ объекты коммунального хозяйства, находившиеся в хозяйственном ведении государственных предприятий до преобразования. Главам администраций городов и районов предписано провести учет и составить перечни объектов коммунального хозяйства, не включенных в уставные капиталы акционерных обществ и подлежащих передаче в муниципальную собственность, принять решение об их дальнейшем использовании (принять на баланс органов местного самоуправления, сдать в аренду, приватизировать, передать на баланс акционерного общества по договору). Утвердить условия передачи инженерных сетей коммунального назначения на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства и муниципальных органов местных Советов народных депутатов.
Согласно постановления Комитета по управлению имуществом ПК от 30.11.1993 г. №552 «О приватизации государственного предприятия «Приморкрайгаз» и учреждения на его основе акционерного общества открытого типа «Приморский газ», плана приватизации, газораспределительные установки и другое газовое оборудование, находящееся в муниципальной собственности городов и районов, не подлежит передаче в собственности АООТ «Приморский газ». Оборудование может быть передано акционерному обществу на баланс на праве пользования или на обслуживание, что не влечет за собой изменения права собственности. Спорные ГРУ не вошли в план приватизации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», передаче в муниципальную собственность подлежат объекты коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В ходе судебного заседания установлено, что при приватизации производственного объединения «Приморкрайгаз» в план его приватизации не были включены ГРУ №, расположенная по <адрес> и №, расположенная по <адрес> в г. Арсеньеве, т.к. они в силу приложения №3 к Постановлению ВС №3020-1, как объекты инженерной инфраструктуры подлежали передаче в муниципальную собственность. ОАО «Приморский газ» после окончания приватизации продолжало обслуживать данные ГРУ и неоднократно обращалось к ответчику с предложениями о принятии их на свой баланс и включению в реестр муниципальной собственности, от чего администрация АГО уклоняется до настоящего времени.
На основании п. 2 Постановления ВС №3020-1 и приложения 3 к нему, объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, были переданы в муниципальную собственность городов. Таким образом, поскольку спорные ГРУ являются объектами инженерной инфраструктуры, поэтому они были переданы в муниципальную собственность Арсеньевского городского округа, в силу прямого указания закона. При приватизации государственного предприятия «Приморкрайгаз» и учреждения на его основе АООТ «Приморский газ» газораспределительные установки и другое газовое оборудование, находящееся в муниципальной собственности городов, не подлежало передаче в собственность ОАО «Приморский газ».
На основании вышеизложенных постановлений спорные ГРУ не вошли в план приватизации ОАО «Приморский газ» и не являются его собственностью, они являются муниципальной собственностью.
Однако, в настоящее время на указанные ГРУ право собственности Арсеньевского городского округа не оформлено, на учете в управлении имущественных отношений администрации городского округа они состоят, в реестр муниципального имущества они не включены.
Суд находит, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, поэтому довод представителя администрации о том, что указанные спорные объекты не являются муниципальной собственностью, т.к. не были надлежащим образом оформлены, следует считать несостоятельным. Спорные объекты могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. В связи с чем, суд так же считает несостоятельным довод представителя администрации о том, что в данном случае имеет место спор о праве собственности на указанные ГРУ, и дело подведомственно Арбитражному суду. В данном случае имеет место спор о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, при котором АГО не осуществляются надлежащим образом свои обязанности и нарушаются права неопределенного круга лиц жителей Арсеньевского городского округа, выражающееся в том, что АГО не решается вопрос местного значения по обеспечению граждан газоснабжением. Право муниципальной собственности на данные ГРУ никем не оспаривается, иск заявлен, в т.ч. в защиту неопределенного круга лиц, следовательно, дело подведомственно Арсеньевскому городскому суду.
Таким образом, поскольку указанные ГРУ являются собственностью АГО, поэтому право на них должно быть оформлено надлежащим образом. Все муниципальные объекты подлежат включению в реестр муниципального имущества, поэтому данные спорные ГРУ подлежат включению в реестр муниципальной собственности АГО, что входит в полномочия администрации АГО. Это необходимо для реализации АГО прав собственника в отношении данных объектов, а также организации вопроса местного значения по обеспечению газоснабжения потребителей городского округа.
В связи с указанным доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на администрацию Арсеньевского городского округа обязанность: включить в реестр муниципальной собственности Арсеньевского городского округа групповые резервуарные установки: №, расположенную по <адрес> и №, расположенную по <адрес> в <адрес> края, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Арсеньевский городской суд, в течение 1 месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Митрофанов А. Д.
Решение принято судом в окончательной форме 21.10.2013 г.