ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1109/2021 от 03.06.2021 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

УИД 43RS0017-01-2021-001446-73 Дело № 2-1109/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 03 июня 2021 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., с участием представителя истца ФИО2 - адвоката ФИО4, представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в *** по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1109/2021 по иску ФИО2 к ГУ УПФ РФ в *** (межрайонное) об установлении факта работы и перерасчете пенсии,

установил:

ФИО2 (истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в *** (межрайонное) (ответчик, УПФ) об установлении факта работы и перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований указано, что истец является получателем пенсии по старости с ***. При расчете размера пенсии ему необоснованно применен коэффициент 1,2 вместо – 1,7. *** он обратился в ГУ УПФ РФ в *** (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков. *** он получил решение об отказе в перерасчете. Указал, что по состоянию на *** он работал вахтовым методом в ООО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» (далее - ООО «ФИО7 КРС»). В данное предприятие истец был принят на работу *** помощником бурильщика по ремонту скважин 5 разряда в цех капитального ремонта скважин ***, о чем имеется запись в трудовой книжке. В сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеется запись по состоянию на *** о периоде его работы в ООО «ФИО7 КРС». На ***ФИО2 осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и проживал в указанных районах. Считает, что ответчик незаконно и необоснованно при назначении ему пенсии по старости с *** не применил повышенное отношение заработков в размере 1,7. Просит установить факт работы на *** в ООО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» в районе Крайнего Севера и обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработков - коэффициент 1,7, за работу в районах Крайнего Севера со дня возникновения права на перерасчет размера пенсии, то есть, с ***.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя адвоката ФИО4

Представитель истца - адвокат ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал. Основанием иска просил считать факт работы истца на *** в районах Крайнего севера.

Представитель ГУ - УПФ РФ в *** по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями не согласна, в судебном заседании пояснила, что на *** страховой стаж ФИО2 в льготном исчислении составил 23 года 11 месяцев 10 дней, календарный стаж работы - 14 лет 5 месяцев 3 дня. Возраста 55 лет истец достиг ***. То есть ни одно из условий для определения расчетного капитала с учетом повышенного отношения заработка не выполняется. Факт работы истца на *** в РКС не подтверждается. Указала на истечение 3-х летнего срока исковой давности. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2, 6 и 7 ч.1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

В соответствии с ч.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.2 ст.28 указанного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 февраля 2003 года №22 утверждено Разъяснение Минтруда Российской Федерации от 22 апреля 2003 года №3 «О порядке применения п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", в п.1 которого установлено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 применялось независимо от вида пенсии при наличии одного из следующих условий:

- для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 01 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 с *** является получателем пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2012 №170), к районам Крайнего Севера отнесен Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области. Единый районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,7.

***ФИО2 обратился в ГУ - УПФ РФ в *** с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков.

Решением от ******ФИО2 отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ по причине отсутствия по состоянию на *** требуемых 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера, 25 лет страхового стажа и не достижения ФИО2 возраста 55 лет, а также не подтверждением факта работы в указанных местностях на ***.

В обоснование иска и в судебном заседании истцом указано на факт проживания по состоянию на *** в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с пп. 22 п.2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №258н от 31 марта 2011 года, данный Порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с п.3 данного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом - на основании сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 4 Порядка в разделе "Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица" предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в том числе о выполнении работ в определенном месте (местности), о выполнении нормы рабочего времени и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно разъяснениям, данным в пп.4 «в» п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст.30 Федерального закона №173-ФЗ производится по состоянию на 01 января 2002 года, исходя из п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться, в частности, лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать.

Основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие характер и условия труда, составленные со ссылкой на имеющиеся первичные документы.

Из записей трудовой книжки ФИО2, следует, что *** истец принят на работу помощником бурильщика по капитальному ремонту скважин 5 разряда в цех капитально ремонта скважин *** по суммарному учету рабочего времени в ООО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» - местность приравненная к районам Крайнего Севера, *** переведен слесарем ремонтником 4 разряда в цех производственного обеспечения, *** уволен по собственному желанию.

В архивной справке от ******, выданной архивным отделом управления делами Администрации *** указано, что ФИО2 с *** работал ООО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» помощником бурильщика по капитальному ремонту скважин 5 разряда в цехе капитального ремонта скважин ***, по суммированному учету рабочего времени,…. *** уволен переводом. Документов, опровергающих полную занятость не установлено. Данное предприятие находилось в территории ***, расположенном севернее 60 градусов северной широты в ***

Как видно из сведений из лицевого счета застрахованного лица на ***ФИО2 работал в ООО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» с территориальными условиями работы РКС (код) 1,70.

В сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 (разделы 2.4, 2.5) отражены периоды его работы в ООО «ФИО7 КРС» с *** но *** - 10 месяцев и с *** по *** - 2 года 9 месяцев 17 дней.

В справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах ФИО2 так же отражены периоды его работы, включенные (засчитанные) в страховой стаж (строки таблицы 54, 55, 56, 57), а именно:

с *** по *** – 0 л. 8 мес. 25 дн. Работы с тяжёлыми условиями груда (Список 2). Местность, приравненная к районам Крайнего Севера;

с *** по *** – 0 л. 0 мес. 5дн. Работы с тяжёлыми условиями труда (Список 2);

с *** по *** - 0л. 1 мес. 0 дн. Обычные условия;

с *** по *** – 0 л. 1мес. 0 дн. Работы с тяжёлыми условиями труда (Список 2).

Таким образом, исходя из представленной совокупности доказательств, с достоверностью следует, что на *** истец работал и, соответственно, проживал на территории, относящейся к району Крайнего Севера, следовательно, имел право на применение повышенного отношения заработков на дату назначения пенсии (***) с учетом районного коэффициента, начисляемого к заработной плате в РКС.

Исходя из избранного истцом предмета и основания иска (применение повышенного коэффициента к назначенной пенсии по условию проживания в районах Крайнего Севера на 01.01.2002), ссылка представителя ответчика на разъяснения Конституционного суда РФ в определении №261-О от 12.07.2006 является необоснованной.

Согласно абз.2 п.51 Постановления Пленума ВС РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии *** к заявлению были приложены, в том числе, архивная справка от ****** и трудовая книжка. Кроме того, пенсионный орган располагал сведениями о территориальных условиях работы истца и данных индивидуального лицевого счета. Каких-либо новых документов в подтверждение своей позиции истцом не предоставлялось. Таким образом, при принятии решения о назначении истцу пенсии по Списку *** с *** ответчик обладал сведениями о работе и проживании истца на *** в районах Крайнего Севера, в связи с чем, пенсия должна была быть назначена с учетом отношения заработков с коэффициентом 1,7.

В соответствии с ч.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Указанное обстоятельство опровергает довод представителя ответчика об истечении срока давности для перерасчета.

Установив факт работы и проживания истца на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера, суд, учетом системного толкования указанных выше норм Федерального закона, нормативных актов, разъяснений, приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО2 с учетом повышенного соотношения заработков с ***.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Установить факт работы ФИО2 на *** в ООО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» в районе Крайнего Севера.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в *** (межрайонное) произвести перерасчет ФИО2 страховой пенсии по старости с учетом отношения заработков с коэффициентом 1,7 за работу в районе Крайнего Севера с ***.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Шишкин

В окончательной форме решение изготовлено 08.06.2021.

Решение09.06.2021