ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1109/2021 от 15.02.2022 Дальнегорского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-50/2022

25RS0023-01-2021-000389-78

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дальнегорск 15 февраля 2022 года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кухта А.В.,

при секретаре Клыга Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона, поданному в защиту интересов Российской Федерации к Сосновскому М. И. о взыскании ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор 304 военной прокуратуры гарнизона обратился с иском к Сосновскому М.И., указав, что постановлением уполномоченного должностного лица Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 20.11.2020, вступившим в законную силу 01.12.2020 Сосновский М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 - КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 500 рублей без конфискации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Как установлено вступившим в законную силу постановлением, 13.10.2020 в 16 час. 30 мин. (хбр) при осуществлении государственными инспекторами группы режимно-контрольных мероприятий отдела (погк) в <адрес> в <адрес> управления ФСБ России по Приморскому краю совместно с сотрудниками Росгвардии и старшим инспектором КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий» природоохранного рейда по контролю за соблюдением правил, регламентирующих рыболовство, на берегу реки Васильковка (внутренние водные объекты Российской Федерации) примерно в 20 метрах от уреза воды в координатах N <адрес> с.ш., Е <адрес> в.д. задержаны Сосновский М.И., Кузиляк А.С. и Артемов В.А.

В месте задержания обнаружено 32 особи лососевых видов рыб (кеты), потрошенные, свежевыловленные, а также 2 особи лососевых видов рыб (кеты), потрошенные без головы и хвоста, 21 особь лососевых видов рыб (кеты), не потрошенные, свежевыловленные. Общий вес водных биологических ресурсов составил 162 кг., общий вес икры лососевых видов рыб (кеты) составил 17,2 кг. С участием специалиста-ихтиолога определена видовая принадлежность обнаруженных водных биологических ресурсов, все 55 особей рыбы принадлежат к семейству лососевых, род - тихоокеанские лососи, вид - кета. Икра принадлежит лососевым видам рыб.

Каких-либо разрешительных документов или документов, подтверждающих законность происхождения водных биологических ресурсов, а также их добычу (вылов), хранение, транспортировку Сосновский М.И. должностным лицам Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю не представил.

По данному факту уполномоченным должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в отношении Сосновского М.И. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Согласно произведенному расчету, причиненный водным биологическим ресурсам Российской Федерации ущерб составил 710 493 рубля 40 копеек, который до настоящего времени Сосновским М.И. в добровольном порядке не возмещен.

Просит взыскать с взыскать с Сосновского М.И. в бюджет Ольгинского муниципального района Приморского края ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам Российской Федерации, в размере 710 493 рубля 40 копеек, а также государственную пошлину в размере 10 305 рублей.

Представитель истца – военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона – старший помощник прокурора г. Дальнегорска Пушкеля Л.А. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить по изложенным в иске доводам.

Ответчик Сосновский М.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств, возражений на иск не представил.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворения на основании следующих доводов и доказательств.

В силу ст. 11 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - федеральный закон «О рыболовстве») добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется на основании разрешения.

Согласно ч. 1 ст. 34 федерального закона «О рыболовстве», разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении, в том числе промышленного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, а также в иных предусмотренных настоящим федеральным законом случаях.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 43.1 федерального закона «О рыболовстве» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.05.2019 № 267 (далее - Правила рыболовства).

В соответствии с п. 1 Правил рыболовства Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, за исключением водных объектов или их частей, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в пределах которых рыболовство запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. 49 Правил рыболовства, любительское рыболовство на рыболовных (рыбопромысловых) участках, предоставленных (выделенных) пользователям (за исключением граждан) на основании договоров пользования рыболовным участком или договоров о предоставлении (выделении) рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства, гражданами осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского рыболовства), выдаваемой пользователям. В путевке должен быть указан объем водных биоресурсов, согласованный для добычи (вылова), район добычи (вылова) в пределах рыболовного (рыбопромыслового) участка, орудия добычи (вылова), срок ее действия.

Граждане, осуществляющие любительское рыболовство на предоставленных (выделенных) для этих целей рыболовных (рыбопромысловых) участках, должны иметь при себе путевку, а также документ, удостоверяющий личность. По окончании промысловой операции (добычи (вылова)) гражданином, осуществляющим любительское рыболовство на предоставленных (выделенных) хтя этих целей рыболовных (рыбопромысловых) участках, в путевку вносятся сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов.

Согласно пп. «а» п. 52.1 Правил рыболовства, пользователи рыболовными (рыбопромысловыми) участками, предоставленными (выделенными) для организации любительского рыболовства, а также граждане не вправе осуществлять любительское рыболовство: в запретные сроки и в закрытых для добычи (вылова) районах (местах).

В силу пп. «в» п. 54.1 Правил рыболовства, запрещается осуществлять любительское рыболовство всех видов водных биоресурсов во внутренних водных объектах, расположенных на территории следующих субъектов Российской Федерации: Приморского края - в реках Рязановка, Барабашевка, Васильковка (приток реки Аввакумовка).

Из положений федерального закона «О рыболовстве» следует, что соответствующие разрешения либо ограничения пользования животным миром являются необходимым условием законного ведения промысла водных биологических ресурсов и обязательны как для лиц, получивших право на вылов (добычу) водных биоресурсов, так и для лиц, осуществляющих вылов, прием, обработку, транспортировку, хранение продукции, перегрузку выловленных ресурсов.

Следовательно, получение разрешительных документов необходимо не только на непосредственную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, но и на деятельность по их приемке, обработке, хранению, транспортировке, перегрузке.

Отсутствие разрешительных документов или иных правоустанавливающих документов на уловы водных биологических ресурсов свидетельствует об их незаконной добыче и незаконности владения ими лицом, у которого данные водные биоресурсы обнаружены.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> в 16 час. 30 мин. при осуществлении государственными инспекторами группы режимно-контрольных мероприятий отдела (погк) в <адрес> в <адрес> управления ФСБ России по Приморскому краю совместно с сотрудниками Росгвардии и старшим инспектором КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий» природоохранного рейда по контролю за соблюдением правил, регламентирующих рыболовство, на берегу реки Васильковка был задержан Сосновский М.И.

В месте задержания ответчика обнаружено два пропиленовых мешка в которых находилось 32 особи, лососевых видов рыб (кеты), потрошенные, свежевыловленные, а также 2 особи лососевых видов рыб (кеты), потрошенные без головы и хвоста, 21 особь лососевых видов рыб (кеты), не потрошенные, свежевыловленные. Общий вес водных биологических ресурсов составил 162 кг, общий вес икры лососевых видов рыб (кеты) составил 17,2 кг.

С участием специалиста-ихтиолога определена видовая принадлежность обнаруженных водных биологических ресурсов, все 55 особей рыбы принадлежали к семейству лососевых, род - тихоокеанские лососи, вид - кета. Икра принадлежала лососевым видам рыб.

Каких-либо разрешительных документов или документов, подтверждающих законность происхождения водных биологических ресурсов, а также их добычу (вылов), хранение, транспортировку Сосновский М.И. должностным лицам Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю не представил.

По данному факту уполномоченным должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в отношении Сосновского М.И.было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Постановлением уполномоченного должностного лица Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 20.11.2020, вступившим в законную силу 01.12.2020, Сосновский М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности.

До настоящего времени ответчиком ущерб, причиненный водным биоресурсам Российской Федерации, в добровольном порядке не возмещен. Доказательств обратного, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.

В соответствии с ст. 53 федерального закона «О рыболовстве» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

В силу ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Из приведенных положений законодательства следует, что добыча водных биоресурсов с нарушением требований Правил рыболовства влечет причинение вреда водным биологическим ресурсам.

В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого оно вынесено, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

По настоящему делу факт незаконного осуществления ответчиком добычи водных биоресурсов установлен вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении.

Размер причиненного ответчиком вреда в результате незаконного вылова водных биоресурсов с учетом объема (количества) улова применительно к таксам и методике, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321 «Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам», согласно представленному расчету, составил 710 493 рублей 40 копеек.

В соответствии с требованиями п. 2 ст.1064, п. 2 ст. 401 ГК РФ по общему правилу бремя доказывания своей невиновности в гражданском процессе лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред, т.е. на ответчике.

Как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока, не доказано обратное.

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в гражданском процессе вина предполагается до тех пор, пока лицом, причинившим вред или не исполнившим обязанность, не доказано обратное.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба вины ответчиком не представлены, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Представленный истцом расчет суммы ущерба судом проверен, суд находит его верным. С ответчика подлежит взысканию сумма причиненного ущерба в размере 710 493 рублей 40 копеек.

Согласно разъяснений, изложенных в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абз. второй п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Кроме этого, в соответствии со ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета Дальнегорского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 305 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона, поданному в защиту интересов Российской Федерации к Сосновскому М. И. о взыскании ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам – удовлетворить.

Взыскать с Сосновского М. И. в бюджет Ольгинского муниципального района Приморского края ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам Российской Федерации, в размере 710 493 (семьсот десять тысяч четыреста девяносто три) рубля 40 копеек.

Взыскать с Сосновского М. И. в бюджет муниципального образования Дальнегорский городской округ государственную пошлину в размере 10 305 (десять тысяч триста пять) рублей.

Решение может быть обжаловано ответчиком в Дальнегорский районный суд путем подачи заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья А.В. Кухта