Дело №2-110/2019г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Чкаловск 01 апреля 2019 года
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Коротковой Н.В.,
при секретаре Новоселовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирюковой Екатерины Витальевны к Соломатовскому МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области о признании незаконными действий по начислению коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг, признании незаконными действий по указанию сведений в квитанциях по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бирюкова Е.В. обратилась в суд с иском к Соломатовскому МУП ЖКХ о признании незаконными действий Соломатовского МУП ЖКХ по начислению коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг, признании незаконными действий по указанию сведений в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Свои требования истец мотивировала тем, что с ноября 2015 года она проживает по адресу: <адрес> на основании договора социального найма. Она является инвалидом с детства и ей бессрочно установлена 1 группа инвалидности. В указанной квартире она зарегистрирована одна. Ей предоставлена льгота по оплате жилого помещения.
Ответчик является управляющей организацией, обслуживающей данный жилой дом. В период с ноября 2017г. по май 2018г. ответчиком стали выставляться квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг из расчета на пять потребителей. В квитанции ответчиком указаны сведения о том, что в ее жилом помещении зарегистрированы пять человек. Однако, данные сведения не соответствуют действительности. После неоднократных обращений к ответчику ей был предоставлен акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Однако, данный акт является незаконным, так как составлен с нарушением требований действующего законодательства. Акт составлен без ее участия, о его составлении ей не было известно. Подписи Г.Н.И., которая является ее соседкой, в акте не имеется. С.Е.В., подписавшая акт, проживает в ином доме и не обладает сведениями о лицах, постоянно или временно проживающих в занимаемой ей квартире. В указанный период времени к ней приезжали родственники, которые длительное время в квартире не проживали.
Истец Бирюкова Е.В. просит признать незаконными действия Соломатовского МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области по начислению коммунальных услуг Бирюковой Екатерине Витальевне за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года из расчета регистрации (проживания) пяти человек по адресу: <адрес> возложить на Соломатовское МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области обязанность произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: <адрес> за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года с учетом одного потребителя зарегистрированного в жилом помещении, признать незаконными действия Соломатовского МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области по указанию сведений в квитанциях об оплате коммунальных услуг за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года о регистрации пяти человек по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца Ревухина О.В. исковое заявление поддержала и пояснила, что истец Бирюкова Е.В. является инвалидом детства. В 2015 году истцу была предоставлена квартира по договору социального найма по адресу: <адрес>, в которой она проживала вместе с бабушкой, впоследствии к ним приехал отец. За время проживания в квартире Бирюкова Е.В. своевременно и в полном объеме оплачивала предоставленные коммунальные услуги. С ноября 2017 года по май 2018 года ответчиком с адрес истца стали выставляться квитанции об оплате коммунальных услуг из расчета пяти потребителей. В квитанциях были указаны сведения о том, что в жилом помещении зарегистрировано пять человек. Однако, данные сведения не соответствуют действительности. У Бирюковой Е.В. большая семья, ей как инвалиду требуется помощь, поэтому постоянно кто-то из родственников присутствует в квартире, помогает истцу по хозяйству. При этом, постоянно в квартире никто не проживал. В 2017 году к истцу стала приходить социальный работник. С ноября 2017 года у истца образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги, о которой она узнала из квитанций по оплате ЖКУ, в связи с чем обратилась в Соломатовское МУП ЖКХ. После неоднократных устных, а затем и письменных требований ответчик предоставил акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. При этом, самих представителей ответчика в квартире у истца не было. Акт составлен без участия Бирюковой Е.В., о его составлении она ничего не знала. Действия ответчика повлекли нарушение прав Бирюковой Е.В. на социальную защиту как инвалида, поскольку выплаты и компенсации по оказанным коммунальным услугам были прекращены из-за сведений о задолженности, поданных ответчиком в орган социальной защиты населения. В настоящее время Бирюкова Е.В. в квартире не проживает. Просит признать незаконными действия Соломатовского МУП ЖКХ по начислению коммунальных услуг Бирюковой Е.В. за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года из расчета регистрации (проживания) пяти человек по адресу: <адрес> возложить на ответчика Соломатовское МУП ЖКХ обязанность произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года с учетом одного потребителя зарегистрированного (проживающего) в спорном жилом помещении; признать незаконными действия Соломатовского МУП ЖКХ по указанию в квитанциях об оплате коммунальных услуг в период с 01.11.2017года по 01.05.2018года сведений о регистрации пяти человек по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Голошапов А.Н. исковые требования не признал и показал, что в ноябре 2015 года Бирюковой Е.В. было предоставлено в пользование по договору социального найма жилое помещение по адресу: <адрес>. По данным выписки из домовой книги в данной квартире зарегистрирована одна Бирюкова Е.В.. Поскольку Бирюкова Е.В. является инвалидом с детства и за ней необходим постоянный уход, совместно с ней в квартире проживали ее родственники, однако плата за холодное водоснабжение и вывоз ТБО начислялась на одного человека исходя из нормативов потребления. На неоднократное напоминание об установлении прибора учета холодной воды, ответа не поступило. На протяжении 2016-2017гг кроме Бирюковой Е.В. в квартире проживали другие члены семьи Бирюковой Е.В. От жителей дома стали поступать жалобы на то, что в квартире Бирюковой Е.В. проживает много людей, а плату берут только с одного человека. Со слов соседей в квартире проживало периодически до 12 человек. Так как прибор учета не был установлен, то в ноябре 2017 года был составлен акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Для установления количества проживающих и составления акта он пришел в квартиру Бирюковой Е.В., дверь ему не открыли. Соседки по дому Г.К.И. дома не оказалось. Акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, был им составлен и позже был подписан С.Е.В., которая в то время работала социальным работником у Бирюковой Е.В.. С.Е.В. подтвердила факт проживания совместно с Бирюковой Е.В. других членов семьи. В мае 2018 года умерла бабушка Бирюковой Е.В., все родственники и сама Бирюкова Е.В. съехали из квартиры и с этого момента начисления платы за воду и вывоз ТБО стали производиться на одного человека. Акт о количестве проживающих в квартире, после его составления Бирюковой Е.В. не направлялся.
Выплаты компенсации по оказанным коммунальным услугам были прекращены из-за сведений, поданных в орган социальной защиты населения о наличии у Бирюковой Е.В. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2008г. №281 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором образовалась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Права инвалида на меры социальной поддержки ограничены не были. На протяжении всего времени с момента предоставления жилья за исключением августа-ноября 2017г. у квартиросъемщицы Бирюковой Е.В. имелась задолженность по оплате за жилое помещение. В сентябре 2016 года было подано заявление на выдачу судебного приказа о взыскании с Бирюковой Е.В. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. По состоянию на 01.02.2019г. долг за жилое помещение по вышеуказанному адресу составляет 21607,51 руб. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика Кулева В.В. показания Голошапова А.Н. поддержала и дополнила, что указание в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг количество зарегистрированных (постоянно проживающих) в жилом помещении пять человек является опиской.
Свидетель С.Е.В. пояснила, что в 2017 году она, являлась социальным работником, обслуживала Бирюкову Е.В. как инвалида I группы. В квартиру к Бирюковой Е.В. с апреля 2017 года она ходила ежедневно, с января 2018 года стала ходить по графику и посещала Бирюкову Е.В. до 01.06.2018 года, пока не умерла её бабушка, которая проживала вместе с Бирюковой Е.В. Также в квартире вместе с ними проживал отец Бирюковой Е.В. и двое детей ее сестры. Фактически в квартире постоянно проживало 5 человек, и постоянно находились в гостях родственники Бирюковой Е.В. В ноябре 2017 года к ней обратился директор Соломатовского МУП ЖКХ Голошапов А.Н. с просьбой подтвердить, сколько человек постоянно проживает в квартире у Бирюковой Е.В. и подписать акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении в количестве пяти человек, на что она согласилась, акт подписала. В указанную квартиру с Голошаповым А.Н. фактически они не выходили.
Свидетель Г.К.И. показала, что она проживает по адресу: <адрес> в течение 26 лет и является соседкой Бирюковой Е.В. Дом, в котором они проживают является двухквартирным, входы в квартиры разные. Во второй половине дома ранее проживала Бирюкова Е.В., которая въехала в квартиру в 2015 году вместе с бабушкой. Также с ними стала проживать сестра Бирюковой Е.В. вместе с сыном. На каждые выходные другая сестра Бирюковой Е.В. привозила двоих детей. Также в квартире Бирюковой Е.В. проживали дети ее сестры Татьяны. В 2017 году в квартире постоянно проживало много родственников Бирюковой Е.В., более пяти человек, жили они в квартире месяцами. В связи с этим, приходилось очень часто откачивать канализацию, выгребную яму. Сколько точно человек проживало в квартире у Бирюковой Е.В. в 2017 году, пояснить не может, так как они часто менялись. В устной форме она говорила директору Соломатовского МУП ЖКХ, что в квартире у Бирюковой Е.В. проживает более 5 человек. В квартиру к Бирюковой Е.В. в составе комиссии с Голошаповым А.Н. она не выходила, акт не подписывала.
Свидетель О.Т.В. пояснила, что Бирюкова Е.В. ее сестра, которая с 2015 года проживала с бабушкой в д.Железово, впоследствии к ним приехал отец. Истец является инвалидом с детства, у нее церебральный паралич. Постоянно в квартире с ними больше никто не проживал. Все родственники по очереди приезжали к ним в гости, чтобы помочь по хозяйству.
Свидетель Л.Н.В. пояснила, что Бирюкова Е.В. ее родная сестра. В 2017 году Бирюкова Е.В. проживала в <адрес> с бабушкой, потом к ним приехал отец. Родственники приезжали к Бирюковой Е.В. в гости часто, иногда на 2-3 дня, помочь по хозяйству и дому, так как сестра является инвалидом, но никто постоянно в квартире не проживал. После смерти бабушки Бирюкова Е.В. из квартиры выехала к Ревухиной О.В.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Бирюковой Е.В. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
По делу установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения № 216 от 01.11.2015г. Бирюкова Е.В. является нанимателем <адрес>
Согласно выписке из домовой книги по указанному адресу Бирюкова Е.В. зарегистрирована с 20.11.2015 года по настоящее время, другие граждане в адресе не регистрировались. (л.д.9).
На основании договора на содержание (техническое обслуживание) и ремонт муниципального жилого фонда от 01.01.2013г. Соломатовское МУП ЖКХ осуществляет управление жилым домом <адрес>, осуществляет расчет платы за коммунальные услуги, платы за найм, сбор платежей жильцов по оплате жилья и коммунальных услуг.
В квартире Бирюковой Е.В. индивидуальный прибор учета потребления холодной воды отсутствует, плата за коммунальные услуги по холодному водоснабжению начислялась исходя из норматива потребления и количества лиц, проживающих в квартире.
В квитанциях на оплату услуг ЖКХ в период с ноября 2017г. по май 2018 года указано, что количество зарегистрированных по месту жительства составляет 5 человек.
30.10.2018г. Бирюкова Е.В. обратилась в Соломатовское МУП ЖКХ с заявлениями о разъяснении, на каком основании были установлены сведения о регистрации в ее квартире 5 человек, а также о перерасчете долга за квартиру, так как она проживает в квартире одна.
Из письменного ответа Соломатовского МУП ЖКХ от 08.11.2018г. на обращение Бирюковой Е.В. следует, что в квартире зарегистрирован один человек, начисления за холодное водоснабжение и вывоз ТБО производились на одного человека, однако в период с ноября 2015г. по май 2018г. фактически проживало пять человек. На неоднократное напоминание об установлении индивидуального прибора учета потребления воды, ответа не последовало. В связи с этим, был составлен акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 13.11.2017г. и начисления за воду и вывоз ТБО стало производиться на пять человек по май 2018г. включительно. С июня 2018г. по август 2018г. в связи с выбытием временно проживающих, начисление платы за коммунальные услуги производилось на одного человека. С сентября 2018г. по настоящее время в связи с выбытием Бирюковой Е.В. начисляется плата только за содержание жилья. Содержащиеся в квитанции сведения о фактически зарегистрированных гражданах в количестве пяти человек являются опиской и на расчет платы не влияют.
Согласно акту, составленному и подписанному комиссией в составе директора Соломатовское МУП ЖКХ Голошапова А.Н. и члена комиссии С.Е.В. фактически в <адрес> проживает пять человек. Сведения о нанимателе данного жилого помещения в акте отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги, актом об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 13.11.2017, ответом Соломатовского МУП ЖКХ от 08.11.2018, справкой об инвалидности, копиями квитанций на оплату услуг ЖКУ, справкой Соломатовского МУП ЖКХ, заявлениями Бирюковой Е.В., выпиской из лицевого счета, копией судебного приказа от 15.09.2016, распоряжением о назначении на должность, договором социального найма от 01.11.2015г., распоряжением о выделении Бирюковой Е.В. квартиры от 26.10.2015г., договором на содержание (техническое обслуживание) и ремонт муниципального жилого фонда от 01.01.2013г., уставом Соломатовского МУП ЖКХ, а также показаниями свидетелей Г.К.И., О.Т.В., Л.Н.В., С.Е.Н..
Согласно п. 56(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 58 Правил предоставления коммунальных услуг, в редакции, действовавшей на момент составления Акта, количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.
Акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
Количество проживающих в квартире истца граждан определено Соломатовским МУП ЖКХ на основании акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 13.11.2017. (л.д.10).
Как следует из вышеуказанного акта, фамилия, имя и отчество нанимателя жилого помещения в акте не указана. Акт подписан только одним членом комиссии, подписи второго гражданина, проживающего в этом же доме, не имеется, также не имеется сведений об отсутствии (присутствии) постоянно проживающего потребителя при составлении акта.
Между тем, из показаний свидетеля С.Е.В. следует, что она не выходила в составе комиссии по адресу: <адрес>, указанный акт был ей подписан по просьбе директора Соломатовского МУП ЖКХ Голошапова А.Н.
Из показаний свидетеля Г.К.И. с достоверностью не следует, сколько точно человек проживало в квартире у Бирюковой Е.В. в 2017 году. В квартиру к Бирюковой Е.В. в составе комиссии она не выходила, акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 13.11.2017, не подписывала.
Названный акт нанимателю квартиры не вручался, в органы внутренних дел акт не направлен. Заявление нанимателя спорной квартиры, предусмотренное подпунктом "б" пункта 57 Правил № 354, в адрес Соломатовского МУП ЖКХ не поступало.
Иной порядок установления количества временно проживающих граждан в целях начисления потребителю платы за соответствующий вид коммунальной услуги в рассматриваемом периоде действующим законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не может быть признан законным, так как изложенные в нем сведения не соответствуют положениям пункта 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг, следовательно, требование о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за период с 01.11.2017г. по 01.05.2018г. исходя из количества одного проживающего в квартире, подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в спорный период в квартире Бирюковой Е.В., расположенной по адресу: <адрес> фактически проживало пять незарегистрированных жителей, которые пользовались услугами водоснабжения, в связи с чем истец обязана производить плату за потребленную ими воду, судом отклоняются как необоснованные, поскольку Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 установлен иной порядок фиксации лиц, временно проживающих в жилом помещении, с целью начисления коммунальных расходов, и показаниями свидетелей данные обстоятельства подтверждены быть не могут.
Доводы ответчика о проживании в квартире Бирюковой Е.В. бабушки и отца подлежат отклонению, т.к. вопреки требованиям правовых норм, указанных выше, показания свидетелей не могут являться достаточными доказательствами для подтверждения количества временно проживающих в квартире граждан.
Требования истца Бирюковой Е.В. о признании незаконными действий Соломатовского МУП ЖКХ по указанию сведений в квитанциях об оплате коммунальных услуг за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года о регистрации по месту жительства пяти человек по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению, так как факт регистрации иных граждан в квартире истца не установлен и является технической опиской со стороны ответчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бирюковой Екатерины Витальевны к Соломатовскому МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области о признании незаконными действий по начислению коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг, признании незаконными действий по указанию сведений в квитанциях по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
Признать незаконными действия Соломатовского МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области по начислению коммунальных услуг Бирюковой Екатерине Витальевне за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года из расчета регистрации (проживания) пяти человек по адресу: <адрес>
Возложить на Соломатовское МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области обязанность произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: <адрес> за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года с учетом одного потребителя зарегистрированного в жилом помещении.
Признать незаконными действия Соломатовского МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области по указанию сведений в квитанциях об оплате коммунальных услуг за период с 01 ноября 2017 года по 01 мая 2018 года о регистрации пяти человек по адресу: <адрес>
Взыскать с Соломатовского МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области в местный бюджет расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чкаловский районный суд.
Судья Н.В.Короткова. Решение не вступило в законную силу.