ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2012 от 12.07.2012 Сусуманского районного суда (Магаданская область)

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

Сусуманский районный суд <адрес> в составе
председательствующего Кузнецовой Т.В.,

с участием прокурора - старшего помощника прокурора <адрес> Степанова С.А.,

при секретаре Маковей О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в зале судебного заседания Сусуманского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «поселок Холодный» об обязании создать в сети Интернет официальный сайт и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> области обратился в <данные изъяты> районный суд <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования «поселок Холодный» об обязании создать в сети Интернет официальный сайт и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления, указав в обоснование заявленных требований следующее.

<данные изъяты> Сусуманского района Магаданской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «поселок Холодный» требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законодательства о противодействии коррупции, в результате которой выявлены нарушения ч.2 ст.24 Конституции РФ, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: администрацией муниципального образования «поселок Холодный» официальный сайт в сети «Интернет» не создан, информация о деятельности органов местного самоуправления в установленном законом порядке не размещена.

По результатам рассмотрения представления прокурора <адрес> об исполнении требований законодательства об обеспечении доступа к информации, внесенного в адрес главы муниципального образования «поселок Холодный» от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в представлении, отклонены, при этом главой муниципального образования «поселок Холодный» указано, что функция по размещению сведений о деятельности органов местного самоуправления на сайте администрации <адрес> осуществляется управлением

2

информационных ресурсов и программно-технического обеспечения администрации <адрес>.

Между тем, размещенная на портале администрации <адрес> информация о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «поселок Холодный» не соответствует требованиям ст.13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Исходя из системного толкования норм указанного закона, органы местного самоуправления могут размещать информацию о своей деятельности на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальное образование, или на официальном сайте муниципального района (для органов самоуправления поселений, входящих в муниципальный район) только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта.

Поскольку техническая возможность создания официального сайта имеется у каждого органа местного самоуправления, входящего в <адрес>, в том числе и у муниципального образования «поселок Холодный», прокурор полагает, что размещение сведений о деятельности органов самоуправления муниципального образования «поселок Холодный» на портале администрации <адрес> не освобождает ответчика от обязанности по созданию собственного сайта, как это предусмотрено нормами вышеуказанного закона. Кроме того, Федеральным законом «О противодействии коррупции» определен ряд принципов противодействия коррупции в Российской Федерации. Одним из основополагающих принципов борьбы с коррупцией является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления. Необеспечение органами местного самоуправления муниципального образования «поселок Холодный» открытости и доступности информации об их деятельности нарушает гарантированное конституционное право граждан на доступ к информации, в связи с чем, прокурор <адрес> просит суд обязать администрацию муниципального образования «поселок Холодный» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления.

Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив просительную часть, просил обязать администрацию муниципального образования «поселок Холодный» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт администрации муниципального образования «поселок Холодный» в сети «Интернет» и разместить на нем информацию о деятельности указанного органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, установленным статьей 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», поскольку ее отсутствие, как и отсутствие самого сайта, ущемляет права граждан на свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления, чем нарушается один из основополага-

3

ющих принципов деятельности органа местного самоуправления - публичность и открытость.

Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, а также изложенные им в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в части того, что муниципальным образованием «поселок Холодный» обеспечена открытость информации о своей деятельности с использованием некоторых способов, предусмотренных ст.6 ФЗ № 8-ФЗ, таких как: использование информационных стендов, находящихся в занимаемых им помещениях, предоставлении информации на основании письменных запросов, публикация необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления поселка Холодный на сайте <адрес> www.magadan.ru в виде Паспорта, размещение информации о нормативных актах, административном регламенте и нормотворческой деятельности на порталах сайта Минюста РФ, а также на сайте www.zakon.s/c., размещение информации о проводимых торгах и закупках на сайте torgi.gov.ru., размещение информации для граждан о порядке обжалования действий муниципального образования «поселок Холодный», нормативных актов и т.д. на порталах сайта Минюста РФ, находит несостоятельными по следующим основаниям.

Прокурорской проверкой установлено, что на портале администрации <адрес> www.magadan.ru информация о муниципальном образовании «поселок Холодный» не обновлялась (дата последнего обновления 17.06.2010 года) в связи с чем, устарела и не соответствует действительности, информация о деятельности органов местного самоуправления МО «поселок Холодный», предусмотренная ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года, в сети «Интернет» не размещена. При ознакомлении с материалами, публикуемыми в местной газете «Горняк Севера», установлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления МО «поселок Холодный» в истекшем периоде 2012 года не публиковалась, на стендах администрации поселка Холодный информация о деятельности органов местного самоуправления МО «поселок Холодный» не размещена.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представив заявление, просил дело рассмотреть в его отсутствие, при этом указав, что с заявленными прокурором требованиями, не согласен в полном объеме.

С учетом мнения прокурора, участвующего в деле, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, а также руководствуясь правилом части 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, уведомленного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом и об отложении судебного разбирательства не ходатайствовавшего.

Из отзыва и дополнений к нему, представленных представителем администрации МО «поселок Холодный» ФИО1, следует, что исковое заявление является необоснованным и не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Исходя из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материа-

4

лами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. При этом Конституция РФ не определяет каких-либо способов доведения этих сведений до каждого; предполагается, что орган местного самоуправления вправе использовать любой доступный и законный способ, а не только сеть «Интернет».

Статьей 6 Федерального закона № 8-ФЗ установлен перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. При этом размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» является всего лишь одним из способов обеспечения доступа к информации и он не является наиболее важным, приоритетным или основным. Органы местного самоуправления вправе, а не обязаны, использовать любой из этих способов или несколько.

При реализации Федерального закона № 8-ФЗ должны учитываться факторы, влияющие на возможность применения муниципалитетом того или иного способа обеспечения доступа к информации наличие финансовой возможности, доступность определенных технических средств и возможность их регулярного обслуживания.

Муниципальное образование «поселок Холодный» обеспечивает открытость информации о своей деятельности и использует некоторые способы обеспечения доступа к информации, оговоренные в ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ: размещение информации о деятельности органов местного самоуправления в занимаемых ими помещениях на информационных стендах, предоставление информации на основании письменных запросов, присутствие граждан на заседаниях коллегии органов местного самоуправления, а также размещение информации о своей деятельности на официальном сайте <адрес>.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если органом самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет» указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Отсюда следует, что федеральный закон не предусматривает обязанности муниципального образования создавать и иметь свой собственный сайт. В данном случае муниципалитету дана диспозитивность - либо создать собственный сайт, либо пользоваться сайтом субъекта.

Также муниципальное образование «поселок Холодный» является высокодотационным - с долей в бюджете межбюджетных трансфертов из бюджета <адрес> и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, превышающей 70% собственных доходов.

В соответствии с решением Собрания представителей поселка Холодный от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «поселок Холодный» на 2012 год» бюджет на 2012 год утвержден по расходам в сумме 11819,95 тыс. руб., по доходам в сумме 11485,90 тыс. руб. Таким образом, дефицит бюджета составляет 334,05 тыс. Согласно приложения к решению о бюджете, утверждены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета в сумме 0,00 руб., то есть такие источники полностью отсутствуют.

В условиях дефицита бюджета у муниципального образования «поселок Холодный» отсутствует финансовая возможность создания собст-

5

венного интернет-сайта, в связи с чем, сведения о деятельности органов местного самоуправления поселка Холодный опубликованы на сайте <адрес> www.magadan.ru в виде Паспорта.

В ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ законодатель не установил, отсутствие какой именно возможности позволяет пользоваться сайтом субъекта федерации (технической, финансовой, правовой, организационной), в связи с этим, данная норма должна толковаться расширительно - отсутствие любой возможности создать собственный сайт дает право на размещение информации о деятельности органов местного самоуправления на сайте субъекта Федерации. Поскольку создание сайта связано с денежными затратами, отсутствие денежных средств является достаточной причиной невозможности создания муниципальным образованием «поселок Холодный» собственного сайта, в связи с чем, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Заслушав в судебном заседании пояснения прокурора, участвующего в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные документы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно уставу муниципального образования «поселок Холодный» администрация поселка Холодный является органом местного самоуправления, в полномочия которого, входит решение вопросов местного значения (<данные изъяты>

Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в редакции от 11.07.2011 года), основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с положениями п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

6

Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Статьей 6 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года установлен перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления одним из которых является обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и размещение этими органами информации о своей деятельности в сети "Интернет".

Положениями ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит: 1) общую информацию об органе местного самоуправления; 2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления; 3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; 4) информацию о состоянии

7

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; 5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; 6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; 7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления; 8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; 9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Согласно ч. 7, 8 ст.14 ФЗ № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, следует, что необходимая информация о деятельности органов местного самоуправления поселка Холодный опубликована на сайте <адрес> www.magadan.ru в виде Паспорта, информация о нормативных актах, административном регламенте и нормотворческой деятельности размещена на порталах сайта Минюста РФ, а также на сайте www.zakon.s/c., информация о проводимых торгах и закупках размещена на сайте torgi.gov.ru., информация для граждан о порядке обжалования действий муниципального образования «поселок Холодный», нормативных актов и т.д. размещена на порталах сайта Минюста РФ.

Данные доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными, поскольку, исходя из требований Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информационной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», органы власти обязаны размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет».

Из исследованных в судебном заседании документов приложенных к иску, а также документов дополнительно представленных следует, что на официальном сайте администрации <адрес> www.magadan.ru размещена информация о деятельности муниципального образования «поселок Холодный» в виде Паспорта муниципального образования «поселок Холодный», иная информация, предусмотренная ст. 13 вышеупо-

8

мянутого закона отсутствует. Собственного сайта администрация муниципального образования «поселок Холодный» не имеет (<данные изъяты>

Из документов представленных прокурором, участвующим в деле, которые были предметом исследования в судебном заседании, следует, что информация о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «поселок Холодный», предусмотренная ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года, в сети «Интернет» не размещена. При ознакомлении с материалами, публикуемыми в местной газете «Горняк Севера», установлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления «поселок Холодный» в истекшем периоде 2012 года не публиковалась, на стендах администрации поселка Холодный информация о деятельности органов местного самоуправления «поселок Холодный» не размещена. Также из представленных документов, следует, что на портале администрации <адрес> www.magadan.ru информация о муниципальном образовании «поселок Холодный» давно не обновлялась (дата последнего обновления 17.06.2010 года) в связи с чем, устарела и не соответствует действительности.

То обстоятельство, что информация о деятельности органов местного самоуправления размещенная на сайтах, указанных представителем ответчика, не освобождает администрацию муниципального образования «поселок Холодный» от обязанности по созданию собственного сайта, как это предусмотрено нормами Федерального закона № 8-ФЗ.

Кроме того из отзыва на исковое заявление следует, что создание сайта связано с определенными денежными затратами и отсутствие денежных средств является достаточной причиной невозможности создания муниципальным образованием «поселок Холодный» собственного сайта.

Данные доводы суд также находит не убедительными, поскольку, приходит к выводу, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта органы местного самоуправления могут размещать информацию о своей деятельности на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальное образование.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, вопреки доводам представителя ответчика, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «поселок Холодный» не обеспечена открытость и доступность информации о ее деятельности, что нарушает гарантированное конституционное право граждан на доступ к информации.

Оценив в совокупности все исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об обязании администрации муниципального образования «поселок Холодный» создать официальный сайт а сети Интернет являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела, а также государственной пошлины, размер и порядок уплаты которой устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В соответствии с Пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

9

Пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик, являющийся органом местного самоуправления, также освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования «поселок Холодный» информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, установленным ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года.

Решение может быть обжаловано сторонами, участвующими в деле, прокурором в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Сусуманский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Кузнецова