Дело № 2-110/2013 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2013 года пос. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Галикеева Р.М.,
с участием старшего помощника прокурора Чишминского района Екимова А.Г.
при секретаре Шатохиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об оспаривании нормативного правового акта администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет МР <адрес> РБ предоставить нормативно-правовой акт, регламентирующий осуществление нотариальной деятельности главой администрации либо специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, о рассмотрении в месячный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 252 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативного правового акта администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, об установлении в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ, что оспариваемый правовой акт противоречит Конституции РФ и Федеральным законам и признании нормативного акта недействующим со дня его принятия.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены прокуратура <адрес> Республики Башкортостан, нотариальная палата Республики Башкортостан, Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов.
В обоснование своих требований ФИО1 указал, что согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определено, что каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов нарушены его права и свободы.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ:
гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Администрация сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ, осуществляет нотариальную деятельность и взимает государственную пошлину.
На официальном сайте сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ, отсутствует нормативно-правовой акт, в соответствии с которым сельское поселение осуществляет нотариальные действия.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ направлено письмо с просьбой представить сведения о нормативно-правовом акте в соответствии с которым, сельское поселение осуществляет нотариальные действия. ДД.ММ.ГГГГ данное письмо доставлено адресату.
До настоящего времени администрация Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ не представила сведения о вышеуказанном акте.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (статья введена в действие Федеральным законом от 29 декабря 2006г № 258-ФЗ), органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Данное положение соответствует статье 37 Основ законодательства о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минюста РФ от 27 декабря 2007г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов», глава местной администрации поселения или муниципального района в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса имеют право совершать нотариальные действия по должности. Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.
Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения граждан, проживающих на территории поселения или межселенной территории, территориального органа Минюста России и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003г. № 306 «Об утверждении порядка ведения реестра государственных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» и ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993г. № 4462-1, нотариальная деятельность подлежит обязательной регистрации в Реестре государственных нотариальных контор.
Исходя из положений ст. 2 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993г. № 4462-1, глава местной администрации поселения или специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления, должны иметь высшее юридическое образование и пройти стажировку не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Кроме того сдать экзамен квалификационной комиссии.
В соответствии с частью 1 ст. 43.1. Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 ст. 43.1. указанного выше Федерального закона федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 года № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных правовых актов» утверждено положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 4 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Следовательно, включение муниципальных нормативных правовых актов в единый регистр нормативных актов является с одной стороны обязательным условием предусмотренный федеральными законами, а с другой стороны конституционным правом граждан на получение информации.
Кроме того, согласно статьи 15 Конституции РФ нормативный акт подлежит обязательному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, нотариальные действия, осуществляемые администрацией Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский района РБ должны производиться:
Принимая во внимание, что нормативно-правовой акт, регламентирующий осуществление нотариальной деятельности главой администрации либо специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления в соответствии с законом не включен в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, публикация в средствах массовой информации не осуществлена, заявитель просит: 1) обязать администрацию Енгалышевского сельсовета муниципального района Чишминский района РБ предоставить нормативно-правовой акт, регламентирующий осуществление нотариальной деятельности главой администрации либо специально уполномоченным лицом местного самоуправления; 2) в соответствии с пунктом 2 ст.252 ГПК РФ рассмотреть в месячный срок заявление об оспаривании нормативно-правового акта администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ; 3) в соответствии с п.2 ст.253 ГПК РФ установить, что нормативно-правовой акт противоречит Конституции РФ и Федеральным Законам, признать нормативно-правовой акт недействующим полностью со дня его принятия.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ФИО2 заявленные требования не признала, просила отказать.
Представитель третьего лица - прокуратуры Чишминского района Республики Башкортостан Екимов А.Г. против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая на их необоснованность.
Представители третьих лиц - Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов и некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Башкортостан» на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, представили отзыв и заявление, в котором просят рассмотреть заявление ФИО1 без их участия.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст.3 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу ст.12 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу ст.132 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Соответственно, исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
В силу ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (далее - Основы)в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
В силу ст. 37 Основ в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;
4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствовать подлинность подписи на документах;
6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений, главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов в силу занимаемой должности.
В силу ст. 39 Основ порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается настоящими Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
Приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256
"Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов" на основании части третьей статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, которая регламентирует порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов.
Также нотариальная деятельность органов местного самоуправления регламентируется приказом Министерства юстиции Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений» и Приказом Министерства юстиции Республики Башкортостан от 10 апреля 2002 года № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».
Следовательно, порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов регулируется действующими подзаконными нормативными актами.
В силу п. 2 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов утв. Приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 (далее - Инструкция) Глава местной администрации поселения или муниципального района (далее - глава местной администрации) в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса имеют право совершать нотариальные действия по должности.
Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.
Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения граждан, проживающих на территории поселения или межселенной территории, территориального органа Минюста России и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.
Территориальный орган Минюста России информирует глав местных администраций о действующих на территории нотариальных округов, в пределах которых находятся соответствующие поселения и межселенные территории, государственных нотариальных конторах и (или) нотариусах, занимающихся частной практикой, в том числе нотариусах, уполномоченных в установленном порядке выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.
В силу п. 3 ст. 28 Устава Администрации Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), направляются в официальное печатное средство массовой информации в течении 7 дней после дня их подписания.
В случае невозможности их опубликования (обнародования) в официальном печатном средстве массовой информации муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в здании Администрации в течение 7 дней после дня их подписания.
Муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио.
Не подлежат опубликованию и обнародованию муниципальные правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Как установлено судом и не отрицается заявителем, на территории Енгалышевского сельского поселения Чишминского района РБ на момент принятия Постановления Главы Администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан № 9 от 21.12.2007г. о возложении на управляющего делами сельсовета полномочий на совершение нотариальных действий, отсутствовало официальное периодическое печатное средство массовой информации, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, следовательно, допускается обнародование акта в порядке, предусмотренном уставом администрации.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
К тому же п. 2 Инструкции предусматривает требование о доведении информации до сведения граждан о принятом решении о возложении нотариальных действий на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления, а не официальное опубликование данного решения.
В силу ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 10 Инструкции нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа.
Оплата нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления, производится в порядке, установленном статьей 22 Основ:
за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает государственную пошлину по ставкам, установленным статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьей 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации;
за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.
При совершении должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий предоставляются льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, установленные подпунктами 11, 12 пункта 1 статьи 333.35, статьей 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы, в том числе налоги, предусмотренных специальными налоговыми режимами государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий.
В силу ст. 7 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ст. 43 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
В силу ст. 43.1 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 47 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Гражданское законодательство РФ разделяет муниципальные правовые акты на нормативные и ненормативные.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Ненормативный это такой правовой акт, который не содержит перечисленных признаков нормативного акта. Ненормативные (правоприменительные) акты носят индивидуально-разовый, индивидуально-определенный характер и принимаются в основном по организационно-распорядительным вопросам.
Таким образом, Постановление главы администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на управляющего делами администрации сельского поселения Енгалышевский сельского поселения ФИО3 полномочий на совершение нотариальных действий в соответствии со статьей 37 основ законодательства Российской Федерации о Нотариате от ДД.ММ.ГГГГ№-I является ненормативным правовым актом, поскольку не обладает существенными признаками нормативно правового акта и направлен на организацию деятельности администрации.
Следовательно, Постановление главы администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан №9 от 21.12.2007г. не подлежит включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 2 Основ на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
В силу ст. 3 Основнотариальной деятельностью, в соответствии с настоящими Основами, вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.
Таким образом, действующее законодательство содержит ряд требований к должности нотариуса, а глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия в силу действующего законодательства.
В силу ст. 1 Основ реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.
В силу п. 1.2. Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой утв. Приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. № 306 в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой вносятся сведения о лицах, назначенных в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, на должность нотариуса.
Следовательно, нормативно не предусмотрена обязательность внесения сведений о главах местной администрации поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселения или главах местной администрации муниципального района и специально уполномоченных должностных лицах местного самоуправления муниципального района совершающих нотариальные действия в силу действующего законодательства в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.
Как следует из журнала регистрации входящей корреспонденции СП Енгалышевский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ вх. № зарегистрировано обращение ФИО1 с просьбой предоставить нормативно правовой акт муниципального образования СП Енгалышевский сельсовет, которым определены полномочия по удостоверению доверенностей, и предоставить сведения в каком официальном источнике информации был опубликован вышеуказанный нормативно правовой акт.
Как следует из почтовой отметки о принятии письма ДД.ММ.ГГГГ, администрация направила ответ на обращение ФИО1, письмо впоследствии вернулось отправителю в связи с тем, что адресат по указанному адресу не значится.
В силу п. 1 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, администрация направила ответ на обращение заявителя в сроки и в порядке, установленные законодательством.
Помимо вышеизложенного, с заявлением о признании нормативного правового акта, противоречащим закону полностью или в части, в суд вправе обратиться гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушены его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами. Заявитель не обосновал какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушены Постановлением главы администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ или его частью.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 к администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об оспаривании нормативного правового акта администрации сельского поселения Енгалышевский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана через Чишминский районный суд в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Копия верна:
судья (подпись).
Федеральный судья Чишминского
районного суда Республики Башкортостан Галикеев Р.М.
Секретарь суда по гражданским делам ФИО4