ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2014 от 12.03.2014 Архаринского районного суда (Амурская область)

 Дело № года

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

 Архаринский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

 секретаря судебного заседания ФИО5,

 с участием истцов ФИО1, ФИО2,

 представителя ответчика администрации <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, №14; представителя ответчика администрации рабочего поселка(пгт)Архара ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 634,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, администрации <адрес>, Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>, Министерству социальной защиты <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», о признании ФИО1, ФИО2 и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1, ФИО2 и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, о возложении обязанности на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить ФИО1 финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с исковыми заявлениями к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, администрации <адрес>, Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>, Министерству социальной защиты <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», о признании ФИО1, ФИО2 и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1, ФИО2 и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, о возложении обязанности на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить ФИО1 финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества.

 Истица ФИО1 в обоснование заявленных исковых требований в судебном заседании пояснила, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории <адрес>, произошедшей в августе 2013 года, жилой дом, собственником которого она является и в котором проживает, расположенный по адресу <адрес> был подтоплен. В результате подтопления пострадал дом, испорчен фундамент, образовались сквозные трещины в стенах, просела доменная печь, в доме стало холоднее, но имущество в доме не пострадало. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета финансовой помощи, однако в данном праве ей было отказано. Поскольку дом, в котором она проживает, был поврежден в связи с наводнением, считает, что имеет право на получение компенсации причиненного ущерба.

 Просит суд признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить финансовую помощь в размере 100 000 рублей.

 В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

 Истица ФИО2 в обоснование заявленных исковых требований в судебном заседании пояснила, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории <адрес>, произошедшей в августе 2013 года, жилой дом собственником которого является её мать ФИО1 и в котором проживает она(ФИО17) совместно со своим сыном и матерью, расположенный по адресу <адрес>, был подтоплен. В результате подтопления пострадал дом, испорчен фундамент, образовались сквозные трещины в стенах, просела доменная печь, и стала дымить, в доме стало холодно. Все это произошло из-за сильных ливневых дождей, которые были летом 2013 года. Вода стояла во дворе дома, был испорчен урожай сельскохозяйственных культур, за что ей, а также членам её семьи была выплачена единовременная материальная помощь в размере 10000 рублей на человека. Факт повреждения дома, подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении её и сына в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета финансовой помощи, однако в данном праве было отказано. Поскольку дом, в котором проживает она и сын, был поврежден в связи с наводнением, считает, что имеет право на получение компенсации причиненного ущерба.

 Просит суд признать её ФИО2, сына ФИО3 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её и сына ФИО3 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес> на получение финансовой помощи в размере 200000 рублей.

 В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

 Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6 исковые требования не признала и суду пояснила, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

 В целях реализации указанных норм и в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.

 Положениями Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

 Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина, в том числе надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке.

 Под пострадавшими согласно настоящему Порядку понимаются граждане, постоянно зарегистрированные и проживающие на период чрезвычайной ситуации, в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года.

 Согласно раздела 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Министром РФ по делам ГО, ЧС от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам п. 9.1 Методических рекомендаций относит акт обследования частных жилых помещений (приложение 6а), и акт обследования имущества граждан (приложение 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.

 В материалах дела отсутствует акт обследования частного жилого помещения (приложение 6а). Имеется акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, но данный акт не соответствует установленной форме. Причинно-следственная связь между причиной появления повреждений и причиненными повреждениями не установлено. В материалах дела отсутствует заявление на имя главы МО <адрес> или губернатора <адрес> с просьбой о включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС и получение единовременной материальной помощи. ФИО1 и ФИО2 в администрацию <адрес> с таким заявлением не обращалась. Так же отсутствует справка администрации рабочего поселка Архара о регистрации и проживании истцов по указанному адресу. Правовых оснований для включения ФИО1 и ФИО2 и членов её семьи в список граждан, пострадавших в результате ЧС на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного или федерального бюджетов.

 Кроме того, согласно п. 2 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13.10.2008г. № срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п. 5 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской, обращение заинтересованных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств, направляется не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации.

 Из акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилого дома по адресу <адрес> не следует, что повреждения в доме возникли именно вследствие ЧС, а не в результате износа дома. Других доказательств того, что повреждение имущества произошло в результате ЧС не представлено. Кроме того, финансовая помощь выплачивается гражданам, пострадавшим в результате ЧС только на приобретение утраченного или поврежденного имущества первой необходимости, из представленного акта не следует, что имущество первой необходимости истцов утрачено или повреждено.

 Истцы не представили доказательств уважительности пропуска срока для предъявления документов на получение компенсационных выплат.

 Считает, что материалы дела не содержат документов, содержащих основания для признания ФИО1, ФИО2 и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес> и включении их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>.

 В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

 Представитель ответчика администрации рабочего поселка (пгт) Архара ФИО7 исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные представителем администрации <адрес>, и в дополнении суду пояснила, что на территории <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был введен режим ЧС. В начале августа 2013 года на территории <адрес> и в <адрес> был сильный ливневый дождь, но такого гидрологического явления, как наводнение в <адрес> не было, что подтверждается справкой ЦГМС, поэтому считает, доводы истцов, о том, что в <адрес> было наводнение, несостоятельными. Представленный в материалах акт обследования жилого дома по адресу <адрес>, дом. 4 от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает только фактическое состояние жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Из данного акта не следует, что повреждение жилого дома произошло в результате чрезвычайной ситуации и между состоянием жилого дома и чрезвычайной ситуацией, возникшей в августе 2013 года в п.г.т. Архара не присутствует причинно-следственная связь. Она (Фирсова) присутствовала в качестве члена жилищно-бытовой комиссии при обследовании жилого дома истцов, комиссией по данным технического паспорта 2005 года было установлено, что в фундаменте и стенах дома существуют трещины и просадка, перегородки деформированы, износ дома составил 37%. Жилищно-бытовая комиссия установила только факт износа жилого дома, к полномочиям жилищно-бытовой комиссии обследование частного жилого помещения, поврежденного в результате подтопления территории рабочего поселка (пгт)Архара, <адрес> в связи с чрезвычайной ситуацией- очень сильного дождя, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, не относится. Истцы с заявлением об обследовании утраченного имущества граждан пострадавших в результате ЧС – подтопления, произошедшего в (пгт) Архара, <адрес> не обращались, и обследование по утрате имущества первой необходимости, не проводилось, в материалах дела отсутствует акт 7г. В материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате ЧС – подтопления, произошедшего в на территории (пгт) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из данного акта следует, что обследовано жилое помещение и имеет следующие повреждения: в августе 2013 года во время сильных ливневых дождей произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом по месту жительства истцов, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили. Размер единовременной материальной помощи пострадавшим составляет 30000 рублей. Данная компенсация истцами была получено, из данного акта не следует, что было повреждено жилое помещение или другое имущество истцов в результате ЧС. Считает, что истцами не доказан факт утраты или повреждения имущества первой необходимости. Просит в удовлетворении заявленных требований, отказать.

 Представитель ответчика Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, что подтверждается уведомлением, о получении письма, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, представила отзыв на исковые заявления, из которых следует, что исковые требования истцов не признает, поскольку представленный в распоряжение суда акт, является документом, подтверждающим фактическое состояние жилого дома по состоянию на 30.12.2013года. При этом из содержания акта не представляется возможным установить, что повреждение жилого дома произошло в результате чрезвычайной ситуации и между состоянием жилого дома и чрезвычайной ситуацией, возникшей в августе 2013 года в п.г.т Архара присутствует причинно-следственная связь.

 Более того, акт является документом, опровергающим доводы истцов.

 В акте указано, что по данным 2005 года в фундаменте и стенах существуют трещины и просадка, перегородки деформированы, износ дома составил 37%. На момент осмотра выявлено: фундамент просел и местами трещины, на стенах трещины, перегородки неродные, доски на полу деформированы. Из данного акта следует, что разрушение жилого дома началось задолго до возникновения чрезвычайной ситуации. При этом, в акте отсутствует вывод о том, что такое повреждение жилого дома следует считать полной или частичной утратой имущества, в период ЧС и на какую сумму комиссия считает возможным осуществить выплату финансовой помощи.

 ФИО2 и её сын не являются собственниками дома, они только там зарегистрированы и проживают, собственником дома является ФИО1. Состояние жилого дома никакого отношения к ФИО2 и её сыну не имеет. Обращаясь с исковым заявлением, истцы также не представили доказательства, что документы, подтверждающие право на получение помощи, поступали в Министерство и что именно Министерством было принято решение об отказе во включении их и членов семьи в списки. Министерство заявляет, что действий по отказу во включении в списки заявителей, не принимало.

 В связи с тем, что истцы заявление об оказании финансовой помощи за счет средств федерального бюджета не подавали, не было осуществлено комиссионное обследование утраченного в результате чрезвычайной ситуации имущества, считает, что права ФИО1, ФИО2 и членов её семьи на получение финансовой помощи нарушены не были, истцами не представлено доказательств повреждения или утраты имущества в период ЧС.

 Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

 Представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО9 в судебное заседание не явилась, по телефонограмме, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, исковые требования не признает, так как истцами не представлено доказательств утраты или повреждения принадлежащего им имущества. Просит в удовлетворении заявленных требований, отказать.

 Представитель ответчика ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» начальник Управления ФИО10 о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть без участия представителя, просит вынести решение на усмотрение суда.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом, представил суду письменные отзывы на исковые заявления, из которых следует, что Министерство требования истцов не признает, поскольку истцами не представлено доказательств об утрате ими имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств. В акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ указано, что дом шлаколитой, 1961 года постройки, по данным технического паспорта 2005 года в фундаменте и стенах существуют трещины и просадка, перегородки деформированы, износ дома составил 37%. Данным актом не установлена причинно-следственная связь между событиями наводнения, подтопления и др. и отраженными в акте обследования последствиями, не установлено наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а так же утрата имущества вследствие подтопления жилого дома. Отсутствуют соответствующие акты (приложения 6а и 7г Методических рекомендаций).

 Кроме того, истцы в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок в администрацию <адрес> не обращались и доказательств пропуска срока для обращения с заявлением на оказание помощи, составления и представления необходимых документов по уважительной причине, не представили. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

 При таких обстоятельствах, в порядке ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

 Свидетель ФИО11 суду пояснила, что она является соседкой ФИО2 и ФИО1, которые проживают в <адрес>, она с ними общается и бывает у них в доме. В августе 2013 года, во время сильного ливневого дождя, был подтоплен земельный участок и жилой дом, принадлежащий ФИО1, в котором совместно с ней проживает ФИО2 и её сын. Вода была в подполье, в доме воды не было. Из-за того, что вода была в подполье, в доме пошли трещины на стенах, печь потрескалась, стала дымить.

 Свидетель ФИО12 суду пояснила, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>. В данном доме проживает она, ФИО2 и сын ФИО17. Её (Верхотуровой) дача располагается по соседству с домом ФИО1, они общаются как соседи. В августе 2013 года из-за сильных ливневых дождей у ФИО1 затопило подполье, огород. О том, что в подполье у ФИО1 была вода, она(Верхотурова) знает только со слов ФИО1, сама воду в подполье, не видела, в доме также воды не видела. В октябре 2013 года она заходила к ФИО1 в дом и видела, что на стенах имеются трещины, плинтус отошел от пола. Со слов ФИО1 она знает, что дом сильно пострадал.

      Суд, заслушав лиц участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

 Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

 Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

 Распоряжением главы поселка Архара № 84-п от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара объявлен режим чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения.

 В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

 В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).

 Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.

 В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), настоящий Порядок определяет механизм выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

 В целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года.

 В силу подпункта «б» пункта 2, подпункта «з» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и <адрес>», правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата имущества которых произошла в результате наводнения.

 Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №158, от ДД.ММ.ГГГГ №624, от ДД.ММ.ГГГГ №963, от ДД.ММ.ГГГГ №517) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

 Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.

 В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>», во исполнение пункта 6 которого <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

 Пунктом 2 названного Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

 В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:

 а)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на
получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда
Правительства Российской Федерации;

 б)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
<адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

 в)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на
получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за
счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

 г)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
<адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой
имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам_ гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №2-4-60-12-22.

 Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО16 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.

 Из сведений Амурского ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», следует, что опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>, в <адрес> опасного гидрологического явления- наводнения не было.

 Из материалов дела следует, что ФИО2 приходится матерью ФИО3, а ФИО1 приходится матерью ФИО2.

 Согласно домовой книге, а так же согласно данных, предоставленных администрацией рабочего поселка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы и проживают по адресу <адрес>.

 Указанные обстоятельства так же подтверждаются данными паспорта о регистрации по указанному адресу ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.

 Свидетельствами о государственной регистрации права <адрес> и <адрес>, выданными ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> закреплено право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 1314 кв.м. и жилой дом, расположенные по адресу <адрес>, ограничения (обременения) права не зарегистрировано.

 Имеется акт обследования частного жилого помещения (приложение 6а) по адресу <адрес> пострадавшего (собственника жилья) ФИО1 (количество членов семьи совместно проживающих с пострадавшим -2) от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в августе 2013 года во время сильных ливневых дождей произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом, площадь приусадебного участка 498 кв.м, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили. По заключению комиссии размер единовременной материальной помощи пострадавшим составляет 30 000 рублей. О том, что в результате сильных ливневых дождей пострадал жилой дом, надворные постройки, или другое имущество, принадлежащее истцам, данный акт не содержит.

 Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к губернатору <адрес> с заявлениями о выплате ей и членам её семьи – дочери ФИО2, внуку ФИО3 единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

 В судебном заседании установлено, что единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека ФИО1, ФИО2 и ФИО3, выплачена. Данный факт ответчиками в судебном заседании не оспаривался.

 Имеется акт обследования жилого дома по адресу <адрес> из которого следует, что обследование жилого дома проводилось членами жилищно-бытовой комиссии, назначенной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № ФИО7, ФИО13, ФИО14, из которого следует, что изучив техническую документацию жилого дома выявлено, что дом шлаколитой, 1961 года постройки, по данным 2005 года в фундаменте и стенах существуют трещины и просадка, перегородки деформированы, износ дома составил 37%. На момент осмотра выявлено: фундамент просел и местами трещины, на стенах трещины, перегородки неровные, доски на полу деформированы».

 Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи в случае соблюдения одновременно двух обязательных условий, а именно: факта причинения имущественного ущерба, а так же факта постоянного проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.

     Факт постоянного проживания ФИО1, ФИО2, и ФИО3 на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в <адрес>, подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.

 В соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО15, на основании проведенного обследования составляются акты обследования частных жилых помещений (приложение № 6а), акты обследования имущества граждан (приложение № 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, которые подписываются членами комиссии и пострадавшими гражданами (собственниками жилья), согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования, утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется печатью.

 Согласно разделу 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Министром РФ по делам ГО, ЧС от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Методические рекомендации), единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам п. 9.1 Методических рекомендаций относит акт обследования частных жилых помещений (приложение 6а), и акт обследования имущества граждан (приложение 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.

 Акт обследования жилого дома по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленный и подписанный членами жилищно-бытовой комиссии, назначенной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №31, суд не может принять во внимание, поскольку он не соответствует форме и требованиям вышеуказанных Методических рекомендаций, не подтверждает наличие каких-либо повреждений или разрушений вследствие чрезвычайной ситуации, не устанавливает причинно-следственную связь чрезвычайной ситуацией, сложившейся в июле- августе 2013 года на территории <адрес> и наличием в фундаменте и стенах дома трещин и просадок, деформации перегородок и досок на полу, износа <адрес>%.

 В акте обследования частного жилого помещения (приложение 6а) по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не содержатся сведения о наличии повреждений жилого дома.

 Из имеющихся в деле фотоснимков не представляется возможным определить, в какой промежуток времени они сделаны, так же не возможно идентифицировать, что изображенные на них объекты: стены, обои, пол повреждены именно в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, а поэтому в соответствии со ст.59 ГПК РФ они не могут являться доказательствами, подтверждающими утрату имущества и имеющими знание для рассмотрения и разрешения настоящего дела.

 Допрошенные в качестве свидетелей ФИО11 и ФИО12 пояснили, что в результате сильных ливневых дождей, произошедших в августе 2013 года у ФИО1, был затоплен огород, вода была в подполье, на стенах и печи в доме имеются трещины, отошел плинтус.

 Однако суд относится критически к показаниям данных свидетелей, поскольку они ничем объективно не подтверждены. Данные показания не являются достаточными доказательствами для того, чтобы сделать вывод о нанесении ущерба жилому дому истцов. Показания данных свидетелей не содержат конкретных сведений о характере нанесения ущерба, что является существенным для произведения компенсационных выплат истцам.

 В соответствии со ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

 Кроме того, в соответствии с п. 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО15 от 02.11.2010г. № финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.

 К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. № 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайник, столовые приборы, бытовая техника, мебель и т.д..

 В судебном заседании было установлено, что имущество первой необходимости у истцов не пострадало.

 В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Кроме того, согласно п. 2 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13.10.2008г. № срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п. 5 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской, обращение заинтересованных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств, направляется не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации.

 На территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара режим чрезвычайной ситуации объявлен с ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения.

 Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 в установленный законом срок с заявлением на оказание финансовой помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок в администрацию <адрес> не обратились и доказательств пропуска срока обращения, по уважительной причине, с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представили.

 Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 ФИО1, ФИО2 в удовлетворении исковых требований к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, администрации <адрес>, Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>, Министерству социальной защиты <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», о признании ФИО1, ФИО2 и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1, ФИО2 и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, о возложении обязанности на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить ФИО1 финансовую помощь в размере 100 000 рублей, в связи с утратой имущества, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий:                   Т.Н. Лобань

 Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.