ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2014 от 20.12.2013 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело № 2-1546-2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белгород 20 декабря 2013 г.

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Одинцовой О. В.

при секретаре Зыбцеве Р. С.

с участием представителя истца помощника Белгородского транспортного прокурора Ш., представителя ответчика по доверенности К

в отсутствие ответчика Т

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Т о запрете эксплуатации воздушных судов,

УСТАНОВИЛ:

Т является собственником воздушных судов типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141.

Дело инициировано иском Белгородского транспортного прокурора, заявленном в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором он просит: запретить ООО "БелПАНХ" эксплуатацию воздушных судов типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 без правоустанавливающих документов.

03.09.2013 года Белгородский транспортный прокурор обратился с ходатайством о замене ненадлежащего ответчика, поскольку при подготовке дела к судебному разбирательству было установлено, что спорные воздушные суда ООО "БелПАНХ" были переданы в собственность Т по договору купли-продажи от 20.06.2013 года.

В этой связи 03.09.2013 года Белгородским транспортным прокурором подано заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ об уточнении исковых требований, в котором он просит: признать воздушные суда типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 не подлежащими к эксплуатации без сертификатов летной годности, запретить Т эксплуатацию воздушных судов типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 без правоустанавливающих документов.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объёме.

Ответчик Т в судебное заседание не явился, защиту своих прав доверил К в соответствии с доверенностью от 01.11.2013 года.

Представитель ответчика в письменном заявлении признал исковые требования в части признания воздушных судов типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 не подлежащими к эксплуатации без сертификатов летной годности, в остальной части иска просил отказать.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Белгородской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту выполнения несанкционированного полета в приграничной зоне.

Проверкой установлено, что 02.04.2013 года в 13:30 воздушное судно типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), принадлежащее ООО «БелПАНХ» и по договору аренды от 05.03.2013 переданное во временное владение и пользование ООО «Вега», выполняло полет в приграничной полосе вблизи <адрес> с целью осуществления авиационно-химических работ (обработки) сельхозугодий по заявке генерального директора ООО «Победа».

Данное воздушное судно, согласно сведениям полученным, из Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), исключено из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в связи со списанием в январе 2006 года с выдачей свидетельства об исключении собственнику воздушного судна.

По вышеназванному договору аренды ООО «БелПАНХ» передало в аренду воздушное судно Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141), без действующего сертификата летной годности.

С целью обеспечения государственного контроля за летной годностью гражданских воздушных судов России на этапе их эксплуатации и в соответствии с требованиями статей 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной авиационной службы № 345 от 01.12.1998 года введено в действие «Положение о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна гражданской авиации» (далее по тексту - Положение).

Согласно п. 4.1 названного Положения сертификат летной годности действителен в течение указанного в нем срока со дня его выдачи и до тех пор, пока эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна проводятся в соответствии с ограничениями и требованиями эксплуатационной и ремонтной документации, а также отсутствуют причины, приостанавливающие срок действия сертификата летной годности в случаях, перечисленных в пункте 4.3 Положения.

В силу п. 4.3 Положения сертификат летной годности теряет силу и действие его приостанавливается или прекращается, в числе прочих, в случаях: приостановки действия или аннулирования сертификата типа, распространяющегося на данное воздушное судно; изменения эксплуатанта данного экземпляра воздушного судна.

Согласно п. 4.4 Положения, в случае приостановления или прекращения действия сертификата летной годности полеты данного экземпляра воздушного судна немедленно прекращаются.

В нарушение установленных требований ООО «БелПАНХ» эксплуатировало воздушные суда, не пригодные к эксплуатации, без сертификатов летной годности, что нарушает требования правил безопасности эксплуатации воздушных судов и правил использования воздушного пространства.

В ходе проверки также установлено, что ОАО «Белавиа ПАНХ», которое являлось собственником воздушных судов типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328) и Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141) в мае 2012 года было реорганизовано в форме преобразования в ООО «БелПАНХ». В свою очередь, ООО «БелПАНХ», согласно Устава общества, является правопреемником всех прав и обязанностей ОАО «Белавиа ПАНХ».

20.06.2013 года ООО «БелПАНХ» продало воздушные суда Т

Право собственности Т на воздушные суда типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 подтверждается договорами купли-продажи № 4/ОС и № 3/ОС от 20.06.2013 года, товарными накладными № 30 и № 31 от 02.07.2013 года, актами о приёме - передаче объекта основных средств № 00000000001 и 00000000002 от 02.07.2013 года соответственно.

В случае изменения экспулатанта экземпляра воздушного судна, сертификат летной годности теряет силу, а в случае прекращения действия сертификата летной годности полеты данного экземпляра воздушного судна немедленно прекращаются.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что в настоящий момент Т не имеет сертификатов лётной годности на воздушные суда типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141.

В российском законодательстве безопасность полетов воздушных судов определена как состояние авиатранспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Федеральные правила, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Суд считает обоснованными доводы истца о том, что выполнение полетов в отсутствие сертификатов летной годности, а тем более на воздушном судне, исключенном из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в связи со списанием, может привести к возникновению аварийных ситуаций, создает риск причинения вреда или нанесения ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Имеется большая вероятность и дальнейшего использования воздушных судов с нарушением требований законодательства, без сертификатов летной годности и списанного воздушного судна, что ни в коей мере не допустимо.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Исковое заявление подано в защиту неопределенного круга лиц, так как определить лиц, чьи права и интересы нарушаются, привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным виду того, что перечень лиц, которым создается риск причинения вреда или нанесения ущерба имуществу, в случае возникновения аварийной ситуации не представляется возможным.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые ссылается истец как на основания своих требований. Сведений в опровержение указанных доказательств суду не представлено.

Исходя из изложенных обстоятельств, в целях защиты жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов, суд считает разумным и справедливым ограничить права Тутова В. В. в части эксплуатации воздушных судов типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 без правоустанавливающих документов.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белгородского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Т о запрете эксплуатации воздушных судов признать обоснованными.

Признать воздушные суда типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 не подлежащими к эксплуатации без сертификатов летной годности.

Запретить Т эксплуатацию воздушных судов типа Ан-2 с заводским номером 1Г22205 (бывшие опознавательные знаки RA-40328), а также Ан-2 с заводским номером 1Г19546, опознавательные знаки RA-68141 без правоустанавливающих документов.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья подпись

Мотивированный текст решения

Изготовлен 31.12.13

Судья подпись

Копия верна:

Судья - О.В. Одинцова

Справка: решение суда не вступило в законную силу

Судья - О.В. Одинцова

Пом. судьи