ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2014 от 23.06.2014 Локнянского районного суда (Псковская область)

 Дело № 2-110/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 23 июня 2014 года п. Локня Псковской области

 Локнянский районный суд Псковской области в составе:

 председательствующего судьи Апетёнок Л.Р.,

 с участием заместителя прокурора Локнянского района Колчевой И.В.,

 при секретаре Антоновой К.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Локнянского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Локня» и обязании привести в исправное состояние пожарные гидранты,

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокурор Локнянского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Локня» по не приведению в исправное состояние 6 пожарных гидрантов и обязании привести в исправное состояние указанные пожарные гидранты. В обоснование заявления указано, что прокуратурой Локнянского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что на территории городского поселения «Локня» расположены 30 пожарных гидрантов. В соответствии с реестром муниципальной собственности администрации городского поселения «Локня» подземные пожарные гидранты состоят на балансе администрации городского поселения «Локня». На основании ст. 7 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальном образовании «Локня» утвержденного Решением Собрания депутатов городского поселения «Локня» от 12 сентября 2008 года № 106, администрация поселения осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества. Вместе с тем, из 30 пожарных гидрантов, расположенных на территории п. Локня, шесть гидрантов неисправны, а именно: на ул. Социалистической, д.33/6, на ул. Пионерской, д.23, на ул. Чкалова, д.41, на ул. Шарикова, д.50, на ул. Октябрьской, д.5 и на ул. Победы, д.9. Данные нарушения законодательства в случае возникновения пожароопасных ситуаций являются недопустимыми, ставящими под угрозу защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров и подлежат незамедлительному устранению.

 В судебном заседании заместитель прокурора Локнянского района Колчева И.В. заявленные требования поддержала, дополнительно пояснив суду, что от начальника пожарной части Локнянского района поступило информационное письмо о том, что на территории городского поселения «Локня» не исправны пожарные гидранты, находящиеся в муниципальной собственности.. Считает, что администрация городского поселения «Локня» бездействует, поскольку не приводит пожарные гидранты в исправное состояние, в связи с чем данная обязанность должна быть возложена судом.

 Представитель заинтересованного лица - администрации городского поселения «Локня» ФИО1, с требованиями прокурора согласился, указав, что пожарные гидранты находится в эксплуатации в течение длительного периода времени, поэтому некоторые их них неисправны. В июле 2014 года будет создана специальная комиссия для проведения инвентаризации гидрантов, те их них, в которых не имеется необходимости будут списаны с баланса городского поселения «Локня» в установленном законом порядке.

 Представитель заинтересованного лица - ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС» ФИО2 с заявленными прокурором требованиями согласился, дополнительно пояснив, что ежегодно весной и осенью проводится проверка гидрантов, находящихся на территории п. Локня, на пригодность к эксплуатации. В результате таковой проверки, проведенной 04 июня 2014 года, было выявлено, что шесть из тридцати гидрантов не пригодны к эксплуатации, забор воды из них невозможен.

 Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантирована ст.45 Конституции РФ.

 В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296).

 На основании ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 02.07.2013 года) одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является создание пожарной охраны и организация ее деятельности.

 В соответствии со ст.19 названного Закона № 69-ФЗ и п. 80 Правил противопожарного режима в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

 Согласно с п. 3, 8, 9, ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

 Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 02.07.2013 года) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

 В силу ст.10 вышеуказанного Федерального закона, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

 На основании ч.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

 При этом, в силу положений указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

 Статьей 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

 Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов городского поселения «Локня» муниципального образования «Локня» № 106 от 12.09.2008 года, принятым на 27 очередной сессии Собрания депутатов городского поселения «Локня» первого созыва», утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальном образовании «Локня». Согласно утвержденному Положению, финансирование деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляется их средств местного бюджета, а согласно ст. 7 настоящего Положения администрация поселения осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.

 В соответствии с Реестром муниципальной собственности в администрации городского поселения «Локня» на 01 января 2014 года, несправные гидранты, расположенные в п. Локня на ул. Социалистической, д.33/6, на ул. Пионерской, д.23, на ул. Чкалова, д.41, на ул. Шарикова, д.50, на ул. Октябрьской, д.5 и на ул. Победы, д.9, относятся к муниципальному имуществу городского поселения «Локня».

 Согласно п. 9 ст.4 Устава муниципального образования «Локня», принятого решением Собрания депутатов городского поселения «Локня» № 7 от 20 декабря 2005 года с последующими редакциями), к вопросам местного значения городского поселения «Локня» относится обеспечение первичных мер пожранной безопасности в границах населенных пунктов поселения; кроме этого, п.9 ст.27 вышеуказанного Устава к полномочиям администрации городского поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

 Из информационного письма, направленного прокурору Локнянского района ГКУ ПО «Управление ОД в ЧС», следует, что пожарной частью № 16 п. Локня при проведении проверки гидрантов, находящихся на территории п. Локня на пригодность к эксплуатации, проведенной 04 июня 2014 года, установлено, что несправны ряд гидрантов, относящихся к муниципальной собственности городского поселения «Локня», а именно на ул. Социалистической, д.33/6 смещена крышка колодца, гидрант расположен глубоко, водозаборная колонка не накручивается, на ул. Пионерской, д.23 смещена крышка колодца, гидрант залит водой, забор воды невозможен, на ул. Чкалова, д.41 нет давления воды, на ул. Шарикова, д.50 оборван шток гидранта, на ул. Октябрьской, д.5 не накручивается колонка, смещена крышка колодца, на ул. Победы, д.9 не работает шток гидранта, что делает невозможным забор воды.

 Данные обстоятельства не были оспорены представителями заинтересованных лиц и в ходе судебного разбирательства.

 Таким образом, учитывая, что законодательство предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе поддержания источников противопожарного водоснабжения в исправном техническом и пригодном для использования состоянии, а не устранение нарушений пожарной безопасности создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, и считает, что заявленные прокурором требования в защиту неопределенного круга лиц по приведению пожарных гидратов в исправное состояние подлежат удовлетворению.

 Кроме этого, в соответствии с п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

 При разрешении вопроса о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с муниципального образования, действия которого были признаны незаконными, суд руководствуется пп.7 п.1 ст. 333.19 НК РФ, поскольку прокурором Локнянского района подано заявление в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию, составляет 200 рублей.

 В соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199,257,258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление прокурора Локнянского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области и обязании привести в исправное состояние пожарные гидранты – удовлетворить.

 Бездействие Администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области по не приведению в исправное состояние шести пожарных гидрантов, расположенных в п. Локня на ул. Социалистической, д.33/6, на ул. Пионерской, д.23, на ул. Чкалова, д.41, на ул. Шарикова, д.50, на ул. Октябрьской, д.5 и на ул. Победы, д.9 – признать незаконным.

 Обязать администрацию городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области привести в исправное состояние шесть пожарных гидрантов, расположенных в п. Локня на ул. Социалистической, д.33/6, на ул. Пионерской, д.23, на ул. Чкалова, д.41, на ул. Шарикова, д.50, на ул. Октябрьской, д.5 и на ул. Победы, д.9, в срок до 01 ноября 2014 года.

 Взыскать с администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области государственную пошлину в бюджет Локнянского района Псковской области, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 200 рублей 00 копеек.

 Об исполнении настоящего решения уведомить суд и прокурора Локнянского района.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Локнянский районный суд Псковской области.

 Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2014 года.

 Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок